Практические рекомендации по использованию игр на воде у детей с общим недоразвитием речи
материал по логопедии (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГР НА ВОДЕ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Инструктор по Ф.К. (плавание)
Валясина О.В.
Развитие речи и двигательной функции взаимообусловлены. Различные формы органических и функциональных нарушений речи часто сопровождаются той или иной патологией в области двигательной сферы. В связи с этим для детей с речевой патологией необходимо строить дифференцированную работу по коррекции их двигательной сферы с учётом речевой патологии и конкретного уровня нарушений управления движениями.
Одним из средств коррекции особенностей развития детей-логопатов является обучение плаванию, праздники и игры на воде.
Игра — важное средство обучения плаванию. Она помогает воспитанию чувств товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для плавания. Во время игры происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Поэтому соревновательный и игровой методы необходимо применять с первых занятий.
В процессе обучения двигательным действиям рекомендуется широко использовать подвижные игры. При их выборе нужно учитывать простоту сюжета, включать образы, доступные или уже знакомые детям.
В процессе игр на воде должны решаться следующие задачи:
1. Коррекционные – развитие чувства равновесия, ловкости, а так же коррекция крупномоторных двигательных актов (ходьба, бег, прыжки);
2. Воспитательные – формирование чувства коллективизма, уверенности в своих действиях
3. Образовательные – развитие произвольного внимания, обучение действиям с предметами.
Особое внимание следует обратить на необходимость доходчивого объяснения, показа и выполнения правил игры.
Необходимо особо подчеркнуть основные правила, которыми следует руководствоваться при подготовке к проведению занятий по плаванию с детьми, имеющими речевую патологию:
А. Занятие должно быть интересным, эмоциональным, побуждать детей к активной деятельности. Для поддержания интереса к занятию рекомендуется чередовать специальные коррекционные упражнения с игровыми, а коррекционные упражнения проводить в игровой форме, применять поощрение, предварительно разучивать правила предстоящей игры.
Б. Любое показываемое и выполняемое действие взрослого или ребенка должно совместно проговариваться и комментироваться. Комментарии по постановке задач и выполнению движений должны быть доступными для понимания детей.
В. Дозировка нагрузок может устанавливаться числом повторений отдельных движений, количеством упражнений, продолжительностью упражнений, увеличением проплываемых дистанций и т.д.
Рекомендуется проводить разъяснительную работу и проведение открытых занятий для родителей, т.к. это способствует улучшению результатов и психологической подготовки детей к обучению.
ПЕРЕЧЕНЬ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ В ВОДЕ
Дыхательные упражнения
- Упражнение «Снежинки» на развитие чувства ритма
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
Дети держат снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение.
- Упражнение «Ветерок»
Дети после спокойного вдоха продолжительно произносят на выдохе: «Ф-ф-ф...» Педагог.
Помоги мне, ветерок,
Паруса надуй, дружок,
Пусть плывет кораблик мой
К папе с мамочкой домой. (А. Белая)
- Упражнение «Дятел»
Дети на выдохе произносят как можно дольше «д-д-д...», ударяя кулачками друг о друга.
Логопедическая гимнастика
- Упражнение «Улыбка» (для губ). Улыбнуться. Губы сжаты.
- Упражнение «Трубочка». Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке «у».
Упражнения выполняются поочередно 5—7раз.
- Упражнение «Рупор» (для укрепления круговой мышцы рта, развития умения округлять губы и удерживать их в таком положении). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке «о». Верхние и нижние резцы видны.
Педагог.
Вытянул мишутка губки,
Удивляется малютка.
Народная игра «Лягушка»
5—6 человек выбираются «лягушками». Они входят внутрь круга, который образуют остальные дети (болото, в котором живут лягушки). Круг детей водит хоровод вправо и проговаривают 1-й куплет:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Ква, ква, ква-ква-ква!
Скачет, вытянувши ножки.
При проговаривании: «Ква, ква...» во всех куплетах лягушки подпрыгивают в такт музыке. Далее, идя влево, дети говорят:
Вот из лужицы на кочку,
Да за мушкою вприскочку.
Ква, ква, ква-ква-ква!
Да за мушкою вприскочку.
По окончании произнесения слов, дети, составляющие круг, разбегаются в разные стороны. Теперь они «мушки». «Лягушки» ловят «мушек» и отводят их в сторону. Затем пойманные дети встают в середину круга. Теперь «лягушками» будут они. Остальные ребята вновь встают в круг и, двигаясь в правую сторону, говорят:
Больше есть ей неохота,
Прыг опять в свое болото.
Ква, ква, ква-ква-ква!
Прыг опять в свое болото.
Затем хоровод водят в левую сторону.
В поле мушек то и знает,
Язычком своим хватает.
Ква, ква; ква-ква-ква!
Язычком своим хватает.
При произнесении последних строк дети разбегаются, а «лягушки» их ловят.
При выборе игр и упражнений для детей с речевой патологией необходимо руководствоваться следующими критериями отбора:
- содержание игр (правила) соответствуют уровню интеллектуального и двигательного развития, эмоционального состояния и личностных интересов детей;
- игры могут предполагать варианты усложнения, но процесс насыщения моторными действиями должен осуществляться постепенно по мере овладения простыми формами движений;
- содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия: коррекцию телосложения и двигательных нарушений, речевой функции, развитие физических качеств, координационных и коммуникативных способностей, укрепление и оздоровление всего организма в целом;
- игры должны способствовать стимуляции познавательной деятельности, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка.
Следует особо отметить, что ведущую роль в обучении детей плаванию, в особенности, на этапе ознакомления детей с водой, должны играть родители, которые в домашних условиях (в ванной) могут подготовить ребенка к воздействию водной среды и правилами поведения на воде.
Развитие личности ребенка-дошкольника может быть осуществлено в процессе его деятельности, в процессе овладения знаниями и навыками. Развитие будет тем продуктивнее, чем совершеннее организация и методика физкультурно-оздоровительной работы.
Список литературы:
- Карпенко Е.Н. Плавание: игровой метод обучения/ Е.Н, Карпенко, Т.П. Короткова, Е.Н, Кошкодан. – М.: ЧЕЛОВЕК, Донецк: Пространство, 2009.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие/ М.Ю. Картушина М.Ю. - Издательство: Сфера, 2004
- Протченко Т.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие/ Т.А. Протческо, Ю.А. Семенов. – М.: Айрис-пресс, 2003.
- Якубович М.Я. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания: пособие для учителя/ М.Я. Якубович, О.В. Преснова. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи (презентация)
Презентация...
Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи (опыт работы)
Опыт работы был представлен в виде "Педагогической гостиной" на округ в 2010 году и содержал в себе выступление с презентацией, открытый показ фрагмента занятия в подготовительной группе для детей с О...
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...
Круг детского чтения: рекомендации для родителей по чтению художественной литературы детям с общим недоразвитием речи
Главная ная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой - воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текс...
Методическая разработка: "Интегрированное логопедическое занятие с использованием информационно-коммуникационной технологии для детей с общим недоразвитием речи «Сказочное приключение на Ямале».
Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, то есть культуру. Традиционная культура народов ЯНАО (ханты, селькупы, ненцы) складывалась на протяжении веков. ...
Рекомендации учителя-логопеда музыкальному руководителю для использования в образовательном процессе с детьми с общим недоразвитием речи
В методическом материале от учителя-логопеда размещены рекомендации по коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР на музыкальных занятиях. Предложен подробный перспективный план, разработанный с у...
Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий
Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий...