Использование игровых ситуаций (ребусов) в наглядном моделировании в работе с детьми группы компенсирующей направленности.
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
В работе с дошкольниками наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ « Центр развития ребенка – детский сад №2»
г. Валуйки Белгородской области
Использование игровых ситуаций (ребусов) в наглядном моделировании
в работе с детьми группы компенсирующей направленности.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
В работе с дошкольниками наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.
Одним из составляющих наглядного моделирования в логопедической работе является использование ребусов. Учить, играя, использовать разные приемы обучения, не утомляя ребенка, а развивая его интерес - главный принцип работы с ребусами. Ребусом, (от латинского «использование вещей») принято называть изображение, какого - либо слова или целого предложения с помощью рисунков, букв, цифр, знаков. Ребус сразу не прочтешь, - его нужно расшифровать. Следовательно, он – головоломка, требующая для своей разгадки сообразительности, фантазии, логики, мышления, что представляется актуальным для детей с речевой патологией. Работа с ребусами позволяет расширять активный словарь детей, воспитывать интерес к слову, развивать фонематический слух, внимание и память, закрепляет оптика – пространственные представления.
Система работы по обучению детей разгадыванию ребусов включает в себя:
- Правила, при решении и составлению ребусов для детей
- Классификацию ребусов по принципу их составления
- План поэтапной работы над ребусами
Ребус – это шифровка, носящая развлекательный характер. Но составление ребуса – это умственный труд. Разгадывание ребусов, а тем более их составление, работа сложная, хотя и очень интересная. Для того чтобы решать и составлять ребусы, надо знать правила и приемы, которые употребляются при их составлении.
1. Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.
2. Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т. п. Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре» и т. п.. Подбирать нужно подходящее по смыслу.
Для того, чтобы научить детей расшифровывать ребусы сгруппируем их по принципу составления
1 группа Зашифрованное слово в ребусах состоит из начальных звуков других слов, которые подсказывают рисунки (самолет, улитка, карандаш – С У К; дерево, очки, мак - Д О М)
2 группа. Изображение предмета перевернуто. Это значит, что слово нужно читать наоборот, то есть справа налево КОТ – ТОК, ДОМ- МОД
3 группа: В ребусах используются «запятые». Забирается такое количество звуков из слова, изображенного рисунком, сколько запятых ставится справа или слева.
4 группа: Между звуками знак «=». Это значит, что один звук заменили на другой.
5 группа: К изображению предмета добавляется звук (буква)
В таких заданиях всего одна или две буквы и картинка.
6 группа: Используются числительные. Если часть слова напоминает числительное, то ее изображаем цифрой.
7 группа: В ребусах используются предлоги, которые наглядно указывают на отношения
В (одно внутри другого) в О ДА
НА (одно на другом) ФО на РИ ; на У КА
ПОД (одно под другим) под У ШКА
ЗА (одно за другим) за Я Ц
Начинать работу над ребусами можно, когда дети усвоили термины: звук, буква, слово. Научились выделять начальный звук в слове, анализировать трезвучные слова, познакомились с первыми буквами.
Работа с ребусами требует подготовительного периода, в который у детей формируются такие важные факторы, как внимание и память, мыслительные операции сравнения (сходства и различия), оптика - пространственные представления; ребенок должен усвоить работу по фонематическому анализу; уметь определять место звука в слове, последовательность звуков, их количество.
Начинаем работу по фонематическому анализу только с теми звуками, которые ребенок произносит правильно.
В самой работе с ребусами нужно, чтобы дети четко усвоили вид (группу) ребуса на нескольких примерах.
Сначала показываем ребус, объясняем, как он разгадывается, затем дошкольники сами пытаются разгадать ребусы этой группы, а далее предлагаем детям самим составить ребус определенного слова.
Использовать ребусы можно в различных видах речевой деятельности. Это вносит разнообразие в занятие, дает возможность поиграть и пофантазировать.
Дети разного уровня подготовки, с разными стартовыми данными одинаково живо и с интересом включаются в разгадывание ребусов, наблюдая, как происходят превращение слов, а позднее и сами пытаются придумывать свой ребус. Работу над ребусами проводим с учетом индивидуальных особенностей развития детей. С некоторыми из них проводится только индивидуальная работа, т.к. в подгруппах их восприятие затрудняется, с другими детьми работаем по опережающему развитию. Более сообразительным детям предлагается разгадывать усложненные ребусы.
Таким образом, можно сделать вывод, что «ребус» - своего рода тест, помогающий выявить пробелы в усвоении знаний детьми. И если ребенок все еще невнимателен, плохо слышит и дифференцирует звуки, если он не запоминает зрительный образ буквы – он будет долго думать над ребусом, который станет лакмусовой бумагой, подсказывающей педагогу, что нужно обратить внимание на этого ребенка.
Дети любят разгадывать ребусы, любят их составлять и получают от этого большое удовольствие.
Работа систематическая, долгая, кропотливая, она заставляет ребенка учиться думать, дает пищу для фантазии. А это очень важно.
Литература
1. Дж. Эрикссон, Б.Блэр. Игры и ребусы обо всем на свете! Изд. "Генезис" 2015, 64с.
2. Развивающие игры для любимых детей. УМЦ "РЕБУС". 2014,
3. Бесова М.А. Давайте играть! Игровые программы для дошкольников и младших школьников- Ярославль: Академия развития, 2007 г. - с. -80
4. Т.И. Линго. .Решай, смекай, угадывай. игры, ребусы, загадки для дошкольников. популярное пособие для родителей и педагогов.. Ярославль: Академия,2009. - 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи"
Из опыта ратобы...
Выступление на педагогическом совете на тему «Использование ИКТ в работе с детьми группы компенсирующей направленности»
Из личного опыта работы....
Использование информационно- коммуникационных технологий в работе с детьми групп компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что исполь...
Выступление на педагогическом совете на тему «Использование ИКТ в работе с детьми группы компенсирующей направленности»
Из личного опыта работы....
Использование игровых ситуаций(ребусов) в наглядном моделировании в работе с детьми группы компенсирующей направленности
Система работы по обучению детей разгадыванию ребусов включает в себя:...
«Использование мнемотехники для развития связной речи в работе с детьми группы компенсирующей направленности»
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не ...
Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»
Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму. Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...