Использование игровых ситуаций (ребусов) в наглядном моделировании в работе с детьми группы компенсирующей направленности.
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Горбенко Елена Анатольевна

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

   В работе с дошкольниками  наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ « Центр развития ребенка – детский сад №2»

 г. Валуйки Белгородской области

Использование игровых ситуаций (ребусов) в наглядном моделировании

 в работе с детьми группы компенсирующей направленности.

 Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

   В работе с дошкольниками  наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.
     Одним из  составляющих наглядного моделирования в  логопедической работе является использование ребусов. Учить,  играя, использовать  разные приемы обучения, не утомляя ребенка, а развивая его интерес -  главный принцип
  работы с ребусами.  Ребусом, (от латинского «использование вещей») принято называть изображение,  какого  - либо слова  или целого предложения с помощью рисунков, букв, цифр, знаков. Ребус сразу не прочтешь, - его нужно расшифровать. Следовательно, он – головоломка, требующая для своей разгадки сообразительности, фантазии, логики, мышления, что представляется актуальным для детей с речевой патологией.  Работа с ребусами позволяет расширять активный словарь детей, воспитывать интерес  к  слову, развивать  фонематический слух,  внимание и память, закрепляет оптика – пространственные представления.

Система  работы по обучению детей разгадыванию ребусов  включает в себя:

  • Правила, при  решении и составлению ребусов для детей
  • Классификацию ребусов по принципу их составления
  • План поэтапной работы над  ребусами

     Ребус – это шифровка, носящая развлекательный характер. Но составление ребуса – это умственный труд.              Разгадывание  ребусов, а тем более их  составление, работа сложная, хотя и очень интересная.            Для того чтобы решать и составлять ребусы, надо знать правила и приемы, которые употребляются при их составлении.                                                    

1. Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.                                                                                          

2. Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т. п. Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре» и т. п.. Подбирать нужно подходящее по смыслу.

 Для того, чтобы научить детей расшифровывать ребусы   сгруппируем их по  принципу составления

1 группа Зашифрованное слово в ребусах состоит из начальных звуков других слов, которые подсказывают рисунки (самолет, улитка, карандаш – С У К; дерево, очки, мак -  Д О М)

 2 группа. Изображение предмета перевернуто. Это значит, что слово нужно читать наоборот, то есть справа налево КОТ – ТОК, ДОМ- МОД  

3 группа:  В ребусах используются «запятые». Забирается такое количество звуков из слова, изображенного рисунком, сколько запятых ставится справа или слева.

4 группа: Между звуками знак «=». Это значит, что один звук   заменили на другой.  

5 группа: К  изображению предмета добавляется звук (буква)

 В таких заданиях всего одна или две буквы и картинка.    

6 группа: Используются числительные. Если часть слова напоминает числительное, то ее изображаем цифрой.  

7 группа: В ребусах используются предлоги, которые наглядно указывают на отношения

 В (одно внутри другого) в  О  ДА

НА (одно на другом)         ФО  на  РИ ;  на  У  КА

ПОД (одно под другим)  под  У  ШКА

ЗА (одно за другим)          за  Я   Ц

     Начинать работу над ребусами можно, когда   дети усвоили термины: звук, буква, слово. Научились выделять начальный звук в  слове, анализировать трезвучные слова, познакомились с первыми буквами.  

       Работа с ребусами требует  подготовительного периода, в который  у детей формируются такие важные факторы, как внимание и память, мыслительные операции сравнения (сходства и различия),  оптика  - пространственные представления;  ребенок должен усвоить  работу по фонематическому анализу; уметь определять место звука в слове, последовательность звуков, их количество.

       Начинаем  работу по фонематическому  анализу только с теми звуками, которые ребенок произносит правильно.

       В самой работе с ребусами нужно, чтобы дети   четко  усвоили  вид (группу) ребуса на нескольких примерах.

Сначала показываем  ребус, объясняем, как он разгадывается, затем дошкольники сами пытаются разгадать ребусы этой группы, а далее    предлагаем детям самим составить ребус определенного слова.

        Использовать ребусы можно в различных видах речевой деятельности. Это вносит разнообразие в занятие, дает возможность поиграть и пофантазировать.

 Дети разного уровня подготовки, с разными стартовыми данными одинаково живо и с интересом включаются в разгадывание ребусов, наблюдая, как происходят  превращение слов, а позднее и сами пытаются придумывать свой ребус.  Работу над ребусами  проводим  с учетом  индивидуальных особенностей развития детей.  С некоторыми из них проводится только индивидуальная работа, т.к. в подгруппах их восприятие затрудняется, с другими детьми  работаем  по опережающему развитию. Более сообразительным детям предлагается разгадывать усложненные ребусы.

  Таким образом, можно сделать  вывод, что «ребус»  -  своего рода тест, помогающий выявить пробелы в усвоении знаний детьми. И если ребенок  все еще невнимателен, плохо слышит и дифференцирует звуки, если он не запоминает  зрительный образ буквы – он будет долго думать над ребусом, который станет лакмусовой бумагой, подсказывающей педагогу, что нужно обратить внимание на этого ребенка.

Дети  любят разгадывать ребусы, любят их составлять и получают от этого большое удовольствие.

Работа систематическая, долгая, кропотливая, она заставляет ребенка учиться думать, дает пищу для фантазии.  А это очень важно.

Литература

1. Дж. Эрикссон, Б.Блэр. Игры и ребусы обо всем на свете!  Изд. "Генезис" 2015, 64с.

2. Развивающие игры для любимых детей. УМЦ "РЕБУС".  2014,

3. Бесова М.А. Давайте играть! Игровые программы для дошкольников и младших школьников- Ярославль: Академия развития, 2007 г. - с. -80

4. Т.И. Линго.  .Решай, смекай, угадывай. игры, ребусы, загадки для дошкольников. популярное пособие для родителей и педагогов.. Ярославль: Академия,2009. - 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно- коммуникационных технологий в работе с детьми групп компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что исполь...

«Использование мнемотехники для развития связной речи в работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не ...

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...