Семинар-практикум для воспитателей детского сада: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»
методическая разработка ( группа) на тему
В разработке семинара-практикума для воспитателей детского сада по теме "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий" раскрыта работа с дидактическими пособиями: блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 34.82 КБ |
bloki_denesha.pptx | 376.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
для воспитателей детского сада:
«Развитие логического мышления
детей дошкольного возраста посредством
развивающих технологий»
Подготовила: старший воспитатель МКДОУ д/с №5
г.Малмыжа Кировской области
2016г.
I часть: Блоки Дьенеша
II часть: палочки Кюизенера
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни. И, поскольку развитие современного общества носит динамический характер, постольку ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи.
Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач и выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка; ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Развитие логического мышления возможно посредством игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша. Блоки Дьенеша – это самое известное пособие, это развивающая технология. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. В России блоки Дьенеша выпускает фирма «КОРВЕТ» в г. Санкт-Петербург. Основателем явл. Бэлла Борисовна Финкельштейн. В 2007 году она читала лекции в институте развития образования в г.Кирове на курсах повышения квалификации, которые я посещала, и познакомила всех слушателей с блоками. С тех пор у меня появилась мечта- приобрести блоки Дьенеша, но средств не хватало. В 2012году мечта осуществилась, благодаря гранту. И мы закупили пособия на целую группу.
Логические блоки Дьенеша являются уникальным по своим возможностям дидактическим материалом.
Итак, давайте вместе заглянем в коробку и ознакомимся с его содержимым...
Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
48 геометрических фигур
четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
трех цветов (красный, синий, желтый);
двух размеров (большой, маленький);
двух видов толщины (толстый, тонкий)
Игровые упражнения по данной методике доступно знакомят детей с математическими представлениями, способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; творческих способностей и познавательных процессов: восприятие, память, внимание и воображение. Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи.
С Блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы.
Игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:
- для развития умения выявлять и абстрагировать свойства
- для развития умений сравнивать предметы по их свойствам
- для развития действий классификации и обобщения
- для развития способности к логическим действиям и операциям
КАК РАБОТАТЬ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША
- Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры - потрогать, перебрать, подержать в ручках - и поиграть с ними.
- Постепенно дети овладевают сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями
ИТАК, найдите и покажите
- маленькие фигуры
- фигуры такого же цвета, как эта (желтая фигура).
- Затем можно попросить ребенка дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; далее распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.
- Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами
Задание:положить перед собой все круги (чем похожи и чем отличаются)
- На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учатся находить блоки по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам.
На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учатся находить блоки по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам.
- Например, им предлагается найти и показать любой квадрат. Затем положить на стол все квадраты. Среди 48 блоков различной формы дети находят только квадратные блоки. Таких блоков 12. Так дети осуществляют поиск фигуры по одному заданному свойству (по форме).
- Далее предлагается найти фигуру по двум признакам, например - синий квадрат. Ребенок должен мысленно отсечь все ненужное (т.е. абстрагироваться от несущественных признаков) и вести поиск только среди фигур квадратной формы. Дети находят четыре фигуры по двум заданным свойствам (цвету и форме).
- После этого предлагается найти блок по трем заданным свойствам, например - квадратный синий большой блок. Поле поиска ребенка сужается до 2 фигур, а заданные свойства увеличиваются до трех (цвет, форма, размер).
- И наконец, из двух фигур выбирается одна фигура по всем четырем заданным свойствам. Например - квадратный синий большой толстый блок. (цвету, форме, размеру, толщине).
В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная операция – абстрагирование. Кроме того, ребенок приходит к умозаключению, что, чем больше заданных свойств положено в основание поиска, тем меньшее количество фигур можно найти, и наоборот.
- На новом этапе детям предлагаются игры и упражнения, где свойства блоков изображены на карточках.
- Так, цвет изображается пятном.
- Величина – силуэтом домика (большой, маленький).
- Форма – соответственно контурами фигур.
- Толщина – условным изображением человеческой фигуры (тонкий, толстый).
Имеются и карточки с отрицанием свойств (не синий….)
Такая интерпретация кодировки свойств блоков предложена самим автором дидактического материала.
В игру включается соревновательный элемент. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.
Предложить педагогам (красный, не маленький, тонкий круг)
Подобные игры позволяют моделировать такое понятие, как кодирование и декодирование информации, важное не только в математике, но и в информатике.
- После того, как дети познакомятся со знаками, можно вводить игры на заполнение таблиц. Воспитателем готовятся таблицы, каждая из которых позволяет отражать возможные сочетания двух, трех или четырех определенных признаков.
Предложить педагогам таблицы
Таким образом, карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
- И наконец наиболее сложные задачи на разбиение по свойствам. Вариантом таких игр являются игры с обручами.
При подготовке дошкольников к подобным играм нужно сформировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии.
Расположить внутри синего обруча все круглые блоки, а внутри красного обруча – все красные.
Необходимо ответить на вопросы: (беседа)
Какие блоки лежат внутри синего, но вне красного обруча?
Внутри красного, но вне синего
Игры с блоками Дьенеша чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются предложенными вариантами. Существует большое разнообразие различных вариантов от простых до самых сложных, над которыми и взрослому интересно «поломать голову». Но прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени –это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он вырос из предыдущих, т.е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянуться к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
Для занятий с блоками Дьенеша можно также использовать альбомы, предназначенные для разных возрастов. Так, для детей 2-3 лет подойдет альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких». Накладывая разноцветные блоки на красочные рисунки в альбоме, малыш научится соотносить плоскостные изображения с объемными фигурами. Рисунки в альбоме могут служить схемами для составления фигур из блоков на столе или на полу. С детьми постарше провести занятия Вам помогут пособия «Давайте вместе поиграем» (3-7 лет); «Поиск затонувшего клада»(5-8лет).
Игры и упражнения с логическими блоками вы можете предлагать детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Если вы дополните их другими развивающими играми и игровыми заданиями, «насытите» новыми игровыми задачами, действиями, сюжетами, ролями и пр., то этим только поможете детям преодолевать интеллектуальные трудности, научите догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит: «Ум без догадки и гроша не стоит»
II часть: палочки Кюизенера
Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми. Поэтому в педагогической практике современного детского сада - логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место. Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого — в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы. В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений следует широко использовать цветные палочки Кюизенера, рекомендованные для обучения детей основам математики.
Диагностика образовательного процесса показывает, что дошкольники не в полном объёме владеют счетом, недостаточно развита способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать» оперировать предметами, знаками, символами; поэтому в дошкольных учреждениях следует реализовать современную образовательную технологию, дидактическое пособие – цветные палочки Кюизенера.
Этот дидактический материал, разработан бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, счетными палочками.
Существуют разные варианты и модификации набора палочек. Они могут отличаться друг от друга цветовой гаммой. Но в каждом из наборов действует правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и, естественно, обозначают одно и то же число; чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых отношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.
В работе с дошкольниками может использоваться упрощенный вариант набора цветных палочек, содержащий 144 палочки; в нем белых палочек 36, а остальных — по 12 каждого цвета.
Можно использовать венгерский вариант палочек (выпущен государственным предприятием по производству и сбыту учебных пособий, г. Будапешт). Комплект выполнен из пластмассы и содержит 119 палочек двенадцати цветов (табл.2). Все они, имея одинаковые основания в виде квадрата размером 1 кв. см, легко укладываются в ряды разными способами: друг за другом или одна на другую. Наименьшая палочка в наборе имеет длину 1 см и является кубиком. Белый кубик — это единица. Розовая палочка в два раза длиннее, чем белый кубик, имеет форму прямоугольного параллелепипеда и является числом 2. Голубой палочке, то есть числу 3, соответствуют три кубика или белый кубик и розовая палочка. Палочки дают возможность выполнять упражнения и в горизонтальной и в вертикальной плоскости на одном и том же месте, например на столе.
Белая1Розовая2Голубая3Красная 4Желтая 5
Фиолетовая6Черная7Бордовая8Синяя 9Оранжевая10
Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка.
Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения счёту.
Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел - эти неизменные атрибуты монографического метода, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.
Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а также и самостоятельно. Они необходимы для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач. Очень важно, что занимаясь со счетными палочками Кюизенера, дети на примере собственной деятельности понимают, что число появляется в результате счета и измерения. То есть ребенок получает базовые представления о числах и математики, с которыми он будет в дальнейшем работать. Во многих странах мира, и в России в том числе, цветные счетные палочки Кюизенера используются для развития у детей математических способностей и подготовки к урокам математики в школе.
Использование игр с цветными палочками Кюизенера способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, поможет делать много открытий, ставить цель и добиваться результата. Размышления, догадки, выводы, обобщение, абстрагирование, освоение математической терминологии - это далеко не весь перечень качеств, необходимых дошкольнику для освоения новых знаний.
Следует помнить, что активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого детским садом, является не только ребенок, но и семья. Какую бы сторону развития ребенка дошкольного возраста мы ни взяли, всегда решающую роль в его эффективности играет семья.
Рано или поздно, но все родители сталкиваются с необходимостью научить ребенка читать и считать. Кому-то пора в школу, какой-то малыш заинтересовался сам и требуется мамина или папина помощь, а некоторые родители, не теряя времени даром, начинают заниматься со своим ребенком с самого раннего возраста.
Самое первое, с чего, как правило, начинают родители, обучая ребенка счету, это просто ставят задачу запомнить цифры и научиться считать от одного до десяти. Малыши обычно легко с этим справляются, особенно если занятия проводятся в игровой форме или, по крайней мере, не навязчиво, «по пути». Это может быть традиционный ежеутренний подсчет ступенек в детском саду или приятная необходимость выбрать в магазине десять разных конфет. В ход идут детские обучающие книги, веселые арифметические стишки и прочее-прочее. Однако, запомнив цифры и даже научившись считать до десяти, часто не приходит осознания не только «количества», но и других простых математических понятий. Чтобы связать одно с другим, необходим особый подход. Многочисленные современные детские развивающие пособия – отличные помощники в этом деле. Один из самых удачных вариантов – методики Дьенеша и Кюизенера.
Методика работы с палочками Кюизенера
Работать с палочками Кюизенера совсем не сложно! Можно начать с того, что просто посмотреть с ребенком палочки, попробовать вначале разделить их все по цветам. А потом – по длине. Повыкладывать различные фигурки, и, конечно, посчитать!
Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.
Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется на основе счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Воспитатель предлагает детям упражнение в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально - коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий.
(Отсюда и определение палочек как универсального дидактического материала.)
Эффективное применение палочек X. Кюизенера даёт возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:
-Познакомить с понятием числа (различать по цвету, классифицировать по цвету)
-Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины; осваивать отношения по объему, по массе ( найти палочку (легче, больше желтой);
-Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;
-Осваивать прямой и обратный счет;
-Познакомить составом числа (из единиц двух меньших чисел);
-Усвоить отношения между числами (больше - меньше, больше – меньше на …, столько же), пользоваться знаками >,<;
-Практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления;
-Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
-Научить делить целое на части и измерить объекты;
-Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже, левее, вдоль и др., осваивать понятия «между», «каждый», «одна из…», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и т. д.)
-Развивать логическое мышление, память, внимание;
-Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей и задач.
Сделать много открытий, ставить цель, добиваться результата помогут альбомы: «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиками» и «На золотом крыльце», «Кростики», «Посудная лавка», «Страна умных игр», «Разноцветные палочки», дидактические сказки «Улица разноцветных палочек», «Сказочный город», которые сослужат нам добрую службу, очень важна комплектация дидактического стола: набором цветных палочек Кюизенера, дидактическими играми, «блоками-играми», комплектами иллюстративного материала, методическими пособиями и «методическими советами» по использованию комплектов игр и упражнений, наличие «мультимедийных презентаций».
Обучение дошкольников основам математики с помощью цветных палочек Кюизенера.
I Блок. «Найди и покажи»
II Блок. «Что какого цвета?»
III Блок. Изучаем понятия «высокий- низкий», «широкий- узкий», «длинный- короткий».
IV Блок. Развитие у детей количественных представлений.
V Блок. «Считаем ступеньки» (состав числа).
VI Блок. Измерение с помощью палочек Кюизенера.
VII Блок. Математические действия с помощью палочек Кюизенера,
VIII Блок. Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера
План работы с родителями
Следует помнить, что активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого детским садом, является не только ребенок, но и семья. Какую бы сторону развития ребенка дошкольного возраста мы ни взяли, всегда решающую роль в его эффективности играет семья.
Варианты работы с семьей:
- Анкетирование родителей: определение позиции родителей о необходимости внедрения инновационной технологии.
- Групповое родительское собрание по ознакомлению с направлениями работы по интеллектуальному развитию дошкольников.
- Консультация для родителей «Как реализовать современную образовательную технологию - палочки Кюизенера в дошкольных учреждениях с участием родителей».
- Консультация для родителей «Как работать с палочками Кюизенера?»
- Консультация для родителей «Какие альбомы приобрести для работы с палочками Кюизенера?»
- Наглядная информация : «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера».
- День открытых дверей: Открытое занятие по математике «Мы играем и считаем».
- Семейный досуг «На улице разноцветных палочек».
- КВМ с участием родителей и детей «Играем вместе».
- Творческая лаборатория родителей : Совместный семейный альбом с зарисовками придуманных из палочек изображений или сюжетов, сказок.
- Лучший семейный опыт: Изучение, обобщение, распространение лучшего семейного опыта по работе с палочками Кюизенера.
- Совместное занятие с детьми и родителями «Мир творчества», «Играем вместе», «Наши открытия».
- Подведение итогов работы:
Заполнение анкет обратной связи родителями и педагогами.
Анализ степени достижения поставленной цели.
Итог:
Использование палочек Кюизенера способствует успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Формирование математических представлений требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Игра, как важнейшее средство в решении умственной задачи, поможет проводить процесс обучения более живо и интересно, каждая игра станет радостным открытием нового.
Литература
- М. Фидлер «Математика уже в детском саду», Москва, 1981г.
- Е. А. Носов, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб, «Детство-Пресс», 2004г.
- А. А. Смоленцова, О. В. Пустовойт «Математика до школы», СПб, «Детство-Пресс», 2003г.
- В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие и игры с палочками Кюизенера», Москва Мозаика-Синтез, 2010г.
- Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?», Москва,2008г.
- Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», Воронеж, ТЦ, «Учитель»,2007г.
- Б. Б. Финкельштейн, Э. Хвостова «На золотом крыльце», «Кростики», «Волшебные дорожки», СПб, «Корвет».
- А.А. Смоленцева, О.В. Суворова «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей», СПб, 2003г.
- Л.М.Кларина, З.А. Михайлова «Разноцветные полоски».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
4-х форм 3-х цветов 2-х размеров (большой, маленький) 2-х видов толщины (толстый, тонкий) 48 геометрических фигур
Знакомство с блоками Овладение сенсорными эталонами Установление сходства и различия между фигурами Поиск фигуры по 1, 2, 3 и всем 4 имеющимся признакам Работа с карточками Заполнение таблиц Решение задач на разбиение по свойствам Этапы работы с блоками Дьенеша
Цвет – пятно Величина – силуэт дома Форма – контуры фигур Толщина – условное обозначение человеческой фигуры Работа с карточками
не красный - не маленький - не большой - не круглый - не тонкий - Карточки с отрицанием свойств
Угадай и покажи блок
Заполнение таблиц
Покажи блок такого же цвета Найди пару по размеру (большой - маленький круг) Выложи цепочку, чтобы рядом были блоки одинаковые по размеру, но разные по форме Что изменилось? Какой блок лишний? «Составь из блоков машинку, дом, паровоз и др.» Угадай на ощупь Достань из мешочка круглые блоки Найди клад Игры с блоками
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию воспитателя детского сада "Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»
План поо самообразованию на тему "Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе"...
Презентация для воспитателей детского сада «Развитие творческих способностей ребенка»
Презентация предназначена для воспитателей детского сада и родителей дошкольников....
Консультация для педагогов детского сада: "РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНСТРУМЕНТАРИЯ SMART ТЕХНОЛОГИИ"
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего пок...
Семинар-практикум для воспитателей детского сада: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни. И, поскольку развитие современного общества носит динамический характер, постольку ключево...
Консультация для воспитателей детского сада "Развитие творческого потенциала ребёнка на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности"
Консультация для воспитателей детского сада на тему "Развитие творческого потенциала ребенка на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности"...
Консультация для воспитателей детского сада «Развитие речевого дыхания».
Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. При правильном речевом дыхании малыш сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно ...
Семинар-практикум для родителей в детском саду "Жить здорово" на тему "Здоровьесберегающие технологии".
Семинар-практикум познакомит родителей со здоровьесберегающими технологиями....