ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
презентация по логопедии на тему
Государство гарантирует, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения. Поэтому возникает проблема, как максимально полно реализовать образовательные потребности детей с ОВЗ. . В связи с этим возросло значение профессиональной компетентности педагогов в направлении гуманизации процесса обучения детей с ОВЗ, получения детьми с ОВЗ доступного и качественного образования, в том числе в рамках инклюзии. Какие же специальные образовательные потребности имеются у детей различных групп с ОВЗ? Попробуем разобраться в данной презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особые образовательные потребности детей с ОВЗ, презентация | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Группы детей с ОВЗ дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); дети с нарушением интеллекта ( умственной отсталостью ); дети с задержкой психического развития ( ЗПР ); дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); дети с тяжелыми нарушениями речи; дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений)
Особенности развития детей с ОВЗ Трудности во взаимодействии с окружающей средой, прежде всего, с окружающими людьми; нарушения развития личности; меньшая скорость приема и переработки сенсорной информации; недостатки словесного опосредования (например, затруднениями в формировании словесных обобщений и в номинации объектов); недостатки развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации); замедленный темп психического развития в целом; повышенная утомляемость, высокая истощаемость .
«Особые образовательные потребности детей с ОВЗ» спектр образовательных и (ре)абилитационных средств и условий, в которых нуждаются дети данной категории и которые им необходимы для реализации права на образование и права на интеграцию в образовательном пространстве образовательной организации / В.З.Денискина потребность в общем образовании и понимается как социальное отношение между теми или иными субъектами образовательного процесса. Т.о., потребность нельзя атрибутировать одному только субъекту, как нечто лишь ему принадлежащее, она включает в себя отношение минимум двух субъектов, один из которых выступает адресантом, а другой – адресатом социального запроса… Понятие «особые потребности» ставит на передний план педагогические решения, связанные с самим ребёнком, с его воспитанием, с улучшением его жизненной, учебной ситуации /Т.В.Фуряева особые условия организации обучения и воспитания, а также получение специальной психолого-педагогической помощи / И.Д.Маркевич и Л.Ф.Фатихова
Реализуя образовательные потребности детей с ОВЗ следует опираться на: способы коммуникации ребенка с ОВЗ с окружающими; особенности усвоения и использования бытовых навыков, уровень их сформированности относительно возрастной нормы; специфику речевой деятельности, знание и представление об окружающем мире; наиболее типичные особенности индивидуального поведения.
Круг образовательных потребностей детей с ОВЗ: Потребность в как можно более раннем выявлении первичного нарушения в развитии. Потребность в целенаправленном специальном обучении, которое должно начинаться сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Потребность в своевременном определении всех направлений развития «социального вывиха», которые могут возникнуть у ребенка в силу характера первичного нарушения, и возраста, в котором оно наступило. Потребность во введении в содержание обучения ребенка с ОВЗ специальных разделов, ориентированных на целенаправленное решение задач его развития. Потребность в построении «обходных путей» обучения, использовании специфических средств, которые не применяются в образовании нормально развивающегося ребенка. Потребность в индивидуальном подходе, в целостности планирования и реализации индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы. Потребность в системном мониторинге успешности овладения детьми адаптированной образовательной программой и соответствия этих программ их познавательным возможностям. Потребность в специфическом использования традиционных методов обучения. Потребность в том, чтобы проведение коррекционно-педагогического процесса осуществлялось специальными педагогами (тифлопедагогами, сурдопедагогами, дефектологами, логопедами). Потребность в организации доступной образовательной среды. Потребность во включении семьи в процесс образования ребенка и особая подготовка родителей силами специалистов. Потребность в медико-психолого-педагогическом сопровождении.
ООП обучающихся с нарушениями зрения потребность в формировании адекватных зрительных образов; потребность в навыках различного рода пространственной ориентировки (на своем теле, рабочей поверхности, микро- и макропространстве и др.), выработке координации глаз-рука, мелкой и крупной моторики; специфическая потребность в формировании навыков письма и чтения, в том числе на основе шрифта Брайля и с применением соответствующих технических средств письма, в пользовании соответствующими компьютерными программами; потребность в специальном развитии познавательной, интеллектуальной деятельности с опорой на сохранные анализаторы; потребность обучающихся с нарушениями зрения в овладении широким спектром практических навыков; потребность в формировании целого ряда социальных и коммуникативных навыков, в развитии эмоциональной сферы в условиях ограничения зрительного восприятия.
ООП детей с нарушениями слуха потребность в обучении слухо-зрительному восприятию речи, в использовании различных видов коммуникации; потребность в развитии и использовании слухового восприятия в различных коммуникативных ситуациях; потребность в развитии всех сторон и видов словесной речи (устной, письменной); потребность формирования социальной компетенции.
ООП обучающихся с НОДА обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации; коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.); обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.
ООП обучающихся с ЗПР в побуждении познавательной активности; в расширении кругозора, формирование представлений об окружающем мире; в формировании общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов); в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.), в формировании, развитии у детей целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности; в развитии личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки; в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов; в усилении регулирующей функции слова, формировании способности к речевому обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых действий; в сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.
ООП обучающихся с умственной отсталостью в доступности содержания учебного материала. в специфических методах и приемах, облегчающих усвоение учебного материала; в развитии мотивации к учению и познавательных интересов; в формировании социальной компетентности; в коррекции и развитии психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики; в формировании учебных умений; в необходимости постоянного контроля и конкретной помощи со стороны взрослого; в охранительном режиме.
ООП обучающихся с РАС в индивидуализированной «подготовки» к школьному обучению; в специальной работе по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего; в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка; в четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка; в дозировании введения в его жизнь новизны и трудностей; в специальной отработке форм адекватного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с окружающими; в постоянной помощи ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающем их механического использования для аутостимуляции; в определении форм и содержания психолого- педагогической поддержки семьи .
ООП обучающихся с ТНР в раннем выявлении детей группы риска и назначении логопедической помощи; в организации обязательного этапа логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением пред началом школьного обучения, в преемственности содержания и методов дошкольного и школьного воспитания и развития; в координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве воспитателя, логопеда, психолога и врачей разных специальностей; в индивидуальном темпе обучения и продвижения в образовательном пространстве; в постоянном (пошаговом) мониторинге результативности сформированности жизненных компетенций, уровня и динамики развития речевых процессов; в применении специальных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих реализацию «обходных» путей коррекционного воздействия на речевые процессы; в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным); в развитии всех компонентов речи, рече-языковой и социальной компетентности; в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодики; в развитии всех видов моторики (общей, мелкой, артикуляционной); в коррекции и развитии психических процессов.
Дети с ОВЗ чаще других подвергаются негативному влиянию и саморазрушительному поведению. В условиях борьбы за качество обучения в современных учреждениях образования, конкуренции за успехи в учебной деятельности со здоровыми детьми они и их родители способны тратить дополнительное время и усилия ради достижений, ухудшая здоровье ребенка. Поэтому следует опасаться предъявления завышенных требований, ожиданий от ребенка с ОВЗ более высоких результатов, чем те, на которые он способен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: Составление денотатного графа «Анализ и отбор парциальных программ в ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их образовательных потребностей и интересов»
Составление денотатного графа «Анализ и отбор парциальных программ в ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их образовательных потребностей и интересов»Все програ...
Образовательные потребности детей с ОВЗ: "Социально-коммуникативное развитие детей с нарушением зрения"
Презентация, в которой отражены особые образовательные потребности детей с нарушением зрения по разделу программы "Социально-коммуникативное развитие"...
Специфические образовательные потребности, характерные для слепых обучающихся
Помимо общих потребностей, существуют специфическиепотребности, которые напрямую связаны с компенсацией того или иногонарушения развития....
Специфические образовательные потребности, характерные для обучающихся с ТНР
Помимо общих потребностей, существуют специфические потребности, которые напрямую связаны с компенсацией того или иного нарушения развития....
ОСОБЕННОСТИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ с НОДА
ОСОБЕННОСТИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ с НОДА...
ОСОБЕННОСТИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ с ТНМР
ОСОБЕННОСТИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ с ТНМР...