Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по лексической теме «Игрушки».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Цель: расширение и систематизация словарного запаса по теме «Игрушки», их значение, детали и части, из которых они состоят; материалы из которых они сделаны.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках; закрепление обобщенного понятия игрушки; совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Коррекционно-развивающие:

развитие речевого слуха, зрительного внимания, фонематического слуха, общей и артикуляционной моторики; развитие тактильных ощущений, плавного длительного выдоха;

Коррекционно-воспитательные:

формирование положительной установки детей на участие в занятии; воспитание навыков общения в игре и на занятии.

 

Оборудование: игрушки: зайчик, мишка, волк, ёжик, мяч; предметные картинки с изображением игрушек, индивидуальные зеркала, распечатки.

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас очень интересное занятие, угадайте про что?

 

Кукла, мячик и скакалка,

Самолетик, обезьянка

И машина, и зверюшки.

Называются —... (игрушки).

 

Молодцы, ребята! Правильно, отгадали загадку. К нам сегодня пришел гость и я не пойму кто же это? Поможете?

Эта мягкая игрушка -

Длинноухая зверюшка.

Ей морковку в лапку дай-ка,

Ведь игрушка эта - … (зайка)

 

II. Основная часть.

Логопед: Жил-был Зайчик – длинные ушки. Всё бы хорошо, да загрустил зайчик. День рождение скоро у зайчика, а подарков никто ему не дарит.

- Ребята, а давайте съездим в магазин и купим зайчику игрушек. Вот он обрадуется!

 

1. Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Насос» 

Логопед: Мы поедем с вами на автобусе, ой ребята, колеса сдулись, давайте их накачаем.

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с».

 

2. Физкультминутка. Упражнение «Автобус».

 

 Мы в автобусе сидим и сидим, и сидим.  

Хлопки по коленям

И из окошечка глядим, все глядим.                  

Ладонь ко лбу

 

Глядим направо, глядим налево    

Повороты головой

 

Ну что ж автобус не везёт, не везёт?                      

 

Разводим руки в стороны

Вдруг колёса закружились

И вперёд мы покатились

Круговые движения

А щётки по стеклу шуршат                                   

Бжик -бжик, бжик -бжик

Все капельки смести хотят

–бжик, -бжик, бжик, -бжик.

Руки то вправо, то влево

И мы не просто так сидим,

Указательным пальцем машем  вправо-влево

Би –би –би,

Имитация движения

И громко, громко все гудим

Крутим руль

Би –би –би,

Имитация движения

Пускай автобус наш трясёт                                    

Вот так, вот так

Мы едем, едем всё вперёд

 

Колени согнуты, приподниматься то вверх, то вниз

Би –би -би.

Имитация движения

 

3. Игра «Чудесный мешочек, назови ласково».

Логопед : Вот мы и приехали. Ой, ребята, а игрушек в магазине то нет. Наверное, их забыла продавец выставить на полку.

(дети нащупывают игрушку, называют её, далее называют предмет ласково) 

- Как назвать одним словом, что вы видите на полке? (игрушки).

 

4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай».

Логопед: Так, ребята, давайте подумаем, что же можно делать с игрушками?

В магазине игрушки можно (что сделать?) рассматривать, трогать, выбирать, покупать.

Дома, в детском саду, на улице с игрушками можно (что делать?) играть, мыть, отдавать, дарить, убирать.

 

5. Артикуляционная гимнастика.

Логопед : ребята, мы с вами ещё одну игрушку не заметили (достает медвежонка).

Мишка хочет с вами поиграть.

- «Мы и наши язычки превратимся в мишек».

- Нашел мишка малину и стал её кушать. (имитация жевания)

- Наелся малины, смотрит, не попали ли косточки в зубы. (упражнение «заборчик»)

- Ай, какая вкусная малина! (упражнение «вкусное варенье»)

- Надо бы водички попить. (имитация лакания)

- Попил водички и лёг отдохнуть. (упражнение «лопаточка»)

 

6. Упражнение «Что подарим зайчику?».

Логопед : Ребята, а какую игрушку вы бы подарили зайчику?

- Я подарю зайчику машинку.

- Я подарю зайчику мячик.

- Я подарю зайчику машинку.

- Я подарю зайчику мишку.

 

7. Пальчиковая гимнастика. 

Логопед: Ребята, к нам пришел ещё один гость – это Ёжик. Он сосед нашего зайчика. И смотрите, что он нам принёс. (мячики су-джоки)

— Что ж ты, ЁЖ, такой колючий?

— Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

 

8. Упражнение «Жадина».

Логопед: Ой, ребята, у нас ещё гости – это Волк. Он говорит, что отберёт все игрушки и они будут только его. Как называют человека, когда он не хочет ничем делиться? (ответы детей) Давайте, поиграем в игру «Жадина».

Машинка (чья?) – моя машинка

Слова: Пирамидка, мяч, робот, кукла, кубик, самолёт.

Логопед: Молодцы, ребята! Вы знаете, что игрушки все разные, они сделаны из разного материала, давайте поиграем в игру «Из чего - какой?»

 

9. Упражнение «Из чего - какой?».

Автобус из металла (какой?) – металлический

Мишка из плюши (какой?) – плюшевый

Матрёшка из дерева (какая?) – деревянная

Ведро из пластмассы (какое?) – пластмассовое

Мячик из резины (какой?) – резиновый

Логопед: Молодцы, ребята! Давайте, сыграем ещё в одну игру «Где находится игрушка?»

 

10.Упражнение «Где находится игрушка?» (предлоги  -НА, -В, -ЗА, -ПЕРЕД, -ОКОЛО) Для данного упражнения понадобится коробка и игрушка.

Логопед: Ребята, ну-ка посмотрите внимательно и скажите, где сидит Зайка? Ответы детей: НА коробке. А сейчас, где сидит Зайка? Ответы детей: В коробке и т.д.

 

III. Заключительная часть.

11.Упражнение «Обведи по контуру»

Логопед: Ребята, я вам сейчас раздам картинки, вам нужно обвести по контуру нашего зайчика. А наш зайчик вам говорит. Пока-пока, ему очень понравились ваши подарки и очень понравилось с вами играть.

Логопед: Ребята, о чем мы говорили на занятии? Чем занимались? Какие задания было интересно выполнять?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushki.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный

детский сад общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки»

(МАДОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по лексической теме «Игрушки».

Подготовила и провела:

Учитель-логопед Литвинова М.М.

г. Долгопрудный

 2022 год

Цель: расширение и систематизация словарного запаса по теме «Игрушки», их значение, детали и части, из которых они состоят; материалы из которых они сделаны.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках; закрепление обобщенного понятия игрушки; совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Коррекционно-развивающие:

развитие речевого слуха, зрительного внимания, фонематического слуха, общей и артикуляционной моторики; развитие тактильных ощущений, плавного длительного выдоха;

Коррекционно-воспитательные:

формирование положительной установки детей на участие в занятии; воспитание навыков общения в игре и на занятии.

Оборудование: игрушки: зайчик, мишка, волк, ёжик, мяч; предметные картинки с изображением игрушек, индивидуальные зеркала, распечатки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас очень интересное занятие, угадайте про что?

Кукла, мячик и скакалка,

Самолетик, обезьянка

И машина, и зверюшки.

Называются —... (игрушки).

Молодцы, ребята! Правильно, отгадали загадку. К нам сегодня пришел гость и я не пойму кто же это? Поможете?

Эта мягкая игрушка -

Длинноухая зверюшка.

Ей морковку в лапку дай-ка,

Ведь игрушка эта - … (зайка)

II. Основная часть.

Логопед: Жил-был Зайчик – длинные ушки. Всё бы хорошо, да загрустил зайчик. День рождение скоро у зайчика, а подарков никто ему не дарит.

- Ребята, а давайте съездим в магазин и купим зайчику игрушек. Вот он обрадуется!

1. Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Насос» 

Логопед: Мы поедем с вами на автобусе, ой ребята, колеса сдулись, давайте их накачаем.

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с».

2. Физкультминутка. Упражнение «Автобус».

 

 Мы в автобусе сидим и сидим, и сидим.  

Хлопки по коленям

И из окошечка глядим, все глядим.                  

Ладонь ко лбу

Глядим направо, глядим налево    

Повороты головой

Ну что ж автобус не везёт, не везёт?                      

Разводим руки в стороны

Вдруг колёса закружились

И вперёд мы покатились

Круговые движения

А щётки по стеклу шуршат                                   

Бжик -бжик, бжик -бжик

Все капельки смести хотят

–бжик, -бжик, бжик, -бжик.

Руки то вправо, то влево

И мы не просто так сидим,

Указательным пальцем машем  вправо-влево

Би –би –би,

Имитация движения

И громко, громко все гудим

Крутим руль

Би –би –би,

Имитация движения

Пускай автобус наш трясёт                                    

Вот так, вот так

Мы едем, едем всё вперёд

Колени согнуты, приподниматься то вверх, то вниз

Би –би -би.

Имитация движения

3. Игра «Чудесный мешочек, назови ласково».

Логопед : Вот мы и приехали. Ой, ребята, а игрушек в магазине то нет. Наверное, их забыла продавец выставить на полку.

(дети нащупывают игрушку, называют её, далее называют предмет ласково) 

- Как назвать одним словом, что вы видите на полке? (игрушки).

4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай».

Логопед: Так, ребята, давайте подумаем, что же можно делать с игрушками?

В магазине игрушки можно (что сделать?) рассматривать, трогать, выбирать, покупать.

Дома, в детском саду, на улице с игрушками можно (что делать?) играть, мыть, отдавать, дарить, убирать.

5. Артикуляционная гимнастика.

Логопед : ребята, мы с вами ещё одну игрушку не заметили (достает медвежонка).

Мишка хочет с вами поиграть.

- «Мы и наши язычки превратимся в мишек».

- Нашел мишка малину и стал её кушать. (имитация жевания)

- Наелся малины, смотрит, не попали ли косточки в зубы. (упражнение «заборчик»)

- Ай, какая вкусная малина! (упражнение «вкусное варенье»)

- Надо бы водички попить. (имитация лакания)

- Попил водички и лёг отдохнуть. (упражнение «лопаточка»)

6. Упражнение «Что подарим зайчику?».

Логопед : Ребята, а какую игрушку вы бы подарили зайчику?

- Я подарю зайчику машинку.

- Я подарю зайчику мячик.

- Я подарю зайчику машинку.

- Я подарю зайчику мишку.

7. Пальчиковая гимнастика. 

Логопед: Ребята, к нам пришел ещё один гость – это Ёжик. Он сосед нашего зайчика. И смотрите, что он нам принёс. (мячики су-джоки)

— Что ж ты, ЁЖ, такой колючий?

— Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

8. Упражнение «Жадина».

Логопед: Ой, ребята, у нас ещё гости – это Волк. Он говорит, что отберёт все игрушки и они будут только его. Как называют человека, когда он не хочет ничем делиться? (ответы детей) Давайте, поиграем в игру «Жадина».

Машинка (чья?) – моя машинка

Слова: Пирамидка, мяч, робот, кукла, кубик, самолёт.

Логопед: Молодцы, ребята! Вы знаете, что игрушки все разные, они сделаны из разного материала, давайте поиграем в игру «Из чего - какой?»

9. Упражнение «Из чего - какой?».

Автобус из металла (какой?) – металлический

Мишка из плюши (какой?) – плюшевый

Матрёшка из дерева (какая?) – деревянная

Ведро из пластмассы (какое?) – пластмассовое

Мячик из резины (какой?) – резиновый

Логопед: Молодцы, ребята! Давайте, сыграем ещё в одну игру «Где находится игрушка?»

10.Упражнение «Где находится игрушка?» (предлоги  -НА, -В, -ЗА, -ПЕРЕД, -ОКОЛО) Для данного упражнения понадобится коробка и игрушка.

Логопед: Ребята, ну-ка посмотрите внимательно и скажите, где сидит Зайка? Ответы детей: НА коробке. А сейчас, где сидит Зайка? Ответы детей: В коробке и т.д.

III. Заключительная часть.

11.Упражнение «Обведи по контуру»

Логопед: Ребята, я вам сейчас раздам картинки, вам нужно обвести по контуру нашего зайчика. А наш зайчик вам говорит. Пока-пока, ему очень понравились ваши подарки и очень понравилось с вами играть.

Логопед: Ребята, о чем мы говорили на занятии? Чем занимались? Какие задания было интересно выполнять?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"

Представлен конспект по развитию речи  "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным  способам словообразования и словооизмен...

План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"

Представлен конспект по развитию речи  "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным  способам словообразования и словооизмен...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.Тема: «Транспорт»Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.Задачи: - уточнение ...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе для детей с нарушениями речи "В гостях у Незнайки"

Цель. 1. Учить правильно употреблять предлог НА в предложениях и словосочетаниях.               2. Уточнять и активизировать слова...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе для детей с нарушениями речи "Лесные приключения"

Цель.  1. Упражнять в образовании и употреблении в речи творительного падежа существительных в единственном и множественном числе с предлогом С....

НОД по формированию лексико-грамматического компонента у детей старшей группы с ОНР. Тема "Дом."

Материал НОД подобран в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ и программы для детей с нарушениями речи. Выполняя разнообразные задания,  дети в интересной форме совершенствуют навыки диалогической...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по лексической теме «Деревья».

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языкав старшей группе по лексической теме «Деревья»....