Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи в группе для детей с ОНР ( первый год обучения)
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме

Проскурина Ирина Анатольевна

Фронтальное занятие

по формированию лексико-грамматических

категорий языка и связной речи в группе для детей

с ОНР (1 й год обучения, II период)

Формирование мотивационной основы высказывания. Предложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frontalnoe_zanyatie.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Фронтальное занятие

по формированию лексико-грамматических

категорий языка и связной речи в группе для детей

с ОНР (1 уровень речевого развития,1 й год обучения, II период)

Тема: «Формирование мотивационной основы высказывания. Предложение.»

ЦЕЛИ:

  1. Учить детей грамматически правильно строить предложения из 2~,
    3-, 4- слов; употреблять инфинитив глагола.
  2. Закрепить умение изменять форму глагола (единственное -
    множественное число: «войди - войдите»); использовать местоимение «Я».
  3. Развивать слуховое внимание и речевой слух.
  4. Работать над пониманием речи.
  5. Тренировать силу голоса (учить говорить громко - тихо).
  6. Закрепить умение координировать речь с движениями пальцев.
  7. Формировать у детей понятие «имя».

ОБОРУДОВАНИЕ;

Предметные картинки - иллюстрации к рассказу (дедушка, внук, мяч, ложка, кошка), сюжетные картинки (папа пилит бревно и т.п.), натуральные предметы (бумага, ножницы, большой и маленький шары).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.        Оргмомент. Приглашение

Один ребенок сидит за столом в группе, остальные - за дверью. Один ребенок стучит: - Тук! Тук! Сидящий: - Кто тут?

-        Глеб.

Сидящий: - Войди, Глеб. Затем стучатся двое детей.

  • Тук! Тук!
  • Кто тут?
  • Рома и Лева.
  • Войдите, Рома и Лева!

2.        Речевое упражнение.

Логопед: «Вы называли друг друга по именам, давайте повторим свои имена.

Каждый имя свое знает,

Громко - тихо называет

Я - Глеб (громко), Глеб (тихо)

Я — Лев (громко), Лев (тихо) и т.д.

Логопед: «В нашей группе все друзья?» Логопед читает стихотворение:

В нашей группе все друзья,

(дети ритмично стучат кулачками по столу)

Самый младший - это я.

(разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

Это - Маша,

Это - Саша,

Это - Юра,

Это - Даша.

Логопед: «А это'— Петя (ставит картинку), с кем же он дружит?»

3.        Работа над пониманием текста, активизацией речи.

Послушайте рассказ «Для чего руки нужны?»

Петя   с   дедушкой   были   большими   друзьями.   Спросил   как-то   раз дедушка внука:

  • А для чего, Петенька, людям руки нужны?
  • Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.
  • А еще для чего? - спросил дед.
  • Чтобы ложку держать.
  • А еще?
  • Чтобы кошку гладить.

Петя правильно отвечал. Но он еще не знал, что руки нужны не только для игры и для еды. Вопросы:

-        С кем дружил Петя? - с дедушкой.

Логопед: Они с дедушкой были большие друзья. Кто Петя дедушке? -внук.

  • О чем спрашивал внука дедушка?
  • Для чего руки нужны?
    Что Петя отвечал?
  • Чтобы в мячик играть.
  • Чтобы ложку держать.
  • Чтобы кошку гладить.

4.        Работа по составлению трехсоставных предложений.

Логопед: «Сейчас мы узнаем, для чего еще руки нужны. Кто будет помогать? (например, Рома).

  • Посмотри на картинки, где мама моет посуду?
    Рома находит и говорит: «Мама моет посуду».
  • Найди картинку, где папа пилит бревно.
    Рома: «Папа пилит бревно».

Аналогично: Девочка пасет козу.

Тетя метет пол. Логопед: Вспомним, что можно делать руками.

Посуду... (мыть). Бревно... (пилить). Пол... (мести). Козу... (пасти).

Логопед обращает внимание: «Мы с вами сочинили стихотворение».

«Мы умеем посуду мыть» и т.д.

5.        Динамическая пауза.

«Давайте покажем, как мы выполняем работу. Скажем про себя».

Возьмем тояпку, будем...(мыть). Возьмем пилу, будем...(пилить). Возьмем веник, будем...(мести). Возьмем прутик, будем...(пасти).

Логопед: «Руки устали. Покажите ладошки. Ладошки отдохнут, покажите и скажите, где ладошки».

Ладошки - высоко,

Ладошки - низко,

Ладошки - далеко,

Ладошки - близко.

6.        Игра на развитие слухового внимания.

«Узнай по звуку».

Логопед: «Сейчас водящий что-то сделает руками, а вы отгадаете, что».

Логопед сначала демонстрирует действия (льет воду; бросает маленький,

большой   шары;   режет   бумагу).   Затем   водящий   выполняет   за   ширмой

действия.

Речь детей: Сережа режет бумагу.

Сережа мнет бумагу.

Сережа бросил маленький шарик.

Сережа бросил большой шарик.

Сережа льет воду.

7.        Развитие речевого слуха.

Логопед: «Вы хорошо слушали и отгадывали, а теперь послушайте стихи и скажите, про что или кого они (на доске картинки к пройденному тексту).

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка

/про кошку/

                                  А у нас есть ложка

                                  Волшебная немножко.

На тарелочке - еда.

Петя возьмет ложку нашу.

Не оставит и следа,

Подберет всю кашу,

Вот какая ложка!

/про ложку и Петю/

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

/про мяч/

6;. Итог.

  • Что учились делать?
  • Учились внимательно слушать.
  • Услышали рассказ про Петю.
  • Узнали, что можно делать руками.

Литература:

1)   В.И.   Селиверстов,   «Игры   в   логопедической   работе   с   детьми»,   М., «Просвещение», 1974;

2) Г.Н. Сергиенко, «Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ», Воронеж, 2006;

' 3) Н.В. Нищева, «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР», С-Пб., «Детство - Пресс», 2003;

4) Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников», М., «Просвещение», 1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «КАК ДЕТЕНЫШИ В ДЕТСКИЙ САД ХОДИЛИ»

На занятии в игровой форме дети закрепляют знания о домашних животных и их детенышах, учатся использовать в речи падежные конструкции....

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ в старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна».

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙв старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна»....

Конспект. Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. «ВОЗДУХ»

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. «ВОЗДУХ»Цель: формировать лексико-грамматические категории и связную речь, вызвать у детей интерес...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель»....

Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе

Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе  МесяцНеделя№ занятияКол-вочасовТемаЦельЛексико-граммати...