семинар для родителей
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Кривощекова Елена Владимировна

здесь представлены советы родителям по развитию мелкой моторики, фонематического слуха и другим сторонам речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, слова между собой, строить предложения, ясно и последовательно  излагать свои мысли.

Но иногда даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью. С такими детьми требуется индивидуальная работа по ее развитию, потому что от своевременного формирования речи зависят нормальное речевое общение со сверстниками, успешное овладение грамотой, а после поступления в школу - усвоение школьной программы.

Для того чтобы понять, имеются ли у вашего  ребенка проблемы в  усвоении родной речи, необходимо знать, каковы основные этапы ее становления.

Первый год жизни ребенка является  подготовительным этапом по овладению: развивается понимание речи, к концу года  малыш произносит простые гласные и согласные звуки, звукосочетания, слова. При этом одни дети начинают говорить в восемь месяцев, другие - в год, а некоторые и позже.

До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. Вместо этого ребенок использует так называемое слово - предложение. Например, ребенок, прося у мамы машину, произносит: “ Би- би “. Такие слова - предложения могут иметь разное значение в зависимости от ситуации

Со второй половины второго года ребенок все чаще говорит предложения, состоящие уже из трех - четырех слов.

К концу второго года речь малыша  хотя и становится основным средством общения, однако еще далека от совершенства.

Словарь малыша еще небольшой - от 100 до 300 слов. Часто вместо обычных слов он употребляет облегченные ( “ам- ам” - вместо “ есть” ). Ребенок уже говорит предложениями, но слова в таких предложениях еще грамматически не связаны между собой: он употребляет неправильные окончания слов, допускает ошибки при употреблении  существительных, глаголов и других частей речи. Кроме того, произношение отдельных слов пока нечетко, в речи отсутствуют многие звуки. В приведенной ниже таблице указано, что должен уметь ребенок третьего года жизни на этапе формирования речи.

Произносительная сторона речи

Некоторые дети могут правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме звука Р и шипящих

Ознакомление с предметами окружающего мира

К концу третьего года жизни дети умеют различать и называть игрушки, мебель, одежду, посуду, продукты, некоторые их свойства, а также научиться подбирать и группировать предметы по форме, цвету, величине, ребенок узнает и различает по внешнему виду, вкусу некоторые овощи и фрукты, различает и  называет животных, части их тела

Формирование словаря

К концу третьего года жизни словарь ребенка состоит из:

существительных, обозначающих название транспортных средств (машина, автобус), частей  автомобиля  кабина, руль, колесо), растений (дерево, трава, цветы ), фруктов           (яблоко, груша ), овощей ( морковь, помидор, огурец ), домашних животных ( кошка, собака, курица ) и их детенышей,

глаголов, обозначающих действия и взаимоотношения (мыть, стирать, лечить, отдать, помочь, пожалеть и т. д.),

прилагательных, обозначающих величину цвет, вкус (большой, короткий, красный, синий, сладкий, кислый),

наречий (сейчас, близко, далеко, низко, высоко, быстро, медленно, темно ).

Грамматический строй речи

Дети умеют согласовать существительные и местоимения с глаголами, составляют фразы из трех - четырех слов.

Связная речь

К концу третьего года жизни ребенок уже умеет сопоставлять увиденное им на прогулке с коротким (два - четыре предложения) речевым описанием показанной ему картинки

Все вышеперечисленное поможет вам сориентироваться в том, насколько развита речь вашего ребенка, однако необходимо помнить, что каждый ребенок  индивидуален, поэтому речь отдельного ребенка развивается своими темпами.

Возможно, кому- то из родителей все, о чем говорилось выше, покажется слишком простым: ваш малыш уже знает и умеет значительно больше. А кого- то, быть может, прочитанное огорчит.

Занятия  с детьми дома

Основная трудность для родителей заставить ребенка заниматься, необходимо помнить, что основная деятельность малыша - игровая.

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день.

Длительность занятий без перерыва не должна превышать 15 - 20 минут!

Лучшее время для занятий - утром после завтрака или во  второй половине дня после сна. Разбейте блок игр и упражнений, которые вы запланировали на день, на несколько частей.

Не употребляйте слово “ неправильно”! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.

Не бойтесь начинать! Заведите тетрадь, где будете планировать занятия на каждый день. У каждой недели может быть своя тема.  Все игры подбираются соответственно ей. Тема подбирается  в соответствии времени года, когда начинаются занятия.

Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

МОЙ ПЕРВЫЙ СЛОВАРЬ

Туловище, лицо, моя семья, мой дом, одежда, обувь, кухонная мебель, утварь и посуда, мебель, предметы домашнего обихода, игрушки, транспорт, овощи,

фрукты, домашние животные, птицы и их детеныши, лес, сад, цвета, геометрические фигуры, время суток, времена года, погодные явления, предлоги русского языка, слова с противоположным значением (антонимы), слова, обозначающие действия (глаголы).

Занимаясь по словарю с ребенком, называйте и объясняйте ему все то, что он видит перед собой. Повторите ему несколько раз нужное слово. попросите его показать вам тот предмет, который вы ему называли, а затем попросите его самого назвать это слово. Не забывайте хвалить ребенка, отмечайте его успехи. Не огорчайтесь, если малыш ошибся, повторите еще раз новое слово. С вашей помощью он научится объединять предметы, ориентируясь на признак, названный вами (свекла - это овощ, где растет, цвет, форма, величина, сравнение свеклы и моркови и т. д.)

ИГРЫ НА КУХНЕ

Играть с малышом вовсе не обязательно  за столом, превращая игру в урок. Играть можно где угодно, даже на кухне. Ведь здесь очень много интересных предметов, с помощью которых малыша можно учить! Мама готовит обед и при этом учит. Предлагаю вам несколько игр

“ Что лишнее”

Положите в вазу три фрукта и один овощ (если ребенок хорошо справляется, количество фруктов можно увеличить) и предложите малышу подумать, что здесь лишнее. Например, яблоко, грушу, сливу, картошку.

Если ребенок испытывает затруднения, напомните ему: фрукты растут на деревьях, а овощи - на грядке. Фрукты едят сырыми, овощи используют для приготовления пищи. Когда он догадается, набор фруктов и овощей можно изменить.  

“ Закрой глаза “

Дети очень любят игры,  в которых они должны узнать еду по вкусу, запаху. Для этого перед ребенком кладут, например, яблоко, огурец, помидор (натуральные и нарисованные). Взрослый говорит:  “Закрой глаза! “ (если ребенок не понял, то мама или папа сами закрывают глаза и побуждают к этому ребенка. Малышу в рот кладут кусочек яблока или огурца, он ест а потом берет с тарелки тот фрукт или овощ, который ел, и показывает его. называя самостоятельно.

Также важно научить ребенка узнавать овощи и фрукты не только в натуральном виде и на картинках, но и разрезанными - в супе, в салате.

ДЕЛАЕМ УБОРКУ

Для того чтобы  ребенок запомнил название вещей и предметов, которые есть у вас дома, сыграйте с ним в такую игру. На рисунке изображены ванная комната, гостиная, различные предметы. Скажите ему, что вы затеяли уборку и он должен помочь вам все расставить по своим местам. Назовите предмет и спрашивайте у него: “ А куда мы отнесем зубную щетку? А куда поставим будильник? “ и т. д.

Дети любят помогать родителям. Давайте ребенку возможность работать  вместе с вами, например, убирать комнату. И тогда скучная уборка превратится для вас обоих в увлекательный урок. Попросите ребенка вытереть вам пыль: “Пойдем, ты мне поможешь вытирать пыль. Вот тряпка, давай вытрем стол! А теперь давай вытрем пыль на тумбочке. Как тут много пыли. Какая она  грязная. Здесь нужно сильно потереть. Молодец! Посмотри, какая она стала  чистая!“.

Так просто и незаметно ваш ребенок выучит названия предметов мебели, а еще и прилагательных – большая, чистая, грязная.

Оказывается, учить так просто!!!

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ


       Вам следует знать, что ребенок будет правильно произносить звуки, чисто говорить только в том случае, если он хорошо слышит, может различать звуки на слух и старается откорректировать свое произношение по услышанному. Поэтому нужно развивать слуховое внимание ребенка, развивать его способность распознавать как речевые, так и неречевые звуки. Речь идет не о физиологическом слухе (нормальным он считается, если человек слышит шепот на расстоянии 5-6м от него), а о фонематическом.

Как понять, что он развит в норме? Ребенок, даже имеющий дефекты речи, может отличить неправильное произношение от правильного, осознает свой дефект и даже пытается поправлять других детей. Если ему предложить обозначить хлопком в ладоши услышанный (заранее назначенный, например, С) звук, среди ряда других похожих (например, С, Ш, Щ,Ц,З,Ж), он обязательно справится с заданием. Также он отберет картинки с заданным звуком, повторит, либо отличит слоги или слова со сходными по звучанию звуками (например, «ТА-ДА-ТА», «МЫШКА-МИСКА», «РОЖКИ-ЛОЖКИ»). Вы можете сами проверить уровень сформированности фонематического слуха у вашего ребенка, используя эти нехитрые приемы.  Если вы заподозрите, что он недостаточно развит, захотите спросить, чем грозит такое нарушение.

 Последствия без нашего вмешательства могут быть разные: долгие сроки постановки звука (ребенок с ФФН не осознает наличие проблемы), длительная автоматизация и дифференциация его со схожими (вплоть до 4 класса школы), путаница при письме в диктантах («САПКА» или «ШАПОГИ») даже при условии отличного произнесения обоих звуков и как следствие,  дислексия и дисграфия. Хотя, изредка, ребенку удается без дополнительного вмешательства преодолеть эту проблему с возрастом. Но мы не будем полагаться на это, а систематически станем давать ребенку задания на развитие фонематического слуха и слухового внимания.

Для этого вы можете использовать следующие игры.

“ Угадай, на чем играю. Повтори как я!”

Побренчите на бубне, барабане, гармошке так, чтобы ребенок не видел, а только слышал и попросите назвать источник звука, попросите воспроизвести ритмический рисунок.

“ Угадай кто кричит?“

Дайте ребенку картинку с изображением разных животных или игрушек (трех - пяти). Подайте голос, подражая крику одного из животных. и попросите показать, кто из них кричит.

“ Громко - тихо“

 Объясните ребенку, что если он услышит громкое звучание бубна, то должен хлопать в ладоши, а если тихое - топать ногами.

«Угадай, кто тебя позвал по имени» - друзья ребенка водят вокруг него хоровод, а он стоит с закрытыми глазами, в конце песни он должен угадать кто из друзей его позвал. Вот текст песенки:

Паша, ты сейчас в лесу

Мы зовем тебя, АУ!

Ну-ка, глазки закрывай, не робей,

кто зовет тебя узнай поскорей,

Паша! – кричит один из друзей.

Для более старшего возраста подходят игры: «Поймай звук» (описанный при тестировании на наличие этой проблемы), «На слово с Д топни, на слово с Т хлопни», «2 команды» - кто быстрее соберет картинки на заданный звук (сложнее – с заданным звуком в середине слова), «Посели предмет в свой домик-схему» (в каждом домике с буквой вверху- картон с прорезями для вставления картинок в окошки - 3 окошка, одно из них, например, среднее, «светится», то есть окрашено в яркий цвет, надо вставить картинку с оговоренным звуком, если он находится в середине названия этой картинки), «Придумай как можно больше слов на заданный звук», «Подбери угощение (с С и Ш) для Саши и Шуры», «Запомни, повтори ряд слогов, слов», «Заметь мою ошибку» - взрослый специально допускает ошибку в слове, например, улитка, говоря: вулитка, уитка, мулитка, лилитка.

“Вставь слово“. Читая ребенку знакомую ему сказку, стихотворение, рассказ, подталкивайте его к произношению отдельных слов, особенно в конце фразы или строчки. Помочь ребенку можно паузой, интонацией, выражением ритма в предыдущей строке.

Разучивание потешек, стихов, чистоговорок. Это позволит  ребенку не только тренировать свою память, но и научиться менять интонацию, темп речи, говорить более выразительно, а также распознавать оттенки в речи окружающих людей.

Существует мнение, что обучение чтению решит все проблемы с нарушением фонематического восприятия. Отчасти я могу согласиться с этим, но при условии, что называть буквы в начале обучения необходимо, так, как они произносятся отдельным звуком, а не так, как буквы называются в алфавите «ЭЛЬ», «ША». Алфавит учат гораздо позже, в школе. В этом основная ошибка родителей, решивших обучать чтению своего ребенка самостоятельно. При правильном подходе, графический, зрительный образ звука, то есть буква, подкрепит навык различения одного звука от другого. Здесь необходимо соблюдать терминологию: «звук» - это то, что мы слышим и произносим, «буква» - это то, что мы пишем, читаем.

Конечно, не последнюю роль будет играть и выполнение заданий логопеда, которые нацелены на закрепление акустики, артикуляции, характеристики изучаемого звука и разграничение с часто заменяемым его по всем этим критериям.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Учеными доказано, что развитие рук  находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук - один из показателей интеллектуального развития ребенка и, следовательно, готовности к школьному обучению.

У детей часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушения слуха или поражения центральной нервной системы. В чем же причина? Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи – это степень общения детей с окружающими взрослыми людьми. Родители обычно получают совет – чаще разговаривать со своим ребенком. Они стараются при каждой возможности говорить с малышом, а он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Тут нужно учесть и другое.

Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Ученые доказали, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кистей рук, расположенная близко от речевой зоны. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Исследования, наблюдения и опыт показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. В наше время дети стали гиподинамичны, родители им не дают поручений в быту, дабы оградить чадо от усилий, а на самом деле не оставляя ребенку шансов на полноценное развитие. Ребята с нарушениями речи часто не приучены держать ложку, карандаш, а ножницы вообще боятся взять в руки. Не с этим ли связан массовый наплыв детей в логопедические группы? Ведь лет 20 назад общее количество детей с такими проблемами было гораздо меньше.

        Я могу порекомендовать несколько приемов, которые помогут значительно улучшить качество движений рук и соответственно, состояние речи и её активизацию. Вот они:

  • Складывание разнообразной мозаики, пирамидок и головоломок
  • Складывание в коробочки мелких предметов
  • Сжимание поролона или резины разной плотности
  • Нанизывание на стержень, проволоку колец и пуговиц
  • Перематывание ниток из лубка на трубочку и обратно
  • Пособия по застегиванию пуговиц, кнопок, крючков (можно самостоятельно изготовить игру «Одень куклу», пришив указанные атрибуты на бумажный манекен и предметы гардероба)
  • Завязывание и развязывание узелков на веревках разной толщины
  • Игра «Чудесный мешочек» для узнавания предметов на ощупь
  • Дощечки со слоем пластилина для выкладывания узоров из бисера и камушков
  • Счетные палочки для выкладывания узоров по образцу и объемных фигур типа колодца. Можно использоватьспички.
  • Конструкторы типа LEGO
  • Пальчиковые театры, имеются в продаже
  • Наборы для фокусов, где предполагается ловкость рук
  • Бусы или четки для перекатывания бусин одной и двумя руками
  • Рисование по контурам, шаблонам, трафаретам, штриховка
  • ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 1-3 ЛЕТ 

    • Упражнения с газетными шариками 

    Прекрасный игровой материал для годовалого крохи! Оторвите пару полосок от ненужной газеты и на глазах малыша нарвите много маленьких кусочков. Если малышу уже 1,5 года, он с удовольствием будет рвать газету вместе с вами. Но! Рвем полосочки правильно. Обычно малыши тянут бумагу в разные стороны, но так она не всeгда рвется. Покажем малышу, как нужно взяться пальчиками левой руки за верхнюю часть бумажки, а пальчиками правой также сверху будем тянуть к себе. Легко и просто! Ну а теперь учимся катать маленькие шарики из оторванных кусочков. Годовичок не накатает вам много, ну и пусть. Зато малыши от 2 до 3 лет делают пepкрасные тугие газетные шарики, из которых потом можно сделать оригинальную поделку. Нарисуйте на листе бумаги овечку, а на туловище наклейте вместе с малышом готовые шарики. Вот и шерсть у овечки готова! 

    • Упражнения с пипеткой 

    Любимейшее занятие большинства малышей! Налейте в маленькую емкость воды, можно подкpaшенной, для особого интереса. Покажите крохе, как надо держать пипетку: двумя пальчиками, а при опускании в воду, пальчики надо медленно разжать, но не отпускать резиновый наконечник. Малыш своими глазами видит, как вода затягивается в пипетку. Затем переносим пипетку с водой в пустую емкость, нажимаем на резиновый кончик – перелили! Хорошо, если пипеток будет много: с более тугими наконечниками, большие и маленькие, разноцветные, например, от лекарств. 

    • Упражнения с пластилином и кнопками 

    Очень напрасно многие мамы избегают давать малышам пластилин. Аргумент «А он все перепачкает!» не проходит в доме, где есть маленький ребенок. Ведь это его обязанность – все пачкать вокруг! Как иначе познать мир, как обрести навык, если запрещается упражняться в нем? А при упражнении ошибки неизбежны. Вот вам и пролитая вода, и рассыпанная гречка и измазанные пластилином ручки. Пластилин тем не менее – очень полезный материал для малышей от 1 года. Если у вас несколько деток, и убирать квартиру действительно сложно, воспользуйтесь пластилином, от которого не остается следов. Обычно он более ярких цветов и легко мнется. Вместе с малышом расположитесь за столом, подстелите подкладочку. Накатайте из пластилина несколько ярких маленьких шариков. «Смотри, будем блинчики делать». Положите шарик на листок бумаги и указательным пальцем надавите на него. Потом следующий шарик. Конечно, крохе тоже захочется попробовать – вот и отлично! Прекрасное упражнение для мелкой мускулатуры указательных пальчиков. Деткам постарше можно предложить украсить шариками новогоднюю елку. Вырежьте из зеленой бумаги елочку и наклейте на лист бумаги.Наши пластилиновые шарики (которые, кстати, может уже катать и сам малыш) прилепляем на «ветках» елочки и надавливаем пальчиком. Вот и украсили елку! Пластилин также можно размазывать по листу бумаги не только указательным пальчиком, но и остальными: получаются «дорожки», «заборчики», «медузы», «звезды» и просто красивые узоры, в которых смешались несколько цветов. Еще вариант: размазываем пластилин по небольшому кусочку бумаги (лучше вместе с малышом, а то он один быстро устанет и потеряет интерес к работе). Затем берем ручку с использованным стержнем или стек (пластмассовый ножичек для работы с пластилином) и рисуем на пластилиновом фоне все, что захотим. А если малыш уже знает буквы – то пишем известные буковки. Очень оригинальная работа получается – и исправлять ошибки легко. А для разнообразия можно дать малышу втыкать канцелярские кнопки с цветными наконечниками в кусок пенопласта. Для годовалых – просто втыкать, а для 2-3 леток уже втыкать по заданному контуру, например, домика, машинки, солнышка. Малыши обожают работать с кнопками, что прекрасно, потому что таким образом мы обезопасим их от травм. Ведь когда ребенок знает назначение предмета, то есть, что с ним нужно делать, он почти никогда не использует его неадекватно. Конечно, с кнопками кроха должен работать под присмотром взрослых. 

    • Упражнения с карандашом 

    Бесценная вещь для развития руки – обыкновенный карандаш с гранями. Уже с года вы можете учить своего маленького карапуза катать карандаш, зажав его между ладоней. Просто? А вы попробуйте, когда ручки еще не слушаются вас, и все сыпется на пол! Грани карандаша хорошо активизируют нервные окончания ладоней и пальцев рук, разогревают руки, подготавливая их к последующей работе, более тонкой. Карандаш можно катать ладонью по полу или столу – это тоже не так-то просто. А если малыш уже запросто это делает, то пусть возьмется пальчиками обеих рук за кончики карандаша (горизонтально) и покрутит их пальцами. Знаете, как развивает координацию рук и глаз! А можно просто подержать карандаш за концы указательными пальцами. Посоревнуйтесь – кто сумеет это сделать быстро и удержать долго, например, на ходу? 

    • Упражнения с мячиками, мягкими и колючими 

    Такие мячики желательно иметь в «развивающем арсенале» любой мамы. Купить их не составит труда, например, в магазинах «Корма и игрушки для животных». Пускай у вас будет целый набор таких массажных мячиков: мячики – ежики ( с резиновыми выступающими «колючкми») разных размеров, мягкие резиновые мячики разной упругости и размеров. Во-первых, их можно просто мять в руках, катать между ладоней. Мягкий упругий мячик можно сжимать не только в ладошке, но и пальчиками одной руки, что сложно для малыша, требует физических усилий.Пусть сожмет такой мячик большим и указательным пальцем. Получилось? Молодец! А теперь – большим и средним, большим и безымянным. Конечно, последние упражнения подходят для «тренированных» деток 3 лет и старше. С колючими мячиками можно играть и с годовалым крохой. Найдите банку с отверстием в крышке. Отверстие должно быть чуть-чуть меньше диаметра колючего мячика, чтобы он с трудом проталкивался. Предложите малышу затолкать «ежиков» в баночку, покажите ему. Увидите – это настолько увлекательное занятие для крохи ( и, кстати, абсолютно безопасное!), что вы успеете переделать все домашние дела и отдохнуть в тишине. А малыш тем временем активизирует нервные окончания пальчиков рук. Только «ежиков» купите побольше и сделайте так, чтобы крышка и банки легко снималась – тогда малыш сможет повторять всю операцию снова и снова без вашей помощи. 

    ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ 

    • Упражнения с канцелярской резинкой 

    Очень интересно наблюдать, как дети 5-6-ти лет с удовольствием делают все вышеперечисленные упражнения для 2-леток. Мало кто из дошкольников имеет возможность поиграть в такие игры, а ведь они очень полезны, при всей своей простоте. Что же говорить об играх, придуманных специально для их возраста! Загораются глаза, руки тянутся попробовать поиграть с… обыкновенной канцелярской резинкой, той самой, которой мы привыкли скреплять рулон бумаги или запечатывать пакет, или хранить вместе счетные палочки. Возьмите такую резинку и наденьте ее на большой и указательный пальцы малыша. Пусть растягивает ее в стороны при помощи пальцев. Если длинновато – намотайте на пальцы 2 раза, чтобы укоротить. Если получилось на одной руке, пробуем на другой, а потом – на обеих сразу. С резинкой можно играть и по-другому. Помните наши кнопки на пенопласте? Втыкаем кнопки по контуру, например, машинки. А теперь натягиваем резинку на выступающие части кнопок. Получился силуэт машинки! Таким же образом можно выучить названия и изображения разных геометрических фигур: пускай малыш натянет резинку на кнопки, воткнутые в вершины треугольника или трапеции. Какая фигура получилась? Не запомнит с первого раза – ничего страшного. Потихоньку непривычные названия фигур станут знакомыми и узнаваемыми. 

    • Упражнения за столом (пальцы прижаты к столу) 

    Если вы находитесь не дома, а например, в очереди в поликлинику или в долгой поездке, вам несложно будет занять своего малыша.Есть рядом ровная поверхность? Отлично! Положите ладонь на стол или другую поверхность. По очереди поднимайте пальцы, не отрывая ладонь от стола. Сначала одной рукой, а потом одновременно обеими. Очень полезно при этом ритмично, одновременно с поднятым пальчиком, проговаривать слоги с разными « трудными» звуками: СА-СА-СА-СА-СА. РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ. Если ваш малыш занимается с логопедом, это поможет ему быстрее закрепить в речи поставленный звук. Именно сочетая движения пальчиков и движения артикуляционного аппарата, вы можете существенно ускорить процесс исправления речи малыша. Также сидя за столом, можно поупражняться в разведении пальцев врозь и сведение вместе (ладошки на столе!). Все нейропсихологии рекомендуют регулярно проводить упражнение "кулак-ладонь-ребро". Рука малыша поочередно меняет положение: сначала сжимается в кулачок, потом ложится ладонью на стол, а потом- встает на ребро. Именно в такой строгой последовательности и выполняется сначала правой, затем левой рукой до тех пор, пока ребенок не перестанет ошибаться в последовательности движений. Это упражнение бесценно для формирования межполушарных связей, при помощи которых мы, собственно, и обучаемся. 

    • Упражнения в стакане с пшеном 

    Устали занимать своего непоседу? Не прогоняйте его с кухни – усадите за стол и дайте стаканчик с пшеном. Пусть малыш «варит кашку», то есть указательным пальчиком руки мешает пшено в стаканчике. Условие: кисть руки не должна двигаться, только пальчик! Затем можно покрутить средним пальчиком, а вот безымянным пусть попробует – получится ли? 

    • Упражнения с гречкой или чечевицей 

    Именно эти крупы имеют острые грани, которые необходимы нам для активизации нервных окончаний пальчиков. Для начала пускай малыш вволю навозится с этими крупами: ребятам так нравится набирать их в горсть, пропускать сквозь пальцы, перебирать в руках. Вероятно, эти ощущения очень приятны, они успокаивают и способствуют концентрации внимания у малыша. Ну а теперь попросите разобрать крупу на 2 кучки: гречку в одну кучку, чечевицу – в другую. Это долгая кропотливая работа, но очень полезная не только для развития руки, но и для развития сосредоточенности, усидчивости, логического мышления ( ведь за умение сортировать и классифицировать предметы отвечает именно оно). Если подустал ваш малыш – насыпьте побольше этих круп в большую миску и закопайте в них много мелких игрушечек и предметиков. Пусть покопается, да поищет! Главное – руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость. 

Такие игры не обязательно должны быть продолжительными. Достаточно 10 минут в день для стимуляции речевой функции

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов либо музыкальным сопровождением

"Сидит белка..."

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

"Дружба"

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

(руки вниз, встряхнуть кистями).

"Дом и ворота"

На поляне дом стоит ("дом"),

Ну а к дому путь закрыт ("ворота").

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем ("дом").

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

"Кольцо"

•        кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;

•        то же упражнение выполнять пальцами левой руки;

•        те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

"Пальцы здороваются"

•        Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

"Оса"

•        выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;

•        то же левой рукой;

•        то же двумя руками;

"Человечек"

•        указательный и средний пальцы "бегают" по столу;

•        те же движения производить пальцами левой руки;

•        те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");

"Коза"

•        вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;

•        то же упражнение выполнить пальцами левой руки;

•        то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

"Очки"

•        образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;

"Зайчик"

•        вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;

•        то же упражнение выполнить пальцами левой руки;

•        то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

"Деревья"

•        поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;

"Птички летят"

•        пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;

"Сгибание-разгибание пальцев"

•        поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;

•        выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;

•        выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;

•        согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;

•        выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;

•        выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;

"Бочонок с водой"

•        согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;

"Миска"

•        пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;

"Крыша"

•        соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;

"Магазин"

•        руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей;

"Цветок"

•        руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;

"Корни растения"

•        прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз;

•        одновременно поворачивать кисти рук вверх ладонями - тыльной стороной, сопровождая движения стихотворным текстом: "Бабушка печет блины, очень вкусные они";

•        кисти рук одновременно сжимать в кулак - разжимать, при каждом движении кулаки и ладони класть на стол;

•        положить кисти рук на стол: одна рука сжата в кулак, другая раскрыта. Одновременно поменять положения.

"Кулак-ребро-ладонь"

•        на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.

Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.

Массаж рук.

Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

1.        Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны

2.        Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг оси

3.        Упражнение "Сорока-белобока"

4.        Интенсивные движения большого пальца по кругу

5.        Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно

6.        Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе

7.        Интенсивное растирание каждого пальца

8.        Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон

9.        "Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

10.        "Пальчики здороваются"

Хорошо раскрывается тема по развитию мелкой моторики в книге  Инны  Светловой “ Развиваем мелкую моторику “ М. Изд-во ЭКСМО - Пресс. 2001.

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Известно, что многие дети испытывают затруднения при выполнении математических заданий в школе. Они очень быстро теряют интерес к учебе, к самому предмету - математике. Это происходит от того, что маленьких детей слишком  рано отрывают от любимого занятия - игры.

Вот почему, прежде чем посадить детей за парты, надо “поиграть” сними в математику. Обучая детей в процессе игры, вы должны стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.

ПОИГРАЙТЕ с ребенком! “Магазин”, “Поросята и серый волк” (эта игра поможет повторить с ребенком счет) и т.д.

Пользуйтесь дополнительной литературой! Если  вас волнует развитие ребенка, вы захотите  прочесть что-нибудь, то я вам рекомендую следующую литературу:

Список литературы.

1. Аграфонович.З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. СПБ. Детство прес. 2001.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. М. Мозаика Синтез. 1999.

3. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до 3 лет. Ярославль. Академия развитии. 1999.

4. Жукова. О. С. Серия “ Обучение с пеленок “. Развивающие игры. СПБ. ООО “Издательство ОНИКС. СПБ. 2001.

5. Зворыгина Е. В., Карпинская Н. С. и др. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. М. Просвещение. 1985.

6. Казьмин А. М. Дневник развития ребенка от рождения до тех лет. М. Когито- Центр. 2001.

7. Козак О. Н. Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы. СПБ. Союз. 1998.

8. Максакова А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М. Просвещение. 1988.

9. Первушина Е. В. Развивающие игры для детей от рождения до 1 года. СПБ. Издательский дом “ Литература “. 1992.

10. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. СПБ. Кристалл. 1997.

11. Тумакова  Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М. Просвещение. 1989.

12. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль. 1997.

13. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей . Ярославль. 1997.

14. Типучкина Е. А. Интеллектуальный игровой треннинг.Гимнастика ума. Армавир. 1998.

15. СЕРИЯ: Оникс.Обучающие игры. М. 2002. (Логические задачи, развитие внимания. развитие логики,развитие памяти и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для родителей «Школа эффективного родителя»

Тренинг как форма работы с родителями, разработка тренинга...

Семинар для родителей (из опыта родителей) "Умеем ли мы общаться".

Целью моей работы является выявление способностей общения между родителями....

Семинар для родителей: « Обучение родителей методам развития мелкой моторики у детей, как компонента коррекционной работы по развитию речи».

В моей публикации вы узнаете немного нового о мелкой моторике, для чего она нужна и какая от неё польза. А ваш ребёнок с  удовольствием будет играть в предложенные инры, и при этом получать больш...

Передача родителям способов игры с детьми. (Семинар для родителей)

Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он...

Семинар для родителей "Родителям о правах ребенка"

Семинар , который знакомит родителей с правами и обязанностями детей, нормативно-правовой базой. С помощью теста помогает определить "Какой вы родитель?!...

Семинар-практикум «Родитель- заказчик, спонсор, партнер? Тема: «Родитель- заказчик, спонсор, партнер?

Цель:способствовать формированию у педагогов  потребности  тесного  взаимодействия  с семьями  воспитанников и вовлечения  родителей  в жизнедеятельность ДОУ;соверше...