Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] «Прогулка по лесу»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Якушова Ирина Алексеевна

Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях. Обогащение словаря по лексической теме «Грибы». Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового анализа.

Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого дыхания, логического мышления, памяти, внимания, артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание интереса к занятиям, желания правильно говорить, доброжелательности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] «Прогулка по лесу»

Коррекционно-образовательные задачи.

Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях. Обогащение словаря по лексической теме «Грибы». Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового анализа.

Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого дыхания, логического мышления, памяти, внимания, артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание интереса к занятиям, желания правильно говорить, доброжелательности.

Оборудование:

Плоскостные изображения персонажей сказки «Каникулы в Простоквашино», «Сороконожка» (слоговые цепочки, зеркало, зубная щётка, плоскостные изображения корзинок красного и жёлтого цвета, изображения грибов, полоски для составления схем предложений.

Ход занятия

1. Оргмомент:

Создание эмоционального положительного фона занятий. Объявление темы.

- Сегодня мы пойдём на прогулку в лес вместе с дядей Фёдором и котом Матроскиным, будем закреплять правильное произношение звука [ Р ].

Психогимнастика.

- Увидели гриб-сморчок (сморщить лицо). Показать удивление, когда увидели огромный боровик. Изобразить радость.

2. Дыхательная гимнастика:

- Гуляя по лесу, наши герои увидели лёгкие шарики одуванчиков. Дядя Фёдор не удержался и сорвал один. Сильно подул, и лёгкие пушинки разлетелись во все стороны. Собрав пальцы в щепоть, сильно подуть на них, не раздувая щёк. «Пушинки» - пальцы раскрыть цветком («пушинки» разлетелись).

3. Сопряжённая гимнастика («Театр пальчиков и языка» - артикуляционная и пальчиковая гимнастика).

1) Пальчики тоже пошли гулять вместе с нами: топ-топ,топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательный и средний, большой и указательный.

Язык двигать вверх – вниз (упр. «Качели»).

2)На опушке большое дерево. Вот его ствол.

Локти и ладони соединить, пальцы поднять вверх.

Язык высунуть и напряжённо тянуть к носу. (упр. «Фокус»).

3)Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые.

Щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой руки – шляпку. Положение рук менять. Язык сначала мягко присосать к твёрдому нёбу, затем напряжённо (гриб растёт). (упр. «Грибочек»).

4) У других грибов ножки тонкие.

Указательный палец одной руки – ножка, ладонь другой руки – шляпка; положение рук менять (поганок очень много). Язык присосать к нёбу.

5)Дерево растёт.

Руки тянуть вверх, к солнышку.

Язык тянуть к носу. (упр. «Фокус»)

6)Грибы растут.

Руки (см. пункт 3)

Язык то присосать к нёбу, то прогнуть «чашечкой».

(упр. «Грибочек» - «Чашечка»).

7). Соберём грибы в корзину.

Пальцы рук переплетены «корзинкой»,

Язык - «чашечкой».

8) Через лес (топ-топ,топ-топ-топ) вышли к речке.

Руки развести в стороны: плавные движения от плеча к пальцам.

9) Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони «лодочкой».

Руками делать волнообразные движения.

Язык сложить «лодочкой» (боковые края подняты вверх).

Высунуть язык и убрать назад.

10) Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»).

Язык присосать к нёбу (крыша домика). (упр. «Грибочек»).

4. Закрепление правильного произношения звука [ Р ], автоматизация в открытых слогах (развитие темпо-ритмической стороны речи)

- Гуляя по лесу. Друзья услышали какой-то шум, они испугались, а Матроскин даже зарычал от испуга как настоящий тигр: р-р-р-р-р-р-р-р-р… (изолированное произношение звука). Как он рычал? А это была всего лишь сороконожка, которая растеряла свои башмачки. Давай поможем ей обуться, обувай ей на ножки ботиночки и повторяй слоги: ра-ро-ру-ры.

Ребёнок проводит пальчиком от ботиночка к раскрашенной в тот же цвет части сороконожки, многократно повторяя слоги, написанные на ботиночках.

- Дядя Фёдор расхохотался и стал дразнить Матроскина:

Ра – ро – ру - ры

ро – Ру – ры – ра

Ры –ро - ра – ру

ра - ру – Ро– ры


(Ребёнок повторяет дразнилку, соблюдая темп и ритм)

5. Самомассаж подушечек пальцев зубной щёткой.

- Дядя Фёдор очень любит собирать грибы и учит кота Матроскина находить их в лесу. На каждую стихотворную строчку ребёнок растирает подушечку одного пальца зубной щёткой.

Правая рука Левая рука

Вылезли на кочке Удивленья скрыть не мог.

(мизинец) (растирает большой палец)

Мелкие грибочки: Выросли опята,

(безымянный палец) (указательный палец)

Грузди и свинушки, Скользкие маслята,

(средний палец) (средний палец)

Рыжики, волнушки. Бледные поганки

(указательный палец) (безымянный палец)

Даже маленький пенёк Встали на полянке.

(большой палец) (мизинец)

6. Развитие фонематического восприятия.

- Друзья уселись на полянке и решили перебрать собранные грибы. В жёлтую корзинку они сложили грибы, в названии которых нет звука Р, а в красную – в которых есть. Давай и мы разложим грибы по корзинкам (рыжики, лисички, сыроежки, боровики, волнушки, сморчки, опята, грузди, подосиновики, мухоморы).

- Можно ли мухоморы класть в корзину? Почему? (ядовитые).

7. Составление предложений по картинкам и их схем.

Составить предложение о грибах с предлогами и без них.

Выложить их схемы полосками.

8. Развитие мелкой моторики.

«Нарисовать» боровик верёвочкой на белом картоне.

9. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука для воспитателей

Этот конспект дает подсказку для воспитателей общеобразовательных групп какие методы и приемы можно использовать для работы над звуками...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [p]. «Прогулка в зоопарк»

Задачи:1.      Коррекционно-развивающие:- продолжить работу над автоматизацией звука [p] в слогах, словах, предложениях;- развивать фонематическое восприятие, фонематический с...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...

Конспект открытого занятия на автоматизацию звука [ЛЬ] «Прогулка в лесу».

Цель: Закрепление правильного произношения звука [ЛЬ] в слогах, словах и предложениях.Обучающие задачи. Закреплять знания обучающихся о временных представлениях.Учить воспитанников давать характ...