Специфические образовательные потребности, характерные для слепых обучающихся
статья по логопедии

Наталья Сергеевна Гайворонская
Помимо общих потребностей, существуют специфические
потребности, которые напрямую связаны с компенсацией того или иного
нарушения развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slepye.docx12.61 КБ

Предварительный просмотр:

Специфические образовательные потребности,

характерные для слепых обучающихся

Относятся:

● целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов (в том числе и остаточного зрения);

● целенаправленное руководство осязательным и зрительным восприятием;

● формирование компенсаторных способов деятельности;

● профилактика вербализма и формализма знаний за счет расширения, обогащения и коррекции предметных и пространственных представлений, формирования, обогащения, коррекции понятий;

● использование специальных приемов организации учебно- познавательной деятельности слепых обучающихся (алгоритмизация и др.);

● систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;

● развитие полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира;

● обеспечение доступности учебной информации для тактильного и зрительного восприятия слепыми обучающимися с остаточным зрением;

● учет при организации обучения, воспитания слепого обучающегося с остаточным зрением: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной, тактильной и физической нагрузок; тотально слепыми и слепыми со светоощущением - возраста и времени утраты зрения, режима тактильных и физических нагрузок;

● преимущественное использование индивидуальных пособий, рассчитанных на осязательное или осязательное и зрительное восприятие;

● учет темпа учебной работы слепых обучающихся в зависимости от уровня сформированности компенсаторных способов деятельности;

● активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений;

● целенаправленное формирование умений и навыков ориентировки в микро и макропространстве;

● целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;

● создание условий для развития у слепых обучающихся инициативы, познавательной и общей (в том числе двигательной) активности;

● развитие мотивационного компонента деятельности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;

● создание условий для развития и коррекции коммуникативной деятельности;

● создание условий для коррекции нарушений в двигательной сфере;

● развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований;

● сокращение негативных качеств характера, коррекция поведенческих проявлений и профилактика их возникновения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Составление денотатного графа «Анализ и отбор парциальных программ в ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их образовательных потребностей и интересов»

Составление денотатного графа «Анализ и отбор парциальных программ в ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их образовательных потребностей и интересов»Все програ...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Государство гарантирует, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения. Поэтому возникает проблема, как максимально полно реализовать образовательные потребности детей с ОВЗ....

Представление опыта работы «Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в соответствии с темой самообразования»

В соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности в своей практике я применяю различные инновационные технологии. Наиболее эффективными...

Образовательные потребности, характерные для всех обучающихся с ОВЗ

Как выстраивать коррекционно-развивающий процесс, на что опираться, что он должен учитывать? Первое, что мы должны учитывать при выстраивании учебного процесса для обучающихся с ОВЗ, это их особые обр...

Специфические образовательные потребности, характерные для обучающихся с ТНР

Помимо общих потребностей, существуют специфические потребности, которые напрямую связаны с компенсацией того или иного нарушения развития....

Совершенствование методов обучения и продуктивное использование современных образовательных технологий, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, методической работы с педагогами

Совершенствование методов обучения и продуктивное использование современных образовательных технологий, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательным...