Календарно-тематическое планирование по формированию лексико-грамматических категорий и формированию фонетико-фонематической стороны речи 6-7 лет по ФГОС
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа)
Календарно-тематическое планирование сообразуется с образовательной программой ДОУ, отвечает ФГОС ДО. Предназначен для обучения и воспитания детей 6 -7 лет с общим недоразвитием речи, может быть успешно реализуется при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре). Родители ребёнка и педагоги детского сада должны постоянно закреплять сформированные у ребёнка умения и навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
onr_3-4_podgotovit._kalendar-temat.docx | 38.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
«Детский сад «Тополек» с.Чапаево»
____________________Имулина М.А.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ III-IV УРОВНЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА
НА 2017-2018 УЧ.ГОД
Учитель-логопед: Гуляева Я.А.
Всего 64 занятия
2 занятия в неделю
С.Чапаево
2017
Календарно-тематическое планирование по формированию фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Подгруппа № 1 Общее недоразвитие речи III-IV уровня (6-7 лет)
Недели | Лексическая тема | Формирование фонетико-фонематической стороны | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь |
I. Сентябрь | ||||
1,2 | Обследование речи детей | |||
3 | Осень | Звук и буква А. Уточнение артикуляции и произношения звука. Развитие фонематического слуха. | Учить детей отвечать на вопросы и задавать их; систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; активировать словарь по данной теме; воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе. | Рассказывание по теме «Осень». |
Звук и буква У. Уточнение артикуляции и произношения звука. Развитие фонематического слуха, звукового анализа. | ||||
4 | Деревья осенью. Листья. | Звук и буква О. Уточнение артикуляции и произношения звука. Развитие фонематического слуха, звукового анализа. | Развивать умение задавать вопросы; обобщать знания о деревьях. воспитывать бережное отношение детей к природе. закреплять у детей правильное употребление в речи относительных прилагательных; | Описательный рассказ о дереве с использованием схемы описания. |
Дифференциация О-У. Уточнять артикуляцию звуков [о], [у]. Закрепить знания о гласных О, У. Развивать артикуляционную моторику, фонематический слух, звуковой анализ. | ||||
Октябрь | ||||
1 | Овощи | Звук и буква Ы. Уточнение артикуляции и произношения звука. Развитие фонематического слуха, звукового анализа. | Развивать мыслительную деятельность; расширять знания детей по теме; работать над словообразованием прилагательных от существительных: морковный, капустный, картофельный и т.д. воспитывать у детей самоконтроль за речью. | Рассказывание о труде взрослых на полях и огородах |
Звук и буква Э. Уточнение артикуляции и произношения звука. Развитие фонематического слуха, звукового анализа. | ||||
2 | Фрукты | Дифференциация Ы-Э. Закрепить знания о гласных Ы, Э. Развивать артикуляционную моторику, фонематический слух, звуковой анализ и синтез. | Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание; | Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин. |
Дифференциация гласных А,О,У,Ы,Э. Развитие фонематического восприятия. Слухоречевой памяти и внимания. | ||||
3 | Грибы. Ягоды. | Буква М. Звуки м, мь. Уточнение акустико-артикуляционной хар-ки звуков [м], [мь].Формирование понятия «согласный, звонкий, твердый, мягкий». Знакомство с графическим образом звуков. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов с пройденными звуками. | Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. Уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах; упражнять в согласовании числительных с существительными; Развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы; | Обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту с помощью сюжетных картин; Пересказ рассказа В.Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин. |
Буква Н. Звуки н, нь. Уточнение акустико-артикуляционной хар-ки звуков [н], [нь].Формирование понятия «согласный, звонкий, твердый, мягкий». Знакомство с графическим образом звуков. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов с пройденными звуками. | ||||
4 | Перелетные птицы. | Дифференциация М-Н. Уточнение акустико-артикуляционной хар-ки звуков [м], [н]. Развивать фонематические процессы, артикуляционную и мелкую моторику. | Закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелетные», «зимующие»; закреплять умение синтаксически верно строить предложения; упражнять детей в образовании сложных прилагательных; воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям. | Пересказ рассказа И.С.Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов |
Буква П. Звуки п, пь. Уточнение акустико-артикуляционной хар-ки звуков [п], [пь]. Формирование понятия «согласный, глухой, твердый, мягкий». Знакомство с графическим образом звуков. Развивать фонематические процессы. | ||||
Ноябрь | ||||
1 | Осенняя одежда. Обувь. Головные уборы. | Буква Б. Звуки б, бь. Уточнение произношения и акустико-артикуляционнуой хар-ки звуков [б], [бь]. Знакомство с графическим образом звуков. | Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода. Расширять и активизировать словарь детей по теме «Осенняя одежда. Обувь. Головные уборы»; воспитание навыков самообслуживания. | Упражнять в конструировании и употреблении распространенных предложений; |
Дифференциация Б-П. Развитие фонематических процессов. Формировать умение сравнивать звуки по акустико-артикуляционному признаку. | ||||
2 | Домашние животные и их детеныши | Буква Т. Звуки т, ть. Уточнение акустико-артикуляционной хар-ки звуков [т], [ть]. Знакомство с графемой. | Развивать умение строить последовательно свое высказывание; активизировать и расширять словарь детей по теме «домашние животные и их детеныши»; воспитывать у детей любознательность к окружающей природе. | Рассказ о любимом животном по графическому плану. |
Буква Д. Звуки д, дь. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [д-дь]. Учить соотносить звуки с буквой Д. | ||||
3 | Дикие животные наших лесов и их детеныши | Дифференциация Д-Т. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [д-т]. Развитие фонематического слуха и восприятия. Учить выделять звуки на уровне слогов, слов. | Закрепление правильного употребления в речи притяжательных прилагательных; развитие умения отвечать на вопросы полными ответами | Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат» |
Буква В. Звуки в, вь. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [в – вь]. Учить соотносить звуки с буквой. Учить выделять звуки на уровне слогов, слов. | ||||
4 | Осенние хлопоты животных. | Буква Ф. Звуки ф, фь. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [ф-фь]. Знакомство с буквой. Учить выделять звуки на уровне слогов, слов. | Развитие умения логически последовательно выстраивать свое высказывание; закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных; воспитывать у детей самоконтроль за речью. | Рассказ о хлопотах животных осенью с использованием мнемотаблиц. |
Дифференциация Ф-В между собой и с другими звуками, сравнительная характеристика звуков. Развитие фонематического слуха. Выделение звуков [в] – [ф] на уровне слога, слова и предложения. | ||||
II. Декабрь | ||||
1 | Зима. Зимние месяцы. | Буква Х. Звуки х,хь. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [ х – хь]. Знакомство с графемой. Выделение [х – хь] в ряду других звуков, на уровне слога, слова. Развитие умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец слова). | Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках. Развитие семантического поля слова «снег». Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени. Уточнение и расширение словаря по теме. | Составление рассказа по сюжетной картинке «Зимние забавы» (по образцу) |
Буква К. Звуки к, кь. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [к-кь]. Учить соотносить звуки с буквой, выделять на слух изучаемые звуки в ряду других звуков, на уровне слога, слова. | ||||
2 | Мебель. | Буква Г. Звуки г, гь. Учить соотносить звуки с буквой. Выделять звуки на слух в ряду других звуков, а также на уровне слога и слова. Подбирать слова на заданные звуки. Продолжать учить определять место звука в слове (начало, середина и конец слова). | Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности различным материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» т.д.) Расширение знания значения предлогов и употребление их в самостоятельной речи. Закрепление предложно-падежных конструкций. | Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам. |
Дифференциация Г-К-Х. Сравнительная характеристика звуков. Закреплять умение соотносить звуки с буквами. Учить выделять звуки на уровне слова. Развивать звуковой анализ и синтез слов. | ||||
3 | Зимние забавы. | Буква С. Звуки с, сь. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [с-сь], правильное произношение звуков. Учить соотносить звуки с буквой. Формирование звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов. | Расширение предикатного словаря. Практическое употребление в речи имен существительных в различных падежах. | Рассказ по сюжетной картинке «Зимние забавы» с опорой на словесный план. |
Буква З. Звуки з, зь. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [з-зь]. Закрепить правильное произношение [з-зь]. Соотнесение звуков с буквой. Формирование умений выделять звуки на слух, навыков звуко-слогового анализа и синтеза. | ||||
4 | Новый год. | Дифференциация С-З. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [c]-[з]. Учить дифференцировать изучаемые звуки на слух. Соотносить звуки с графемой. Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. | Формирование словаря прилагательных. Образование относительных прилагательных. Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе. Развитие навыка словообразования. Закрепление употребления имен существительных в Т.п. | Рассказывание о приближающемся празднике, о семейных традициях. |
Звук и буква Ц. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звука [ц]. Закрепление правильного произношения звука. Формирование понятия согласный, твердый, глухой звук. Учить соотносить звук с буквой., выделять звук на фоне других звуков, на уровне слога и слова. Учить определять место звука в слове. | ||||
Январь | ||||
1,2 | Каникулы | |||
3 | Животные жарких стран | Дифференциация Ц-С. Закрепление произношения и уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [ц]-[с]. Учить соотносить звуки с графемой. Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. | Закрепление употребления имен существительных множественного числа в Р.п. Формирование навыка словообразования по теме. | Пересказ рассказа Б.С.Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» |
Звук и буква Ч. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звука [ч]. Закрепление правильного произношения. Знакомство с буквой Ч. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза. | ||||
4 | Рыбы (морские, речные, аквариумные). | Дифференциация Ч-Ц. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [ч] –[ц]. Закрепление правильного произношения звуков. Соотношение звуков с графемами. | Обогащение и уточнение словаря по лексической теме. Формирование навыков словообразования: отыменных прилагательных. | Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка» |
Звук и буква Ш. Закрепление правильного произношения звука в речи. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звука [ш]. Знакомство с графемой звука. Формирование умения выделять звук на фоне других звуков, в слогах и словах. | ||||
Февраль | ||||
1 | Семья. Родственные связи. | Звук и буква Ж. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звука [ж]. Закрепление правильного произношения звука в речи. Знакомство с буквой Ж. Выделять звук в ряду других звуков на уровне слога и слова, определять место звука в слове. | Обучение составлению сложносочиненных предложений. Расширение словаря антонимов. Словообразование притяжательных прилагательных. | Составление рассказа о своей семье. |
Дифференциация Ж-Ш. Учить четко и правильно произносить звуки, соотносить их с буквами. Выделять звуки на уровне слога, слова, словосочетания и предложения. | ||||
2 | Инструменты | Дифференциация З-Ж. Закрепление четкого и правильного произношения их в речи, соотнесение с буквами. Выделение звуков [з] – [ж] на слух в ряду других звуков, на уровне слогов и слов. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза. | Закрепление навыка употребления имен существительных в Тв. п. Формирование словаря глаголов | Пересказ сказки «Две косы» |
Дифференциация С-Ш. Закрепление четкого и правильного произношения звуков в речи, соотнесение их с буквами. Формирование умения выделять звуки [с] – [ш] на слух в ряду других звуков, на уровне слогов и слов. Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза. | ||||
3 | День защитников Отечества. | Звук и буква Щ. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звука [щ]. Закрепление правильного произношения звука. Формирование понятия согласный, мягкий, глухой звук. Учить соотносить звук с буквой, выделять звук на фоне других звуков, на уровне слога и слова. Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза. | Обогащение словаря по теме. | Заучивание стихотворения о празднике. |
Дифференциация Ш-Щ. Учить соотносить их с буквами, выделять звуки на слух в ряду других звуков, в слогах и в словах, определять место звуков в словах. | ||||
4 | Профессии. | Звук и буква Й. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звука [й]. Закрепление правильного произношения звука. Формирование понятия согласный, мягкий, звонкий звук. Учить соотносить звук с буквой. Выделять звук на фоне других звуков, на уровне слога и слова. Учить определять место звука в слове. | Расширение словаря по теме. Формирование навыков словообразования и расширения словаря. | Составление рассказа «кто кормит нас вкусно и полезно?». |
Буква Е. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звука [й э], учить соотносить звук с буквой. Знакомство со смягчающей ролью гласного. Учить выделять звук в ряду других звуков, в слогах, в словах. Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза. | ||||
III. Март | ||||
1 | Весна | Дифференциация Е-Э. Уточнение акустико-артикуляционной хар-ки звуков [йэ], [э]. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. | Развитие словаря прилагательных. | Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания» |
Буква Ё. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звука [й о], учить соотносить звук с буквой. Знакомство со смягчающей ролью гласного [йо]. Учить выделять звук в ряду других звуков, в слогах, в словах. | ||||
2 | 8 марта. Женский день. | Дифференциация Ё-О. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [йо], [о]. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. | Формирование словаря по теме. Развитие навыков словообразования. | Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий |
Буква Я. Знакомство с акустико-артикуляционной характеристикой звука [й а], со смягчающей ролью гласного [йа]. Формирование умения соотносить звук с буквой. Учить выделять звук в ряду других звуков, в слогах, в словах. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. | ||||
3 | Перелетные птицы весной | Дифференциация Я-А. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [йа], [а]. Развитие фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики. | Формирование семантического поля слова «ласточка». Расширение глагольного словаря по теме. | Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин. |
Буква Ю. Знакомство с акустико-артикуляционной характеристикой звука [й у], со смягчающей ролью гласного [йу]. Учить соотносить звук с буквой, выделять звук в ряду других звуков, в слогах, в словах. Совершенствование навыка звуко-слогового анализа и синтеза. | ||||
4 | Растения и животные весной. | Дифференциация У-Ю. Уточнение акустико-артикуляционной хар-ки звуков [йу], [у]. Развитие фонематического слуха артикуляционной и мелкой моторики. | Пересказ рассказа Г.А.Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий. | |
Апрель | ||||
1 | Наша страна. Мое село. | Дифференциация Е,Ё,Ю,Я.Уточнение акустико-артикуляционной характеристики изучаемых звуков. Дифференциация звуков и букв между собой и с другими звуками и буквами. Закрепление знаний о смягчающей роли гласных. Развитие звуко-слогового анализа и синтеза. | Упражнение в образовании синонимических рядов. Уточнение и расширение словаря по теме. | Рассказывание о стране о своем селе. |
Дифференциация Е,Ё,Ю,Я на уровне слова, словосочетания и предложения. Закрепление знаний детей о смягчающей роли гласных Е, Ё, Ю, Я. Развитие звуко-слогового анализа и синтеза. | ||||
2 | Транспорт | Буква Л. Звуки л, ль. Знакомство и уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [л-ль]. Закрепление правильного произношения звуков в речи. Учить соотносить звуки с буквой. Выделять звуки на слух в ряду других звуков, а также на уровне слога и слова. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза. | Закрепление навыка употребления обиходных глаголов, образованных посредством приставок, передающих различные оттенки действий. Дифференциация транспорта по видам. Закрепление употребления формы Тв.п. существительных и расширение словаря по теме. | Рассказывание о транспорте, видах транспорта |
Буква Р. Звуки р, рь. Знакомство и уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [р-рь]. Закрепление правильного произношения звуков в речи. Учить соотносить звуки с буквой. Выделять[р] – [рь] на слух в ряду других звуков, а также на уровне слога и слова. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза. | ||||
3 | Правила дорожного движения. | Дифференциация Р-Л. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [р] –[л] –[рь] – [ль]. Сравнительная характеристика данных звуков. Соотносить звуки с буквами, учить выделять их на уровне слога, слова. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза. | Расширять представления о правилах дорожного движения. Уточнять, расширять и активизировать словарь в рамках лексической темы. Формировать навык употребления в речи возвратных глаголов. | Викторина о правилах дорожного движения. |
Мягкий знак. Знакомство с буквой мягкий знак, с ее важной функцией смягчения. Развитие фонематического слуха на материале твердых и мягких согласных звуков. | ||||
4 | Насекомые. Пауки. | Твердый знак. Знакомство с буквой твердый знак, с ее функцией в словах. Развитие фонематического слуха на материале твердых согласных звуков. Развитие звуко-слогового анализа и синтеза слов. | Расширять и углублять представления о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Расширять и активизировать словарь по лексической теме. Совершенствовать грамматический строй речи. | Рассказывание о насекомых. |
Дифференциация звуков по необходимости. Автоматизация правильного произношения в свободной речи всех поставленных ранее звуков. Совершенствование языкового анализа и синтеза, фонематического слуха. | ||||
Май | ||||
1 | Школа. Школьные принадлежности. | Обобщение знаний о звуках. Уточнение понятий гласный-согласный, твердый-мягкий, глухой-звонкий. Дифференциация звуков в связной речи. развитие фонематического слуха, звуко-слогового анализа. | Согласование притяжательных местоимений с существительными. Формировать обобщающие понятия. Упражнять в подборе антонимов. | Составление рассказа по серии сюжетных картин |
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Автоматизация и дифференциация поставленных ранее звуков. формирование умения анализировать слова: выделять звук в словах, определять последовательность звуков, количество звуков и слогов в словах. Чтение слогов, слов. | ||||
2 | Лето. | Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Автоматизация и дифференциация поставленных ранее звуков. формирование умения анализировать слова: выделять звук в словах, определять последовательность звуков, количество звуков и слогов в словах. Чтение слогов, слов. | Упражнение в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени. Формирование и расширение словаря по теме. | Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему) |
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Автоматизация и дифференциация поставленных ранее звуков. формирование умения анализировать слова: выделять звук в словах, определять последовательность звуков, количество звуков и слогов в словах. Чтение слогов, слов. | ||||
3,4 | Итоговое обследование речи детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе.
Перспективное планирование работы с детьми имеющими диагноз ОНР....
Методические рекомендации учителя-логопеда, для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи.
Методические рекомендации по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи предназначены для родителей детей группы компенсирующей напрвленности для де...
Перспективный календарно-тематический план по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе 5-6 лет компенсирующей направленности с ТНР (ОНР)
Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи строятся с учетом требований как общей дошкольной, так и специальной педагогики.На занятиях по разви...
Перспективно-тематическое планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей группы с нарушениями речи.
Данный материал помогает спланировать работу по по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми старшей группы с нарушениями речи....
План коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи с детьми с ТНР старшего возраста.
План коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи с детьми с ТНР старшего возраста на 2020- 2021 учебный год....
Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категории, фонетической стороны речи, развитию связнои речи, обучению грамоте в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на 2022 — 20
Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категории, фонетической стороны речи, развитию связнои речи, обучению грамоте в подготовительной г...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий с элементами фонетико-фонематической стороны речи «Поможем бабушке Федоре» для детей старшей компенсирующей группы
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико- грамматических категорий с элементами фонетико- фонематической стороны речи "Поможем бабушке Федоре" для детей старшей ком...