"Звуки ш и ж"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Николаева Светлана  Владимировна

Заняти по звуковой культуре речи подготовительная группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_sh_i_zh.docx109.65 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «ЦРР – д/с № 6»

Конспект занятия по звуковой культуре речи с детьми

Дифференциация звуков [ж], [ш] в слогах, в словах и предложениях

Подготовила: учитель-логопед 1 КК Николаева С.В.

Цель: научить ребенка различать звуки [ж] и [ш]. Выделять их в словах и предложениях.

Задачи:

Ввести способ определения звонкости-глухости согласных звуков.

Уметь дифференцировать звуки в словах.

Формировать умение определять позицию звука в слове.

Развивать чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание, память.

Развивать связную речь.

Формировать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

I. Организационный момент. Постановка целей занятия.

Дети встают в круг.

(Психоэмоциональный настрой)

Логопед. Поздоровайтесь друг с другом,

Улыбнитесь всем вокруг.

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг,

А теперь соседу справа

Ты улыбку передай,

Утра доброго желай,
С нами на занятие  приглашай.

Введение в тему занятия:

- Ребята, к нам на занятие сегодня пришли два брата-гномика. Одного из них зовут Шик, а другого – Жик. 
Логопед выставляет на доску изображение двух гномиков.

 

- Скажите, с какого звука начинается имя первого брата - Шик? (Ш)
- А с какого звука начинается имя второго брата - Жик? (Ж)
- Сегодня на занятии мы поближе познакомимся со звуками Ж и Ш

II. Основной этап

Логопед:

На первый взгляд наши гости кажутся очень похожими, но если мы присмотримся к ним, то увидим, что различия есть. К тому же, гномики пришли к нам на занятие со своими любимыми игрушками. Обратите внимание, что они прячут за спиной.
- Первого гномика зовут Шик. Что он прячет за спиной? (Наушники)
- С какого звука начинается его имя? [ш]
- Давайте вместе произнесем звук [ш] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [ш]? Звук [ш] звонкий или глухой? (Горлышко не дрожит, звук [ш] - глухой)
- Второго гномика зовут Жик. Что он прячет за спиной? (Колокольчик)
- С какой буквы начинается его имя? ([ж])
- Давайте вместе произнесем звук Ж и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [ж]? Звук [ж] звонкий или глухой? (Горлышко дрожит, звук [ж] - звонкий)

Артикуляция и характеристика звуков  (ш), (ж)
- Теперь мы знаем, чем отличаются эти братья, и постараемся их не путать.
 Дифференциация [ш] - [ж] на изолированном и слоговом уровне.

-Ребята, перед вами лежат две карточки. На первой карточке нарисован колокольчик, а на второй наушники. Как вы думаете, первая карточка будет означать звонкий или глухой согласный? (Звонкий звук, так как нарисован колокольчик)
- В теме нашего занятия два звука [ж] и [ш], какой из них звонкий? ([ж])
- Посмотрите на вторую карточку. На ней нарисованы наушники. Какой звук обозначает эта карточка? (Глухой звук, так как нарисованы наушники – [ш]).
- Сейчас я буду называть слоги. Если в слоге есть [ж] – вы поднимаете карточку с колокольчиком, если [ж] – вы поднимаете карточку с наушниками.
Слоги: а) Ж, ш, ш, ж, ж, ш, ш, ж, ш, ш, ж, ж, ш, ш; 
б) Ша, жа, жу, шу, ши, жи, жа, жо, шу…

Логопед:

Посмотрите, какие   необычные ворота приготовили для вас Жик и Шик.. Пройти сможет тот, кто повторит цепочку слогов:

Ша-ша-жа жа-жа-ша

Ша-жа-жа жа-ша-жа

Ша-жа-ша ож-ош-ож

Дифференциация звуков [ш]-[ж] в словах. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Д/и  «Кто лишний?»

1– Перед вами домики.  Какая буква написана на крыше каждого домика? Расскажите, какие картинки  живут  в этих домиках. Назовите  того, кто попал не в свой домик.

1 домик (Ш) – кукушка, лягушка, кошка, жук.
2 домик (Ж) – ружьё, флажок,жираф, 
мышка.

Логопед: Какой домик мы подарим Жику, а  Какой Шику?

Дети: Жику с буквой Ж, а Шику с буквой Ш ( здесь поговорим, чем звук отличается от буквы)

2. Логопед выставляет на доску предметные картинки: шары, жук, лужа, шоколад, машина, ракушка, одежда, ежи.

Дифференциация Ж-Ш

- Давайте поделим эти картинки между братьями. Как вы думаете, картинки, с какой буквой возьмет себе Шик? А Жик? (Шик возьмет картинки со звуком [ш], Жик – со звуком [ж]
- На первой картинке изображены шары.  Какой звук  есть этом слове Ш или Ж? (Ш)
- Кому отдадим эту картинку? (Шику)
Аналогичная работа проводится с каждой картинкой. - Теперь наши гости – гномики хотят проверить ваши знания.

Развитие звукового анализа. Определение позиции звука в слове

– У вас по 1 картинке. Поднимите и назовите  ту картинку, в названии которой есть звук [ш].  Определите место звука в слове и положите картинку к  нужной  схеме.

Физкультминутка с Суджоком

Давайте немного отдохнем и покажем зарядку с суджоками для гномиков.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Дифференциация звуков [ш]-[ж] в предложении.  Развитие зрительного внимания, логического мышления. Д/и  «Что больше?»

– На картинках предметы одинакового размера, а на самом деле это не так. Скажите, кто на самом деле больше.

Дети составляют предложения. Например: Журавль больше кукушки. Лягушка больше жука. Жираф больше кошки. И т.п.

Логопед: Ребята, гномики написали для вас предложения, я буду их читать, а вы исправляйте, если нужно.

Деформированная фраза. Исправь предложение.

Женя мыть уши вода.

В сад мыши жить.

Катя бежать с кошка рыжая.

Маша в жакет шкаф вешать.

В писать Женя школа буквы.

На стол лежать желтая груша.

Логопед выставляет на доску схемы для следующего задания
- Посмотрите на схемы на доске, гномики приготовили нам загадки. Но загадки эти непростые, гномики зашифровали в ней целые предложения. Давайте посмотрим на схемы и составим по ним предложения.

логопедическая схема

- Кто нарисован на первой картинке? (Маша)
- Как вы думаете, что делает Маша? (Открывает кран, моет) 
- Что моет Маша? (Грушу)
- Кто полностью составит предложение? (Маша моет грушу)

рисунок логопеда
- Кто нарисован на первой картинке? (Бабушка)
- Как вы думаете, что делает бабушка? (Берет пряжу, вяжет) 
- Что вяжет бабушка? (Носки)
- Из какой пряжи вяжет носки бабушка? (Из разноцветной)
- Кто полностью составит предложение? (Бабушка вяжет носки из разноцветной пряжи)

Логопед:послушайте скороговорку:

На крыше у Шуры

Живет журавль Жура.

- Давайте выучим эту скороговорку. Послушайте ее еще раз.

- Сейчас все вместе будем читать эту скороговорку одними губами.

- Теперь я говорю одними губами, а вы шепотом.

- А теперь я говорю шепотом, а вы вслух.

III. Итог занятия.

Рефлексия. Итог. - Ребята, чем мы занимались сегодня на занятии? С какими звуками работали? ( Ж и Ш)
- Дайте характеристику  звука. (Звук Ш- согласный, твердый, глухой, Ж - согласный, твердый, звонкий).

  Посмотрите Жик и Шик дарят вам три цветка (красный, белый и синий) и маленьких пчёлок, если сегодня на занятии вам было трудно, посадите свою пчелу на красный цветок, если легко – на белый, если вам иногда было трудно – на синий. Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...