РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
статья по логопедии (средняя группа) на тему
Наши дети растут в мощном потоке информации, живое общение заменяют современные планшеты, компьютеры, и эта тенденция все время увеличивается, в результате чего развитие связной речи является все более актуальной задачей нашего общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_syaznoy_rechi.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Наши дети растут в мощном потоке информации, живое общение заменяют современные планшеты, компьютеры, и эта тенденция все время увеличивается, в результате чего развитие связной речи является все более актуальной задачей нашего общества.
Одной из неотъемлемых частей коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения, является развитие связной речи. Связная речь развивается вместе с мышлением постепенно. Первоначально, речь формируется в результате непосредственно-эмоционального общения со взрослыми, закладывая фундамент будущей связной речи. По мере роста ребенка усложняется деятельность, меняются формы общения с близкими людьми. Постепенно круг контактов расширяется, и отдельные монологические слова, фразы, предложения сводятся к диалогической речи. К концу второго года жизни слова начинают грамматически оформляться. В трехлетнем возрасте быстрыми темпами развивается активная речь, обогащается словарный запас, усложняется структура предложений и происходит понимание речи. Понимание речи имеет главное значение в развитии ребенка, являясь первоначальным этапом в развитии функции общения.
Со временем у ребенка развивается способность описывать, объяснять пересказывать все то, что он осознает по возрасту. Так развивается связная речь, которая показывает все достигнутые на этом этапе успехи в овладении особенностями родного языка. Общение выступает тем инструментом культуры, который воспитывает, развивает личность и участвует в ее становлении. Формирует мировосприятия и мироощущение, гуманное отношение к окружающему природному, предметному и социальному миру.
В процессе общения происходит налаживание социальных контактов, обмена эмоциями, налаживание практического и речевого взаимодействия. В поисках эффективных средств, для решения комплекса задач я обращаю большое внимание на использование в коррекционной работе разных видов искусств.
Опыт моей работы показал, что использование традиционных методов и приемов в коррекционной работе недостаточно для развития связной речи. Одним из важнейших условий, способствующих полноценному развитию связной речи у детей с речевыми нарушениями, является театрализованная деятельность. Эта распространенная форма детского творчества, которая близка и понятна, умеет доставить радость и эмоциональное удовлетворение, способствует развитию творческого потенциала, воображения, фантазии, помогает ребенку формировать и реализовать свое речевое развитие.
Целью моей коррекционной работы является развитие связной речи у детей, имеющих речевые нарушения и создание условий для развития речевых и творческих способностей, посредством театрализованной деятельности
Работая по этой теме, решаю следующие задачи:
- обогащение словаря, овладение грамматическими формами, грамматическим строем;
- развитие фонематического восприятия, слуха и навыков произношения звуков;
- упражнение в использовании вербальных и невербальных выразительных средств общения
- совершенствование диалогической и монологической речи посредством театрализованной деятельности;
- развитие познавательных процессов, мелкой и общей моторики;
- воспитание культуры речевого общения, на основе сюжетов сказок;
- закрепление правильного произношения отдельных звуков (скороговорки);
- применение здоровьесберегающих технологий, для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
У детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
При обучении связной речи детей, вполне обоснованно использование творческих методик. В своей работе я использую схемы составления рассказа, на основе знания содержания литературного произведения. Первоначально предлагается готовый план-схема, а по мере обучения дети самостоятельно подключаются к созданию мнемотаблицы. Особенностью данной методики состоит в применении не изображения предметов, а использование символов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних животных используется дом, а для изображения диких животных - елка.
Содержание таблицы включает в себя графическое или частичное изображение персонажей сказки, явлений природы и многое другое, выделяя главные смысловые звенья сюжета рассказа. Самое трудное - сделать условно-наглядную схему понятной для детей. Суть в том, что слова, фразы должны соответствовать какой-то картинке, изображению. Таким образом, произведение зарисовывается схематически, а ребенок по памяти воспроизводит содержание целиком.
Какие задачи решают мнемотаблицы:
-развитие связной речи;
-обогащение словарного запаса;
- обучение составлению рассказов;
- пересказ произведений художественной литературы,
-отгадывание и загадывание загадок;
- разучивание и заучивание чистоговорок, стихов;
- автоматизации и дифференциации звуков;
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного и ассоциативного мышления;
- увеличение объема памяти путём образования дополнительных ассоциаций;
- сокращение продолжительности времени обучения;
-развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
Процесс развития связной речи требует постоянного педагогического внимания, поэтому овладение связной речью необходимо для дальнейшего развития и образования ребенка.
Работая в системе взаимосвязей всех специалистов, воспитателей, мы имеем возможность учитывать индивидуальные речевые особенности каждого воспитанника. Изобразительная, музыкальная, конструктивная деятельность являются составляющими компонентами театрализованных игр. Они задействуют эмоции дошкольников: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, что облегчает процесс развития связной речи. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Развитие связной речи и формирование навыков общения, является одной из ведущих задач дошкольного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в средней возрастной группе детей с ЗПР по развитию связной речи посредством театрализованной деятельности
Конспект НОД в средней группе: пересказ сказки «Как Лиса зайцев хотела перехитрить » Цель: Учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку. Задачи: Образовательные: учи...
Педагогический проект по развитию связной речи посредствам театрализованной деятельности.
Участие детей в театрализованной деятельности будет способствовать овладению культуры речи, то есть умению передавать свои мысли и в соответствии с целью высказывания грамматически правильно, логично ...
Косультация для педагогов Тема: «Формирование связной речи посредством театрализованной деятельности»
Сила воздействия иносказательного искусства кукол,...
Методическая разработка на тему "Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности"
Один из методов связной речи...
НОД "Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности"
quot;Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности". Открытый показ. НОД "Спасаем Буратино"...
Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности
Цель: Формирование взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками с использованием речевых и неречевых средств общения. Задачи:-Умение проявлять инициативу и самостоятельность в разных вид...
Сообщение на тему: «Теоретические вопросы развития связной речи посредством театрализованной деятельности»
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками...