Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по лексической теме «Игрушки».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Цель: расширение и систематизация словарного запаса по теме «Игрушки», их значение, детали и части, из которых они состоят; материалы из которых они сделаны.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках; закрепление обобщенного понятия игрушки; совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Коррекционно-развивающие:
развитие речевого слуха, зрительного внимания, фонематического слуха, общей и артикуляционной моторики; развитие тактильных ощущений, плавного длительного выдоха;
Коррекционно-воспитательные:
формирование положительной установки детей на участие в занятии; воспитание навыков общения в игре и на занятии.
Оборудование: игрушки: зайчик, мишка, волк, ёжик, мяч; предметные картинки с изображением игрушек, индивидуальные зеркала, распечатки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас очень интересное занятие, угадайте про что?
Кукла, мячик и скакалка,
Самолетик, обезьянка
И машина, и зверюшки.
Называются —... (игрушки).
Молодцы, ребята! Правильно, отгадали загадку. К нам сегодня пришел гость и я не пойму кто же это? Поможете?
Эта мягкая игрушка -
Длинноухая зверюшка.
Ей морковку в лапку дай-ка,
Ведь игрушка эта - … (зайка)
II. Основная часть.
Логопед: Жил-был Зайчик – длинные ушки. Всё бы хорошо, да загрустил зайчик. День рождение скоро у зайчика, а подарков никто ему не дарит.
- Ребята, а давайте съездим в магазин и купим зайчику игрушек. Вот он обрадуется!
1. Дыхательная гимнастика.
Упражнение «Насос»
Логопед: Мы поедем с вами на автобусе, ой ребята, колеса сдулись, давайте их накачаем.
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с».
2. Физкультминутка. Упражнение «Автобус».
Мы в автобусе сидим и сидим, и сидим. | Хлопки по коленям |
И из окошечка глядим, все глядим. | Ладонь ко лбу
|
Глядим направо, глядим налево | Повороты головой
|
Ну что ж автобус не везёт, не везёт?
| Разводим руки в стороны |
Вдруг колёса закружились И вперёд мы покатились | Круговые движения |
А щётки по стеклу шуршат Бжик -бжик, бжик -бжик Все капельки смести хотят –бжик, -бжик, бжик, -бжик. | Руки то вправо, то влево |
И мы не просто так сидим, | Указательным пальцем машем вправо-влево |
Би –би –би, | Имитация движения |
И громко, громко все гудим | Крутим руль |
Би –би –би, | Имитация движения |
Пускай автобус наш трясёт Вот так, вот так Мы едем, едем всё вперёд
| Колени согнуты, приподниматься то вверх, то вниз |
Би –би -би. | Имитация движения |
3. Игра «Чудесный мешочек, назови ласково».
Логопед : Вот мы и приехали. Ой, ребята, а игрушек в магазине то нет. Наверное, их забыла продавец выставить на полку.
(дети нащупывают игрушку, называют её, далее называют предмет ласково)
- Как назвать одним словом, что вы видите на полке? (игрушки).
4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай».
Логопед: Так, ребята, давайте подумаем, что же можно делать с игрушками?
В магазине игрушки можно (что сделать?) рассматривать, трогать, выбирать, покупать.
Дома, в детском саду, на улице с игрушками можно (что делать?) играть, мыть, отдавать, дарить, убирать.
5. Артикуляционная гимнастика.
Логопед : ребята, мы с вами ещё одну игрушку не заметили (достает медвежонка).
Мишка хочет с вами поиграть.
- «Мы и наши язычки превратимся в мишек».
- Нашел мишка малину и стал её кушать. (имитация жевания)
- Наелся малины, смотрит, не попали ли косточки в зубы. (упражнение «заборчик»)
- Ай, какая вкусная малина! (упражнение «вкусное варенье»)
- Надо бы водички попить. (имитация лакания)
- Попил водички и лёг отдохнуть. (упражнение «лопаточка»)
6. Упражнение «Что подарим зайчику?».
Логопед : Ребята, а какую игрушку вы бы подарили зайчику?
- Я подарю зайчику машинку.
- Я подарю зайчику мячик.
- Я подарю зайчику машинку.
- Я подарю зайчику мишку.
7. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Ребята, к нам пришел ещё один гость – это Ёжик. Он сосед нашего зайчика. И смотрите, что он нам принёс. (мячики су-джоки)
— Что ж ты, ЁЖ, такой колючий?
— Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
8. Упражнение «Жадина».
Логопед: Ой, ребята, у нас ещё гости – это Волк. Он говорит, что отберёт все игрушки и они будут только его. Как называют человека, когда он не хочет ничем делиться? (ответы детей) Давайте, поиграем в игру «Жадина».
Машинка (чья?) – моя машинка
Слова: Пирамидка, мяч, робот, кукла, кубик, самолёт.
Логопед: Молодцы, ребята! Вы знаете, что игрушки все разные, они сделаны из разного материала, давайте поиграем в игру «Из чего - какой?»
9. Упражнение «Из чего - какой?».
Автобус из металла (какой?) – металлический
Мишка из плюши (какой?) – плюшевый
Матрёшка из дерева (какая?) – деревянная
Ведро из пластмассы (какое?) – пластмассовое
Мячик из резины (какой?) – резиновый
Логопед: Молодцы, ребята! Давайте, сыграем ещё в одну игру «Где находится игрушка?»
10.Упражнение «Где находится игрушка?» (предлоги -НА, -В, -ЗА, -ПЕРЕД, -ОКОЛО) Для данного упражнения понадобится коробка и игрушка.
Логопед: Ребята, ну-ка посмотрите внимательно и скажите, где сидит Зайка? Ответы детей: НА коробке. А сейчас, где сидит Зайка? Ответы детей: В коробке и т.д.
III. Заключительная часть.
11.Упражнение «Обведи по контуру»
Логопед: Ребята, я вам сейчас раздам картинки, вам нужно обвести по контуру нашего зайчика. А наш зайчик вам говорит. Пока-пока, ему очень понравились ваши подарки и очень понравилось с вами играть.
Логопед: Ребята, о чем мы говорили на занятии? Чем занимались? Какие задания было интересно выполнять?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrushki.docx | 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный
детский сад общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки»
(МАДОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)
Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по лексической теме «Игрушки».
Подготовила и провела:
Учитель-логопед Литвинова М.М.
г. Долгопрудный
2022 год
Цель: расширение и систематизация словарного запаса по теме «Игрушки», их значение, детали и части, из которых они состоят; материалы из которых они сделаны.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках; закрепление обобщенного понятия игрушки; совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Коррекционно-развивающие:
развитие речевого слуха, зрительного внимания, фонематического слуха, общей и артикуляционной моторики; развитие тактильных ощущений, плавного длительного выдоха;
Коррекционно-воспитательные:
формирование положительной установки детей на участие в занятии; воспитание навыков общения в игре и на занятии.
Оборудование: игрушки: зайчик, мишка, волк, ёжик, мяч; предметные картинки с изображением игрушек, индивидуальные зеркала, распечатки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас очень интересное занятие, угадайте про что?
Кукла, мячик и скакалка,
Самолетик, обезьянка
И машина, и зверюшки.
Называются —... (игрушки).
Молодцы, ребята! Правильно, отгадали загадку. К нам сегодня пришел гость и я не пойму кто же это? Поможете?
Эта мягкая игрушка -
Длинноухая зверюшка.
Ей морковку в лапку дай-ка,
Ведь игрушка эта - … (зайка)
II. Основная часть.
Логопед: Жил-был Зайчик – длинные ушки. Всё бы хорошо, да загрустил зайчик. День рождение скоро у зайчика, а подарков никто ему не дарит.
- Ребята, а давайте съездим в магазин и купим зайчику игрушек. Вот он обрадуется!
1. Дыхательная гимнастика.
Упражнение «Насос»
Логопед: Мы поедем с вами на автобусе, ой ребята, колеса сдулись, давайте их накачаем.
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с».
2. Физкультминутка. Упражнение «Автобус».
Мы в автобусе сидим и сидим, и сидим. | Хлопки по коленям |
И из окошечка глядим, все глядим. | Ладонь ко лбу |
Глядим направо, глядим налево | Повороты головой |
Ну что ж автобус не везёт, не везёт? | Разводим руки в стороны |
Вдруг колёса закружились И вперёд мы покатились | Круговые движения |
А щётки по стеклу шуршат Бжик -бжик, бжик -бжик Все капельки смести хотят –бжик, -бжик, бжик, -бжик. | Руки то вправо, то влево |
И мы не просто так сидим, | Указательным пальцем машем вправо-влево |
Би –би –би, | Имитация движения |
И громко, громко все гудим | Крутим руль |
Би –би –би, | Имитация движения |
Пускай автобус наш трясёт Вот так, вот так Мы едем, едем всё вперёд | Колени согнуты, приподниматься то вверх, то вниз |
Би –би -би. | Имитация движения |
3. Игра «Чудесный мешочек, назови ласково».
Логопед : Вот мы и приехали. Ой, ребята, а игрушек в магазине то нет. Наверное, их забыла продавец выставить на полку.
(дети нащупывают игрушку, называют её, далее называют предмет ласково)
- Как назвать одним словом, что вы видите на полке? (игрушки).
4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай».
Логопед: Так, ребята, давайте подумаем, что же можно делать с игрушками?
В магазине игрушки можно (что сделать?) рассматривать, трогать, выбирать, покупать.
Дома, в детском саду, на улице с игрушками можно (что делать?) играть, мыть, отдавать, дарить, убирать.
5. Артикуляционная гимнастика.
Логопед : ребята, мы с вами ещё одну игрушку не заметили (достает медвежонка).
Мишка хочет с вами поиграть.
- «Мы и наши язычки превратимся в мишек».
- Нашел мишка малину и стал её кушать. (имитация жевания)
- Наелся малины, смотрит, не попали ли косточки в зубы. (упражнение «заборчик»)
- Ай, какая вкусная малина! (упражнение «вкусное варенье»)
- Надо бы водички попить. (имитация лакания)
- Попил водички и лёг отдохнуть. (упражнение «лопаточка»)
6. Упражнение «Что подарим зайчику?».
Логопед : Ребята, а какую игрушку вы бы подарили зайчику?
- Я подарю зайчику машинку.
- Я подарю зайчику мячик.
- Я подарю зайчику машинку.
- Я подарю зайчику мишку.
7. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Ребята, к нам пришел ещё один гость – это Ёжик. Он сосед нашего зайчика. И смотрите, что он нам принёс. (мячики су-джоки)
— Что ж ты, ЁЖ, такой колючий?
— Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
8. Упражнение «Жадина».
Логопед: Ой, ребята, у нас ещё гости – это Волк. Он говорит, что отберёт все игрушки и они будут только его. Как называют человека, когда он не хочет ничем делиться? (ответы детей) Давайте, поиграем в игру «Жадина».
Машинка (чья?) – моя машинка
Слова: Пирамидка, мяч, робот, кукла, кубик, самолёт.
Логопед: Молодцы, ребята! Вы знаете, что игрушки все разные, они сделаны из разного материала, давайте поиграем в игру «Из чего - какой?»
9. Упражнение «Из чего - какой?».
Автобус из металла (какой?) – металлический
Мишка из плюши (какой?) – плюшевый
Матрёшка из дерева (какая?) – деревянная
Ведро из пластмассы (какое?) – пластмассовое
Мячик из резины (какой?) – резиновый
Логопед: Молодцы, ребята! Давайте, сыграем ещё в одну игру «Где находится игрушка?»
10.Упражнение «Где находится игрушка?» (предлоги -НА, -В, -ЗА, -ПЕРЕД, -ОКОЛО) Для данного упражнения понадобится коробка и игрушка.
Логопед: Ребята, ну-ка посмотрите внимательно и скажите, где сидит Зайка? Ответы детей: НА коробке. А сейчас, где сидит Зайка? Ответы детей: В коробке и т.д.
III. Заключительная часть.
11.Упражнение «Обведи по контуру»
Логопед: Ребята, я вам сейчас раздам картинки, вам нужно обвести по контуру нашего зайчика. А наш зайчик вам говорит. Пока-пока, ему очень понравились ваши подарки и очень понравилось с вами играть.
Логопед: Ребята, о чем мы говорили на занятии? Чем занимались? Какие задания было интересно выполнять?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"
Представлен конспект по развитию речи "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным способам словообразования и словооизмен...
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"
Представлен конспект по развитию речи "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным способам словообразования и словооизмен...
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.Тема: «Транспорт»Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.Задачи: - уточнение ...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе для детей с нарушениями речи "В гостях у Незнайки"
Цель. 1. Учить правильно употреблять предлог НА в предложениях и словосочетаниях. 2. Уточнять и активизировать слова...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе для детей с нарушениями речи "Лесные приключения"
Цель. 1. Упражнять в образовании и употреблении в речи творительного падежа существительных в единственном и множественном числе с предлогом С....
НОД по формированию лексико-грамматического компонента у детей старшей группы с ОНР. Тема "Дом."
Материал НОД подобран в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ и программы для детей с нарушениями речи. Выполняя разнообразные задания, дети в интересной форме совершенствуют навыки диалогической...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по лексической теме «Деревья».
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языкав старшей группе по лексической теме «Деревья»....