Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ажиненко Лана Андреевна

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий

Целью методической части нашей работы являлось определить направления, содержание и средства коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий.

Задачи:

1. Развить коммуникативные умения и навыки у детей, страдающих ОНР III уровня

2. Установить эмоциональный контакт между детьми страдающими ОНР III уровня.

Предполагаемые результаты: развитие коммуникативных умений и навыков у детей, страдающих ОНР III уровня. Участники: дети, страдающие ОНР III уровня. Временные рамки: 3 месяца.

Деятельность: методическая работа будет организована в игровой форме. На наш взгляд коррекционно-педагогическую работу по формированию коммуникативных навыков необходимо строить с учетом следующих традиционно выделяемых принципов:

  1. деятельностного подхода - формируется с учетом ведущего вида деятельности дошкольного возраста - игры;
  2. коммуникативности - обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним, использование ситуаций реального общения, применение коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям, результатом которой является коммуникация;
  3. дифференцированного подхода, который определяет необходимость учета особенности и возможности каждого ребенка;
  4. наглядности - предполагает широкое использование наглядных средств обучения;
  5. доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка;
  6. цикличности - повторение ими используемых средств, в процессе коррекционной работы. В качестве направлений коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР мы определили:
  1. формирование информационно-коммуникативных навыков,
  2. формирование интерактивных навыков,
  3. формирование перцептивных навыков.

Основным средством для формирования коммуникативных навыков мы рассматриваем интерактивное обучение, которое одновременно решает несколько задач:

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между детьми;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает воспитанников необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению. Интерактивное обучение решает еще одну существенную задачу - релаксация, снятие нервной нагрузки, переключение внимания, смена форм деятельности [16]. Для формирования коммуникативных умений были отобраны интерактивные техники, в соответствии с выделенными нами направлениями работы которые представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Интерактивные техники (приложение 1)

направления коррекционно- педагогической работы

интерактивные техники

формирование информационно- коммуникативных навыков

«Большой круг», метод «Мозгового штурма», «Работа в малых группах (тройках)», «Хоровод»

формирование интерактивных

навыков

«Дерево знаний», «Интервью», «Карусель»,

«Работа в парах», «Цепочка»

формирование перцептивных

навыков

«Аквариум», «Работа в парах»

Дадим краткое описание данным техникам:

«Аквариум» дает дошкольникам возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль. Заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Ребятам предлагается обсудить проблему « перед лицом общественности».

 Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Все остальные дети выступают в роли зрителей. «Большой круг» позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу. Работа проходит в три этапа. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Педагог формулирует проблему. В течение определенного времени каждый участник обдумывает меры для решения проблемы, затем высказывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - включать ли его в общее решение [22]. «Дерево знаний» используется для успешного овладения ребенком коммуникативной деятельностью, развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Дети учатся договариваться, объединяться в малые группы, выполнять совместно задание. Затем один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, остальные слушают, анализируют и дают оценку.

«Интервью» используется на этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы. У детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок- ребёнок». «Карусель» стимулирует общение между детьми, формирует у ребенка навыки сотрудничества и взаимопомощи.

Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо - это стоящие неподвижно участники, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее - это участники, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

Метод «Мозгового штурма» является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности.

Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. «Работа в парах» помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, совершенствуется умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. «Работа в малых группах» (тройках) дает возможность трудиться на занятии всем детям. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим. «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста. На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Педагог с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга [14]. «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания. Примеры игр с использованием этих техник представлены в приложении 1. Так как одной из основных форм организации коррекционно- педагогической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи выступает групповое коррекционное занятие, мы посчитали необходимым включить интерактивные техники в процесс их реализации. На наш взгляд, это позволит педагогу на занятии решать задачи не только по формированию средств общения, что является традиционным, но и осуществить формирование коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В данной работе представлены методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи....

конспекты занятий по формированию временных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня

Разработанная мною компьютерная игра "Времена года"с конспектами занятий с ними предназначена для оптимизации корреционного процесса по формированию временных представлений у старших дошкольников с об...

Методические рекомендации по развитию функции словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Как показывает практика, дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в словоизменении. В данных методических рекомендациях предлагаются различные виды заданий и упражнений для ра...

Исследовательская работа ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ НА МАТЕРИАЛЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР».

Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать наречевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их...

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Результаты и выводы нашего исследования могут быть использованы для решения практических задач по формированию монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. Теоретические и эксперим...