ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
презентация по логопедии на тему

Фунтова Светлана Штефановна

Государство гарантирует, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения. Поэтому возникает проблема, как максимально полно реализовать образовательные потребности детей с ОВЗ. . В связи с этим возросло значение профессиональной компетентности педагогов в направлении гуманизации процесса обучения детей с ОВЗ, получения детьми с ОВЗ доступного и качественного образования, в том числе в рамках инклюзии. Какие же специальные образовательные потребности имеются у детей различных групп с ОВЗ? Попробуем разобраться в данной презентации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ Фунтова Светлана Штефановна учитель-логопед I квалификационной категории МБДОУ д/с комбинированного вида № 4

Слайд 2

Группы детей с ОВЗ дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); дети с нарушением интеллекта ( умственной отсталостью ); дети с задержкой психического развития ( ЗПР ); дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); дети с тяжелыми нарушениями речи; дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений)

Слайд 3

Особенности развития детей с ОВЗ Трудности во взаимодействии с окружающей средой, прежде всего, с окружающими людьми; нарушения развития личности; меньшая скорость приема и переработки сенсорной информации; недостатки словесного опосредования (например, затруднениями в формировании словесных обобщений и в номинации объектов); недостатки развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации); замедленный темп психического развития в целом; повышенная утомляемость, высокая истощаемость .

Слайд 4

«Особые образовательные потребности детей с ОВЗ» спектр образовательных и (ре)абилитационных средств и условий, в которых нуждаются дети данной категории и которые им необходимы для реализации права на образование и права на интеграцию в образовательном пространстве образовательной организации / В.З.Денискина потребность в общем образовании и понимается как социальное отношение между теми или иными субъектами образовательного процесса. Т.о., потребность нельзя атрибутировать одному только субъекту, как нечто лишь ему принадлежащее, она включает в себя отношение минимум двух субъектов, один из которых выступает адресантом, а другой – адресатом социального запроса… Понятие «особые потребности» ставит на передний план педагогические решения, связанные с самим ребёнком, с его воспитанием, с улучшением его жизненной, учебной ситуации /Т.В.Фуряева особые условия организации обучения и воспитания, а также получение специальной психолого-педагогической помощи / И.Д.Маркевич и Л.Ф.Фатихова

Слайд 5

Реализуя образовательные потребности детей с ОВЗ следует опираться на: способы коммуникации ребенка с ОВЗ с окружающими; особенности усвоения и использования бытовых навыков, уровень их сформированности относительно возрастной нормы; специфику речевой деятельности, знание и представление об окружающем мире; наиболее типичные особенности индивидуального поведения.

Слайд 6

Круг образовательных потребностей детей с ОВЗ: Потребность в как можно более раннем выявлении первичного нарушения в развитии. Потребность в целенаправленном специальном обучении, которое должно начинаться сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Потребность в своевременном определении всех направлений развития «социального вывиха», которые могут возникнуть у ребенка в силу характера первичного нарушения, и возраста, в котором оно наступило. Потребность во введении в содержание обучения ребенка с ОВЗ специальных разделов, ориентированных на целенаправленное решение задач его развития. Потребность в построении «обходных путей» обучения, использовании специфических средств, которые не применяются в образовании нормально развивающегося ребенка. Потребность в индивидуальном подходе, в целостности планирования и реализации индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы. Потребность в системном мониторинге успешности овладения детьми адаптированной образовательной программой и соответствия этих программ их познавательным возможностям. Потребность в специфическом использования традиционных методов обучения. Потребность в том, чтобы проведение коррекционно-педагогического процесса осуществлялось специальными педагогами (тифлопедагогами, сурдопедагогами, дефектологами, логопедами). Потребность в организации доступной образовательной среды. Потребность во включении семьи в процесс образования ребенка и особая подготовка родителей силами специалистов. Потребность в медико-психолого-педагогическом сопровождении.

Слайд 7

ООП обучающихся с нарушениями зрения потребность в формировании адекватных зрительных образов; потребность в навыках различного рода пространственной ориентировки (на своем теле, рабочей поверхности, микро- и макропространстве и др.), выработке координации глаз-рука, мелкой и крупной моторики; специфическая потребность в формировании навыков письма и чтения, в том числе на основе шрифта Брайля и с применением соответствующих технических средств письма, в пользовании соответствующими компьютерными программами; потребность в специальном развитии познавательной, интеллектуальной деятельности с опорой на сохранные анализаторы; потребность обучающихся с нарушениями зрения в овладении широким спектром практических навыков; потребность в формировании целого ряда социальных и коммуникативных навыков, в развитии эмоциональной сферы в условиях ограничения зрительного восприятия.

Слайд 8

ООП детей с нарушениями слуха потребность в обучении слухо-зрительному восприятию речи, в использовании различных видов коммуникации; потребность в развитии и использовании слухового восприятия в различных коммуникативных ситуациях; потребность в развитии всех сторон и видов словесной речи (устной, письменной); потребность формирования социальной компетенции.

Слайд 9

ООП обучающихся с НОДА обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации; коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.); обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.

Слайд 10

ООП обучающихся с ЗПР в побуждении познавательной активности; в расширении кругозора, формирование представлений об окружающем мире; в формировании общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов); в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.), в формировании, развитии у детей целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности; в развитии личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки; в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов; в усилении регулирующей функции слова, формировании способности к речевому обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых действий; в сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.

Слайд 11

ООП обучающихся с умственной отсталостью в доступности содержания учебного материала. в специфических методах и приемах, облегчающих усвоение учебного материала; в развитии мотивации к учению и познавательных интересов; в формировании социальной компетентности; в коррекции и развитии психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики; в формировании учебных умений; в необходимости постоянного контроля и конкретной помощи со стороны взрослого; в охранительном режиме.

Слайд 12

ООП обучающихся с РАС в индивидуализированной «подготовки» к школьному обучению; в специальной работе по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего; в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка; в четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка; в дозировании введения в его жизнь новизны и трудностей; в специальной отработке форм адекватного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с окружающими; в постоянной помощи ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающем их механического использования для аутостимуляции; в определении форм и содержания психолого- педагогической поддержки семьи .

Слайд 13

ООП обучающихся с ТНР в раннем выявлении детей группы риска и назначении логопедической помощи; в организации обязательного этапа логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением пред началом школьного обучения, в преемственности содержания и методов дошкольного и школьного воспитания и развития; в координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве воспитателя, логопеда, психолога и врачей разных специальностей; в индивидуальном темпе обучения и продвижения в образовательном пространстве; в постоянном (пошаговом) мониторинге результативности сформированности жизненных компетенций, уровня и динамики развития речевых процессов; в применении специальных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих реализацию «обходных» путей коррекционного воздействия на речевые процессы; в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным); в развитии всех компонентов речи, рече-языковой и социальной компетентности; в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодики; в развитии всех видов моторики (общей, мелкой, артикуляционной); в коррекции и развитии психических процессов.

Слайд 14

Дети с ОВЗ чаще других подвергаются негативному влиянию и саморазрушительному поведению. В условиях борьбы за качество обучения в современных учреждениях образования, конкуренции за успехи в учебной деятельности со здоровыми детьми они и их родители способны тратить дополнительное время и усилия ради достижений, ухудшая здоровье ребенка. Поэтому следует опасаться предъявления завышенных требований, ожиданий от ребенка с ОВЗ более высоких результатов, чем те, на которые он способен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Составление денотатного графа «Анализ и отбор парциальных программ в ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их образовательных потребностей и интересов»

Составление денотатного графа «Анализ и отбор парциальных программ в ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их образовательных потребностей и интересов»Все програ...

Образовательные потребности детей с ОВЗ: "Социально-коммуникативное развитие детей с нарушением зрения"

Презентация, в которой отражены особые образовательные потребности детей с нарушением зрения по разделу программы "Социально-коммуникативное развитие"...

Специфические образовательные потребности, характерные для слепых обучающихся

Помимо общих потребностей, существуют специфическиепотребности, которые напрямую связаны с компенсацией того или иногонарушения развития....

Специфические образовательные потребности, характерные для обучающихся с ТНР

Помимо общих потребностей, существуют специфические потребности, которые напрямую связаны с компенсацией того или иного нарушения развития....

ОСОБЕННОСТИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ с НОДА

ОСОБЕННОСТИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ с НОДА...

ОСОБЕННОСТИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ с ТНМР

ОСОБЕННОСТИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ с ТНМР...