Речевая карта
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Материал для обследования речи дошкольников. Предназначена учителям-логопедам дошкольных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РЕЧЕВАЯ КАРТА | 135.5 КБ |
РЕЧЕВАЯ КАРТА 2 | 51.11 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
ФИО_________________________________________________________
_____________________________________________________________
ДАТА РОЖДЕНИЯ____________________________________________
ДОМАШНИЙ АДРЕС __________________________________________
ОТКУДА ПРИБЫЛ _____________________________________________
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ В КОМБИНИРОВАННУЮ ГРУППУ _________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТПМПК ________________________________________
______________________________________________________________
________________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ № _____________________________________________
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ ТПМПК ________________________________________
СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ
МАТЬ ___________________________________________________________________
ОТЕЦ ___________________________________________________________________
ОБЩИЙ АНАМНЕЗ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ СЛУХА __________________________________________________
СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ _________________________________________________
ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
1. ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ __________________________________________
2.СЧЕТ
- прямой (4 г.)_______________________________________________________
- обратный от 5 (5л.) ____________________________________________________________
- счетные операции ____________________________________________________
3. ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА __________________________________________________
4. ВРЕМЕННЫЕ И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ___________
а) узнавание и называние времен года и характеристика их признаков _______
____________________________________________________________________
«Зима» _______________________________________________________________
«Весна» _____________________________________________________________
«Лето» _______________________________________________________________
«Осень»___________________________________________________________
б) различение сторон (левая, правая) _____________________________________
5.КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ
Игрушки___________________________________________________________
Одежда____________________________________________________________
Обувь_____________________________________________________________
Посуда____________________________________________________________
Фрукты____________________________________________________________
Овощи____________________________________________________________
Домашние животные____________________________________________________
Звери_________________________________________________________________
Транспорт_________________________________________________________
6. ИСКЛЮЧЕНИЕ ЧЕТВЁРТОЙ ЛИШНЕЙ КАРТИНКИ
Стол, стакан, тарелка, ложка __________________________________________
Огурец, морковка, яблоко, помидор_____________________________________
Лошадь, самолет, паровоз, пароход____________________________________
7. КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
а) складывание пирамидки___________________________________________
б) складывание матрешки____________________________________________
в) сложить целое из частей___________________________________________
Курица из 4 частей__________________________________________________
СОСТОЯНИЕ ОБЩЕЙ, РЕЧЕВОЙ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Губы (N,тонкие, толстые, б/о, малоподвижные, подвижные) _______________
__________________________________________________________________
Зубы (N, крупные, мелкие, редкие, частые, нарушение зубного ряда, кариес)
__________________________________________________________________
Нёбо (высокое, готическое, б/о) _______________________________________
Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный) _______________________________________________________
Язык
а) толстый, маленький, раздвоенный, укороченная подъязычная связка _________________________________________________________________
б) мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N,)______________
в) тремор __________________________________________________________
г) посинение кончика языка __________________________________________
д) гиперсаливация __________________________________________________
е) девиавация (отклонение) языка вправо/влево__________________________
ПОДВИЖНОСТЬ РЕЧЕВОГО АППАРАТА
Умение растянуть губы в улыбку______________________________________
Вытянуть вперед____________________________________________________
Поднять кончик языка вверх _________________________________________
Сделать язык узким, широким ________________________________________
Пощелкать языком __________________________________________________
Надуть щеки _______________________________________________________
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
1. Состояние связной речи (может ли рассказать о себе, семье, товарищах, дает рассказ самостоятельно или с помощью вопросов)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Составление предложений по картинкам. Отметить, как даёт падежные окончания в Д.п., Р.п., В.п. ___________________________________________
__________________________________________________________________
- Составление рассказа по картине____________________________________
- Чтение стихов____________________________________________________
- Словоизменения__________________________________________________
а) употребление сущ. ед. и мн.ч. в различных падежах (по картинкам)______
Дети ходили куда? (в лес)_____________________________________________
Дети возвратились откуда?___________________________________________
Чего много в лесу?__________________________________________________
Чем едят суп?________________________________________________________
б) образование мн.ч. существительных_________________________________
Им.п. Р.п.
Стол______________________________________________________________
Рука______________________________________________________________
Окно______________________________________________________________
Ухо_______________________________________________________________
Дерево _______________________________________________
в) употребление в речи предлогов_____________________________________
г) согласование существительных с числительными_____________________
1. яблоко 1 гриб 1 матрёшка
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
4._________________________________________________________________
5._________________________________________________________________
6 Словообразование _______________________________________________
а) образование уменьшительной формы существительных
стол - столик шапка - гнездо -
дом - трава - дерево -
б) образование прилагательных от существительных
стол сделан из дерева – стол деревянный
стакан сделан из стекла – стакан
сумка сделана из кожи – сумка
тетрадь сделана из бумаги – тетрадь
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ
1. Назвать предметы по картинкам или непосредственно по предъявлению
а) части тела человека:
лицо - брови - ресницы -
локоть - плечо - колено -
б) части тела животных, птиц:
клюв - хвост - крыло -
копыта - когти - рога -
грива- хобот-
в) назвать детенышей животных и птиц:
кошки - собаки - овцы -
свиньи - лошади - коровы -
курицы - утки - лисы -
зайца- ежа- волка-
2. Название действия по предъявляемому предмету:
а) кто что делает?
повар художник
врач дворник
б) кто как передвигается?
лошадь – бежит белка- ворона -
в) кто как голос подает?
собака – лает петух- корова -
кошка- свинья- ворона -
3. Подобрать эпитеты к слову
мяч (какой?) __________________________________________________________
ёлка (какая?) _______________________________________________________
яблоко (какое?) _______________________________________________________
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
1. Известные слова Малоизвестные слова
кот бак
рука ножи
лампа беседка
машина фотограф
велосипед учительница
стекло ступенька
телевизор скворечник
аквариум милиционер
2. Воспроизведение предложений
Саша сушит шубу.
У Зины жёлтый зонт.
У Зои болят зубы.
Ребята слепили снеговика.
Повар печёт блины на сковородке.
Щёткой чищу я щенка.
Моем, моем трубочиста чисто, чисто.
Водопроводчик чинит водопровод.
В аквариуме плавают золотые рыбки.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Милиционер ездит на мотоцикле.
СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
1.Повторение слогов с оппозиционными звуками
па-ба ба-ба-па
ба-па та-та-да
та-да ка-ка-га
да-та га-га-ка
ка-га да-та-та
га-ка ты-то-ту
2. Выделение первого звука в слове («Скажи, какой первый звук в слове?»): Утка, Оля, Ира, Алик, Эдик; стол, книга, граната, палка, сумка, танк, мука, зонт, масло, барабан.
3. Выделение последнего звука в слове: дом, мак, ключ, банан, труба, каша.
4.Дифференциация смешиваемых в произношении звуков (показ по картинкам).
миска – мишка трава – дрова
зуб – суп уточка – удочка
крыса – крыша малина – Марина
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
[c] собака – усы – нос
[c’] сети – апельсин – гусь
[з] зубы – коза – ваза
[з’] зелёный – зебра – обезьяна
[ц] цветы – пуговица – огурец
[ш] шапка – машина – душ
[ж] жук – ножницы – ножи
[ч] чайник – бабочка – мяч
[щ] щётка – ящик – плащ
[р] рыба – корова – топор
[р’] ремень – фонари – дверь
[л] лампа – пила – дятел
[л’] лейка – телефон – ель
[j] яблоко – майка – трамвай
СОСТОЯНИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
Голос – N, сильный, недостаточная сила, хриплый, дрожащий, назальный оттенок ____________________________________________________________
Темп – N, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание, замедленный, ускоренный ________________________________________________________
Степень разборчивости речи – не нарушена, несколько снижена, невнятная, малопонятная для окружающих _______________________________________
Ритм – N, скандированный ___________________________________________
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
(прилагается)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛОГОПЕДА
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата Логопед
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
ФИО__________________________________________________________________
______________________________________________________________________
ДАТА РОЖДЕНИЯ____________________________________________________
ДОМАШНИЙ АДРЕС __________________________________________________
ОТКУДА ПРИБЫЛ ___________________________________________________
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ В КОМБИНИРОВАННУЮ ГРУППУ_______________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТПМПК (ПМПК) _______________________________________
_____________________________________________________________________
___________________________________________________________________
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ ТПМПК (ПМПК)____________________________________
СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ
МАТЬ __________________________________________________________________
ОТЕЦ __________________________________________________________________
Общий анамнез
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раннее психомоторное и речевое развитие
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние слуха __________________________________________________________
Состояние зрения ________________________________________________________
I. Общее развитие ребёнка
1. Классификация предметов
обобщающие понятия | 1год обучения | 2год обучения |
игрушки | ||
одежда | ||
обувь | ||
посуда | ||
фрукты | ||
овощи | ||
домашние животные | ||
дикие животные | ||
транспорт |
2. Исключение четвёртого лишнего
подбор слов | 1год обучения | 2 год обучения |
стол, стакан, тарелка, ложка | ||
огурец, морковка, яблоко, помидор | ||
лошадь, самолет, паровоз, пароход |
3. Временные и пространственные представления
времена года | 1год обучения | 2год обучения |
зима | ||
весна | ||
лето | ||
осень |
4. Названия основных цветов _______________________________________________________________________
5. Счёт: прямой (4года)_____________________обратный (5лет)_____________
6. Состояние общей моторики (N, средний уровень, низкий уровень); состояние мелкой моторики (N, средний уровень, низкий уровень) __________________________________________________________________
7. Зрительное внимание
8. Строение артикуляционного аппарата
Губы - б/о, тонкие, толстые, малоподвижные, расщелина Зубы - б/о, крупные, мелкие, редкие, вне челюстного ряда Нёбо - б/о, высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое
Прикус - б/о, передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения Язык - а) массивный, маленький, раздвоенный, укороченная подъязычная связка б) мышечный тонус (N, спастичность, гипотония, дистония) в) тремор, наличие синкинезий, гиперсаливация г) девиация языка вправо/влево
9.Общее звучание речи
Голос – N, тихий, громкий, звонкий, глухой, дрожащий, назальный оттенок Темп - N, замедленный, ускоренный, неровный Ритм - N, скандированный Дыхание - грудное, брюшное, короткий выдох
Дикция - N, нечеткая, смазанная
10. Состояние мимической мускулатуры
а) изолированно закрыть один глаз (наличие синкинезий)
б) равномерно поднять брови
в) нахмурить брови
г) сглаженность носогубных складок
II. Сенсомоторный уровень речи
1. Артикуляционная моторика
артикуляционные упражнения | 1 год обучения | 2 год обучения |
растянуть губы в улыбку | ||
вытянуть губы вперед | ||
поднять кончик языка вверх | ||
сделать язык узким, широким | ||
пощелкать языком | ||
надуть щеки |
2. Фонематическое восприятие
а) повторение слогов с оппозиционными звуками
Слоги | 1год обучения | 2год обучения | Слоги | 1год обучения | 2год обучения |
па-ба | ба-ба-па | ||||
ба-па | та-та-да | ||||
та-да | ка-ка-га | ||||
да-та | га-га-ка | ||||
ка-га | да-та-та | ||||
га-ка | ты-то-ту |
б) дифференциация слов с оппозиционными звуками - показ по картинкам
слова | 1год обучения | 2 год обучения | слова | 1 год обучения | 2 год обучения |
миска - мишка | трава - дрова | ||||
зуб - суп | уточка - удочка | ||||
крыса - крыша | малина - Марина |
3. Звукопроизношение
слова | 1год обучения | 2год обучения |
[c] собака – усы – нос | ||
[c’] сети – апельсин – гусь | ||
[з] зубы – коза – ваза | ||
[з’] зелёный – зебра – обезьяна | ||
[ц] цветы – пуговица – огурец | ||
[ш] шапка – машина – душ | ||
[ж] жук – ножницы – ножи | ||
[ч] чайник – бабочка – мяч | ||
[щ] щётка – ящик – плащ | ||
[р] рыба – корова – топор | ||
[р’] ремень – фонари – дверь | ||
[л] лампа – пила – дятел | ||
[л’] лейка – телефон – ель | ||
[j] яблоко – майка – трамвай |
4. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
слова | 1год обучения | 2год обучения | слова | 1год обучения | 2год обучения |
кот | сковорода | ||||
нога | космонавт | ||||
лампа | учительница | ||||
карлсон | температура | ||||
велосипед | парикмахер | ||||
аквариум | водопроводчик |
III. Элементарные навыки языкового анализа
1. Выделение первого звука в слове
слова | 1год обучения | 2год обучения | слова | 1год обучения | 2год обучения |
аист | искра | ||||
удочка | танк | ||||
облако | коза |
2. Выделение последнего звука в слове
слова | 1год обучения | 2год обучения | слова | 1год обучения | 2год обучения |
дом | труба | ||||
мак | ключи | ||||
банан | кенгуру |
IV. Грамматический строй речи
3. Изменение существительных по падежам
Вопросы | 1год обучения | 2год обучения | Вопросы | 1год обучения | 2 год обучения |
Кого ловит кошка? | С кем любишь играть? | ||||
Из чего ты пьешь? | Чем подстригают волосы? | ||||
Кому подаришь книжку? | В чем носят продукты? |
1. Существительные множественного числа именительного падежа
слова | 1год обучения | 2год обучения | слова | 1год обучения | 2год обучения |
стол | матрёшка | ||||
стул | окно | ||||
мяч | яблоко | ||||
рука | дерево |
2. Существительные множественного числа родительного падежа
слова | 1год обучения | 2год обучения | слова | 1год обучения | 2год обучения |
стол | матрёшка | ||||
стул | окно | ||||
мяч | яблоко | ||||
рука | дерево |
3. Употребление предлогов в речи
Предложения | 1год обучения | 2год обучения |
Ваза стоит … столе. | ||
Котёнок сидит … столом. | ||
Кошка бежит … мышкой. | ||
Дети идут … школу. | ||
Бабочка летает … цветком. |
V. Словарь и навыки словообразования
1. Называние предметов по картинкам или непосредственно по предъявлению:
а) части тела человека -
слова | 1год обучения | 2год обучения | слова | 1год обучения | 2год обучения |
лицо | плечо | ||||
локоть | ресницы | ||||
брови | колено |
б) части тела животных, птиц -
слова | 1год обучения | 2год обучения | слова | 1год обучения | 2год обучения |
клюв | хвост | ||||
копыта | когти | ||||
грива | хобот | ||||
крыло | рога |
2. Назвать действия по предъявляемому предмету:
а) кто что делает?
слова | 1год обучения | 2год обучения | слова | 1год обучения | 2год обучения |
повар | художник | ||||
врач | дворник |
б) кто как передвигается?
слова | 1год обучения | 2год обучения |
лошадь | ||
белка | ||
ворона |
в) кто как голос подает?
слова | 1год обучения | 2год обучения | слова | 1год обучения | 2год обучения |
собака | корова | ||||
петух | кошка | ||||
свинья | ворона |
3. Образование существительных, обозначающих детёнышей животных
слова | 1год обучения | 2год обучения | слова | 1год обучения | 2год обучения |
у кошки | утка | ||||
у козы | волк | ||||
у свиньи | медведь | ||||
у коровы | лиса | ||||
у лошади | заяц |
4. Образование существительных уменьшительной формы
слова | 1год обучения | 2год обучения | слова | 1год обучения | 2год обучения |
мяч - мячик | капля | ||||
дом | сумка | ||||
шкаф | зеркало | ||||
стул | гнездо | ||||
шапка | дерево |
5. Образование относительных прилагательных от существительных
подбор слов | 1год обучения | 2год обучения | подбор слов | 1год обучения | 2 год обучения |
стол из дерева | тетрадь из бумаги | ||||
стакан из стекла | варенье из малины | ||||
сумка из кожи | лист берёзы |
6. Образование качественных прилагательных от существительных
Предложения | 1год обучения | 2год обучения | 1год обучения | 2 год обучения | |
Лису за хитрость называют … | Медведя за неуклюжесть | ||||
Волка за жадность | Зайца за трусость |
VI. Понимание логико-грамматических отношений
Вопросы | 1год обучения | 2год обучения |
1. Покажи ключ, покажи карандаш. | ||
2. Покажи карандашом ключ. | ||
3. Покажи карандаш ключом | ||
4. Сашу ударил Коля. Кто драчун? | ||
5. Охотник бежит за собакой. Кто впереди? |
VII. Связная речь
1. Рассказ о себе, семье, друзьях, любимых игрушках: рассказ с помощью вопросов педагога, самостоятельный.
2. Составление предложений по сюжетной картинке: предметное перечисление, простое предложение, распространенное.
3. Пересказ прослушанного текста: пересказ самостоятельный, по наводящим вопросам, пересказ не доступен; воспроизведены все основные смысловые звенья; имеются значительные (незначительные) сокращения, искажения смысла; имеется включение посторонней информации
Чёрный котёнок увидел мышь и бросился за ней! Мышь прыгнула в банку с мукой. Котёнок - за ней! Мышь убежала. А из банки вылез белый котёнок.
Вопросы | 1год обучения | 2год обучения |
Какого цвета был котёнок? | ||
Кого увидел котёнок? | ||
Куда прыгнул котёнок за мышью? | ||
Какого цвета стал котёнок? | ||
Это другой котёнок? | ||
Почему котёнок стал белым? | ||
Котёнок поймал мышь или нет? |
4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Зайцы» (3 картинки) или какой-либо другой последовательности из 3-4картинок: а) картинки разложены самостоятельно, со стимулирующей помощью; б) воспроизведены все основные смысловые звенья, имеются значительные (незначительные) сокращения, искажение смысла, выпадение смысловых звеньев, включение посторонней информации; в) лексико-грамматическое оформление без нарушений, отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов; Г) рассказ составлен самостоятельно, по наводящим вопросам; составление рассказа не доступно.
Логопедическое заключение
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата Учитель- логопед__________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.
Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической группы....
"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина
В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...
Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....
Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)
Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....
Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте
Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...
Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)
Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...