ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (дополнительные образовательные услуги)
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
На современном этапе развития нашего общества получение образования, соответствующего высоким требованиям нового времени, является необходимым условием успешного вхождения детей во взрослую жизнь. Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка мотивации к учебе и качеств школьной зрелости.В связи с этим, перед детскими дошкольными учреждениями, как первой ступенью общего образования, ставится задача подготовки ребенка к школьному обучению, его готовности к общению со сверстниками на новом уровне. Решение этой задачи связано с формированием общей готовности детей к школе, одной из сторон которой является речевая готовность, которая включает в себя, в том числе, произносительную сторону речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_korrektsii_zvukoproiznosheniya_platnye_uslugi.docx | 56.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
(дополнительные образовательные услуги)
Содержание
Содержание | Стр. 2 | |
1. | Пояснительная записка | Стр. 3 |
1.1. | Возрастные особенности | Стр. 4 |
1.2. | Количество занятий | Стр. 6 |
1.3. | Цели и задачи Программы | Стр. 6 |
1.4. | Планируемые результаты | Стр. 7 |
2. | Нормативно-правовая документация | Стр. 7 |
3. | Содержание Программы | Стр. 8 |
3.1. | Формы, методы и приемы | Стр. |
3.2. | Условия реализации Программы | Стр. |
3.3. | Принципы | Стр. |
4. | Проектирование дополнительного образовательного процесса | Стр. |
5. | Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной Программы | Стр. |
Литература | Стр. |
- Пояснительная записка
На современном этапе развития нашего общества получение образования, соответствующего высоким требованиям нового времени, является необходимым условием успешного вхождения детей во взрослую жизнь.
Актуальность. Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка мотивации к учебе и качеств школьной зрелости.
К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования ФГОС к программам начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе.
В связи с этим, перед детскими дошкольными учреждениями, как первой ступенью общего образования, ставится задача подготовки ребенка к школьному обучению, его готовности к общению со сверстниками на новом уровне. Решение этой задачи связано с формированием общей готовности детей к школе, одной из сторон которой является речевая готовность, которая включает в себя, в том числе, произносительную сторону речи.
Постановка и исследование проблемы речевой готовности обусловлены глубокими изменениями в жизни российского общества, переосмыслением существующей системы образования и современными требованиями к специалистам. Проблема речевого развития и недоразвития в современном образовании очень актуальна и значима. Дети, имеющие нарушения звукопроизношения, нуждаются в своевременной диагностической и коррекционной помощи специалистов. Дошкольное образовательное учреждение, отвечая современным требованиям и запросу родительского сообщества, обеспечивает условия для формированию равных стартовых возможностей дошкольников.
Все выше изложенное явилось основой в разработке программы по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста для успешной социальной и школьной адаптации. Программа по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих группы компенсирующей направленности, разработана на основе Программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи».
- Возрастные особенности
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
На протяжении периода от 4 до 7 лет у ребенка развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4—6 годам достигает 3000—4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. У ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки. К 4-5 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
В тоже время речь детей может отличаться недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы). Понятно, что дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение. Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков.
Наиболее типичными несовершенствами звукопроизношения у детей являются следующие: согласные звуки произносятся смягченно; не произносятся шипящие фонемы ш, ж, ч, щ или заменяются обычно свистящими; не произносится звук р или заменяется другими звуками (л,л', в, й); звук л не произносится или чаще всего смягчается; могут отсутствовать или заменяться звуки г, к, х.
- Количество занятий общее, количество занятий в неделю
Занятия проводятся с группой детей 5-7 лет 2 раза в неделю, продолжительность занятий - 30 минут. Количество детей в группе - 2 человека. Общее количество занятий: 62.
Для эффективности коррекционной работы чрезвычайно важна роль регулярных занятий. На занятиях дети приобретают много конкретных и обобщенных знаний и умений, умения слушать и выполнять требования взрослого, подчинять свои действия заданным правилам, действовать в точном соответствии со словесной инструкцией или наглядным образцом. Все это – важные предпосылки будущей деятельности, т.е. самостоятельно учиться, приобретать знания. Дети постепенно учатся контролировать свои действия в соответствии с образцом, приобретают умения правильно оценивать результаты своей работы и самостоятельно исправлять допущенные ошибки, у них формируется чувство ответственности.
- Цели и задачи Программы
Цель: коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста, не посещающих группы компенсирующей направленности.
Задачи:
- Постановка, автоматизация звуков.
- Развитие фонематического слуха и звукового анализа.
- Развитие слоговой структуры слова.
- Планируемые результаты
Основные планируемые результаты: правильное произношение звуков.
Итоговые результаты работы по Программе включают в себя умение детей чисто и правильно произносить все звуки русского языка; дифференцировать на слух оппозиционные звуки; употреблять эти умения в повседневной речи. Предлагаемая организация процесса коррекции звукопроизношения является эффективной и оптимальной, так как она способствует исправлению нарушенного звукопроизношения, а также развитию у детей коммуникативных навыков и навыков общения в новой среде, с новыми детьми, позволяет устранить такие нарушения в психике, которые часто сопутствуют речевым нарушениям. Таким образом, сохраняется здоровье детей, происходит комплексная коррекция нарушений индивидуального развития ребенка и оптимальная подготовка детей к школьному обучению.
- Нормативно-правовая документация
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Сан ПиН 2.4.1.3049-13
- Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
- Содержание Программы
В рамках целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы» в ДОУ была организована дополнительная услуга по коррекции звукопроизношения.
Отношения между МБДОУ и родителями регулируется договором, заключенным в уставном порядке.
Содержание коррекционного процесса дополнительной образовательной услуги определяется методическими рекомендациями по коррекции звукопроизношения В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко.
Коррекционный процесс включает логопедические технологии, обеспечивающие индивидуальный подход к нарушениям речи детей.
Данная работа направлена на реализацию:
- обеспечение благоприятных условий для социальной адаптации детей через коррекцию звукопроизношения;
- развитие новых форм взаимодействия семьи и детского сада;
- логопедическая пропаганда среди педагогов;
- педагогическое просвещение родителей.
Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие виды деятельности:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие мелкой моторики руки;
- развитие фонематического слуха;
- развитие и коррекция произносительной стороны речи;
- развитие слоговой структуры слова;
Структура коррекционных занятий:
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
2. Непосредственно коррекционная деятельность.
3. Итог.
Содержание коррекционной деятельности составлено с учетом речевого дефекта, возрастных особенностей детей, систематического и планомерного обучения.
Сроки логопедической работы находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в дошкольном учреждении и семье. Они могут варьироваться от 2-3 месяцев до 1,5-2 и более лет. По мере завершения коррекционной работы и нормализации звукопроизношения у детей на освободившиеся места зачисляются дети, нуждающиеся в логопедической помощи.
Работа по коррекции звукопроизношения у дошкольников включает в себя несколько блоков.
1. Блок логопедического обследования реализует функцию сбора материала о состоянии звукопроизношения у дошкольников. Она включает: выполнение диагностического обследования, беседу с родителями, педагогами группы.
2. Блок логопедической коррекции направлен на развитие артикуляционной и мелкой моторики, фонематического слуха, формирование правильного звукопроизношения.
3. Блок работы с родителями выполняет задачу позитивной ассимиляции ребенка в привычную социальную среду (обучение родителей доступным формам логопедической работы). Работа с родителями может проводиться параллельно занятиям с детьми, а также предлагаются консультации и памятки по речевому развитию воспитанников.
4. Блок работы с педагогами дошкольного учреждения заключается в ознакомлении с результатами обследования, с организационными и содержательными подходами к организации коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, по профилактике речевых расстройств у воспитанников.
- Формы, методы и приемы
Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими методами и приёмами коррекции. При постановке правильного произношения звуков пользуются тремя основными способами.
1 способ - основан на подражании. Пользуясь слухом, зрением, тактильно-вербальными и мышечными ощущениями, ребенок воспринимает звучание и артикуляцию фонемы и сознательно пытается воспроизвести требуемые движения речевых органов, требуемое звучание. При этом непосредственное слуховое восприятие звучания, восприятие видимых речевых движений, в том числе собственных (с помощью зеркала), ощущение рукой струи выдыхаемого воздуха, вибрации гортани могут быть дополнены восприятием работы речевых органов, отображенной с помощью различных пособий. В тех случаях, когда не удается получить нужную артикуляцию по подражанию целиком, приходится сначала довольствоваться воспроизведением отдельных ее элементов. Иногда малоподвижность или недостаточная управляемость речевых органов вынуждает прибегать к целой системе подготовительных артикуляционных упражнений, к своеобразной артикуляционной гимнастике.
2 способ – состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, зонд). При этом способе используется некоторая сходная артикуляция, и на ее основе механическим путем речевые органы пассивно приводятся в требуемое положение или движение. Связанные с определенным положением или движением речевых органов кинестетические раздражения в сочетании с сопутствующими им слуховыми раздражениями закрепляются в коре головного мозга в виде системы следов, что в дальнейшем является предпосылкой для активного, произвольного воспроизведения требуемой артикуляции.
3 способ – смешанный. При нем механическое воздействие на речевые органы служит для того, чтобы помочь более полному и точному воспроизведению требуемой артикуляции, осуществляемому в основном путем подражания и с помощью словесных пояснений.
При постановке звуков широко используется опора на различные анализаторы (слуховой, зрительный, кожный, двигательный), облегчающую воспроизведение требуемой артикуляции по образцу и контроль над ней.
По мере автоматизации навыков правильного произношения звука необходимость в зрительном контроле отпадает. Дальнейшая работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль.
Целесообразно развивать у ребенка слуховой самоконтроль (привлечение внимания ребенка к неправильному произношению звука и предлагается сравнить его с правильным). На первых порах полезно утрированное произнесение ребенком звука. Так ему будет легче приобрести навыки слухового контроля.
Работа по устранению недостатков в произношении того или иного звука включает следующие этапы:
- Подготовительный этап.
- Постановка звука.
- Автоматизация звука.
- Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении.
На первом этапе готовятся органы артикуляции к постановке звука. Для этого проводится работа по развитию артикуляционной и мелкой моторики, по формированию фонематических процессов, по выработке направленной воздушной струи, по отработке опорных звуков. Основным приёмом является артикуляционная гимнастика.
На втором этапе используются все возможные приёмы, чтобы добиться правильного звучания того или иного звука: подражание артикуляции, описание правильной артикуляции в доступной для ребёнка форме, постановку звуков с опорой на артикуляцию других, имеющихся в речи ребёнка, звуков, использование шпателей, зондов. При постановке звуков используется зрительно-моторно-кинестетический метод с одновременной опорой на речеслуховой анализатор.
На третьем этапе поставленный звук вводится в слог, слово, предложение, в связную речь. При этом отрабатываемый звук должен вводится в прямые и обратные слоги, в слоги со стечением согласных, постепенно включаться в слова и предложения. На данном этапе подбирается речевой материал таким образом, чтобы в предлагаемых словах, предложениях и связных текстах не встречались другие сложные по артикуляции звуки и звуки, которые ещё у ребёнка не поставлены.
Четвёртый этап связан с обучением ребёнка различать смешиваемые, близкие по звучанию или произнесению звуки. Последовательность работы та же, что и при автоматизации звука.
Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения.
По форме занятия могут быть подгрупповые (2-3 ребенка одинаковыми нарушениями) и индивидуальные (с отдельными детьми).
Основной задачей индивидуальных занятий является формирование звуковой стороны речи, для чего проводятся подготовительные артикуляционные упражнения, упражнения, развивающие слоговую структуру слов, фонематическое восприятие, коррекция произношения дефектных звуков с учетом возможностей каждого ребенка.
На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, дифференциации звуков, развитию фонематического слуха.
Порядок исправления неправильно произносимых звуков. Логопедическое воздействие строится на основе онтогенетического принципа, с учётом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи. Так, в тех случаях, когда у ребёнка наблюдается большое количество нарушенных звуков, например, свистящие, шипящие, р, последовательность в работе определяется последовательность их появления в онтогенезе (свистящие, шипящие, р). Возможна параллельная работа над двумя звуками. Однако при этом соблюдаются следующие требования. Прежде всего нельзя брать для одновременной работы те звуки, артикуляция которых характеризуется прямо противоположным укладам речевых органов. Так, например, нецелесообразно одновременно работать над исправлением бокового произнесения звука с и постановкой звука л. В данном случае для правильной артикуляции фонемы с нужно добиваться широкого уклада языка с желобком посередине, с для л – совершенно противоположного (язык узкий – «жалом», желобок отсутствует, а воздух проходит по боковым щелям между языком и коренными зубами). Параллельная работа над этими звуками может привести к взаимному торможению движений, необходимых для их произнесения.
Следующее требование состоит в том, что нельзя одновременно работать над так называемыми «трудными» звуками, т.е. теми, произнесение которых вызывает у ребенка наибольшую затрату энергии. Так, например, одновременная работа над звуками р и ш, требующими большого напряжения дыхательных органов, может привести к быстрому утомлению вплоть до головокружения. Если у ребенка нарушено произношение парных согласных звуков, то в первую очередь работают над глухими звуками, например над ш, затем усложняют артикуляцию, прибавляя к ней голос, и получают звук ж. Определяется порядок работы над дефектным произношением ребенка, учитывая индивидуальные особенности логопата, в первую очередь податливость тех или иных дефектов к устранению.
Особое внимание уделяется организации самих занятий. С самого начала учебного года воспитываются у детей организационные навыки, позволяющие осуществить коллективную речевую деятельность. С этой целью детям дается возможность свободного размещения во время занятий (в круг, полукругом, около логопеда) так, чтобы им было удобно рассматривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга, на логопеда, обеспечивая тем самым полноту восприятия чужой речи. Это, в свою очередь, поможет добиться большей продуктивности обучения. Важно на протяжении всего занятия поддерживать мотивацию общения. Этому способствует четкая и логическая система подбора вопросов, умелый отбор тематики занятий, способной заинтересовать детей, красочные и разнообразные пособия, а так же предварительная подборка материала для занятий с помощью родителей.
При определении структуры занятий необходимо распределение эмоциональных моментов таким образом, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.
Важно создать положительный эмоциональный фон, вызвать у детей интерес к занятиям, поэтому проводить их надо в увлекательной игровой форме. Задания должны быть доступными детям и располагаться в порядке нарастающей сложности. Большое значение имеет этичное поведение логопеда, его правильная реакция на ошибки детей. Он должен разъяснить детям, что нельзя смеяться над недостатками речи, что в исправлении дефектов успех приходит постепенно и зависит прежде всего от трудолюбия самого ребенка и помощи окружающих.
Коррекция нарушений речи проводится с учётом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, формирования личности ребёнка. Большой интерес к занятию дети проявляют тогда, когда создаются занимательные игровые развивающие сюжеты, в которых часто они сами являются активными участниками. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия, т.к. дети-логопаты часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.
Постоянно обращается внимание на соматически ослабленных детей, которые быстро устают и их работоспособность падает. Поэтому в середине занятий проводятся динамические паузы для снятия мышечного напряжения. Используются физкультминутки, пальчиковая гимнастика и другие приемы с речевым ритмическим сопровождением.
- Условия реализации Программы
Организация коррекционной работы предусматривает создание условий для успешной коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с учетом степени тяжести дефекта и индивидуальных возможностей самих детей. Комплектование группы детей проводится по результатам логопедической диагностики, возрастному принципу, запросу родителей.
Предоставляет дополнительные образовательные услуги по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих группы компенсирующей направленности, учитель-логопед.
Место проведения - кабинет дополнительного образования ДОУ, в котором созданы специальные условия для успешной коррекционной работы с соблюдением всех норм.
Для ведения логопедических занятий нужны зеркало, набор зондов, шпатели, вата, спирт; набор дидактического и иллюстративного материала; индивидуальные тетради для записи домашних заданий, словари, специальная литература, протоколы речевого обследования логопатов.
Материально-техническое и методическое обеспечение Программы
№ | Наименование критерия | Количество |
1. | Наличие специально оборудованного помещения | 1 |
2. | Наличие стола, стульев с учетом антропометрических показателей. | 1 стол и не менее 2 стульев |
3. | Наличие зеркала | 1 |
4. | Наличие дополнительного источника освещения | 1 |
5. | Наличие полки для пособий | 1-2 |
6. | Наличие бактерицидной лампы | 1 |
7. | Наличие материалов, используемых для логопедической диагностики и коррекции | Альбомы |
8. | Наличие песочных часов на 1, 2, 3 минуты | 1 |
9. | Наличие одноразовых шпателей | До 100 шт. |
10. | Наличие программно-методического обеспечения, наличие методической литературы. - методические рекомендации «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко; - «Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников» Н.П. Мещерякова, Л.К.Жуковская; - «Альбом для логопеда» О.Б.Иншакова; - «Логопедическое пособие для занятий с детьми» Богомолова А.И.; - «Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Ль, Р, Рь» В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко; - Наглядный материал; дидактические игры и упражнения для коррекции речевых нарушений у дошкольников | 1 |
- Принципы
Содержание Программы опирается на следующие основные принципы:
системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические и другие принципы.
Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии.
Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер. Таким образом, при изучении и устранении речевых расстройств важное значение имеет принцип комплексности.
Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).
Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).
Возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной логопедической коррекции речевых нарушений большое значение имеет установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношения речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.
В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.
Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.
- Проектирование дополнительного образовательного процесса
Этап | Тема | Количество занятий | Цель | Оборудование |
1.Подготовка артикуляционного аппарата | Звуки С, Сь, З, Зь, Ц; Ш, Ж, Ч, Щ; Л, Ль, Р, Рь | От 1 до 4 занятий | Подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука; развивать мелкую моторику; фонематический слух | Профиль звука; картинный образ звука; изображения названий артикуляционных упражнений |
2.Постановка звука | От 2 до 8 занятий | Поставить звук; развивать мелкую моторику; фонематический слух | Профиль звука; картинный образ звука; изображения названий артикуляционных упражнений | |
3.Автоматизация звука | От 1 до 3 занятий | Автоматизировать звук в прямых слогах | Профиль звука; картинный образ звука; изображения названий артикуляционных упражнений; картинный материал | |
До 3 занятий | Автоматизировать звук в прямых слогах и словах | Профиль звука; картинный образ звука; изображения названий артикуляционных упражнений; картинный материал | ||
До 3 занятий | Автоматизировать звук в прямых слогах, словах и предложениях | Профиль звука; картинный образ звука; изображения названий артикуляционных упражнений; картинный материал | ||
До 2 занятий | Автоматизировать звук в обратных слогах, словах и предложениях | Профиль звука; картинный образ звука; изображения названий артикуляционных упражнений; картинный материал | ||
До 4 занятий | Автоматизировать звук в слогах со стечением согласных, в словах и предложениях | Профиль звука; картинный образ звука; изображения названий артикуляционных упражнений; картинный материал | ||
1-2 занятия | Автоматизировать звук в прямых, обратных, со стечением согласных слогах, словах и предложениях | Профиль звука; картинный образ звука; изображения названий артикуляционных упражнений; картинный материал | ||
1-2 занятия | Автоматизировать звук в прямых, обратных, со стечением согласных слогах, словах, предложениях, текстах | Профиль звука; картинный образ звука; изображения названий артикуляционных упражнений; картинный материал | ||
5.Дифференциация смешиваемых звуков | С-Ц; С-З; Сь-Зь; С-Ш; Ж-Ш; Ж-З; Р-Л; Ч-Сь; Ч-Ть; Ч-Щ-Сь-Ть. | От 3 до 11 занятий | Дифференцировать смешиваемые звуки по артикуляторным, акустическим признакам | Профили звуков; картинный образы звука; изображения названий артикуляционных упражнений; картинный материал |
6.Закрепление правильного звукопроизношения | Исправленные звуки | До 8 занятий | Закрепить правильное звукопроизношение в стихах | Пособия для закрепления звукопроизношения |
До 8 занятий | Закрепить правильное звукопроизношение в сказках и рассказах | Пособия для закрепления звукопроизношения; серии сюжетных картинок; сюжетные картинки | ||
До 8 занятий | Закрепить правильное звукопроизношение в свободной речи | Пособия для закрепления звукопроизношения; серии сюжетных картинок; сюжетные картинки |
- Система мониторинга достижений детьми
планируемых результатов освоения
дополнительной общеобразовательной программы
Для успешной коррекции речевого недоразвития детей дошкольного возраста осуществляется комплексное диагностирование нарушений, определение составляющих приемов воздействия, обеспечение индивидуального подхода с учетом личностных особенностей детей. Диагностическое направление коррекционной работы основывается на основополагающем принципе логопедии – принципе единства диагностики и коррекции. Реализация этого принципа обеспечивается комплексным междисциплинарным изучением и динамическим наблюдением за развитием ребенка специалистами ДОУ. Диагностическое обследование разработано на основе методических рекомендаций «Речевая карта» Трубниковой.
Направления диагностического изучения:
- медицинское: изучение состояния здоровья ребенка;
- логопедическое: изучение особенностей развития речевой деятельности.
Исследования в указанных направлениях ведутся систематически: в начале учебного года и в апреле-мае с целью выявления качественных изменений в развитии ребенка в результате образовательно-воспитательного процесса, организованного специалистами дошкольного образовательного учреждения.
Итогом изучения ребенка являются мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход:
- установление четких целей коррекционно-развивающей работы с ребенком, путей и сроков ее достижения (заполнение индивидуальных маршрутов развития);
- выработка адекватного состоянию ребенка подхода со стороны всех взрослых;
- выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе;
- анализ хода развития ребенка и результаты педагогической работы.
Карта обследования звукопроизношения
Фамилия, имя воспитанника__________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
Состояние звукопроизношения
Дата | С, Сь, З, Зь, Ц | Ш, Ж, Ч, Щ | Ль, Л | Р, Рь |
Выводы:
6 год жизни________________________________________________________
7 год жизни_______________________________________________________________________
Инструментарий к карте обследования звукопроизношения детей
старшего дошкольного возраста
Произношение звуков
Цель: выявление особенностей произношения звуков изолированно, в словах, предложениях
Материал: предметные картинки, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях.
Процедура:
- Изолированный звук – «Скажи звук»
- Звук в словах – «Назови, что нарисовано» (см. Альбом для логопеда. Иншакова О.Б.)
- Звук в предложениях – «Повтори за мной»
Са-са-са, са-са-са в том лесу живет лиса.
Си–си-си, си-си-си апельсины принеси.
За-за-за, за-за-за в лесу бегает коза.
Зи-зи-зи, зи-зи-зи Зине куклу привези.
Цо-цо-цо, цо-цо-цо у мамы доброе лицо.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши у машины шины.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи жили-были ежи.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча у меня два мяча.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу щуку в речку отпущу.
Ли-ли-ли, ли-ли-ли по малину в лес пошли.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла наша лодка поплыла.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра заплясала детвора.
Рю-рю-рю, рю-рю-рю брюки будут к сентябрю.
Обработка материала: отмечается не только отсутствие или замена звуков, но и отчетливость, ясность произношения. Результаты обследования заносятся в речевую карту, где знаком (+) - отмечается правильное произношение; знаком (-) – пропуск звуков, при замене звуков в соответствующей клетке указывается звук – заместитель, искажения.
Речь детей оценивается в трехбалльной системе.
Высокий уровень – 3 балла
Средний уровень – 2 балла;
Низкий уровень – 1 балл.
Критерии:
Высокий уровень - правильное отчетливое произношение всех звуков родного языка. Умение дифференцировать звуки (различать на слух и при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.
Средний уровень – неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциация звуков 1-2 групп.
Низкий уровень – дефекты в произношении всех групп звуков, отсутствие их дифференциации. Неспособность регулировать темпы речи и дыхания.
Индивидуальный план работы по коррекции звукопроизношения
Фамилия, имя воспитанника _________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
Логопедическое заключение__________________________________________
__________________________________________________________________
Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) автоматизация поставленных звуков;
в) при необходимости дифференциация сходных артикуляционно и
акустически звуков.
Виды коррекционной работы:
1) Постановка звуков
Свистящие cc`__________ зз`___________ ц ___________
Шипящие ш _______ ж ________ ч _________ щ _______
Соноры рр` _________________ л л` __________________
Другие звуки ______________________________________
Способы постановки: по подражанию, механически, смешанный
Комплексы артикуляционных упражнений
- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопаточка», «Желобок»,
«Почистим зубки», «Рубим капусту». - для шипящих: «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок»,
«Погреем руки», «Фокус». - для РРь: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет».
- для ЛЛь: «Улыбка», «Лопаточка», «Накажем язычок».
- для других звуков:_____________________________________________
2) Автоматизация звуков
__________________________________________________________________
В слогах, словах, предложениях, текстах.
3) Дифференциация звуков
__________________________________________________________________
а) предварительный этап: восприятие каждого из смешиваемых звуков на слух; уточнение артикуляционного уклада;
проговаривание в слогах, словах, предложениях.
б) слуховое и произносительное сопоставление смешиваемых звуков
__________________________________________________________________
4) Введение исправленных звуков в самостоятельную речь ребенка.
5) Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового
анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
6) В пропедевтическом плане развития лексико-грамматического строя и
связной речи на базе правильно произносимых слов.
4. Результат логопедической работы___________________________________
__________________________________________________________________
5.Рекомендации____________________________________________________
__________________________________________________________________ Логопед___________________________________________________________
Литература
1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. С-П., 1994;
2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 2000.
3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. С-П., 2000.
4. Дурова Н.В. Фонематика. М., 2000.
5. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М., 1998.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М., 2001.
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Ль, Р, Рь. М., 2012.
8. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры / авт.-сост. Н.П. Мещерякова, Л.К. Жуковская, Е.Б. Терешкова. Волгоград, 2009.
9. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2001.
10. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи. М., 2003.
11. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 2000.
12. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2003.
13. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М., 2003.
14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвитие речи у детей дошкольного возраста. М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа для оказания дополнительных образовательных услуг "Экономика для дошкольника"
экономика для дошкольника...
Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста "ЗДОРОВИЧОК" (с использованием оздоровительных фитнес-технологий)
Особенностью данного курса является применение оздоровительных фитнес технологий. Детский фитнес – это осмысленное отношение к собственному телу, к его состояниям и...
Программа по дополнительной образовательной услуги «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста
Программа разработана на основе парциальной программы А.И.Бурениной «Театр всевозможного». Программа является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий...
«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой зан...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Преодоление ОНР у дошкольников" (по Н.С. Жуковой)
Программа дополнительного образования детей, разработана на основе пособия "ЛОГОПЕДИЯ. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников" под редакцией Н.С. Жуковой, Н.Е. Мастюковой, Т.Б. ...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Преодоление ОНР у дошкольников младшего и среднего возраста (3-5 лет)» по Нищевой Н.В.
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Преодоление ОНР у дошкольников младшего и среднего возраста (3-5 лет)» по Нищевой Н.В....