. Автоматизация звуков. Роль семьи в введении звука в речь.
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Торба Эльвира Фаридовна

Роль семьи в введении звука в речь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvukov.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звуков.

Роль семьи в введении звука в речь.

Уважаемые родители! Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки. Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных рече двигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); автоматизация звука в предложениях; автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; автоматизация звука в разговорной речи. В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи. Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи. Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий. Методы проведения занятий дома. Дети в возрасте до 5-6 лет не в состоянии выдержать «долгое сидение». После 5, максимум 10 мин. занятий их внимание рассеивается. Секрет проведения занятий и мотивации к ним внешне прост: ребенок должен посильно участвовать в действиях взрослых. Существует множество игр для автоматизации звуков. Например, 1. “Построй домик”. Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие. Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша). Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”. 2. “Собери цветочек”. Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память. Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка. Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках. 3. “Солнышко”. Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова. Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце). Ход игры: взрослый предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, взрослый просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках. 4. “Собери яблочки”. Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику. Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями. Ход игры: взрослый рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Взрослый в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”. 5. “Украсим елочку”. Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики. Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки. Ход занятия: взрослый предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, взрослый просит ребенка составить предложения про самые красивые шары. 6. “Напои куклу чаем”. Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия. Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла. Ход игры: взрослый знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком “Ж”. Среди множества чашек взрослый просит найти те, на которых есть такие картинки. 7. “Кукла наряжается”. Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия. Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья. Ход игры: перед детьми раскладываются платья, взрослый предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком. 8. “Украсим комнату флажками”. Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти. Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки. Ход игры: взрослый сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника взрослый предлагает украсить комнату флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, взрослый просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках. 9. “Собери бусы”. Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми - один ребенок собирает бусы с одного конца, другой - с другого. Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики. Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия. Ход игры: взрослый предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Далее игры можно немного усложнить. Помня о том, что основная задача - автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, можно внести в игры элемент развития познавательной сферы. За основу приняты давно известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму. 10. “Сложи пирамидку”. Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления. Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины. Ход игры: взрослый предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др. 11. “Веселые матрешки”. Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления. Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины. Ход игры: взрослый предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком. Также можно поиграть в данные игры: «Загадки». Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре. «Чего не стало?» Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями. «Что изменилось?» Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях. «Что лишнее?» Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор. Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету»-потому что неживая, затем «ворону»-потому что птица, потом «корову»-потому что домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов. Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для его исключения. «Слова вокруг нас». Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком С» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, снежки, стужа, санки). В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в школу, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом. Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем - родным и знакомым. Например, такие: Очень грустная горилла. Кенгуру заговорила. Три усатых таракашки. Черепаха суп варила. Разноцветные стекляшки. Пуговицы от рубашки. Или такие: Ромашки на кармашке На картинке у Кирилла У маленькой Наташки. Три зубастых крокодила. А в кармашке у Наташки Разноцветные стекляшки. Игр для закрепления звуков во фразе очень много. Вот одна из них, которая нравится многим детям. «Найди ошибку». Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и поймали на чепухе. Попробуйте придумать вместе с ребенком и стихотворные варианты нелепиц. Например, такие: На бахче растут медузы. Расцвели на клумбе козы. В море плавают арбузы. На лугу пасутся розы. В литературе вы найдете много скороговорок, потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их в ваших занятиях. Но, наверное, не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку. Дети любят выбирать. Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат. Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет заниматься, а, следовательно, повысится эффективность работы. Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами: 1. Нe допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий! 2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант. 3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса. 4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности. 5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится. 6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму. 7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы. 8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах. А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Лексический материал для автоматизации звуков и введении их в речь.

Содержит речевой материал по автоматизации (чистоговорки, стихи, скороговорки, рассказы) свистящих, шипящих, соноров и других групп звуков....

Семинар-практикум в форме деловой игры для родителей «Автоматизация звуков и их введение в спонтанную речь»

Семинар-практикум в форме деловой игры для родителей «Автоматизация звуков и их введение в спонтанную речь»...

Конспект занятия по речевому развитию "Автоматизация и введение в самостоятельную речь звука [Ш]"

Тема: Путешествие в дальние страны. (Автоматизация и введение в самостоятельную речь звука [Ш]).Цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, обучение использованию звука [ш] в са...