Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи в группе для детей с ОНР ( первый год обучения)
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме
Фронтальное занятие
по формированию лексико-грамматических
категорий языка и связной речи в группе для детей
с ОНР (1 й год обучения, II период)
Формирование мотивационной основы высказывания. Предложение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frontalnoe_zanyatie.docx | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Фронтальное занятие
по формированию лексико-грамматических
категорий языка и связной речи в группе для детей
с ОНР (1 уровень речевого развития,1 й год обучения, II период)
Тема: «Формирование мотивационной основы высказывания. Предложение.»
ЦЕЛИ:
- Учить детей грамматически правильно строить предложения из 2~,
3-, 4- слов; употреблять инфинитив глагола. - Закрепить умение изменять форму глагола (единственное -
множественное число: «войди - войдите»); использовать местоимение «Я». - Развивать слуховое внимание и речевой слух.
- Работать над пониманием речи.
- Тренировать силу голоса (учить говорить громко - тихо).
- Закрепить умение координировать речь с движениями пальцев.
- Формировать у детей понятие «имя».
ОБОРУДОВАНИЕ;
Предметные картинки - иллюстрации к рассказу (дедушка, внук, мяч, ложка, кошка), сюжетные картинки (папа пилит бревно и т.п.), натуральные предметы (бумага, ножницы, большой и маленький шары).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Оргмомент. Приглашение
Один ребенок сидит за столом в группе, остальные - за дверью. Один ребенок стучит: - Тук! Тук! Сидящий: - Кто тут?
- Глеб.
Сидящий: - Войди, Глеб. Затем стучатся двое детей.
- Тук! Тук!
- Кто тут?
- Рома и Лева.
- Войдите, Рома и Лева!
2. Речевое упражнение.
Логопед: «Вы называли друг друга по именам, давайте повторим свои имена.
Каждый имя свое знает,
Громко - тихо называет
Я - Глеб (громко), Глеб (тихо)
Я — Лев (громко), Лев (тихо) и т.д.
Логопед: «В нашей группе все друзья?» Логопед читает стихотворение:
В нашей группе все друзья,
(дети ритмично стучат кулачками по столу)
Самый младший - это я.
(разжимают кулачки, начиная с мизинчика)
Это - Маша,
Это - Саша,
Это - Юра,
Это - Даша.
Логопед: «А это'— Петя (ставит картинку), с кем же он дружит?»
3. Работа над пониманием текста, активизацией речи.
Послушайте рассказ «Для чего руки нужны?»
Петя с дедушкой были большими друзьями. Спросил как-то раз дедушка внука:
- А для чего, Петенька, людям руки нужны?
- Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.
- А еще для чего? - спросил дед.
- Чтобы ложку держать.
- А еще?
- Чтобы кошку гладить.
Петя правильно отвечал. Но он еще не знал, что руки нужны не только для игры и для еды. Вопросы:
- С кем дружил Петя? - с дедушкой.
Логопед: Они с дедушкой были большие друзья. Кто Петя дедушке? -внук.
- О чем спрашивал внука дедушка?
- Для чего руки нужны?
Что Петя отвечал? - Чтобы в мячик играть.
- Чтобы ложку держать.
- Чтобы кошку гладить.
4. Работа по составлению трехсоставных предложений.
Логопед: «Сейчас мы узнаем, для чего еще руки нужны. Кто будет помогать? (например, Рома).
- Посмотри на картинки, где мама моет посуду?
Рома находит и говорит: «Мама моет посуду». - Найди картинку, где папа пилит бревно.
Рома: «Папа пилит бревно».
Аналогично: Девочка пасет козу.
Тетя метет пол. Логопед: Вспомним, что можно делать руками.
Посуду... (мыть). Бревно... (пилить). Пол... (мести). Козу... (пасти).
Логопед обращает внимание: «Мы с вами сочинили стихотворение».
«Мы умеем посуду мыть» и т.д.
5. Динамическая пауза.
«Давайте покажем, как мы выполняем работу. Скажем про себя».
Возьмем тояпку, будем...(мыть). Возьмем пилу, будем...(пилить). Возьмем веник, будем...(мести). Возьмем прутик, будем...(пасти).
Логопед: «Руки устали. Покажите ладошки. Ладошки отдохнут, покажите и скажите, где ладошки».
Ладошки - высоко,
Ладошки - низко,
Ладошки - далеко,
Ладошки - близко.
6. Игра на развитие слухового внимания.
«Узнай по звуку».
Логопед: «Сейчас водящий что-то сделает руками, а вы отгадаете, что».
Логопед сначала демонстрирует действия (льет воду; бросает маленький,
большой шары; режет бумагу). Затем водящий выполняет за ширмой
действия.
Речь детей: Сережа режет бумагу.
Сережа мнет бумагу.
Сережа бросил маленький шарик.
Сережа бросил большой шарик.
Сережа льет воду.
7. Развитие речевого слуха.
Логопед: «Вы хорошо слушали и отгадывали, а теперь послушайте стихи и скажите, про что или кого они (на доске картинки к пройденному тексту).
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка
/про кошку/
А у нас есть ложка
Волшебная немножко.
На тарелочке - еда.
Петя возьмет ложку нашу.
Не оставит и следа,
Подберет всю кашу,
Вот какая ложка!
/про ложку и Петю/
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
/про мяч/
6;. Итог.
- Что учились делать?
- Учились внимательно слушать.
- Услышали рассказ про Петю.
- Узнали, что можно делать руками.
Литература:
1) В.И. Селиверстов, «Игры в логопедической работе с детьми», М., «Просвещение», 1974;
2) Г.Н. Сергиенко, «Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ», Воронеж, 2006;
' 3) Н.В. Нищева, «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР», С-Пб., «Детство - Пресс», 2003;
4) Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников», М., «Просвещение», 1973.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «КАК ДЕТЕНЫШИ В ДЕТСКИЙ САД ХОДИЛИ»
На занятии в игровой форме дети закрепляют знания о домашних животных и их детенышах, учатся использовать в речи падежные конструкции....
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ в старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна».
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙв старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна»....
Конспект. Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. «ВОЗДУХ»
Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. «ВОЗДУХ»Цель: формировать лексико-грамматические категории и связную речь, вызвать у детей интерес...
Комплексно-тематическое планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и фонетических занятий в старшей логопедической группе
Данная разработка включает в себя комплексно-тематическое планирование на весь учебный год....
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».
Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель»....
Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей старшей группы с ОНР III уровня.
Составление рассказа-описания на материале лексической темы "Весна"....
Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе
Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе МесяцНеделя№ занятияКол-вочасовТемаЦельЛексико-граммати...