Конспект занятия по речевому развитию "Автоматизация и введение в самостоятельную речь звука [Ш]"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Тема: Путешествие в дальние страны. (Автоматизация и введение в самостоятельную речь звука [Ш]).
Цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, обучение использованию звука [ш] в самостоятельной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук [Ш]; расширять словарный запас, обучать согласовывать существительные с прилагательными, существительные с притяжательными местоимениями и изменять их по падежам.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая, воспитывать эмоциональное сочувствие обездоленным.
Интеграция областей: социализация, здоровье, чтение художественной литературы, театрализация.
Виды детской деятельности:
- Игровая,
- Двигательная,
- Коммуникативная.
Материально-техническое оснащение.
Магнитофон, шарик для настольного тенниса, фланелеграф, изображение собаки и кошки, предметные картинки , игрушки, обручи, карта, картинки с символами, мяч, ребусы (шутка, шпион), шапочки-маски кошки и собаки.
Предварительная работа. Постановка звука, автоматизация в слогах, словах, коротких фразах. Работа с родителями (домашние задания в индивидуальных тетрадях).
Ход занятия
Дети заходят, здороваются. Посмотрите ребята у нас тут какой-то беспорядок, картинки разбросаны. ( Собирают). Назовите. Какой звук живёт во всех этих словах? (Ш)
Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться красиво и правильно произносить этот звук.
1,2,3,4,5
Будем мы сейчас опять,
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать
Внятно, чётко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Давайте с вами вспомним чтобы правильно произнести звук Ш, что должны делать губки? (,,,) Зубки?(,,,) Язычок? (,,,) правильно: губки округляются, зубки закрываются, язычок за верхними зубами чашечкой. Давайте разомнём наш язычок, чтобы он говорил красиво. Арт. гимнастика “Сказка о весёлом язычке” (лопаточка, заборчик, индюк, чашечка, вкусное варенье, сдуй шарик)
Ребята, предлагаю сегодня, отправится в путешествие в дальние страны. Хотите?
А как туда можно попасть? (,,,,,) Я совершенно случайно нашла карту. Смотрите. (смотрим: гимнастика для глаз). Мы с вами отправимся в волшебные далёкие страны, разгадаем все знаки на карте.
Попробуем отправиться в путь, чтобы было веселее идти “Головой мы покиваем....”
Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир волшебный откроются двери!
Вы туда без труда попадёте
На волшебном ковре-самолёте,
На летучем большом корабле
Или с Бабой-Ягой на метле,
На плоту по молочной реке
И верхом на Коньке - Горбунке,
Можно в сказку влететь на жар-птице,
Можно на колобке закатиться,
Можно въехать как Слон на Еже.
Ой! Мы, кажется в сказке уже...
А вот и первый знак игра “день – ночь” (садимся)
Картинки на доске: ромашка, букашка,
шишка, мышка, кукушка, лягушка, камыши, шалаши
Ночь настала – сразу всё пропало:
Белая ромашка, смелая букашка,
спелая шишка, серая мышка,
скользкая лягушка, звонкая кукушка,
на болоте камыши, возле речки шалаши.
День пришёл - сразу всё нашёл:
Ночь настала – и опять не стало:
День придёт – красоту вернёт... (чему?)
идём дальше: шагаем на месте и говорим все вместе
ыш-ыш-ыш, ыш-ыш-ыш – боится кошки мышь второй знак “Мяч”
игра с мячом “Договори- шка”, какое слово получится? (стоим)
идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе
Ша-ша-ша, ша-ша-ша – мама моет малыша
Знак “вопрос” отгадаем ребусы (садимся)
идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе
Шу-шу-шу, шу-шу-шу – я письмо пишу
Знак “Кочки” переберёмся через болото. Но только по тем кочкам где есть предмет со звуком Ш проговариваем, решаем, идём
идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе
Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши
Кажется, мы пришли в далёкую страну кто же здесь живёт? Бездомная кошка и собака Что значит, почему так получается, что делать?
Покажем кошке: (Психогимнастика).
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем удивляться,
Сердимся мы иногда.
Не кричим мы никогда!
Слушаем, запоминаем. Драматизация стихотворения Демьяненко “Бездомная кошка” - пальчиковая игра и маски.
Кошка предлагает нам сыграть в игру “лото” согласование притяжательных местоимений (мой, моя, мои) с существительными ([ш]). (На ковре)
Молодцы, но кажется, нам пора домой. Давайте ляжем на наш волшебный ковёр, закроем глазки и он нас перенесёт обратно домой.
Длинное было путешествие что вам понравилось? Мы с вами ещё поиграем на других занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Путешествие в дальние страны. (Автоматизация и введение в самостоятельную речь звука [Ш]).
Цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, обучение использованию звука [ш] в самостоятельной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук [Ш]; расширять словарный запас, обучать согласовывать существительные с прилагательными, существительные с притяжательными местоимениями и изменять их по падежам.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая, воспитывать эмоциональное сочувствие обездоленным.
Интеграция областей: социализация, здоровье, чтение художественной литературы, театрализация.
Виды детской деятельности:
- Игровая,
- Двигательная,
- Коммуникативная.
Материально-техническое оснащение.
Магнитофон, шарик для настольного тенниса, фланелеграф, изображение собаки и кошки, предметные картинки , игрушки, обручи, карта, картинки с символами, мяч, ребусы (шутка, шпион), шапочки-маски кошки и собаки.
Предварительная работа. Постановка звука, автоматизация в слогах, словах, коротких фразах. Работа с родителями (домашние задания в индивидуальных тетрадях).
Ход занятия
Дети заходят, здороваются. Посмотрите ребята у нас тут какой-то беспорядок, картинки разбросаны. ( Собирают). Назовите. Какой звук живёт во всех этих словах? (Ш)
Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться красиво и правильно произносить этот звук.
1,2,3,4,5
Будем мы сейчас опять,
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать
Внятно, чётко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Давайте с вами вспомним чтобы правильно произнести звук Ш, что должны делать губки? (,,,) Зубки?(,,,) Язычок? (,,,) правильно: губки округляются, зубки закрываются, язычок за верхними зубами чашечкой. Давайте разомнём наш язычок, чтобы он говорил красиво. Арт. гимнастика “Сказка о весёлом язычке” (лопаточка, заборчик, индюк, чашечка, вкусное варенье, сдуй шарик)
Ребята, предлагаю сегодня, отправится в путешествие в дальние страны. Хотите?
А как туда можно попасть? (,,,,,) Я совершенно случайно нашла карту. Смотрите. (смотрим: гимнастика для глаз). Мы с вами отправимся в волшебные далёкие страны, разгадаем все знаки на карте.
Попробуем отправиться в путь, чтобы было веселее идти “Головой мы покиваем....”
Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир волшебный откроются двери!
Вы туда без труда попадёте
На волшебном ковре-самолёте,
На летучем большом корабле
Или с Бабой-Ягой на метле,
На плоту по молочной реке
И верхом на Коньке - Горбунке,
Можно в сказку влететь на жар-птице,
Можно на колобке закатиться,
Можно въехать как Слон на Еже.
Ой! Мы, кажется в сказке уже...
А вот и первый знак игра “день – ночь” (садимся)
Картинки на доске: ромашка, букашка,
шишка, мышка, кукушка, лягушка, камыши, шалаши
Ночь настала – сразу всё пропало:
Белая ромашка, смелая букашка,
спелая шишка, серая мышка,
скользкая лягушка, звонкая кукушка,
на болоте камыши, возле речки шалаши.
День пришёл - сразу всё нашёл:
Ночь настала – и опять не стало:
День придёт – красоту вернёт... (чему?)
идём дальше: шагаем на месте и говорим все вместе
ыш-ыш-ыш, ыш-ыш-ыш – боится кошки мышь второй знак “Мяч”
игра с мячом “Договори- шка”, какое слово получится? (стоим)
идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе
Ша-ша-ша, ша-ша-ша – мама моет малыша
Знак “вопрос” отгадаем ребусы (садимся)
идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе
Шу-шу-шу, шу-шу-шу – я письмо пишу
Знак “Кочки” переберёмся через болото. Но только по тем кочкам где есть предмет со звуком Ш проговариваем, решаем, идём
идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе
Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши
Кажется, мы пришли в далёкую страну кто же здесь живёт? Бездомная кошка и собака Что значит, почему так получается, что делать?
Покажем кошке: (Психогимнастика).
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем удивляться,
Сердимся мы иногда.
Не кричим мы никогда!
Слушаем, запоминаем. Драматизация стихотворения Демьяненко “Бездомная кошка” - пальчиковая игра и маски.
Кошка предлагает нам сыграть в игру “лото” согласование притяжательных местоимений (мой, моя, мои) с существительными ([ш]). (На ковре)
Молодцы, но кажется, нам пора домой. Давайте ляжем на наш волшебный ковёр, закроем глазки и он нас перенесёт обратно домой.
Длинное было путешествие что вам понравилось? Мы с вами ещё поиграем на других занятиях.
Анализ подгруппового занятия по развитию речи и автоматизации звука [Ш]
На занятии присутствовали дети старшей группы , посещающие логопункт, со схожими речевыми нарушениями и находящиеся на одной ступени коррекционной работы над звуком Ш. Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.
Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. На занятии были использованы авторские игры Лебедевой, что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно-образовательному процессу.
На занятии были поставлена следующая цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, которая достигалась путём решения следующих задач:
Коррекционно-образовательные: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук Ш; расширять словарный запас, обучать согласовывать существительные с прилагательными, существительные с притяжательными местоимениями и изменять их по падежам.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая, воспитывать эмоциональное сочувствие обездоленным.
С интеграцией областей: социализация, здоровье, чтение художественной литературы, театрализация.
Цель занятия была доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинок), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.
С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей к занятию была использована игровая гимнастика “Сказка о весёлом язычке”. Для закрепления правильного произношения звука и развития мелкой моторики рук, а также для работы над выразительностью речи и речевым дыханием – заучивание и обыгрывание стихотворения Демьяненко “Бездомная кошка”. Для обучения детей согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах использовалась игра “День – ночь”, для обучению согласовывать существительные с притяжательными прилагательными использовалась игра “лото”.
На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия, сюрпризный момент – появление героев стихотворения бездомной кошки и домашней собаки (картинки на фланелеграфе). Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).
На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.
______________________ _______________________
Дата Подпись
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Звуковая культура речи: звук ж" Конспект занятия по речевому развитию в средней группе.
Основная задача занятия - упражнение детей в правильном и четком произнесении звука ж, в умении определять слова со звуком ж....
Конспект занятие по речевому развитию на тему: " Звуковая культура речи. Звук [Ц]
Звуковая культура речи. [Звук Ц]. Упражнять детей в произносении звука [Ц] (изолированного, в слогах, в словах).Совершенствовать интонацию, выразительность речи.Учить различать слова со звуком [Ц...
конспект занятия и презентация в средней группе "Звуковая культура речи: звук ж"
занятие на знакомство детей среднего возраста со звуком Ж...
Конспект занятия в средней группе на тему «Звуковая культура речи: звуки С и СЬ»
Тема: «Звуковая культура речи: звуки С и СЬ» Цель: упражнять в правильном произнесении звука С и СЬ, как в изолированной позиции, так и в звукосочетаниях, словах, фразах. Задачи: •Образовательные:...
Конспект занятии по речевому развитию на тему: Звуковая культура речи.Звук "Ч"
Цели: научить правильному произношению звука «ч» (изолированно, в слогах, в словах, фразах); Задачи: Образовательные: познакомить со звуком «ч»; научить произносить звук «...
Конспект занятия "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи"
Конспект занятия с обучающимся 1 класса с нарушением слуха по предмету "ФРС и ПСУР"...
Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе.
Занятие способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх....