Конспект НОД. Тема «В гости к снеговику» (автоматизация звука [с] в словах)
план-конспект урока по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Конспект содержит материал, направленный на автоматизацию звука С
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_snegovik.docx | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Тема «В гости к снеговику» (автоматизация звука [с] в словах)
Цель: Автоматизировать произношение звука [с] в словах.
Задачи:
Уточнить артикуляционные и акустические признаки звука [с];
Упражнять в правильном произношении слов со звуком [с];
Активизировать словарь по теме «Посуда», «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы»;
Формировать умение образовывать относительные прилагательные, сложные слова, подбирать антонимы, делить слова на слоги;
Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, логическое мышление, зрительное восприятие;
Развивать артикуляционную моторику, общую моторику, координацию движений;
Воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля, мотивацию к совместной деятельности.
Оборудование: книга, елки , слоговой домик, игрушка снеговик, мяч, снежинки, конверты, красный сундучок, 4 ключа (синий, желтый, белый, красный),предметные картинки по теме «Посуда», «Дикие и домашние животные», «Птицы», картинки- антонимы; клей, салфетки, бумага А4,синий картон, детали снеговика для аппликации, медальки «снеговик»;фонограмма-минусовка песни-игры С. Слобожаниной «Лепим снеговика»
Ход НОД:
- Орг.момент.
-Ребята, сегодня дома я нашла очень старую книжку. А в ней были красивые стихи. Послушайте.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Как вы думаете, какому времени года посвящено это стихотворение? (Зиме). Правильно, зиме. А написал его А.С.Пушкин. Давайте посмотрим в окно. Как красиво!
Я хочу пригласить вас в зимнюю сказку. А как мы туда попадем, вы узнаете, отгадав загадку:
Белые звездочки с неба упали,
Мне на ладошку легли и пропали.(снежинки)
- Мы сейчас с вами тоже превратимся в снежинки, сказав волшебные слова: Вокруг себя повернись, в снежинку превратись…(звук ветра, метели)
Дети кружатся под красивую мелодию.
- Вот мы с вами и очутились в зимней сказке, в зимнем лесу.
Вокруг себя обернитесь - в детей превратитесь.
II. Основная часть.
- Сообщение темы занятия.
А вон там я вижу волшебную полянку. Под елкой кто-то сидит. Отгадайте загадку и узнаете с кем сегодня поиграем и какой звук закрепляем.
Что за снежный человек, нос –морковка, тело-снег.
Вырос посреди двора, где гуляет детвора.
Нарядился в пуховик белоснежный (снеговик)
- Правильно, ребята, это снеговик. А какой первый звук в слове «снеговик»? (Звук[с]). Расскажите об этом звуке. Что происходит с языком, губами, зубами?(Губы улыбаются, зубы сомкнуты, язык широкий, лежит за нижними зубами. Голосок спит, ветерок холодный. Звук с-согласный, твердый, глухой.)
- В красивом зимнем лесу жил снеговик в своем снежном домике. Скажите, пожалуйста, какое настроение у снеговика? (грустное).А как вы думаете, почему он печальный? (он печальный, потому что после зимы наступит весна и он растает; Может быть, ему одному скучно; Может ему не с кем играть…)
- Снеговик грустит, потому что не сможет попасть на Новогоднюю елку. Дед Мороз пригласил гостей, и каждый должен был прислать свой портрет. Но у снеговика захлопнулся сундучок, а внутри- портрет. Поможем снеговику? Надо найти ключ, а для этого выполнить задания. Главное, что мы должны не забывать и стараться правильно произносить звук [с].
2. Выполнение артикуляционной гимнастики.
-Для начала подготовим наш язычок (артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой)
Текст сказки | Название артикуляционных упражнений, описание положений и движений рук. |
Однажды в зимний день мальчик и девочка выглянули в окно | «Трубочка», «Окошко» Согнуть пальцы в нижних фалангах, немного приблизить 4 сомкнутых пальца к большому пальцу. |
Все кругом было укрыто белым снегом, дул ветер. | «Остудим блинчик». Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. |
Дети посмотрели вверх на солнышко, потом вниз на снежок и решили слепить снеговика. | «Качели». Движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз. |
Сначала он скатал один снежный ком, потом другой, и еще один- самый большой ком. | «Сладкое варенье» Повернуть кисть руки влево, затем выполнять круговые движения кистью руки по траектории влево-вверх –вправо -вниз. |
У детей замерзли руки. Они поднесли их ко рту и стали согревать. | «Согреем ручки» Ладони соединить в виде большого ковша, вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот со звуком х-х-х, как бы согревая руки. |
Дети достали из кармана две пуговицы и вставили снеговику один, затем второй глаз. | «Лошадка» 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Вместе с щелчками языка смыкать и размыкать 4 пальца с большим. (2 щелчка) |
Из морковки получился длинный нос. | «иголочка2 Сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец. |
Дети посмотрели на снеговика и улыбнулись. | «Улыбка» Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх. |
3. Выполнение заданий на снежинках.
-Посмотрите, какие красивые снежинки. Возьмите себе по одной. (6 снежинок двух цветов - белые и голубые).
Дети делятся по цвету снежинок на 2 группы по 3человека и выполняют задания из голубого и белого конвертов.
Задание из белого конверта для 1 команды.
Посмотрите и назовите картинки. (миска, стакан, самовар, сковорода, кастрюля, салатник, сахарница.)
-Давайте расскажем снеговику, из чего сделана посуда. Я начну, а вы по очереди продолжайте предложения. (педагог и дети перекидывают друг другу мяч).
Миска из металла (какая?)-….(металлическая).
Аналогично: стакан из стекла-…,самовар из меди-…,сковорода из чугуна-…,кастрюля из алюминия-…,салатник из пластмассы-…,сахарница из хрусталя-…
Дети получают белый ключ.
Задание из голубого конверта для 2 команды.
Вам нужно найти животных и птиц, в названии которых есть звук с.
Дети отбирают картинки -сова, собака, слон, лиса, снегирь, сорока, носорог. Назовите только диких животных? Только диких животных? Только птиц7 А теперь поможем снеговику расселить птиц и животных в волшебный дом. На первом этаже живут те, в названии которых 21 часть. На втором этаже живут те, в названии которых 2 части, а на третьем- 3 части.
Дети называют животных и птиц, выделяя голосом звук с; прохлопывают слово по слогам и «селят» на нужный этаж дома.
Дети получают желтый ключ.
-Молодцы, ребята, у нас уже 2 ключа. Давайте немного отдохнем.
4. Динамическая пауза.
Давайте покажем снеговику, как дети в детском саду лепят снеговика.
Песня-игра «Лепим снеговика»
Снег пушистый набираем, («набираем» руками снег)
Лепим, лепим первый ком, («лепим» воображаемый ком)
И еще раз набираем, («набираем» руками снег)
Лепим, лепим ком другой. («лепим» воображаемый ком)
Лепим, лепим третий ком- («лепим» воображаемый ком)
Будет он снеговиком, (изобразить снеговика)
Глазик-глазик, (показать глазки указательным пальцем на своем лице)
Нос морковкой, (показать «нос» из кулачков, приставленных к носу)
Рот большой, (показать «рот» из ладошек, приставленных ко рту)
Наверх ведерко! (ладони сомкнуты над головой-«ведро»
В проигрыше - руки на пояс, повороты влево, вправо.
- Пока мы пели и танцевали, прилетели еще 2 снежинки (фиолетового и синего цветов)
5. Игра «Скажи наоборот»
Договорить предложение, подобрать подходящее по смыслу слово со звуком [с], повторить предложение целиком. (Можно использовать картинки или играть, перекидывая мяч )
Чеснок горький, а абрикос-…(сладкий);
У мальчика руки грязные, а у девочки-…(чистые);
Мухомор ядовитый, а подосиновик-…(съедобный);
Ночью темно, а днем-…(светло);
В городе дом высокий, а в деревне-…(низкий);
Это чашка полная, а другая-…(пустая);
Первая тропинка широкая, а вторая-…(узкая).
- Замечательно, вот вам еще ключ (красный)
6. -А теперь нужно расколдовать картинки. Слушайте и называйте, что это? Сам летит (самолет); снег идет (снегопад); листья падают (листопад); сам варит (самовар); сорок ножек (сороконожка); на носу рог (носорог).
-Вот и последний, синий ключ.
- Подойдите к сундуку. Рассмотрите его. Какой он? (маленький, красный, красивый, деревянный). Какой ключ подойдет, кто догадался, почему так считаете? (Подойдет красный ключ. Сундук такого же цвета, в слове красный есть звук [с]).
7. Практическая часть.
–Вот мы и открыли сундук. Но портрет снеговика не готов. Снеговик не успел, поможем ему.
Выполнение коллективной аппликации «Снеговик».
Снеговик благодарит вас за помощь и дарит на память медали со своим изображением. Теперь он обязательно вместе с Дедом Морозом придет к вам на праздник Новый год. Снеговик говорит вам- «До свидания, друзья!»
-А нам пора в группу. Вокруг себя обернись, в снежинку превратись. (Дети под музыку «летят» в группу.
III Итог.
Вокруг себя обернитесь и в детей превратитесь. Где мы были? Кому помогали? Какой звук учились произносить? Давайте вспомним и еще раз назовем слова со звуком [с].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие учителя-логопеда на тему: «Путешествие в страну Смешариков - автоматизация звука [с] в словах и предложениях»
Форма занятия: подгрупповаяЦель: Автоматизировать звук [с] в словах и предложенияхЗадачи:Образовательная: Совершенствовать артикуляторные навыки посредством артикуляционной гимнастики; закр...
Конспект непосредственно организованной деятельности (индивидуальное занятие) по автоматизации звука [Л] в словах «Прогулка с Машей и Медведем по лесу»
Цель: уточнить правильное произнесение звука Л словах.Задачи:-упражнять в определении места звука в слове;-упражнять в правильном употреблении падежных окончаний; согласовании имен существительных и ч...
Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию звукопроизношения. Автоматизация звука [р] в словах.
Материал будет полезен для логопедов и воспитателей логопедических групп....
Конспект индивидуально–подгруппового занятия Тема: «В поисках буквы Р» (автоматизация звука «р» в словах, фразе). в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР
Интересный конспект индивидуально - подгруппового занятия - путешествия по автоматизации звука "Р" в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука «Ш» в словах и предложениях.
Материал предназначен для логопедов и воспитателей подготовительной группы....
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком старшей группы с нерезко-выраженным общим недоразвитием речи обусловленной стёртой формой дизартрии. Тема: «В гостях у Буратино. Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком старшей группы с нерезко-выраженным общим недоразвитием речи обусловленной стёртой формой дизартрии.Тема: «В гостях у ...
- Мне нравится (1)