РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи воспитанников
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Данная рабочая программа рассчитана на коррекцию ФФНР у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ffnr.docx | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – распространенное речевое заключение при обследовании детей 5- 7 летнего возраста. Дошкольники данной группы имеют выраженные отклонения не только в произношении, но и в дифференциации звуков. Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и нередко служит причиной появления вторичного дефекта, проявляющегося в специфических нарушениях письменной речи (дисграфия, дислексия).
Целенаправленная логопедическая помощь детям с ФФНР в условиях МБДОУ позволяет преодолеть выявленные речевые недостатки, пресекает развитие вторичных нарушений, обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе. Данная рабочая программа предназначена для планирования и проведения коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, нуждающихся в оказании логопедической помощи.
Программа составлена на основе:
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014;
Программа «Детство». Спб., «Детство-Пресс», 2004;
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению ФФНР у детей подготовительного возраста». М., «Просвещение», 2009 г.
Цель – устранение речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи:
- Формировать правильное произношение (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры);
- Формировать навыки звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
- Подготовить детей к обучению грамоте.
- Развивать анализ и синтез звукового состава речи;
- Расширять и активизировать словарь;
- Развивать фонетическое восприятие, фонематические представления;
- Формировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
Методы: игровые, наглядно - демонстрационные, словесные.
Срок реализации программы - 1-2 года (в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка).
Организация работы.
Формы организации деятельности: групповая; индивидуальная. Количество занятий с каждым ребенком: 2 - 3 раза в неделю (индивидуальные и фронтальные). Всего подгрупповых – 32 занятия в старшей группе и 33 занятия в подготовительной группе с учётом каникул. Распределение коррекционно-развивающих занятий, проводимых в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в МБДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.-1249-03.
Содержание.
На первом году обучения основная задача состоит в формировании умения вслушиваться в звучание слова, Второй год - этап закрепления полученных навыков звукового анализа и синтеза, перевод действия в умственный план, без опоры на вспомогательные средства.
Предполагаемый результат.
В итоге коррекционно-развивающей работы дети должны:
- правильно произносить все звуки речи в различных фонетических позициях во всех видах речи;
- чётко дифференцировать все изученные звуки;
- проводить элементарный звуковой анализ и синтез на материале изученных звуков.
Учебно-тематическое планирование логопедических занятий
1 год обучения
Месяц | Неделя | Звук | № занятия | Основные виды заданий по развитию фонематического слуха и звукового анализа |
Сентябрь | I | Обследование речи | ||
II | Обследование речи | |||
III | А | 1 | Выделение звука из слова, определение наличия звука в слове, определение первого звука в слове | |
IV | О | 2 | Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение, определение наличия звука в слове, определение первого звука в слове | |
Октябрь | I | Ы | 3 | Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение, определение наличия звука в слове, определение последнего звука в слове |
II | У | 4 | Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение, определение наличия звука в слове, определение первого звука в слове, звуковой анализ слова АУ, УА с помощью фишек | |
III | А-О-У-Ы | 5 | Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение, определение наличия звука в слове, определение первого и последнего звука в слове, различение гласных звуков, закрепление понятия «гласный звук», звуковой анализ звуковых рядов из гласных звуков | |
IV | М - МЬ | 6 | Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, запоминание слоговых рядов, знакомство с понятием «согласный звук», звуковой анализ слогов типа ОМ, АМЬ с использованием цветных фишек | |
Ноябрь | I | Н - НЬ | 7 | Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, запоминание слоговых рядов, звуковой анализ слогов типа АН, НА, ОНЬ с использованием цветных фишек |
II | В - ВЬ | 8 | Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, запоминание слоговых рядов, звуковой анализ слогов с использованием цветных фишек, звуковой анализ слов из трёх звуков | |
III | К - КЬ | 9 | Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов, звуковой анализ слов из трёх звуков | |
IV | П-ПЬ-Т-ТЬ | 10 | Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, звуковой анализ слогов с использованием цветных фишек, звуковой анализ слов из трех звуков | |
Декабрь | I | Х - ХЬ | 11 | Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, звуковой анализ слогов с использованием цветных фишек, звуковой анализ слов из трёх звуков |
II | И | 12 | Закрепление понятия «гласный звук», определение наличия звука в слове, места звука в слове, звуковой анализ слогов со звуком И, слов из трёх звуков | |
III | Л - ЛЬ | 13 | Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, звуковой анализ слогов с использованием цветных фишек, звуковой анализ односложных слов типа ЛОСЬ, ЛИС | |
IV | С - СЬ | 14 | Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, звуковой анализ слогов с использованием цветных фишек, звуковой анализ слов типа СОМ, СОЛЬ, ГУСЬ | |
Январь | II | П - Б | 15 | Знакомство со звонкими и глухими согласными, различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ слов типа БОК, СУП |
III | П-ПЬ- Б-БЬ | 16 | Различение звуков по основным характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ слов типа ПИТЬ, БИЛ | |
IV | Д-Т | 17 | Закрепление понятия «звонкие и глухие согласные», различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ и синтез слов ДОМ-ТОМ | |
Февраль | I | Д-ДЬ-Т-ТЬ | 18 | Различение звуков по основным характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ слов типа ДЫМ, ЛИТЬ |
II | К-Г | 19 | Закрепление понятия «звонкие и глухие согласные», различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ и синтез слов | |
III | К-КЬ-Г-ГЬ | 20 | Различение звуков по основным характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ слов типа КИТ, КОТ, КИЛЬ, ГУЛ | |
IV | С-З | 21 | Закрепление понятия «звонкие и глухие согласные», различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ и синтез слов СОМ, ЗАЛ, слогов со стечением согласных СТО, ЗМУ | |
Март | I | С-СЬ-З-ЗЬ | 22 | Различение звуков по основным характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, преобразование слогов ОС-ОСЬ, ЗЫ-ЗИ, СА-ЗА, звуковой анализ слов со стечением согласных СТОЛ, ЗЛАК |
II | Ц | 23 | Закрепление понятия «твердые согласные», выделение звука из слова, преобразование слогов ЦА-АЦ | |
III | С-Ц | 24 | Различение звуков, близких по артикуляционным и акустическим характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ слов типа СОК, ЦОК | |
IV | Ш | 25 | Закрепление понятия «твердые глухие согласные», выделение звука из слова, преобразование слогов ША-АШ, знакомство с правописанием ШИ, звуковой анализ слов типа ШУТ | |
Апрель | I | Ж | 26 | Закрепление понятия «твердые звонкие согласные», выделение звука из слова, определение места звука в слове, звуковой анализ слов типа ЖУК, ЖДИ, знакомство с правописанием ЖИ |
II | Ш-Ж | 27 | Закрепление понятия «звонкие и глухие согласные», различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ и синтез слов ШУМ, ЖАР, ШАР, ШТЫК, закрепление правописания ШИ-ЖИ | |
III | Щ | 28 | Закрепление понятия «глухие мягкие согласные», выделение звука из слова, преобразование слогов ЩА-АЩ, звуковой анализ слов типа ЩИТ | |
IV | Ч | 29 | Закрепление понятия «глухие мягкие согласные», выделение звука из слова, преобразование слогов ЧА-АЧ, звуковой анализ слов типа ЧАС | |
Май | I | Ч-Щ | 30 | Различение звуков, близких по артикуляционным и акустическим характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, преобразование слогов ЧА-ЩА |
II | Щ-Ц | 31 | Различение звуков, близких по артикуляционным и акустическим характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, преобразование слогов ЩУ-ЦУ | |
III | Согласные звуки | 32 | Закрепление знаний об основных характеристиках согласных звуков, навыков звукового анализа односложных слов | |
IV | Обследование речи |
Итого: 32 занятия
Учебно-тематическое планирование логопедических занятий
2 год обучения
Месяц | Неделя | Звук | № занятия | Основные виды заданий по развитию фонематического слуха и звукового анализа |
Сентябрь | I | Обследование речи | ||
II | Обследование речи | |||
III | У | 1 | Выделение начального ударного гласного | |
IV | А | 2 | Анализ звукового ряда из двух гласных | |
Октябрь | I | АУИ | 3 | Анализ звукового ряда из трех гласных |
II | П-ПЬ | 4 | Выделение последнего глухого согласного, звуковой анализ обратного слога типа АП с помощью цветных фишек, закрепление понятия «глухой согласный», «твердый – мягкий согласный» | |
III | П-Т | 5 | Выделение последнего согласного, звуковой анализ и синтез обратных слогов, дифференциация звуков П-Т на различном речевом материале, закрепление понятия «твердый глухой согласный» | |
IV | К-КЬ | 6 | Определение места звука в слове, звуковой анализ и синтез слогов, преобразование слогов КА – АК, АК - АКЬ | |
Ноябрь | I | П-Т-К | 7 | Различение звуков на слух и в произношении на различном речевом материале, звуковой анализ прямых и обратных слогов, определение места звука в слове |
II | О | 8 | Закрепить навыки звукового анализа слогов, выделение ударного гласного после согласного | |
III | Й-ЛЬ | 9 | Звуковой анализ и синтез обратных слогов типа ОЛЬ, дифференциация звуков Й – ЛЬ на различном речевом материале | |
IV | К-КЬ-Х-ХЬ | 10 | Различение звуков на слух и в произношении, закрепление навыка звукового анализа и синтеза слогов, звуковой анализ и синтез слов типа КОТ, ПУХ с помощью цветных фишек | |
V | Ы-И | 11 | Выделение начального согласного и последующего ударного гласного, звуковой анализ слов типа КИТ, ПЫЛЬ | |
Декабрь | I | М-Н | 12 | Звуковой анализ слов типа МАК, ТИМА, составление звуковой схемы слова |
II | C-CЬ | 13 | Дифференциация звуков С – СЬ по признаку твердости-мягкости на слух и в произношении на различном речевом материале, деление слов на слоги звуко-слоговой анализ слов САМ, САМА, САМИ, САНИ | |
III | З-ЗЬ | 14 | Дифференциация звуков по признаку твердости-мягкости на слух и в произношении, звуко - слоговой анализ слов типа Зубы, КОЗЫ, ЗИНА, ударение в слове | |
IV | С-СЬ-З-ЗЬ | 15 | Дифференциация звуков по основным характеристикам, звуко – слоговой анализ, составление схем слов | |
Январь | II | Буквы Е,Ё,Ю,Я | 16 | Знакомство с мягкостью согласных перед гласными Е,Ё, Ю, Я, чтение слов с данными буквами |
III | Л-ЛЬ | 17 | Звуко - слоговой анализ и схемы слов СТОЛ, СТУЛ, СЛОН, ВОЛК, БЕЛКА, ВОЛКИ | |
IV | Р-Л | 18 | Дифференциация звуков позднего онтогенеза на слух и в произношении, преобразование слогов и слов, звуковой анализ слов сложной звуко - слоговой структуры | |
Февраль | I | Р-РЬ- Л-ЛЬ | 19 | Дифференциация звуков позднего онтогенеза на слух и в произношении, преобразование слогов и слов, звуковой анализ слов сложной звуко - слоговой структуры типа КАРНАВАЛ |
II | Ш | 20 | Преобразование слов МЫШКА – МИШКА, составление схем звуко – слогового анализа | |
III | Ж | 21 | Составление, преобразование слогов и слов | |
IV | Ш-Ж | 22 | Различение звуков Ш – Ж на слух и в произношении, преобразование слогов ША – ЖА, слов УЖИ - УШИ | |
Март | I | Ш-С | 23 | Различение звуков С – Ш на слух и в произношении, преобразование слогов СА – ША, слов МИШКА – МИСКА |
II | Ж-З | 24 | Различение звуков Ж – З на слух и в произношении, преобразование слогов ЖА – ЗА, слов УЖИ – УШИ | |
III | Ц | 25 | Составление схем слов после предварительного звуко - слогового анализа | |
IV | С-З-Ц | 26 | Дифференциация звуков, близких по артикуляции на слух и в произношении, звуковой анализ слов, составление схем | |
Апрель | I | Ч | 27 | Звуковой анализ, синтез, преобразование слогов, слов; звуко – слоговой анализ слов со стечением согласных |
II | Щ | 28 | Звуко - слоговой анализ, синтез слогов, слов, преобразование слогов ЩА - АЩ | |
III | Ч-Щ | 29 | Дифференциация звуков Ч – Щ на различном речевом материале, звуко – слоговой анализ и синтез слов | |
IV | Щ-Ш | 30 | Дифференциация звуков Щ – Ш на различном речевом материале, звуко – слоговой анализ слов, правописание ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ | |
Май | I | Щ-Ш-СЬ-ТЬ | 31 | Различение и правильное произношение звуков на различном речевом материале, придумывание слов с заданным звуком и самостоятельное составление схем к ним; преобразование слогов ЧА – ЩА – СЯ - ТЯ |
II | Шипящие и свистящие звуки | 32 | Различение свистящих и шипящих звуков на различном речевом материале, звуко – слоговой анализ слов, составление схем, придумывание слов к схемам | |
III | Твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные | 33 | Придумывание слов с заданным звуком, подбор схем к словам | |
IV | Обследование речи |
Итого: 33 занятия
Список используемой литературы
1. Епифанова О. Организация логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях. «Дошкольное образование», 2003 г., №8, с.65
2. Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи». М., «Педагогика», 1978 г.
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе с ФФНР (I, II, III периоды)». М., «Просвещение», 1999г.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе с ФФНР (I, II, III периоды)». М., «Просвещение», 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в логопедической группе МКДОУ «Детский сад №10 г. Киренска»
Данная программа является модифицированной программой и разработана на основе следующих программ:· Т....
Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями.
Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дет...
Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образован...
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием пятого года обучения.
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием пятого года обучения. 2022г....
Программа коррекционной направленности «Коррекция фонетико – фонематического недоразвития речи у детей 5 – 7 лет в условиях логопункта»
В настоящее время отмечается значительный рост детей, имеющих различные нарушения речи. Дети с тяжелыми нарушениями, чаще всего, попадают в логопедические группы, а дети с ФФН и дислалиями различной с...
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа слов при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье раскрыта актуальность данного вопроса, представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и формированию навыков звукового анализа....