Рабочая программа по коррекции звукопроизношения «Фонетика детского языка»
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Цель: формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_korrektsii_zvukoproiznosheniya.doc | 118.5 КБ |
perspektivnyy_plan_raboty_po_korrektsii_zvukoproiznosheniya.docx | 70.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия имени Ф.К. Салманова
Рабочая программа учителя-логопеда
«Фонетика детского языка»
по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в условиях реализации ФГОС ДО
Разработчик:
Т.Н. Тимофеева,
учитель-логопед
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы или сочетанием тех и других факторов. Чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Рабочая коррекционно-развивающая программа «Фонетика детского языка» для детей старшего дошкольного возраста составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Конвенция ООН о правах ребенка; Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО). Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Положение об оказании логопедической помощи.
Общие цели коррекционной деятельности
с учетом специфики речевых нарушений
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7лет. В качестве приоритетов определяются такие задачи, как развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи; развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Одним из важных компонентов устной речи является правильное произношение всех звуков родного языка. Для того чтобы ребёнок овладел правильным звукопроизношением ещё в дошкольном возрасте, а в будущем речевые дефекты не повлияли на письменную речь и не помешали школьнику в достижении многих жизненных целей. Необходимо своевременно оказать квалифицированную логопедическую помощь детям зачисленным в группу общеразвивающей направленности. С учётом этой приоритетной цели, была разработана программа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в условиях реализации ФГОС ДО.
Для создания программы были проанализированы следующие источники:
- Аганович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
- Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. — М., 2004.
- Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования: Метод. пособие. — М.: Айрис-Пресс, 2005.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
- Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.
- Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: Гном и Д, 1998.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. — М.: Гном и Д, 2000.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
- Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2007.
- Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — СПб., 2003.
- Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
- Нищева Н. В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
- Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. — М.: Айрис-Пресс, 2004.
Вид реализуемой программы: коррекционно-развивающая.
Цель: формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.
Задачи:
- научить узнавать звуки речи, не смешивать их в восприятии;
- научить отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;
- осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением;
- оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;
- принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;
- варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи;
- безошибочно использовать звук во всех видах речи.
Устная речь - яркий показатель общего культурного уровня человека. Для того чтобы ребёнок мог грамотно, чётко и логично изложить мысль, необходимо воспитывать у детей речь, богатую по словарному запасу, грамматически правильную и безупречную в звуковом отношении.
Описание принципов коррекционной логопедической деятельности
При построении программы учитывались следующие принципы:
принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, личностно-деятельностного подхода к профилактике и коррекции нарушений речи, а также понимания единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития; принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка; принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия; принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем; принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий; принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков; принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Описание места коррекционного курса в образовательном процессе
Курс коррекционного обучения рассчитан на работу с детьми в течение 3 – 9 месяцев, 2-3 раза в неделю (в зависимости от тяжести речевого дефекта). Время коррекционной работы зависит от характера и степени выраженности речевого нарушения, а также динамики его коррекции. Занятия проводятся как индивидуально (на этапе постановки звука), так и в группах (подготовительный этап, этап автоматизации).
Содержание программы
Этап коррекционной деятельности | Цель | Задачи | Временные рамки | Содержание деятельности |
Подготовительный | Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс | 1.Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций. 2.Выработка умения узнавать и различать фонемы. 3.Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков. 4.Формирование и развитие мелкой моторики в процессе систематических тренировок. 5.Укрепление физического здоровья процесс различных оздоровительных мероприятий и процедур (массаж, медикаментозное лечение, консультирование врачей-специалистов). | с 15.09.2015 | Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика. |
Формирование первичных произноситель-ных умений и навыков | Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале. | 1.Постановка звука. 2.Автоматизация звука в слогах, словах и предложениях. 3.Формирование умения не смешивать звуки. 4.Формирование и развитие мелкой моторики. Постановка звуков в последовательности: - свистящие: с, сь, з, зь, ц; - шипящий: ш; ж; ч; щ; - сонорный: л, ль; - сонорные: р, рь. | С учетом индивидуальных особенностей | Автоматизация поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится в той же последовательности, что и автоматизации в слогах. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения. |
Этап коммуникативных умений и навыков | Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения | 1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. 2. Автоматизация звука в речи. 3. Развитие внимания, памяти, мышления. 4. Развитие мелкой моторики. | С учетом индивидуальных особенностей | Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах. Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности дошкольников. Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения. Пальчиковая гимнастика. |
Оценочный. | Подведение итога логопедической работы. | 1.Оценка результативности коррекционной работы. 2.Определение перспективы дальнейшей деятельности. | С учетом индивидуальных особенностей | Итоговая обследование речи в присутствии родителей. |
Временные рамки могут варьировать в зависимости от характера и степени выраженности речевого нарушения, а также динамики его коррекции.
Общая характеристика
коррекционной логопедической деятельности
Основные методы коррекционной деятельности: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, словесные, методы ролевого моделирования типовых ситуаций.
Особенностью программы является выделение на занятиях специального времени направленного на реализацию национально-регионального компонента. Это возможно через введение в активный словарь обучающихся: лексических форм, употребляемых на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, связанных с проживанием на территории округа коренных народов ханты и манси; географических названий ХМАО-Югры; исторических сведений о городе Сургуте в свете изучаемых тем; материала о флоре и фауне округа.
Реализация курса базируется на установлении связей с учебным планом гимназии (дошкольного отделения), образовательными областями: «Формирование основ нравственного поведения»; «Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность»; «Ознакомление с окружающим миром»; «Приобщение к художественной литературе» и соблюдении принципа преемственности в ходе реализации программы дошкольного образования.
Данный вариант последовательности изучения тем и количество часов, предусмотренные программой коррекционно-развивающего обучения дошкольников с нарушением звукопроизношения, является примерным и определяется индивидуальными особенностями дошкольников, т.е. зависит от уровня сформированности звуковой стороны речи у ребенка.
Результаты коррекционной деятельности в рамках курса
коррекция звукопроизношения
Программа обеспечивает достижение выпускниками группы общеразвивающей направленности определенных результатов:
- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
- ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;
- родители ребенка включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем – логопедом, в результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по тематическому плану в соответствии с программой МБОУ гимназии Ф.К. Салманова (дошкольного отделения).
Описание программно-методического и
материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методические комплекты | программы, методическая литература, рабочие тетради, дидактические игры. |
Печатные пособия | таблицы к основным разделам грамматического материала, картинки, дидактические игры. |
Технические средства обучения | компьютер, развивающие программы. |
Оборудование кабинета | столы для дошкольников, стол учителя-логопеда с тумбой, шкаф для хранения методической литературы, дидактических материалов; логопедическое зеркало. |
Заключение
Данная программа доступна к применению в группе общеразвивающей направленности. Ее использование:
- позволяет насытить логопедические занятия общеразвивающим материалом, благодаря подбору заданий не только по развитию речи, но и для развития восприятия (слухового и зрительного), внимания (способность к концентрации, распределению и переключению), памяти (оперативной речевой и образной), мышления (формирование и развитие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, конкретизации и абстракции);
- дает возможность обеспечить соответствие работы комплексно-игровому методу, используемому при работе с дошкольниками (как известно, сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи и познавательных процессов, соответствует детским психофизическим данным, поскольку в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей);
- будет способствовать закреплению навыков правильной речи, расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольника.
Работа по данной программы прежде всего направлена на выравнивание речевого развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.
Учебно-методическое обеспечение
1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. Методика развития речевого дыхания. -М.,2004.
2. Васильева Т.И. Упражнения по дикции. -М., 1988.
3. Волкова Л.С. Логопедия. - М., Просвещение, 1995.
4. Выгодский Л.С. Мышление и речь. - М.; Просвещение, 1982.
5. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. - М.; Просвещение,1965.
6. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. - М.,1977.
7. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения. - М.,2001.
8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизации звуков у детей. Комплект из 4 тетрадей. - М., 2006.
9. Новоторцева И.В. Артикуляционная гимнастика. - М., 1996.
10. Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Комплект из 9 тетрадей. - М., 2005.
11. Нищева Н.В., Картотека упражнений для автоматизации правильного звукопроизношения и дифференциации звуков разных групп. - СПб., 2015.
12. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. - М.; Просвещение, 1996.
13. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). - М.; Просвещение, 1978.
14. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М., 1993.
15. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.
16. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. - М.; Просвещение, 1993.
Предварительный просмотр:
Перспективный план индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции нарушения звукопроизношения [Р] - [Р’]
Ф.И. ребенка _________________________________________________ группа_________________
Этап работы | Тема занятия | Содержание коррекционной работы | Дата | |
сроки | корректировка | |||
Диагностический | Обследование речи | Выявление особенностей речи дошкольника | ||
Подготовительный | Артикуляционная гимнастика | Подготовка речеслухового и речедвигательного анализатора к правильному восприятию и воспроизведению звуков. Развитие моторного праксиса. | ||
Постановка звука. | Постановка [Р] |
| ||
Автоматизация звука | Автоматизация звука [Р] в слогах с сочетанием -др-; -тр- | 1. Развивать умение правильно произносить звук в слогах с сочетанием -др-; -тр- 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи 4. Развивать звуковой анализ. | ||
Автоматизация звука [Р] в словах с сочетанием -др-; -тр- | 1. Развивать умение правильно произносить звук в словах с сочетанием -др-; -тр- 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи. 4. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Р] в предложениях с сочетанием -др-; -тр- | 1. Развивать умение правильно произносить звук в словах и предложениях с сочетанием -др-; -тр- 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. 4. Корректировать грамматическую сторону речи. 5. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Р] в открытых слогах | 1. Развивать умение правильно произносить звук в открытых слогах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи 4. Развивать звуковой анализ.
| |||
Автоматизация звука [Р] в словах с открытым слогом | 1. Развивать умение правильно произносить звук в словах с открытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи. 4. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Р] в предложениях с открытым слогом | 1. Развивать умение правильно произносить звук в предложениях с открытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. 4. Корректировать грамматическую сторону речи. 5. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Р] в слогах со стечением согласных | 1. Развивать умение произносить правильно звук в позиции после согласного. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3.Учить образовывать существительные множественного числа. 4. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 5. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Р] в словах со стечением согласных | 1. Закреплять четкое произношение звука в словах со стечением согласных. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3.Учить подбирать родственные слова. 4. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 5. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Р] в предложениях со стечением согласных | 1. Учить четко произносить звук в позиции после согласного. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Р] в закрытых слогах. | 1. Автоматизировать звук в закрытых слогах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи. 4. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Р] в словах с закрытым слогом. | 1. Развивать умение правильно произносить звук в словах с закрытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Р] в предложениях с закрытым слогом. | 1. Продолжать учить произносить правильно звук в предложениях с закрытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи 4. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Р] в речи (потешках, рассказах, подвижных играх) | 1. Закреплять четкое произношение звука в предложениях, рассказах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Учить составлять рассказ по сюжетной картинке. 4. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 5. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Дифференциа -ция звуков | Дифференциация звуков [Р] - [Л] в слогах, словах, предложениях | 1. Закреплять чёткое произношение и навык различения звуков в слогах, словах, фразах, связной речи. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Учить согласовывать числительные с существительным 4. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 5. Упражнять в умении делить слова на слоги. | ||
Постановка звука. | Постановка звука [Р’] |
Правильное произношение изолированного звука. | ||
Автоматизация звука | Автоматизация звука [Р’] в открытых слогах, словах; слогах и словах со стечением согласных | 1. Отработка артикуляции мягкого звука, закрепление его произношения в открытых слогах, словах и слогах со стечением согласных. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | ||
Автоматизация звука [Р’] в закрытых слогах, словах. | 1. Учить правильно произносить звук в закрытых слогах и словах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Учить образовывать относительные прилагательные. 4. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 5.Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Р’] в предложениях с закрытым слогом | 1. Закреплять чёткое произношение звука в предложениях с закрытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Учить подбирать антонимы. 4. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 5. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Дифференциа -ция звуков | Дифференциация звуков [Р] - [Рۥ ] в слогах, словах | 1. Закреплять чёткое произношение и навык различения звуков в слогах, словах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | ||
Дифференциация звуков [Рۥ ] - [Рۥ ] в предложениях | 1. Закреплять чёткое произношение и навык различения звуков в предложениях. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Дифференциация звуков [Рۥ ]- [Лۥ ] в слогах, словах, предложениях | 1. Закреплять чёткое произношение и навык различения звуков в слогах, словах, предложениях. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Учить подбирать родственные слова. 4. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 5. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Дифференциация звуков [Рۥ] - [Л] -[Рۥ ] - [Лۥ ] | 1. Закреплять чёткое произношение и навык различения звуков в слогах, словах, фразах, связной речи. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Диагностический | Обследование речи | Выявление особенностей речи дошкольника |
Перспективный план индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции нарушения звукопроизношения [Л] - [Л’]
Ф.И. ребенка _________________________________________________ группа_________________
Этап работы | Тема занятия | Содержание коррекционной работы | Дата | |
сроки | корректировка | |||
Диагностический | Обследование речи | Выявление особенностей речи дошкольника | ||
Подготовительный | Артикуляционная гимнастика | Подготовка речеслухового и речедвигательного анализатора к правильному восприятию и воспроизведению звуков. Развитие моторного праксиса. | ||
Постановка звука. | Постановка [Л] | 1. Развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа. 2. Постановка [Л] и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении. 3. Правильное произношение изолированного звука. | ||
Автоматизация звука | Автоматизация звука [Л] в открытых слогах | 1. Развивать умение правильно произносить звук в открытых слогах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи 4. Развивать звуковой анализ.
| ||
Автоматизация звука [Л] в словах с открытым слогом | 1. Развивать умение правильно произносить звук в словах с открытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи. 4. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Л] в слогах со стечением согласных | 1. Развивать умение произносить правильно звук в позиции после согласного. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3.Учить образовывать существительные множественного числа. 4. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 5. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Л] в словах со стечением согласных | 1. Закреплять четкое произношение звука в словах со стечением согласных. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3.Учить подбирать родственные слова. 4. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 5. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Л] в предложениях со стечением согласных | 1. Учить четко произносить звук в позиции после согласного. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Л] в обратных слогах. | 1. Автоматизировать звук в обратных слогах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи. 4. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Л] в словах с обратным слогом. | 1. Развивать умение правильно произносить звук в словах с обратным слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Л] в предложениях с обратным слогом. | 1. Продолжать учить произносить правильно звук в предложениях с обратным слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи 4. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Постановка звука. | Постановка звука [Л’] | 1. Развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа. 2. Постановка [Л’] и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении. 3. Правильное произношение изолированного звука. | ||
Автоматиза -ция звука | Автоматизация звука [Л’] в слогах | 1. Отработка артикуляции мягкого звука, закрепление его произношения в слогах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | ||
Автоматизация звука [Л’] в словах. | 1. Учить правильно произносить звук словах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Учить образовывать относительные прилагательные. 4. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 5.Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Л’] в предложениях | 1. Закреплять чёткое произношение звука в предложениях. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Учить подбирать антонимы. 4. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 5. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Дифференциа -ция звуков | Дифференциация звуков [Л] - [Лۥ ] в слогах, словах | 1. Закреплять чёткое произношение и навык различения звуков в слогах, словах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | ||
Дифференциация звуков [Л] - [Лۥ ] в предложениях | 1. Закреплять чёткое произношение и навык различения звуков в предложениях. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Диагностический | Обследование речи | Выявление особенностей речи дошкольника |
Перспективный план индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции нарушения звукопроизношения [Ш] - [Ж]
Ф.И. ребенка _________________________________________________ группа_________________
Этап работы | Тема занятия | Содержание коррекционной работы | Дата | |
сроки | корректировка | |||
Диагностический | Обследование речи | Выявление особенностей речи дошкольника | ||
Подготовительный | Артикуляционная гимнастика | Подготовка речеслухового и речедвигательного анализатора к правильному восприятию и воспроизведению звуков. Развитие моторного праксиса. | ||
Постановка звука | Постановка [Ш] | 1. Развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа. 2. Постановка [Ш] и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении. 3. Правильное произношение изолированного звука. | ||
Автоматизация звука | Автоматизация звука [Ш] в открытых слогах | 1. Развивать умение правильно произносить звук в открытых слогах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи 4. Развивать звуковой анализ.
| ||
Автоматизация звука [Ш] в словах с открытым слогом | 1. Развивать умение правильно произносить звук в словах с открытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи. 4. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Ш] в предложениях с открытым слогом | 1. Развивать умение правильно произносить звук в предложениях с открытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. 4. Корректировать грамматическую сторону речи. 5. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Ш] в закрытых слогах. | 1. Автоматизировать звук в закрытых слогах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи. 4. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Ш] в словах с закрытым слогом. | 1. Развивать умение правильно произносить звук в словах с закрытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Ш] в предложениях с закрытым слогом. | 1. Продолжать учить произносить правильно звук в предложениях с закрытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи 4. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Постановка звука | Постановка [Ж] | 1. Развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа. 2. Постановка [Ж] и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении. 3. Правильное произношение изолированного звука. | ||
Автоматизация звука | Автоматизация звука [Ж] в открытых слогах | 1. Развивать умение правильно произносить звук в открытых слогах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи 4. Развивать звуковой анализ.
| ||
Автоматизация звука [Ш] в словах с открытым слогом | 1. Развивать умение правильно произносить звук в словах с открытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи. 4. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Ж] в предложениях с открытым слогом | 1. Развивать умение правильно произносить звук в предложениях с открытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. 4. Корректировать грамматическую сторону речи. 5. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Ж] в слогах со стечением согласных | 1. Развивать умение произносить правильно звук в позиции после согласного. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3.Учить образовывать существительные множественного числа. 4. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 5. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Ж] в словах со стечением согласных | 1. Закреплять четкое произношение звука в словах со стечением согласных. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3.Учить подбирать родственные слова. 4. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 5. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Ж] в предложениях со стечением согласных | 1. Учить четко произносить звук в позиции после согласного. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Дифференциа -ция звуков | Дифференциация звуков [Ш] - [Ж] в слогах, словах, предложениях | 1. Закреплять чёткое произношение и навык различения звуков в слогах, словах, фразах, связной речи. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Учить согласовывать числительные с существительным 4. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 5. Упражнять в умении делить слова на слоги. | ||
Диагностический | Обследование речи | Выявление особенностей речи дошкольника. |
Перспективный план индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции нарушения звукопроизношения [С] - [С’]
Ф.И. ребенка _________________________________________________ группа_________________
Этап работы | Тема занятия | Содержание коррекционной работы | Дата | |
сроки | корректировка | |||
Диагностический | Обследование речи | Выявление особенностей речи дошкольника | ||
Подготовительный | Артикуляционная гимнастика | Подготовка речеслухового и речедвигательного анализатора к правильному восприятию и воспроизведению звуков. Развитие моторного праксиса. | ||
Постановка звука. | Постановка [С] | 1. Развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа. 2. Постановка [С] и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении. 3. Правильное произношение изолированного звука. | ||
Автоматизация звука | Автоматизация звука [С] в открытых слогах | 1. Развивать умение правильно произносить звук в открытых слогах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи 4. Развивать звуковой анализ.
| ||
Автоматизация звука [С] в словах с открытым слогом | 1. Развивать умение правильно произносить звук в словах с открытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи. 4. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [С] в предложениях с открытым слогом | 1. Развивать умение правильно произносить звук в предложениях с открытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. 4. Корректировать грамматическую сторону речи. 5. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [С] в закрытых слогах. | 1. Автоматизировать звук в закрытых слогах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи. 4. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [С] в словах с закрытым слогом. | 1. Развивать умение правильно произносить звук в словах с закрытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [С] в предложениях с закрытым слогом. | 1. Продолжать учить произносить правильно звук в предложениях с закрытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи 4. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Постановка звука. | Постановка звука [С’] | 1. Развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа. 2. Постановка [С’] и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении. 3. Правильное произношение изолированного звука. | ||
Автоматиза -ция звука | Автоматизация звука [С’] в открытых слогах | 1. Развивать умение правильно произносить звук в открытых слогах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи 4. Развивать звуковой анализ.
| ||
Автоматизация звука [С’] в словах с открытым слогом | 1. Развивать умение правильно произносить звук в словах с открытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи. 4. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [С’] в предложениях с открытым слогом | 1. Развивать умение правильно произносить звук в предложениях с открытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. 4. Корректировать грамматическую сторону речи. 5. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Дифференциа -ция звуков | Дифференциация звуков [С] - [Сۥ ] в слогах, словах | 1. Закреплять чёткое произношение и навык различения звуков в слогах, словах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | ||
Дифференциация звуков [С] - [Сۥ ] в предложениях | 1. Закреплять чёткое произношение и навык различения звуков в предложениях. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Диагностический | Обследование речи | Выявление особенностей речи дошкольника |
Перспективный план индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции нарушения звукопроизношения [З] - [З’]
Ф.И. ребенка _________________________________________________ группа_________________
Этап работы | Тема занятия | Содержание коррекционной работы | Дата | |
сроки | корректировка | |||
Диагностический | Обследование речи | Выявление особенностей речи дошкольника | ||
Подготовительный | Артикуляционная гимнастика | Подготовка речеслухового и речедвигательного анализатора к правильному восприятию и воспроизведению звуков. Развитие моторного праксиса. | ||
Постановка звука. | Постановка [З] | 1. Развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа. 2. Постановка [З] и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении. 3. Правильное произношение изолированного звука. | ||
Автоматизация звука | Автоматизация звука [З] в открытых слогах | 1. Развивать умение правильно произносить звук в открытых слогах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи 4. Развивать звуковой анализ.
| ||
Автоматизация звука [З] в словах с открытым слогом | 1. Развивать умение правильно произносить звук в словах с открытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи. 4. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [З] в предложениях с открытым слогом | 1. Развивать умение правильно произносить звук в предложениях с открытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. 4. Корректировать грамматическую сторону речи. 5. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Постановка звука. | Постановка звука [З’] | 1. Развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа. 2. Постановка [З’] и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении. 3. Правильное произношение изолированного звука. | ||
Автоматиза -ция звука | Автоматизация звука [З’] в открытых слогах | 1. Развивать умение правильно произносить звук в открытых слогах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи 4. Развивать звуковой анализ.
| ||
Автоматизация звука [З’] в словах с открытым слогом | 1. Развивать умение правильно произносить звук в словах с открытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи. 4. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [З’] в предложениях с открытым слогом | 1. Развивать умение правильно произносить звук в предложениях с открытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. 4. Корректировать грамматическую сторону речи. 5. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Дифференциа -ция звуков | Дифференциация звуков [З] - [Зۥ ] в слогах, словах | 1. Закреплять чёткое произношение и навык различения звуков в слогах, словах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | ||
Дифференциация звуков [З] - [Зۥ ] в предложениях | 1. Закреплять чёткое произношение и навык различения звуков в предложениях. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Дифференциация звуков [С] - [З] - [Сۥ ] - [Зۥ ] | 1. Закреплять чёткое произношение и навык различения звуков в слогах, словах, фразах, связной речи. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Диагностический | Обследование речи | Выявление особенностей речи дошкольника |
Перспективный план индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции нарушения звукопроизношения [Ц]
Ф.И. ребенка _________________________________________________ группа_________________
Этап работы | Тема занятия | Содержание коррекционной работы | Дата | |
сроки | корректировка | |||
Диагностический | Обследование речи | Выявление особенностей речи дошкольника | ||
Подготовительный | Артикуляционная гимнастика | Подготовка речеслухового и речедвигательного анализатора к правильному восприятию и воспроизведению звуков. Развитие моторного праксиса. | ||
Постановка звука. | Постановка [Ц] | 1. Развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа. 2. Постановка [Ц] и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении. 3. Правильное произношение изолированного звука. | ||
Автоматизация звука | Автоматизация звука [Ц] в открытых слогах | 1. Развивать умение правильно произносить звук в открытых слогах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи 4. Развивать звуковой анализ.
| ||
Автоматизация звука [Ц] в словах с открытым слогом | 1. Развивать умение правильно произносить звук в словах с открытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи. 4. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Ц] в предложениях с открытым слогом | 1. Развивать умение правильно произносить звук в предложениях с открытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. 4. Корректировать грамматическую сторону речи. 5. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Дифференциа -ция звуков | Дифференциация звуков [С] - [Ц] в слогах, словах | 1. Закреплять чёткое произношение и навык различения звуков в слогах, словах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | ||
Дифференциация звуков [С] - [Ц] в предложениях | 1. Закреплять чёткое произношение и навык различения звуков в предложениях. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Дифференциация звуков [Ц ] - [Тۥ ] | 1. Закреплять чёткое произношение и навык различения звуков в слогах, словах, фразах, связной речи. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Диагностический | Обследование речи | Выявление особенностей речи дошкольника |
Перспективный план индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции нарушения звукопроизношения [Щ]
Ф.И. ребенка _________________________________________________ группа_________________
Этап работы | Тема занятия | Содержание коррекционной работы | Дата | |
сроки | корректировка | |||
Диагностический | Обследование речи | Выявление особенностей речи дошкольника | ||
Подготовительный | Артикуляционная гимнастика | Подготовка речеслухового и речедвигательного анализатора к правильному восприятию и воспроизведению звуков. Развитие моторного праксиса. | ||
Постановка звука. | Постановка [Щ] | 1. Развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа. 2. Постановка [Щ] и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении. 3. Правильное произношение изолированного звука. | ||
Автоматизация звука | Автоматизация звука [Щ] в открытых слогах | 1. Развивать умение правильно произносить звук в открытых слогах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи 4. Развивать звуковой анализ.
| ||
Автоматизация звука [Щ] в словах с открытым слогом | 1. Развивать умение правильно произносить звук в словах с открытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи. 4. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Щ] в предложениях с открытым слогом | 1. Развивать умение правильно произносить звук в предложениях с открытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. 4. Корректировать грамматическую сторону речи. 5. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Щ] в закрытых слогах | 1. Развивать умение правильно произносить звук в закрытых слогах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи 4. Развивать звуковой анализ.
| |||
Автоматизация звука [Щ] в словах с закрытым слогом | 1. Развивать умение правильно произносить звук в словах с закрытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи. 4. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Щ] в предложениях с закрытым слогом | 1. Развивать умение правильно произносить звук в предложениях с закрытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. 4. Корректировать грамматическую сторону речи. 5. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Дифференциа -ция звуков | Дифференциация звуков [Щ] - [С] -[Сۥ ] в слогах, словах | 1. Закреплять чёткое произношение и навык различения звуков в слогах, словах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | ||
Дифференциация звуков [Щ] - [С] -[Сۥ ] в предложениях | 1. Закреплять чёткое произношение и навык различения звуков в предложениях. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Диагностический | Обследование речи | Выявление особенностей речи дошкольника |
Перспективный план индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции нарушения звукопроизношения [Ч]
Ф.И. ребенка _________________________________________________ группа_________________
Этап работы | Тема занятия | Содержание коррекционной работы | Дата | |
сроки | корректировка | |||
Диагностический | Обследование речи | Выявление особенностей речи дошкольника | ||
Подготовительный | Артикуляционная гимнастика | Подготовка речеслухового и речедвигательного анализатора к правильному восприятию и воспроизведению звуков. Развитие моторного праксиса. | ||
Постановка звука. | Постановка [Ч] | 1. Развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа. 2. Постановка [Ч] и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении. 3. Правильное произношение изолированного звука. | ||
Автоматизация звука | Автоматизация звука [Ч] в открытых слогах | 1. Развивать умение правильно произносить звук в открытых слогах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи 4. Развивать звуковой анализ.
| ||
Автоматизация звука [Ч] в словах с открытым слогом | 1. Развивать умение правильно произносить звук в словах с открытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи. 4. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Ч] в предложениях с открытым слогом | 1. Развивать умение правильно произносить звук в предложениях с открытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. 4. Корректировать грамматическую сторону речи. 5. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Ч] в закрытых слогах | 1. Развивать умение правильно произносить звук в закрытых слогах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи 4. Развивать звуковой анализ.
| |||
Автоматизация звука [Ч] в словах с закрытым слогом | 1. Развивать умение правильно произносить звук в словах с закрытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи. 4. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Автоматизация звука [Ч] в предложениях с закрытым слогом | 1. Развивать умение правильно произносить звук в предложениях с закрытым слогом. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. 4. Корректировать грамматическую сторону речи. 5. Развивать звуковой анализ, умение делить слова на слоги. | |||
Дифференциа -ция звуков | Дифференциация звуков [Ч] - [С] -[Сۥ ] в слогах, словах | 1. Закреплять чёткое произношение и навык различения звуков в слогах, словах. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | ||
Дифференциация звуков [Ч] - [С] -[Сۥ ] в предложениях | 1. Закреплять чёткое произношение и навык различения звуков в предложениях. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Дифференциация звуков [Ч] - [Т] - [Тۥ ] в слогах, словах | 1. Закреплять чёткое произношение и навык различения звуков в предложениях. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Дифференциация звуков [Ч] - [Т] - [Тۥ ] в предложениях | 1. Закреплять чёткое произношение и навык различения звуков в предложениях. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Дифференциация звуков [Ч] - [Ц] в слогах, словах | 1. Закреплять чёткое произношение и навык различения звуков в предложениях. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Дифференциация звуков [Ч] - [Ц] в предложениях | 1. Закреплять чёткое произношение и навык различения звуков в предложениях. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Дифференциация звуков [Ч] - [Щ] в слогах, словах | 1. Закреплять чёткое произношение и навык различения звуков в предложениях. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Дифференциация звуков [Ч] - [Щ] в предложениях | 1. Закреплять чёткое произношение и навык различения звуков в предложениях. 2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. 3. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. 4. Упражнять в умении делить слова на слоги. | |||
Диагностический | Обследование речи | Выявление особенностей речи дошкольника |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (дополнительные образовательные услуги)
На современном этапе развития нашего общества получение образования, соответствующего высоким требованиям нового времени, является необходимым условием успешного вхождения детей во взрослую жизнь. Про...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи воспитанников
Данная рабочая программа рассчитана на коррекцию ФФНР у детей старшего дошкольного возраста...
Учебно-тематический план к "Адаптированной образовательной программе "по коррекции звукопроизношения для ребёнка с ТНР
Учебно-тематический план к "Адаптированной образовательной программе " по коррекции звукопроизношения составлен для ребёнка с общим недоразвитием речи III речевой уровень....
Программа по коррекции звукопроизношения детей 4-7 лет
Программа нацелена на коррекцию звукопроизношения дошкольников и содержит планирование работы по расширению речевой практики с отработкой фонологического компонента языка...
Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образован...
Адаптированная рабочая программа по коррекции звукопроизношения для детей 5-7 лет с ФФНР
Программа представляет собой адаптированную образовательную программу дошкольного образовательного учреждения, в котором получают образовательные услуги воспитанники с ограниченными возможностями здор...
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием пятого года обучения.
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием пятого года обучения. 2022г....