Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
методическая разработка по развитию речи по теме
Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_seminara-praktikuma.docx | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
РАЗРАБОТАННЫЕ ДЛЯ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ДОУ
I младшая группа:
Задание 1. Пальчиковое упражнение: «Не боюсь колючек?»
Цель: сделать массаж ладоней и пальцев ребенка, учить соотносить слова текста с соответствую щими движе ниями и четко, правильно произносить звук [с].
Инструкция: катать бигуди по столу (вперед – назад), затем перейти на катание бигуди между ладонями, нажимая на неё с разной силой и проговаривать одновременно фразу.
Я колючек не боюсь,
Даже если уколюсь!
Задание 2. Пальчиковая игра: «Котенок» (пищащая игрушка)
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук, учить подражать движениям взрослого; четко и правильно произносить звук [щ].
Инструкция: сжимать игрушку в кулачке и соотносить слова стихотворения.
Ты котенок не пищи,
Лучше маму поищи!
Задание 3. Пальчиковое упражнение: «Братцы»
Цель: развивать память, умение соотносить слова текста с соответствующими движениями пальцев и кистей рук, речевое дыхание, умение контролировать темп речи, учить четко и правильно произносить звуки [п] и [р].
Инструкция: подняв левую руку (правую) ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой (левой) по очереди, начиная с мизинца.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик уж заснул,
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди…
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
II младшая группа:
Задание 1. Пальчиковая игра «Рыболовы»
Цель: развивать силу рук, соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев; формировать навыки расстегивания и застегивания прищепок; обучать правильному произношению звуков [а], [п], [р].
Инструкция: расстегивать прищепки и «ловить» маленькие игрушки (рыбки, раки, лягушки и т.п.) из емкости, с сопровождением художественного слова.
Очень хитрый-хитрый пальчик
Здесь расставил свой капканчик.
Мышку – хвать! И зайку – хвать!
Невозможно убежать!
А потом поймал верблюда.
Разве вырвешься от сюда?
Но попался вдруг кабан –
Разломал он весь капкан!
Задание 2. Пальчиковая игра «Шаловливый котенок»
Цель: учить соотносить движение рук, кистей и пальцев рук с речью; обучать правильному произношению звука [л], отчетливо и достаточно громко произносить слова с этим звуком, развивать речевое дыхание.
Инструкция: наматывать нитку на клубок или на палочку одной рукой, а держать клубок (палочку) другой рукой и сопровождая художественным словом.
Я веревочку смотаю
Всю в один большой клубок,
Чтоб котенок мой играя,
В нем запутаться не смог.
Задание 3. Рисование пластилином (плоскостная лепка): «Смот рит солнышко в окошко».
Цель: развивать силу рук, хвата тельные движения и соотне сение слов текста с движе ниями рук, закреплять правильное произношение звука [с], четко произносить слова и фразы с различной громкостью.
Инструкция: указательным пальчиком левой и правой руки проводить, нажимая на пластилин, прямые линии «лучики», сопровождая стихотворением.
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит, улыбается.
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку.
Средняя группа:
Задание 1. Отрывная аппликация: «Осенние листья»
Цель: развивать соотносящие, хватательные движения рук, создавать композицию; обучать правильному произношению звука [л].
Инструкция: разорвать листы бумаги на маленькие кусочки, по форме листиков дерева, из них создать композицию на листе бумаги; сопровождая действия стихотворением.
Листопад, листопад,
Листья падают, летят.
Листья жёлтые кружатся,
И на землю все ложатся.
Задание 2. Предметная лепка: «Испечем мы пирожки»
Цель: развивать силу рук, соотносящие движения рук, закреплять приемы лепки; обучать правильному произношению звуков [ж], [ш], отчетливо и достаточно громко, четко произносить слова с этими звуками, развивать речевое дыхание.
Инструкция: выполняем все действия с пластилином соответственно словам стихотворения.
Месим, месим тесто,
Месим понемножку.
Из такого теста сделаем лепешку.
Внутрь яблочко кладем,
Уголочки мы загнем
Получился пирожок:
Кушай, кушай мой дружок!
Задание 3. Пальчиковая игра «Поможем кукле завязать шапочку»
Цель: развивать тонкие движения пальцев рук, соотносящие движения, речевое дыхание, темп речи, учить правильному произношению звука [з].
Инструкция: завязываем бантик на шапочке, а потом развязываем.
Развязались вдруг шнурки.
Как их завязать?
То ли спутать в узелки,
То ли маму звать…
Не могу пока шнурки
Завязать на бантики.
Ручки-крючки не ловки —
Путаются пальчики.
Старшая группа:
Задание 1. Рисование пальчиками: «Желтый цвет»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, закреплять навыки рисования предметов разнообразных форм; развивать логическое мышление, воображение; обучать правильному произношению звука [ж].
Инструкция: рисовать предметы (изображая пейзаж) пальчиками, ладошками, кулачками на листе бумаги, соотнося слова стихотворения с действиями.
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит,
Желтые груши на ветках висят,
Желтые листья с деревьев летят.
Задание 2. Шнуровка: «Веселый шнурок»
Цель: развивать тонкие движение пальцев рук, формировать навыки действия с шнурком; умение соотносить слова текста с соответствую щими движениями пальцев и кистей рук; учить правильно произносить звук [ш], умение контролировать темп речи, развивать речевое дыхание.
Инструкция: выполнять шнуровку соответственно словам текста.
Вверх шнурок,
Вниз шнурок,
И еще, еще разок!
Вот какой у нас узорчик!
Вот какой у нас заборчик!
Детям очень сложно обувь шнуровать.
Но учиться нужно и не горевать.
Пальчики шнуровка развивает ловко.
В садике ребята станут приставать:
«Где ты научился так классно шнуровать?»
Задание 3. Пальчиковое упражнение: «Заплетем косички»
Цель: развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук, зрительное внимание, память; обучать правильному произношению звука [с], отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком.
Инструкция: поочередное переплетение шнурков в косичку с сопровождением художественного слова.
Заплести косички
У своей сестрички?
Дайте мне возможность
Осознать всю сложность.
Как плести сестричке
Разные косички?
Подготовительная группа:
Задание 1. Пальчиковая игра: «Помоги перебрать зернышки»
Цель: развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук; обучать правильному произношению звука [р], отчетливо и достаточно громко произносить слова с этим звуком, развивать речевое дыхание.
Инструкция: отобрать зерна разного вида по отдельности, используя только указательный и большой палец и проговаривать одновременно стихотворение.
Я мамуле помогаю,
Я крупу перебираю:
Гречка – рис,
Гречка – рис,
Будет мамочке сюрприз.
Задание 2. Объемная аппликация: «Цыплёнок»
Цель: развивать тонкие движения пальцев рук, учить скатывать готовые салфетки в шарики делая круговые движения, делать цыпленка способом аппликации из шариков; контролировать темп речи и обучать правильному произношению звука [ц].
Инструкция: кусочек мокрой салфетки отжать пальчиками и скатать шарик (маленький – между указательным и большим пальцем, средний - на ладони, указательным и среднем пальцем, большой шарик - между ладонями) сопровождая действия художественным словом.
Из яйца, как из пеленок,
Вылез маленький цыпленок.
Вот какой он, посмотрите!
Манной кашей накормите.
Задание 3. Пальчиковое упражнение: «Овощи»
Цель: развивать тонкую моторику рук, речевое дыхание, учить регулировать темп речи и закреплять произношение звука [р].
Инструкция: проговаривая строчку стихотворения необходимо откладывать бусину, держа четки в одной руке. Работают только большой, указательный, средний палец, а остальные держат четки.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!...
Вот овощи спор завели на столе
- Что лучше, вкусней и нужней не земле:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка иль свекла? Ох!...
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!...
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох!...
И суп овощной оказался не плох!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...
Консультация для воспитателей "Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"
В ходе игры выстраивается целая система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развивает психические функции, среди которых речь занимает основное место....
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
рекомендации для родителей по развитию звуковой культуры речи....
Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...
Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...
Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"
Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей "Дидактическая игра, как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"
Консультация поможет родителям в развитии речи дошкольников....
- Мне нравится (1)