"Звуки ш и ж"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Заняти по звуковой культуре речи подготовительная группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 109.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «ЦРР – д/с № 6»
Конспект занятия по звуковой культуре речи с детьми
Дифференциация звуков [ж], [ш] в слогах, в словах и предложениях
Подготовила: учитель-логопед 1 КК Николаева С.В.
Цель: научить ребенка различать звуки [ж] и [ш]. Выделять их в словах и предложениях.
Задачи:
Ввести способ определения звонкости-глухости согласных звуков.
Уметь дифференцировать звуки в словах.
Формировать умение определять позицию звука в слове.
Развивать чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание, память.
Развивать связную речь.
Формировать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
I. Организационный момент. Постановка целей занятия.
Дети встают в круг.
(Психоэмоциональный настрой)
Логопед. Поздоровайтесь друг с другом,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг,
А теперь соседу справа
Ты улыбку передай,
Утра доброго желай,
С нами на занятие приглашай.
Введение в тему занятия:
- Ребята, к нам на занятие сегодня пришли два брата-гномика. Одного из них зовут Шик, а другого – Жик.
Логопед выставляет на доску изображение двух гномиков.
|
- Скажите, с какого звука начинается имя первого брата - Шик? (Ш)
- А с какого звука начинается имя второго брата - Жик? (Ж)
- Сегодня на занятии мы поближе познакомимся со звуками Ж и Ш
II. Основной этап
Логопед:
На первый взгляд наши гости кажутся очень похожими, но если мы присмотримся к ним, то увидим, что различия есть. К тому же, гномики пришли к нам на занятие со своими любимыми игрушками. Обратите внимание, что они прячут за спиной.
- Первого гномика зовут Шик. Что он прячет за спиной? (Наушники)
- С какого звука начинается его имя? [ш]
- Давайте вместе произнесем звук [ш] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [ш]? Звук [ш] звонкий или глухой? (Горлышко не дрожит, звук [ш] - глухой)
- Второго гномика зовут Жик. Что он прячет за спиной? (Колокольчик)
- С какой буквы начинается его имя? ([ж])
- Давайте вместе произнесем звук Ж и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [ж]? Звук [ж] звонкий или глухой? (Горлышко дрожит, звук [ж] - звонкий)
Артикуляция и характеристика звуков (ш), (ж)
- Теперь мы знаем, чем отличаются эти братья, и постараемся их не путать.
Дифференциация [ш] - [ж] на изолированном и слоговом уровне.
-Ребята, перед вами лежат две карточки. На первой карточке нарисован колокольчик, а на второй наушники. Как вы думаете, первая карточка будет означать звонкий или глухой согласный? (Звонкий звук, так как нарисован колокольчик)
- В теме нашего занятия два звука [ж] и [ш], какой из них звонкий? ([ж])
- Посмотрите на вторую карточку. На ней нарисованы наушники. Какой звук обозначает эта карточка? (Глухой звук, так как нарисованы наушники – [ш]).
- Сейчас я буду называть слоги. Если в слоге есть [ж] – вы поднимаете карточку с колокольчиком, если [ж] – вы поднимаете карточку с наушниками.
Слоги: а) Ж, ш, ш, ж, ж, ш, ш, ж, ш, ш, ж, ж, ш, ш;
б) Ша, жа, жу, шу, ши, жи, жа, жо, шу…
Логопед:
Посмотрите, какие необычные ворота приготовили для вас Жик и Шик.. Пройти сможет тот, кто повторит цепочку слогов:
Ша-ша-жа жа-жа-ша
Ша-жа-жа жа-ша-жа
Ша-жа-ша ож-ош-ож
Дифференциация звуков [ш]-[ж] в словах. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Д/и «Кто лишний?»
1– Перед вами домики. Какая буква написана на крыше каждого домика? Расскажите, какие картинки живут в этих домиках. Назовите того, кто попал не в свой домик.
1 домик (Ш) – кукушка, лягушка, кошка, жук.
2 домик (Ж) – ружьё, флажок,жираф, мышка.
Логопед: Какой домик мы подарим Жику, а Какой Шику?
Дети: Жику с буквой Ж, а Шику с буквой Ш ( здесь поговорим, чем звук отличается от буквы)
2. Логопед выставляет на доску предметные картинки: шары, жук, лужа, шоколад, машина, ракушка, одежда, ежи.
- Давайте поделим эти картинки между братьями. Как вы думаете, картинки, с какой буквой возьмет себе Шик? А Жик? (Шик возьмет картинки со звуком [ш], Жик – со звуком [ж]
- На первой картинке изображены шары. Какой звук есть этом слове Ш или Ж? (Ш)
- Кому отдадим эту картинку? (Шику)
Аналогичная работа проводится с каждой картинкой. - Теперь наши гости – гномики хотят проверить ваши знания.
Развитие звукового анализа. Определение позиции звука в слове
– У вас по 1 картинке. Поднимите и назовите ту картинку, в названии которой есть звук [ш]. Определите место звука в слове и положите картинку к нужной схеме.
Физкультминутка с Суджоком
Давайте немного отдохнем и покажем зарядку с суджоками для гномиков.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Дифференциация звуков [ш]-[ж] в предложении. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Д/и «Что больше?»
– На картинках предметы одинакового размера, а на самом деле это не так. Скажите, кто на самом деле больше.
Дети составляют предложения. Например: Журавль больше кукушки. Лягушка больше жука. Жираф больше кошки. И т.п.
Логопед: Ребята, гномики написали для вас предложения, я буду их читать, а вы исправляйте, если нужно.
Деформированная фраза. Исправь предложение.
Женя мыть уши вода.
В сад мыши жить.
Катя бежать с кошка рыжая.
Маша в жакет шкаф вешать.
В писать Женя школа буквы.
На стол лежать желтая груша.
Логопед выставляет на доску схемы для следующего задания
- Посмотрите на схемы на доске, гномики приготовили нам загадки. Но загадки эти непростые, гномики зашифровали в ней целые предложения. Давайте посмотрим на схемы и составим по ним предложения.
- Кто нарисован на первой картинке? (Маша)
- Как вы думаете, что делает Маша? (Открывает кран, моет)
- Что моет Маша? (Грушу)
- Кто полностью составит предложение? (Маша моет грушу)
- Кто нарисован на первой картинке? (Бабушка)
- Как вы думаете, что делает бабушка? (Берет пряжу, вяжет)
- Что вяжет бабушка? (Носки)
- Из какой пряжи вяжет носки бабушка? (Из разноцветной)
- Кто полностью составит предложение? (Бабушка вяжет носки из разноцветной пряжи)
Логопед:послушайте скороговорку:
На крыше у Шуры
Живет журавль Жура.
- Давайте выучим эту скороговорку. Послушайте ее еще раз.
- Сейчас все вместе будем читать эту скороговорку одними губами.
- Теперь я говорю одними губами, а вы шепотом.
- А теперь я говорю шепотом, а вы вслух.
III. Итог занятия.
Рефлексия. Итог. - Ребята, чем мы занимались сегодня на занятии? С какими звуками работали? ( Ж и Ш)
- Дайте характеристику звука. (Звук Ш- согласный, твердый, глухой, Ж - согласный, твердый, звонкий).
Посмотрите Жик и Шик дарят вам три цветка (красный, белый и синий) и маленьких пчёлок, если сегодня на занятии вам было трудно, посадите свою пчелу на красный цветок, если легко – на белый, если вам иногда было трудно – на синий. Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/02/picture-305534-1380666605.jpg)
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/13/picture-802005-1468411058.jpg)
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/22/picture-1033109-1524413358.jpg)
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/11/picture-697862-1460401779.jpg)
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/16/picture-1227563-1584365187.jpg)
Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]
Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...