ОСОБЕННОСТИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ с НОДА
консультация по коррекционной педагогике

Лазарева Анастасия Олеговна

ОСОБЕННОСТИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ с НОДА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_i_obrazovatelnye_potrebnosti_detey_s_noda.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

 «ОСОБЕННОСТИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

Цель: обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к организации деятельности с детьми с НОДА на уровне дошкольного образования.

Планируемые результаты изучения модуля

В результате изучения модуля обучающийся должен

знать:

психолого-педагогические особенности детей с НОДА на уровне дошкольного образования;

- образовательные потребности детей с НОДА на уровне дошкольного образования;

- характеристики категорий детей с НОДА.

№ п/п

Содержание модуля

Стр.

1

Общая характеристика детей с НОДА

2

2

Характеристика первой категории детей с НОДА

3

3

Характеристика второй категории детей с НОДА

4

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ с НОДА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7% детей и могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.

Отклонения в развитии у детей с двигательной патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.

Контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) крайне неоднороден.

У всех детей данной категории ведущими являются двигательные расстройства (задержка формирования, недоразвитие или утрата двигательных функций), которые могут иметь различную степень выраженности.

Двигательные нарушения у детей имеют различную степень выраженности:

- при тяжелой степени двигательных нарушений дети не владеют навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью, они не могут самостоятельно обслуживать себя;

- при средней (умеренно выраженной) степени двигательных нарушений дети владеют ходьбой, но ходят неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т.д.), т.е. самостоятельное передвижение детей затруднено. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивных функций рук;

- при легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно. Они полностью себя обслуживают, достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у них могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.

Особенности двигательного стереотипа обычно складываются к 3-м годам, в некоторых случаях дети могут перейти к самостоятельной ходьбе в более поздние сроки.

Всех дошкольников с НОДА условно можно разделить на две категории, которые нуждаются в различных вариантах психолого-педагогической поддержки и создания специальных образовательных условий.

Дифференциация основывается на этиологическом принципе, а именно неврологической или ортопедической патологии обусловленной двигательными нарушениями.

Дети, у которых двигательная недостаточность связана с поражением центральной нервной системы чаще имеют недостатки речевого развития и когнитивных функций.

Дети с двигательными нарушениями ортопедического характера могут иметь вторичные когнитивные нарушения, но они в меньшей мере нуждаются в коррекционной помощи, могут быть успешно включены в инклюзивные группы.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ С НОДА

К первой категории (с неврологическим характером двигательных расстройств) относятся дети, у которых НОДА обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы.

Большинство детей этой группы составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП) (89% от общего количества детей с НОДА).

Именно эта категория детей, составляет подавляющее число в образовательных организациях.

При ДЦП нарушения развития имеют, как правило, сложную структуру, т.е. отмечается сочетание двигательных, психических и речевых нарушений.

Степень тяжести психомоторных расстройств варьирует в большом диапазоне, при этом могут наблюдаться различные сочетания.

Например, при легких двигательных расстройствах могут наблюдаться выраженные интеллектуальные и речевые нарушения, а при тяжелой степени двигательной патологии могут быть незначительные отклонения в интеллектуальном и / или речевом развитии.

Задержка и нарушение формирования всех двигательных функций оказывают неблагоприятное влияние на формирование психики и речи. Для детей характерны специфические отклонения в психическом развитии (нарушено формирование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности).

Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей:

- неравномерный характер нарушений отдельных психических функций;

- сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире;

- выраженность астенических проявлений (высокая истощаемость всех психических процессов, утомляемость), пониженная работоспособность.

Нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем (патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства) существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей.

Чаще всего характерна недостаточность пространственных и временных представлений, тактильного восприятия, конструктивного праксиса.

По состоянию интеллекта дети с НОДА представляют крайне разнородную группу:

одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект,

- у других наблюдается задержка психического развития,

- у части детей - умственная отсталость (различной степени тяжести).

Дошкольники без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко.

Основным нарушением познавательной деятельности при ДЦП является задержка психического развития (ЗПР) органического генеза. ЗПР при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. При ранней, систематической, адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии.

При ДЦП не только замедляется, но и патологически искажается процесс формирования речи. 

У детей отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической и фонематической.

У всех детей с церебральным параличом в результате нарушения функций артикуляционного аппарата (речедвигательных расстройств) недостаточно развита, прежде всего, фонетическая сторона речи. Все это требует целенаправленного логопедического воздействия.

Нарушения эмоционально-волевой сферы проявляются в том, что у одних детей отмечается повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других - заторможенность, застенчивость, робость.

У дошкольников с ДЦП отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. 

Дети с двигательными нарушениями неврологического характера часто испытывают трудности в адаптации к условиям образовательной организации, так как у этих детей нарушения двигательной сферы чаще всего сочетаются с недостатками речевого и познавательного развития.

Они лучше адаптируются в группах компенсирующей и оздоровительной направленности.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ С НОДА

Ко второй категории (с ортопедическим характером двигательных расстройств) относятся дети с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата не неврологического характера.

Обычно эти дети не имеют выраженных нарушений интеллектуального развития.

У некоторых детей несколько замедлен общий темп психического развития и могут быть частично нарушены отдельные корковые функции, особенно зрительно - пространственные представления.

В этом случае дети, имеющие незначительное отставание познавательного развития при условии минимальной коррекционно-педагогической помощи на протяжении дошкольного возраста, к началу школьного обучения могут достичь уровня нормально развивающихся сверстников.

Нередко у детей наблюдаются незначительные отклонения в развитии речи.

У многих детей отмечаются проблемы в социально-личностном развитии в связи с переживанием дефекта и с особенностями воспитания. Поэтому эти дети нуждаются в психологической поддержке на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального двигательного режима.

Вследствие неоднородности состава детей с НОДА диапазон различий в требуемом уровне и содержании их дошкольного образования предполагает их образовательную дифференциацию.

Анализ особенностей развития дошкольников с НОДА позволяет выделить ряд их специфических (особых) образовательных потребностей, среди которых, важнейшими являются потребности в:

1. Ранней психолого-медико-педагогической помощи в системе комплексной абилитации /реабилитации;

2. Создании безбарьерной архитектурно-планировочной среды;

3. Обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды;

4. Регламентации деятельности с учетом медицинских рекомендаций (соблюдение ортопедического режима);

5. Обязательной непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы:

- наличии рекомендаций лечащего врача и / или ПМПК к определению режима нагрузок, организации образовательного процесса (организация режима дня, режим ношения ортопедической обуви, смена видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.);

- адресной помощи по коррекции двигательных, речевых, познавательных и социально-личностных нарушений и подготовке к школе;

6. Использовании специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения:

- целенаправленной работе с родителями детей с НОДА, включая обучение их доступным приемам коррекционно-развивающей работы;

- сохранении, укреплении психического и соматического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов;

- индивидуализации образовательного процесса с учетом структуры нарушений и вариативности проявлений;

- формировании у педагогов образовательной организации специальных компетенций в области работы с детьми с двигательной патологией;

- формировании толерантного отношения к ребенку с НОДА у здоровых детей и их родителей;

- максимальном расширении образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации с учетом психофизических особенностей детей указанной категории.

При принятии решения о поступлении ребенка с двигательной патологией в дошкольную образовательную организацию необходимо тщательно проанализировать возможные риски и определить форму получения дошкольного образования (группы компенсирующей направленности, группы комбинированной направленности, группы оздоровительной направленности и т.п.).

Важно!!!

Нецелесообразно рекомендовать инклюзивное дошкольное образование детям с тяжелыми двигательными нарушениями, неспособным к самостоятельному передвижению и самообслуживанию.

Трудности могут испытывать дети, у которых двигательные нарушения сочетаются с нарушениями зрения или слуха.

Особенно затруднена инклюзия детей с сочетанием двигательных и тяжелых интеллектуальных нарушений в группы общеразвивающей направленности.

Детям с сочетанием двигательных и интеллектуальных нарушений целесообразно рекомендовать группы компенсирующей направленности.

При принятии решения о поступлении ребенка с двигательной патологией в образовательную организацию необходимо тщательно проанализировать возможные риски.

В случаях, когда легкие двигательные нарушения сочетаются с негрубым отставанием в познавательном развитии, совместное обучение и воспитание здоровых детей с сверстниками в условиях образовательной организации может выступать как важный диагностический этап, который покажет родителям и педагогам истинные возможности ребенка и позволит правильно выбрать дальнейший педагогический маршрут.

Поэтому вопрос об инклюзии дошкольников с двигательными нарушениями должен всякий раз решаться индивидуально и очень взвешенно.

При включении ребенка с двигательными нарушениями в образовательный процесс ДОО обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения.

Реализация данного условия возможна благодаря имеющейся в РФ системы медико-психолого-педагогической помощи детям с двигательной патологией.

_____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети с особыми образовательными потребностями. Дети Индиго.

Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие. Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения тех знаний, которые...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Государство гарантирует, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения. Поэтому возникает проблема, как максимально полно реализовать образовательные потребности детей с ОВЗ....

Специфика коррекционно-развивающей образовательной среды, отвечающей особым образовательным потребностям детей с ЗПР, требованиям безопасности и охраны здоровья

Организация жизнедеятельности детей с ЗПР во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметно-развивающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развити...

Математическая игротека с учетом гендерных особенностей и индивидуальных потребностей детей

Математическая игротека с учетом гендерных особенностей и индивидуальных потребностей детей направлена на систематизацию математических знаний детей на основе дидактических игр с учетом гендерных...

Образовательные потребности детей с ОВЗ: "Социально-коммуникативное развитие детей с нарушением зрения"

Презентация, в которой отражены особые образовательные потребности детей с нарушением зрения по разделу программы "Социально-коммуникативное развитие"...

ОСОБЕННОСТИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ с ТНМР

ОСОБЕННОСТИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ с ТНМР...