Коррекционный час на тему "Дикие животные"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Горбунова Ольга Егоровна

Задачи:  Формировать навык словоизменения при согласовании прилагательных с существительными, умение образования уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных, навык употребления падежных окончаний и образования предложно-падежных конструкций; учить умению слушать и слышать обращённую речь; активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Дикие животные»; учить детей задавать друг другу вопросы о животных, их жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnyy_chas_na_temu_dikie_zhivotnye_.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

« Дикие животные»

     

Коррекционный час в группе

компенсирующей направленности детей 5-6 лет

   

Подготовила

воспитатель

Горбунова О.Е.

г. Покачи

«Дикие животные»

Коррекционный час в старшей группе

 

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

- Учить умению слушать и слышать обращённую речь;
- Активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Дикие животные»;

- Формировать навык словоизменения при согласовании прилагательных с существительными, умение образования уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных, навык употребления падежных окончаний и образования предложно-падежных конструкций;
- Учить детей задавать друг другу вопросы о животных, их жизни.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать связную речь детей. Совершенствовать умение самостоятельно логически последовательно и грамматически правильно составлять описательные рассказы о диких животных;
- Развивать слухоречевую память, внимание;
- Развивать умение координировать речь с движением.

Коррекционно- воспитательные:

- Повышать активность детей, прививать интерес к логопедической непрерывной образовательной деятельности;
- Прививать любовь к природе, животным.

Атрибуты: слайды «Дикие животные», картинки диких животных.

Словарная работа:

  • дикие животные – заяц, волк, лось, лиса, медведь, еж, барсук, енот, рысь, кабан, олень, белка;
  • обобщающее слово – дикие звери;
  • жилье – дупло,  нора,   берлога, логово;
  • детеныши – бельчата, волчата, медвежата, ежата, зайчата, лисята;
  • притяжательные прилагательные – заячий, лисий, волчий, медвежий, беличий;
  • части тела – морда, брюхо, клыки, лапы, уши;
  • предлог «в».

Ход занятия.

Послушайте стихотворение:

Дикие животные 
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочное жилище,
Место сбора сами ищут.
 

О ком это стихотворение? Почему этих животных называют дикими?

– Ребята, для того, чтобы у вас получалось правильно произносить звуки, необходимо потренировать язычок. Педагог проводит артикуляционную гимнастику и упражнения на развитие дыхания  на тему: «В лесу»

 

Артикуляционная гимнастика на тему:  «В лесу».                         

Педагог начинает рассказ:

 

Побывали мы в лесу,

Повстречали там лису.

У лисы мордочка острая длинная,

Вот такая...

 

Педагог показывает упражнение «Лиса», а дети его повторяют под счет.

 Вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд.

 Педагог продолжает рассказ:

 

Видели, за елкой,

Пробегали волки.

Зарычал волчище,

Показал зубищи.

 

Педагог демонстрирует голосовое упражнение «Волк рычит», а дети его повторяют.

Голосовое упражнение «Волк рычит» произнесением звука «Ы»

Длительно произносить звук «Ы». Для этого рот открыть, зубы скалить. При выполнении упражнения напрячься, руки сжать в кулаки. Педагог продолжает:

А потом зубами щелк,

Чтобы знали  кто здесь волк.

 

Педагог показывает артикуляционное упражнение «Волк», а дети его повторяют под счет. Наморщить нос. Сделать оскал, обнажив два ряда зубов, а затем пощелкать зубами. Педагог продолжает повествование:

 

Под сосной дремал медведь,

Как проснулся, стол реветь.

 

Педагог демонстрирует голосовое упражнение «Медведь ревет», а дети его повторяют.

Длительно произносить звук «Э» при этом рот открыть, губы слегка выдвинуть вперед.

 Педагог продолжает:

 

Услыхал тот рев зайчишка

 И помчался прочь вприпрыжку!

 Через чащу проскакал,

Сел под кустиком - устал.

Рева больше он не слышит,

Но дрожит и еле дышит. Вот так…

 

Дыхательное упражнение «Зайчишка трусишка».

Делать глубокий вдох носом и медленный выдох через рот. Ладони положить на живот и следить за его движениями — увеличением в объеме при вдохе и уменьшением при выдохе.

 

Педагог продолжает:

 

В животе у зайца пусто.

Где б найти ему капусту?

«На, зайчик, кочан капусты!»

 

Взрослый показывает детям артикуляционное упражнение «Зайчик».

Динамическое упражнение «Зайчик»

Поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы- резцы. Пощелкать зубами..

 

Педагог продолжает рассказ:

Без тропинок, без дорожек

По лесу шагает ежик.

Гриб нашел огромный,

Фыркает довольно. Вот так...

 

Дыхательное упражнение «Ежик фыркает» с произнесением звука «Ф».

Несколько раз подряд кратко произносить звук «Ф-ф-ф...». Для этого верхнюю губу приподнять, а нижней прикасаться к верхним зубам.

Педагог продолжает:

А по веткам - скок поскок

Скачет рыженький зверек.

Кто же это? (Белка)

Угостим ее орешками. Смотрите, белка орешек за щеку кладет, а теперь за другую. Вот так...

Упражнение для развития чувства ритма « Дятел».

Педагог произносит звукоподражания в разном ритме и по очереди просит каждого из детей сначала послушать, а затем повторить по памяти один из вариантов ритмического рисунка

 

Варианты ритмов: тук — тук-тук,тук-тук — тук , тук — тук — тук, тук-тук— тук-тук

 

Пальчиковая гимнастика, что дикие звери делают зимой.

Еж, медведь, барсук, енот
Спят зимою круглый год.
Волка, зайца, рысь, лису
И зимой найдешь в лесу.

Загадки.

 Сейчас я Вам загадаю животных, а вы угадайте, кто это:
а) Кто пчелиный любит мед? Лапу кто зимой сосет? (медведь).
б) Что за зверь лесной стал, как столбик, под сосной? У этого зверька уши больше головы. (заяц).
в) Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней? (лиса).
г ) Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - … (волк)
д) Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил? А в кусты через пенек промелькнул, как огонек? (белка).
е) Словно елка, весь в иголках.
Сам он круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь, ну, скажите, это ... (ёж)
ж) Не голос – громкая труба,
Большая верхняя губа,
На нём - громадные рога,
Ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось
Раз он – сохатый, значит – (лось).

 

Презентация «Дикие животные»

"Кто где живет?". Ребята, у каждого животного есть свой дом и он имеет своё название. Давайте с вами вспомним, кто где живёт. (Отвечать мы будем полным предложением): 
У лисы дом называется – нора. Лиса живет в норе.
У медведя дом – берлога. Медведь живет в берлоге.
У волка дом называется логово. Волк живет в логове.
Заяц живет под кустами.
У ежа дом называется норка. Еж живет в норке.
У белки домик – дупло. Белка живет в дупле.
Лось живет вдалеке от людей, в чаще.

"Кто чем питается?" Ребята, давайте вспомним, чем питаются дикие животные. (Дети отвечают на вопрос). Я вам расскажу, какое это животное.
Лиса питается мясом (куры, заяц) и рыбой. Также может есть плодовые ягоды. Это хищное животное.
Белка питается грибами и орешками. 
Это животное называют грызуном.
Заяц летом ест траву, а зимой кору деревьев. 
Это травоядное животное.
Медведь летом питается мясом, рыбой, ягодами. А зимой он сосет лапу. 
Медведь хищник.
Волк питается зайцами, сусликами, домашними гусями, может съесть кладку яиц. Это хищное животное.
Еж питается грибами, яблоками, ужами, лягушками.
Лось питается мхами, грибами, ягодами, корой ивы, сосны, осины.

 

Физкультминутка «Дикие животные». 
Как-то раз лесной тропой
Дети идут по кругу
Звери шли на водопой. Дети идут по кругу
За мамой – лосихой топал лосёнок,
Идут, громко топая
За мамой – лисицей крался лисёнок,
Крадутся на носочках
За мамой – ежихой катился ежонок,
Передвигаются вприсядку
За мамой – медведицей шёл медвежонок,
Идут вперевалку
За мамою – белкой скакали бельчата,
Скачут вприсядку
За мамой – зайчихой косые зайчата,
Скачут на прямых ногах
Волчица вела за собою волчат
 Крадутся
Все мамы и дети напиться хотят.
Лицо вкруг, лакательные движения языком

 

 

Чьи уши? следы? хвост? (образование притяжательных прилагательных по картинкам). Ребята, когда животные идут по снегу, они оставляют что? (следы).
Следы медведя, чьи это следы? – медвежьи
Волка – волчьи, лисы – лисьи, зайца – заячьи, ежа – ежиные, белки – беличьи, лося – лосиные.

 "Мама, папа и детеныш". Ребята, у каждого животного есть семья. Давайте скажем, кто входит в состав семьи каждого животного. 
Это семья медведей. Мама медведица, папа медведь и их детеныш медвежонок. Это семья волков. Мама волчица, папа волк и их детеныш волчонок. 
Это семья лис. Мама лиса, папа лис, детёныш лисенок.
Это семья зайцев. Мама зайчиха, папа заяц, детеныш зайчонок. 
Это семья ежей. Мама ежиха, папа еж и их детеныш ежонок.
Это семья белок. Мама белка, папа белка, детеныш бельчонок. 
Это семья лосей. Мама лосиха, папа лось и их детеныш лосенок.

Игра «Кто что делает?».

Лиса: охотится, крадется, бегает, выслеживает…

Волк: воет, рыщет, охотится, бегает…

Заяц: боится, прячется, убегает, скачет, прыгает, дрожит…

Медведь: ходит, рычит, спит, зимует в берлоге, сосет лапу, ест мед…

Белка: прыгает, скачет, грызет орешки, запасает на зиму, прячется…

Еж: фыркает, бегает, запасает, сворачивается в клубок…

Дидактическое упражнение «Дорисуй» (по точкам)

Проходите за столы, берите простой карандаш и дорисуйте по точкам изображение белочки.  Для тех детей, кто быстро справился с предыдущим заданием, предложить выполнить штриховку (галочкой) ежика.

 

В это время педагог проводит индивидуальную работу.

–«Договори словечко» будем договаривать только слова по теме «Дикие звери». Будьте внимательны, чтобы не ошибиться.

Педагог начинает говорить первый слог, ребенок продолжает, договаривая второй слог.
Бел-ка, берло-га,  дуп-ло, лого-во, детены-ши, прыга-ет, бега-ет, ры-жая,  мед-ведь, мор-да, брю-хо, клы-ки, зве-ри, ла-пы, лов-кая, у-ши.

-Игра «Закончи предложение»

У ежихи короткие уши, а зайца длинные.

У белки длинный хвост, а у медведя короткий.

У белки короткие ноги, а у волка длинные.

У лисы длинный хвост, а у медведя…

«Расскажи о животном»- по мнемотаблице

 

Подведение итогов

– Какая игра вам понравилась больше всего?
– Что вам было трудно делать?

Обращаю внимание детей на то, что у них очень хорошо получилось, над чем необходимо еще поработать.

– Вы постарались, и нам удалось очень многое узнать о диких зверях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема коррекционно-обучающего занятия "Домашние животные"

схема коррекционно-обучающего занятия для детей 2-3 лет с задержкой речевого развития....

Коррекционно - развивающее занятие "Дикие животные"

Занятие направлено на развитие психических процессов и закрепление темы "Дикие животные"...

Комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей старшей коррекционной группы. Тема: «Дикие животные и их детеныши»

Комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей старшей коррекционной группы.Тема: «Дикие животные и их детеныши»Задачи:Образовательные: закрепить знания детей по теме (назв...

Конспект коррекционно-развивающего занятия: "Домашние животные"

Конспект коррекционно-развивающего занятия...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия "Домашние животные"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста "Домашние животные" с использованием лего-конструирования....

Конспект коррекционно-образовательного занятия «Дикие животные Севера»

конспект для детей с ЗПР, подготовительный к школе возраст....