РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи воспитанников
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Курачева Анна Васильевна

Данная рабочая программа рассчитана на коррекцию ФФНР у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ffnr.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – распространенное речевое заключение при обследовании детей  5- 7 летнего возраста. Дошкольники данной группы имеют выраженные отклонения не только в произношении, но и в дифференциации звуков. Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и нередко служит причиной появления вторичного дефекта, проявляющегося в специфических нарушениях письменной речи (дисграфия, дислексия).

        Целенаправленная логопедическая помощь детям с ФФНР в условиях МБДОУ позволяет преодолеть выявленные речевые недостатки, пресекает развитие вторичных нарушений, обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе. Данная рабочая программа предназначена для планирования и проведения коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, нуждающихся в оказании логопедической помощи.

Программа составлена на основе:

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014;

  2. Программа «Детство». Спб., «Детство-Пресс», 2004;

  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению ФФНР у детей подготовительного возраста». М., «Просвещение», 2009 г.

Цель – устранение  речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим  недоразвитием речи.

Задачи:

  • Формировать правильное произношение (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры);
  • Формировать навыки звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
  • Подготовить детей к обучению грамоте.
  • Развивать анализ и синтез звукового состава речи;
  • Расширять и активизировать словарь;
  •     Развивать фонетическое восприятие, фонематические представления;
  •     Формировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

Методы: игровые, наглядно - демонстрационные, словесные.

     Срок реализации  программы -  1-2 года (в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка).

     Организация работы.    

Формы организации деятельности: групповая; индивидуальная. Количество занятий с каждым ребенком: 2 - 3 раза в неделю (индивидуальные и фронтальные). Всего подгрупповых – 32 занятия в старшей группе и 33 занятия в подготовительной группе с учётом каникул. Распределение коррекционно-развивающих занятий, проводимых в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в МБДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.-1249-03.

Содержание.

На первом году обучения основная задача состоит в формировании умения вслушиваться в звучание слова,         Второй год  - этап закрепления полученных навыков звукового анализа и синтеза, перевод действия в умственный план, без опоры на вспомогательные средства.

Предполагаемый результат.

В итоге коррекционно-развивающей работы дети должны:

  • правильно произносить все звуки речи в различных фонетических позициях во всех видах речи;
  • чётко дифференцировать все изученные звуки;
  • проводить элементарный звуковой анализ и синтез на материале изученных звуков.


Учебно-тематическое планирование логопедических занятий

1 год обучения

Месяц

Неделя

Звук

№ занятия

Основные виды заданий по развитию

фонематического слуха и звукового анализа

Сентябрь

I

Обследование речи

II

Обследование речи

III

А

1

Выделение звука из слова, определение наличия звука в слове, определение первого звука в слове

IV

О

2

Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение, определение наличия звука в слове, определение первого звука в слове

Октябрь

I

Ы

3

Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение, определение наличия звука в слове, определение последнего звука в слове

II

У

4

Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение, определение наличия звука в слове, определение первого звука в слове, звуковой анализ слова АУ, УА с помощью фишек

III

А-О-У-Ы

5

Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение, определение наличия звука в слове, определение первого и последнего звука в слове, различение гласных звуков, закрепление понятия «гласный звук», звуковой анализ звуковых рядов из гласных звуков

IV

М - МЬ

6

Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове,  запоминание слоговых рядов, знакомство с понятием «согласный звук», звуковой анализ слогов типа ОМ, АМЬ с использованием цветных фишек

Ноябрь

I

Н - НЬ

7

Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове,  выделение первого, последнего звука в слове, запоминание слоговых рядов, звуковой анализ слогов типа АН, НА, ОНЬ с использованием цветных фишек

II

В - ВЬ

8

Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове,  выделение первого, последнего звука в слове,  запоминание слоговых рядов, звуковой анализ  слогов с использованием цветных фишек, звуковой анализ слов из трёх звуков

III

К - КЬ

9

Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов, звуковой анализ слов из трёх звуков

IV

П-ПЬ-Т-ТЬ

10

Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, звуковой анализ слогов с использованием цветных фишек, звуковой анализ слов из трех звуков

Декабрь

I

Х - ХЬ

11

Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, звуковой анализ слогов с использованием цветных фишек, звуковой анализ слов из трёх звуков

II

И

12

Закрепление понятия  «гласный звук», определение наличия звука в слове, места звука в слове, звуковой анализ слогов со звуком И, слов из трёх звуков

III

Л - ЛЬ

13

Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, звуковой анализ слогов с использованием цветных фишек, звуковой анализ  односложных слов типа ЛОСЬ, ЛИС

IV

С - СЬ

14

Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, звуковой анализ слогов с использованием цветных фишек, звуковой анализ слов типа СОМ, СОЛЬ, ГУСЬ

Январь

II

П - Б

15

Знакомство со звонкими и глухими согласными, различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ слов типа БОК, СУП

III

П-ПЬ-  Б-БЬ

16

Различение звуков по основным характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ слов типа ПИТЬ, БИЛ

IV

Д-Т

17

Закрепление  понятия «звонкие и глухие согласные», различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ  и синтез слов ДОМ-ТОМ

Февраль

I

Д-ДЬ-Т-ТЬ

18

Различение звуков по основным характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ слов типа ДЫМ, ЛИТЬ

II

К-Г

19

Закрепление  понятия «звонкие и глухие согласные», различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ  и синтез слов

III

К-КЬ-Г-ГЬ

20

Различение звуков по основным характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ слов типа  КИТ, КОТ, КИЛЬ,  ГУЛ

IV

С-З

21

Закрепление  понятия «звонкие и глухие согласные», различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ  и синтез слов СОМ, ЗАЛ, слогов со стечением согласных СТО, ЗМУ

Март

I

С-СЬ-З-ЗЬ

22

Различение звуков по основным характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, преобразование слогов ОС-ОСЬ, ЗЫ-ЗИ, СА-ЗА, звуковой анализ слов со стечением согласных СТОЛ, ЗЛАК

II

Ц

23

Закрепление понятия «твердые согласные», выделение звука из слова, преобразование слогов ЦА-АЦ

III

С-Ц

24

Различение звуков, близких по артикуляционным и акустическим характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ слов типа СОК, ЦОК

IV

Ш

25

Закрепление понятия «твердые глухие согласные», выделение звука из слова, преобразование слогов ША-АШ, знакомство с правописанием ШИ,  звуковой анализ слов типа ШУТ

Апрель

I

Ж

26

Закрепление понятия «твердые звонкие согласные», выделение звука из слова, определение места звука в слове, звуковой анализ слов типа ЖУК, ЖДИ, знакомство с правописанием  ЖИ

II

Ш-Ж

27

Закрепление  понятия «звонкие и глухие согласные», различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ  и синтез слов ШУМ, ЖАР, ШАР, ШТЫК, закрепление правописания ШИ-ЖИ

III

Щ

28

Закрепление понятия «глухие мягкие согласные», выделение звука из слова, преобразование слогов ЩА-АЩ, звуковой анализ слов типа ЩИТ

IV

Ч

29

Закрепление понятия «глухие мягкие согласные», выделение звука из слова, преобразование слогов ЧА-АЧ, звуковой анализ слов типа ЧАС

Май

I

Ч-Щ

30

Различение звуков, близких по артикуляционным и акустическим характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, преобразование слогов ЧА-ЩА

II

Щ-Ц

31

Различение звуков, близких по артикуляционным и акустическим характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, преобразование слогов ЩУ-ЦУ

III

Согласные звуки

32

Закрепление знаний об основных характеристиках согласных звуков, навыков звукового анализа односложных слов

IV

Обследование речи

                                     

Итого:   32 занятия

Учебно-тематическое планирование логопедических занятий

2 год обучения

Месяц

Неделя

Звук

№ занятия

Основные виды заданий по развитию

фонематического слуха и звукового анализа

Сентябрь

I

Обследование речи

II

Обследование речи

III

У

1

Выделение начального ударного гласного

IV

А

2

Анализ звукового ряда из двух гласных

Октябрь

I

АУИ

3

Анализ звукового ряда из трех гласных

II

П-ПЬ

4

Выделение последнего глухого согласного, звуковой анализ обратного слога типа АП с помощью цветных фишек, закрепление понятия «глухой согласный», «твердый – мягкий согласный»

III

П-Т

5

Выделение последнего согласного, звуковой анализ и синтез обратных слогов, дифференциация звуков П-Т на различном речевом материале, закрепление понятия «твердый глухой согласный»

IV

К-КЬ

6

Определение места звука в слове, звуковой анализ и синтез слогов, преобразование слогов КА – АК, АК - АКЬ

Ноябрь

I

П-Т-К

7

Различение звуков на слух и в произношении на различном речевом материале, звуковой анализ прямых и обратных слогов, определение места звука в слове

II

О

8

Закрепить навыки звукового анализа слогов, выделение ударного гласного после согласного

III

Й-ЛЬ

9

Звуковой анализ и синтез обратных слогов  типа ОЛЬ, дифференциация звуков Й – ЛЬ на различном речевом материале

IV

К-КЬ-Х-ХЬ

10

Различение звуков на слух и в произношении, закрепление навыка звукового анализа и синтеза слогов, звуковой анализ и синтез слов типа КОТ, ПУХ с помощью цветных фишек

V

Ы-И

11

Выделение начального согласного и последующего ударного гласного, звуковой анализ слов типа КИТ, ПЫЛЬ

Декабрь

I

М-Н

12

Звуковой анализ слов типа МАК, ТИМА, составление звуковой схемы слова

II

C-CЬ

13

Дифференциация звуков  С – СЬ по признаку твердости-мягкости на слух и в произношении на различном речевом материале, деление слов на слоги звуко-слоговой анализ слов САМ, САМА, САМИ, САНИ

III

З-ЗЬ

14

Дифференциация звуков по признаку твердости-мягкости на слух и в произношении, звуко - слоговой анализ слов типа Зубы, КОЗЫ, ЗИНА, ударение в слове

IV

С-СЬ-З-ЗЬ

15

Дифференциация звуков по основным характеристикам, звуко – слоговой анализ, составление схем слов

Январь

II

Буквы Е,Ё,Ю,Я

16

Знакомство с мягкостью согласных перед гласными Е,Ё, Ю, Я, чтение слов с данными буквами

III

Л-ЛЬ

17

Звуко - слоговой анализ и схемы слов СТОЛ, СТУЛ, СЛОН, ВОЛК, БЕЛКА, ВОЛКИ

IV

Р-Л

18

Дифференциация звуков позднего онтогенеза на слух и в произношении, преобразование слогов и слов, звуковой анализ слов сложной звуко - слоговой структуры

Февраль

I

Р-РЬ-

Л-ЛЬ

19

Дифференциация звуков позднего онтогенеза на слух и в произношении, преобразование слогов и слов, звуковой анализ слов сложной звуко - слоговой структуры типа КАРНАВАЛ

II

Ш

20

Преобразование слов МЫШКА – МИШКА, составление схем звуко – слогового анализа

III

Ж

21

Составление, преобразование слогов и слов

IV

Ш-Ж

22

Различение звуков Ш – Ж на слух и в произношении, преобразование слогов ША – ЖА, слов УЖИ - УШИ

Март

I

Ш-С

23

Различение звуков С – Ш на слух и в произношении, преобразование слогов СА – ША, слов МИШКА – МИСКА

II

Ж-З

24

Различение звуков Ж – З на слух и в произношении, преобразование слогов ЖА – ЗА, слов УЖИ – УШИ

III

Ц

25

Составление схем слов после предварительного звуко - слогового анализа

IV

С-З-Ц

26

Дифференциация звуков, близких по артикуляции на слух и в произношении, звуковой анализ слов, составление схем

Апрель

I

Ч

27

Звуковой анализ, синтез, преобразование слогов, слов; звуко – слоговой анализ слов со стечением согласных

II

Щ

28

Звуко - слоговой анализ, синтез слогов, слов, преобразование слогов ЩА - АЩ

III

Ч-Щ

29

Дифференциация звуков Ч – Щ на различном речевом материале, звуко – слоговой анализ и синтез слов

IV

Щ-Ш

30

Дифференциация звуков Щ – Ш на различном речевом материале, звуко – слоговой анализ слов, правописание ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

Май

I

Щ-Ш-СЬ-ТЬ

31

Различение и правильное произношение звуков на различном речевом материале, придумывание слов с заданным звуком и самостоятельное составление схем к ним; преобразование слогов ЧА – ЩА – СЯ - ТЯ

II

Шипящие и свистящие звуки

32

Различение свистящих и шипящих звуков на различном речевом материале, звуко – слоговой анализ слов, составление схем, придумывание слов к схемам

III

Твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные

33

Придумывание слов с заданным звуком, подбор схем к словам

IV

Обследование речи

   

 Итого:   33 занятия

Список используемой литературы

1. Епифанова О. Организация логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях. «Дошкольное образование», 2003 г., №8, с.65

2. Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи». М., «Педагогика», 1978 г.

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе с ФФНР (I, II, III периоды)». М., «Просвещение», 1999г.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе с ФФНР (I, II, III периоды)». М., «Просвещение»,  1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в логопедической группе МКДОУ «Детский сад №10 г. Киренска»

   Данная   программа  является модифицированной  программой и разработана на основе  следующих программ:·        Т....

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями.

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дет...

Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образован...

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием пятого года обучения.

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием  пятого года обучения. 2022г....

Программа коррекционной направленности «Коррекция фонетико – фонематического недоразвития речи у детей 5 – 7 лет в условиях логопункта»

В настоящее время отмечается значительный рост детей, имеющих различные нарушения речи. Дети с тяжелыми нарушениями, чаще всего, попадают в логопедические группы, а дети с ФФН и дислалиями различной с...

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа слов при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрыта актуальность данного вопроса, представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и формированию навыков звукового анализа....