семинар-практикум для молодых специалистов "«Постановка звуков у детей дошкольного возраста»
материал по логопедии на тему

Караванова Ирина Анатольевна

семинар-практикум для молодых учителей- логопедов по постановке свистящих звуков.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx35.39 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

в рамках постоянно действующего семинара

учителей-логопедов ДОУ Советского района

Тема: «Постановка звуков у детей дошкольного возраста»

Подготовил учитель-логопед

Караванова И. А.

г. Советский

октябрь 2016 г.

Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на два этапа:

  1. Первый этап подготовительный

Основные задачи: 

  • Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Прежде чем начать обучение произношению звука «с», нужно чтобы ребёнок услышал и понял, что он пропускает этот звук;
  • Устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.
  1. Второй этап основной

Основные задачи: 

  • Устранение неправильного звукопроизношения;
  • Сформировать первоначальные умения правильного произнесения звука;
  • Развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, схожие

по артикуляции или по звучанию;

  • Формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей. Логопедическая работа по формированию правильного звукопроизношения строится на основе выработки новых артикуляционных навыков путём включения в работу сохранных анализаторов (зрительных и слуховых восприятий, тактильных и кинестетических ощущений).

Занятия по исправлению дефектов произношения проводятся в определённой последовательности:

 Постановка звука;

Автоматизация звука;

Дифференциация звуков;

 Автоматизация звуков в разговорной речи.

 Для постановки звуков нужны зеркало, набор зондов, шпатели, вата, спирт, набор дидактического и иллюстративного материала.

При постановке правильного произношения звуков пользуются тремя основными способами.

Первый способ основан на подражании.

Второй способ состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (зонды).

Третий способ - смешанный.

Сигматизмы свистящих звуков

Недостатки произношения свистящих (с, сь, з, зь, ц) называются сигматизмами свистящих звуков.

К сигматизмам относятся отсутствие и искажения свистящих звуков (антропофонический дефект). Если фонема с заменяется другой фонемой, например ш, ф, т такие нарушения называются иарасигматизмами (фонологический).

Правильный уклад органов артикуляции

Звуки «С», «Сь», «З», «Зь»

Губы растянуты в улыбку, видны передние резцы.

Зубы сближены.

Кончик языка упирается в нижние резцы.

Спинка языка выгнута, по серединке языка образуется желобок.

Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам.

Голосовые связки не работают, звук глухой.

При произнесении мягкого звука сь губы чуть больше растягиваются в улыбку, средняя часть спинки языка поднимается выше к твёрдому нёбу, кончик языка сильнее упирается в резцы.

При произнесении звуков з и зь артикуляционный уклад тот же, что и при произнесении с и сь, только вибрируют голосовые связки. Звук ц

Звук относится к группе аффрикат и образуется в результате быстрого слияния звуков «т» и «с».

Виды сигматизма

Сигматизмы бывает следующих видов:

  1. Межзубный сигматизм. Кончик языка просовывается между зубами.
  2. Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа сближается с верхними резцами. Звук с близок к звуку ф.
  3. Боковой сигматизм. Выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, либо с одной стороны, либо с двух сторон. Вместо звука слышится шум, «хлюпающий» звук.
  4. Призубный сигматизм. Кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие этого отсутствует свист. Вместо звуков сиз слышатся звуки т и д.
  5. Шипящий сигматизм. Кончик языка оттянут от нижних резцов в глубь рта, спинка языка резко выгнута, вследствие чего вместо свиста слышится смягчённое ш или ж.
  6. Носовой сигматизм. Корень языка поднимается к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход для выдыхаемого воздуха через нос, отчего слышится звук, похожий на х, но с гнусавым оттенком.

Постановка звука «С»

Пока не будут четко сформированы артикуляционные уклады, звук нельзя ставить.

Используется: таблица параметров звука, символы звуков - птичка, насос, песенка «водички», комарик и др., подключается зрительный, тактильный, слуховой анализатор, используется ручная модель, спички, зубочистки, зонды.

Отрабатываются опорные звуки и и ф, сильная воздушная струя, идущая по центру языка, широкий распластанный язык и желобок по середине языка.

Ребёнку не говорим, что будем правильно учиться говорить звук «С», а будем учиться петь песенку «птички» «и-и-и- и», и не отрывая языка от зубов пускать ветерок на язычок, или «дуть» на язычок.

Исправление межзубного сигматизма:

Межзубный сигматизм, как правило, показатель дизартрического компонента. Слабые мышцы языка не удерживаются за зубами, и у ребёнка нет ощущений от прикосновения с зубами.

Укрепляются мышцы языка, отрабатываются упражнения на выработку ощущений от соприкосновения языка и нижних зубов.

Исправление губно-зубного сигматизма:

Больше даётся упражнений для губ. Отрабатывается оскал, улыбка, при необходимости оттягивается губа при произнесении звука.

Исправление бокового сигматизма:

Необходимо хорошо отработать воздушную струю по центру языка и широкий распластанный язык. Помогут следующие упражнения «Пошлёпаем язычок», «Лопаточка», дутьё в пузырёк, соломинку, коктельные трубочки. Длительное дутьё избегать, так как может возникнуть кислородное голодание.

Исправление носового сигматизма:

Тренируется активность нёбной занавески при помощи лёгкого массажа, с использованием зонда-шарика, лёгкое прикосновение к корню языка зондом, салфеткой, свёрнутой в трубочку это вызовет рвотный рефлекс, который заставит работать мягкое нёбо,

отрабатывать покашливания, позёвывания, питьё мелкими глотками воды или сока. Дифференциация ротового и носового дыхания. Используется приём зажимание крыльев носа. Исправление призубиого сигматизма:

Вырабатывается положение языка за нижними зубами. Кончик языка по центру прижимается к нижним зубам спичкой или тупой зубочисткой. Исправление шипящего сигматизма:

При шипящем сигматизме необходимо кончик языка перевести к нижним зубам. Можно использовать способ постановки от звука «Ф», при закусывании языка, это позволит избежать оттягивания языка назад и отрабатывать мышечные ощущения прикосновения кончика языка с зубами, при помощи упражнения «Киска сердится» убирать излишне поднятую спинку языка.

Постановка звука «3»

Характеристика звука та же, только разница в работе голосовых связок, звук звонкий. Постановка звука проводится теми же приёмами, только с подключением голоса. При оглушении звука используется метод академика Щербы по аналогии с гласными. Составляется таблица. Гласные «пропеваются» на одном выдохе, без пауз. Начинается пропевание звука «а» вначале тихо, затем добавляется сила голоса и звук «А» поётся громко. Во время работы с таблицей осуществляется тактильно-вибрационный контроль. Последний гласный максимально близок по артикуляции к звуку «С» и «3».

а        А

о        О

и        И

с        3

Постановка звука «Ц»

Звук «Ц» образуется в результате быстрого слияния звуков «Т» и «С» (ТС= Ц). если хорошо отработан и автоматизирован звук «С», то постановка звука «Ц», как правило, не вызывает затруднений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

Семинар-практикум на тему: « Привитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства.  Дети очень часто стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, вз...

Семинар – практикум для родителей «Роль домашних животных в воспитании детей дошкольного возраста»

Семинар – практикум для родителей  «Роль домашних животных в воспитании детей дошкольного возраста»...

Семинар-практикум "Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности"

Воспитатель создаёт развивающую среду, в которой ребёнок себя реализует, т.е. начинает действовать. Использование д.м.и. в самостоятельной деятельности даёт возможность ребёнку для самовыражения, проя...

Семинар-практикум "Как формировать культуру поведения за столом у детей дошкольного возраста"

Данный материал поможет закрепить знания педагогов по формированию у детей культуры поведения за столом....

Семинар-практикум для воспитателей детского сада: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»

В разработке семинара-практикума для воспитателей детского сада по теме "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий" раскрыта работа с дидактическими п...