«Современные педагогические технологии на занятиях по речевому развитию»
статья по логопедии на тему
Современные педагогические технологии на занятиях по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные педагогические
технологии на занятиях
по речевому развитию»
Подготовила:
воспитатель Н.И.Якушкина
Введение....................................................................................................................... |
|
2.1 Составление дошкольниками описательных и сравнительных рассказов с помощью схем............................................................................................... |
2.2 Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с художественной литературой................................................. |
2.3 «Карты Проппа»......................................................................................... |
2.4 Картины с проблемным сюжетом для развития речи и мышления у детей........................................................................................................... |
Заключение................................................................................................................... |
Список использованной литературы......................................................................... |
Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания и образования дошкольников.
Известно, речь это не только средство общения, но и орудия мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самосознания, саморазвития.
Развитие речи имеет решающее значение в подготовке детей к школьному обучению и последующем усвоении ими основ наук.
В последние годы вопросы развития речи привлекают все больше внимание ученых, исследователей. Их решение связывается с поисками путей совершенствования содержания и методов обучения, которые повышают эффективность работы всех звеньев системы народного образования.
Совершенствование развивающего обучения не единственный способ воздействия на развитие способностей. Доказана необходимость прямого управления развитием речевых способностей ребенка. Основой развития этих способностей является овладение ребенком действиями замещения, наглядного моделирования.
Игровое замещение – начало большого пути к пониманию истинного значения слов, которые не только указывают на предметы и явления, но и выделяют в них важные существенные признаки, совершенствуют речь детей, учит четко излагать свои мысли, обогащают лексику (словарный состав языка) не только количественно, но и качественно.
Любая задача требует анализа ее условий, выделения отношений между объектами, которые необходимо учитывать при решении. И как подтверждает практика, именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая наиболее доступна детям дошкольного возраста.
- Основные задачи развития речи
Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослым. Взрослые – хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка.
Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта обща задача включает ряд специальных, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно.
Становление речевого общения ребенка со взрослым начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи – на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним, на звуки, произнесенные взрослым. Он как бы заражается эмоциональным состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.
В эмоциональном общении со взрослым ребенок реагирует на особенности голоса, интонацию, с которой произносятся слова. Речь участвует в этом общении лишь своей звуковой формой, интонацией, сопровождая действия взрослого. Однако речь, слово всегда обозначает вполне определенное действие (встань, сядь), конкретный предмет (чашка, мячик), определенное действие с предметом (возьми мячик, дай куклу), действие предмета (машина едет) и т.д. Без такого точного обозначения предметов, действий, их качества и свойств, взрослый не может руководить поведением ребенка, его действиями и движениями, поощряя или запрещая их.
В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают самые общие отношения друг к другу, свое удовольствие или неудовольствие, т.е. чувства, но не мысли. Этого становится совершенно недостаточно, когда во втором полугодии расширяется мир ребенка, обогащаются его взаимоотношения со взрослым (а также другими детьми), усложняются движения и действия, расширяются возможности познания. Теперь необходимо говорить о многих интересных и важных вещах вокруг, а на языке эмоций это сделать иногда очень трудно, а чаще просто невозможно. Нужен язык слов, нужно речевое общение с взрослым.
Первые осмысленные слова появляются в речи ребёнка обычно к концу первого года. Примерно в середине второго года жизни в развитии речи ребёнка происходит существенный сдвиг: он начинает активно использовать накопленный к этому времени словарь в целях обращения к взрослому. Появляются первые простейшие предложения.
Даже такая несовершенная по своей форме, по грамматической структуре речь сразу значительно расширяет возможности речевого общения взрослого и ребёнка. Малыш и понимает обращённую к нему речь, и сам может обращаться к взрослому, высказывать свои мысли, желания, просьбы. А это, в свою очередь, приводит к значительному обогащению словаря. Главное событие в развитии речи в этот период (к концу второго года) заключается не в количественном росте словаря, а в том, что слова, которые малыш использует в своих предложениях (теперь уже зачастую трёх-и четырёхсловных), приобретают соответствующую грамматическую форму.
С этого времени и начинается один из важнейших этапов овладения родным языком – овладение грамматической структурой языка. Усвоение грамматики происходит очень интенсивно, и основные грамматические закономерности ребёнок усваивает к трём – трём с половиной годам. Так, к этому времени он употребляет в своей речи все падежные формы.
К трём годам словарь ребёнка возрастает. В состав словаря входят все части речи - существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, числительные, наречия; служебные слова - предлоги, союзы, частицы; междометия.
Нередко к началу четвёртого года жизни усваиваются и все звуки родного языка.
Всё это не означает, однако, что дальше ни самому ребёнку, ни окружающим его взрослым не предстоит потрудиться, совершенствуя его владение языком. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, хотя бы и сложное. Ребёнок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развёртываться в определённой последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.
В формировании связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Но связная речь – это всё-таки речь, а не процесс мышления, не размышление. Поэтому для достижения связности речи необходимо уметь не только отобрать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать необходимые для этого языковые средства. Нужно умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение ,выделение наиболее важных, ключевых слов, подбирать наиболее точно подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать разные языковые средства для связи предложений и перехода от одного предложения к другому.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, научаясь мыслить.
Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Это не значит. Однако, что развивать связную речь ребёнка можно только тогда, когда он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка. Формирование связной речи начинается раньше. Малыш может не уметь ещё чисто произносить все звуки, не владеть большим объёмом словаря и сложными синтаксическими конструкциями (сложноподчиненными предложениями), но работа по развитию связной речи служит основой перехода к более сложным её формам (например, к творческому рассказыванию).
Связность монологической речи начинает формироваться в недрах диалога как основной формы речевого общения. В диалоге связность зависит от способностей и умений не одного человека, а двух. Обязанности по её обеспечению сначала выполняет, прежде всего, взрослый, но постепенно их учится выполнять и ребёнок.
Разговаривая с взрослым, ребёнок учится задавать вопросы самому себе. Диалог – первая школа развития связной монологической речи ребёнка (и вообще активизация его речи). Высшая форма связной монологической речи – письменная речь.
Она является более произвольной и осознанной, более планируемой («программируемой»), чем устная монологическая речь. Задача развития письменной связной речи (умений составлять текст) у дошкольников сейчас не может ставиться. Она может быть использована для формирования у дошкольников умений преднамеренно, произвольно строить связное устное высказывание (пересказ, рассказ). Это использование основывается на «разделении труда» по составлению письменного текста между ребёнком и педагогом: ребёнок составляет текст, взрослый записывает. Такой приём – составление письма – давно существует в методике развития речи дошкольников.
Составление письма обычно проводится коллективно, но это вовсе не означает, что исчезает монологичность речи, снижаются требования к произвольности, осознанности построения текста: ведь текст составляет каждый ребёнок. Более того, коллективное составление письма облегчает воспитателю формирование у детей очень важной способности отбора лучшего, наиболее подходящего варианта предложения (фразы) или более крупной части текста, продолжающих изложение содержания письма. Эта способность, собственно, и является сутью произвольности, осознанности построения высказывания («Я могу сказать так, но, наверное, лучше сказать по-другому»). Кроме того, преимущественное использование коллективной формы работы вовсе не означает также, что не может иметь места индивидуальное составление письма. Необходимо сочетание того и другого.
Используя составление письма, можно достичь значительных результатов в развитии связности устной речи ребёнка, в обогащении её сложными синтаксическими конструкциями (сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями). Поскольку речь, оставаясь устной по внешней форме, будет в то же время строиться на уровне развёрнутости и произвольности, характерном для письменной речи и благодаря этому по своей структуре, по качеству связности будет приближаться к ней.
Формирование произвольности речи, способности выбора языковых средств является важным условием не только развития связной речи, но и вообще усвоения языка, овладения тем, чего у ребёнка пока ещё нет в активной речи. Связная речь становится важным условием овладения языком – его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительности речи.
В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребёнком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.
В детском саду большого внимания требует воспитание звуковой культуры речи. Развитие звуковой стороны речи – это не только усвоение звуков родного языка, правильного их произношения, но и умение регулировать темп, громкость и т.п.
В круг задач развития речи и обучения родному языку в подготовительной к школе группе включает подготовку детей к обучению грамоте. Воспитатель развивает у детей отношение к устной речи как языковой действительности: он подводит их к звуковому анализу слов.
Если выделять в подготовке детей к обучению грамоте, прежде всего общую задачу («речь становится предметом изучения»), то в более простых формах решение этой задачи начинается не в подготовительной группе, а в предыдущих группах. Например, на занятиях и в дидактических играх по звуковой культуре речи детям даются задания: вслушиваться в звучание слова, найти наиболее часто повторяющиеся звуки в нескольких словах, определить первый и последний звуки в слове, вспомнить слова, начинающиеся с указанного воспитателем звука и др. Процесс подготовки к обучению грамоте – это не просто усвоение успешного овладения чтением и письмом. Это важное средство дальнейшего развития самой речи, её совершенствования, повышения её культуры.
Проводится также работа по обогащению и активизации словаря, в ходе которой они получают задания, например, подбирать антонимы – слова с противоположным значением, синонимы – слова, близкие по значению.
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
- Современные педагогические технологии на занятиях по развитию речи.
- Составление дошкольниками описательных и сравнительных рассказов с помощью схем.
В детском саду придаётся большое значение формированию навыков составления описательных и сравнительных рассказов. Экспериментальными данными подтверждается, что при описании и сравнении предметов и объектов дети испытывают значительные затруднения, связанные:
- с самостоятельным определением при рассмотрении предмета, его главных признаков и свойств;
- установлением последовательности в изложении выявленных признаков;
- удержанием в памяти ребёнка этой последовательности.
Как показывает практика, для составления описательных и сравнительных рассказов в рамках наиболее типичных групп предметов, таких, как игрушки, одежда, животные, посуда и другие, можно успешно использовать наглядные модели – схемы. Анализируя результаты работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчают нашим детям овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связанными, полными, последовательными. Эти и аналогичные схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.
Важность овладения навыками описания предметов в плане подготовки к школьному обучению, трудности в усвоении этого вида развёрнутых высказываний, определили необходимость изыскания наиболее адекватных путей и способов формирования у детей навыков связной описательной речи. Занятия по составлению описательных рассказов являются частью комплексной работы по формированию связной речи у детей. При этом решаются следующие задачи:
- формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов, использовать для их определения адекватные фразы – высказывания;
- формирование обобщённых представлений о построении описания предметов;
- овладение детьми языковыми средствами, необходимыми для составления связных высказываний в форме описания;
- практическое усвоение навыков описания предметов путём тренировочных упражнений.
Обучение осуществляется поэтапно и включает следующие основные виды работы:
- подготовительные упражнения к описанию предметов;
- формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;
- описание предметов по основным признакам;
- обучение развёрнутому описанию предмета (с включением различных признаков);
- закрепление навыков описания, в том числе, в процессе игровых и предметно-практических действий;
- подготовка к обучению сравнительному описанию предметов;
- обучение сравнительному описанию предметов.
Обучение описательной речи проводится в связи с работой по формированию у детей грамматически правильной речи в следующем направлении:
- систематические упражнения в правильном употреблении словоформ (падежных окончаний существительных, прилагательных, некоторых глагольных форм);
- формирование у детей практических навыков словоизменения;
- упражнения в правильном построении фраз;
- формирование навыков контроля над грамматической правильностью речи;
- активизация и обогащение словарного запаса.
На занятиях по описанию предметов детям предъявляется ряд предметов, относящихся к одной группе. Перед составлением описания дети называют все предметы. При этом особое внимание уделяется различию их по внешнему виду. Это помогает детям осуществлять выделение основных признаков объекта описания и способствует закреплению соответствующих сообщений и противопоставлений. Объект описания выбирается либо воспитателем, либо ребёнком (в зависимости от конкретных задач данного занятия и степени подготовленности детей).
В ходе обучению можно использовать ряд вспомогательных приёмов: жестовые указания на форму предмета, его детали; описание с опорой на рисунки. Эффективным при обучении детей является приём параллельного описания воспитателем и ребёнком двух однотипных игровых предметов, когда педагог, а вслед за ним и ребёнок, составляют описание предмета по жестам, называя одни и те же признаки.
Указанный приём используется в работе с детьми, которые испытывают наибольшие затруднения в запоминании последовательности плана-схемы.
Описание предметов по памяти (животные, игрушки, растения) модно проводить на отдельных занятиях по темам: «Моя любимая игрушка», «Овощи-фрукты» и др. Применяемые игровые формы работы предусматривают закрепление и развитие речевых навыков, формируемых в процессе обучения описанию. Они включают: упражнения в узнавании предметов, составление вопросов по тексту описания, воспроизведение речевого образца, самостоятельное описание предметов.
Работа по сравнительному описанию двух предметов начинается с использования следующих видов упражнений: дополнение предложений, начатых педагогом, нужным по смыслу словом, обозначающим признак предмета («У гуся шея длинная, а у утки...»), составление предложений по вопросам типа: «Каковы на вкус лимон и груша»; упражнения в выделении и обозначении контрастных признаков двух предметов, связанных с пространственными характеристиками («Дерево высокое, а куст низкий, река широкая, а ручей узкий»). А также используется приём параллельного описания (по частям) двух предметов – педагогом и ребёнком (описание кошки и собаки, коровы и козы и т.д.).
Использование схем при составлении описательных рассказов поможет добиться хороших результатов. Схемы используются не только при составлении описательных рассказов, но и при пересказе, которому принадлежит особая роль в формировании связной речи.
2.2 Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с художественной литературой.
При ознакомлении дошкольников с художественной литературой можно выделить два направления, имеющих большое значение для развития умственных способностей детей. Это – обучение умению связано пересказать услышанное и формирование элементов художественного творчества самого ребенка.
Пересказ – одна из основных задач, которые ставятся перед дошкольниками. Решение этой задачи требует от ребенка определенного уровня развития вообще и связанной речи в частности.
Необходимо выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой построить связной пересказ. Если у ребенка отсутствует предварительная мыслительная переработка текста, то даже при достаточном речевом развитии он затрудняется четко и точно пересказать услышанное, соскальзывает на детали, повторяется и т.п.
Вторая задача – сочинить собственный рассказ или сказку – как бы обратно первой задаче. Здесь ребенок должен не составить схему по готовому произведению, а создать собственный замысел и развернуть его затем в полный рассказ с различными деталями и событиями. Если ребенок не составляет некоторую предварительную схему рассказа, его произведения носят отрывочный, структурно неорганизованный характер.
У дошкольников можно сформировать умение связно пересказать текст на основе обучения составлению его плана. В качестве такого плана может выступить наглядная модель, фиксирующая последовательность наиболее существенных частей текста.
В основу обучения детей созданию собственных произведений может лечь формирование умения разворачивать сжатый, схематический замысел, представляющий собой некоторую наглядную модель последовательности событий, в полную, насыщенную деталями сказку или историю.
Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить – это е только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала ребёнка.
Творчество немыслимо без фантазии и воображения, которые, в свою очередь, тесно связаны с развитием чувств. Единство в развитии чувств и фантазии приобщает ребёнка к духовному богатству, накопленному человечеством. Сказка – это средство приобщения ребёнка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому, созидательному преобразованию. Ребёнок наполовину живёт в воображаемом, нереальном мире, и не просто живёт, а активно действует в нём, преобразовывает его и себя.
Сказка раскрывает перед ребёнком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребёнке человечность - эту дивную способность волноваться чужим несчастьем, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребёнок чувствует себя её активным участником и всегда отождествляет себя с теми из её персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу». Ребёнок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них.
Важным средством познания является наглядное моделирование, т.е. использование детьми разного рода условных заместителей предметов. Поэтому и для выявления структуры сказки или другого литературного произведения можно использовать различные наглядные модели.
Прежде чем начать работу по построению и использованию наглядных моделей, необходимо, чтобы ребёнок:
- прослушал выразительное чтение текста;
- ответил на вопросы;
- разыграл сюжет в настольном театре или по ролям;
- рассмотрел иллюстрации.
Только после этого с помощью наглядных моделей можно развивать у детей умение самостоятельно анализировать содержание текста, выделять наиболее существенное. В дальнейшем это поможет им самостоятельно понять любое художественно произведение, выразительно и последовательно рассказать о прочитанном и услышанном.
Наиболее простой вид наглядных моделей – модель сериационного ряда. Она может выглядеть как постепенно увеличивающиеся полоски разной длины и кружки разной величины. Например, чтобы разыграть сказку «Репка», понадобятся вырезанные из бумаги жёлтый кружок (репка) и шесть треугольников разного размера для персонажей. Взрослый обсуждает с ребёнком, кого из героев произведения будет заменять тот или иной треугольник. На следующем этапе работы, по мере прочтения сказки, ребёнок раскладывает заместители в нужном порядке.
Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки. Интересно, что большинство детей до проведения таких занятий на вопрос: «Кого надо пригласить, если мышка не поможет выдернуть репку?» - отвечали: «Медведя, он сильный», то после моделирования большинство детей стали отвечать, что надо пригласить муху или комара, т.е. дети начали действовать в логике сказки.
С трёхлетними детьми можно использовать двигательное моделирование, т.е. научиться через перемещение заместителей передавать основные события сказки. Например, можно разыграть с детьми сказку «Лиса, Заяц, Петух». Для этого потребуются круги одинакового размера, но разных цветов.Например: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух). В этом случае взрослый рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушел, пришёл и т.д.). На столике или на фланелеграфе, где будет разыгрываться сценка, можно расположить декорации, вырезанные из картона: домики лисы и зайца, ёлочки.
В некоторых случаях сочетаются оба вида моделирования: двигательный и сериационный ряд. Например, для разыгрывания сказки А.Толстого «Три медведя» детям даётся три круга: большой, средний и маленький. Они вспоминают сказку и решают, какому медведю, какой круг подходит. Затем взрослый рассказывает сказку, а ребёнок показывает на соответствующий круг и выполняет с ним простые действия.
При проведении таких занятий особенно важно, чтобы ребёнок понимал принципы замещения. Поэтому, до начала занятия следует обсудить, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки.
- Можно использовать заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа. Например, круг красного цвета будет обозначать Красную Шапочку.
- Соотношение величин героев, тогда заместителями будут полоски разной длины. Например, в сказке «Рукавичка».
- Символика цвета, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный – тёмными. Например, в сказке «Хаврошечка», злая мачеха и её дочери - чёрным кругом, а добрый молодец и Хаврошечка – белым.
Теперь ребёнку нужно чётко соблюдать последовательность действий сказки или рассказа, что поможет ему анализировать основные события и связь между ними. Так постепенно закладываются элементы самоконтроля.
Задания можно усложнить, предлагая детям не только распределить между персонажами нужные круги или полоски, но и выбрать из них те, которые нужны для данной сказки или рассказа. В этой ситуации ребёнок должен уже мысленно представлять основных героев сказки, знать их характеристики и самостоятельно выбирать соответствующие модели. Например, выбери героев к сказке «Волк и семеро козлят». Если дети выполняют задание, предложите им самим придумать, как можно обозначить персонажей сказки.
Ребята постарше могут пересказывать эпизоды сказок с опорой на подобранные заместители. Например, после разыгрывания сказки «Смоляной бычок» убирается весь материал, остаются только два круга (бычок и медведь). Взрослый просит ребёнка рассказать, что происходит в данный момент и помогает ему как можно точнее пересказать нужный эпизод. Переходя от эпизода к эпизоду в зависимости от расположения заместителей, дети пересказывают полностью сказку. Можно разыграть и рассказать такие сказки, как «Теремок», «Два жадных медвежонка», «Лисичка со скалочкой» и т.п.
С детьми пяти-шести лет можно использовать новый вид моделирования - временно-пространственные модели (блоки-рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей сказки). Этот вид моделей позволяет понять основную последовательность событий сказки.
Такая модель обязательно составляется вместе с детьми. Сначала обсудите, с чего начинается сказка, кто герой, как их обозначать. В качестве заместителей могут быть использованы схематические изображения фигурок, цветные кружки, палочки разной длины. Постепенно заполняются все рамочки.
Важно, чтобы рамочек не было слишком много и они действительно соответствовали бы основным событиям произведения. Затем, глядя на модель, дети могут попытаться пересказать сказку.
Если дети вместе с вами легко составляют и используют при пересказе подобные модели, то можно переходить к самостоятельному моделированию сказок, историй.
- «Карты Проппа»
Замечательный фольклорист В. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Основных, главных функций Пропп выделил 20. Именно они используются в работе с детьми при составлении сказок.
Д. Родари отмечает, что «преимущества карт Проппа очевидны, каждая из них – целый срез сказочного мира». Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе и в окружающем его мире людей. В чём же целесообразность карт Проппа?
Во-первых, это наглядность и красочность их исполнения. Это позволяет ребёнку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и лучше использовать её при сочинении сказок.
Во-вторых, функции, представленные в картах являются обобщёнными действиями, понятиями, что позволяет ребёнку абстрагироваться от конкретного поступка, ситуации,а следовательно, у него интенсивно развивается логическое мышление.
В-третьих, карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, активизируют связную речь, обогащают словарь и т.д. Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяет на все органы чувств. Ребёнок выступает не просто в роли наблюдателя, слушателя, а является центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.
Прежде чем приступить к сочинению сказок по картам Проппа, вначале следует организовать так называемые «подготовительные» игры, в которых дети познакомятся и освоят все сказочные функции.
а) «Чудеса в решете»
В этой игре дети выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебные слова предметы и их действия.
б) «Кто на свете злее всех?»
В процессе этой игры дети выявляют злых и коварных сказочных героев, описывают их внешний облик, характер, образ жизни, жилище (таким образом, анализируют положительных героев). Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких персонажей, какова их роль в развитии сюжета; для кого эти герои являются злыми и почему, а кто принимает их качества, характеристики в прямо противоположном смысле, наоборот кто Бабу-Ягу считает доброй? Наверное, для Кощея Бессмертного она очень даже добрая женщина и друг, и почему?
в) «Заветные слова».
В процессе этой игры дети осуществляют попытку вычислить самые значимые слова в сказке. Это могут быть как волшебные слова, сказочные приговоры, так и слова несущие основную смысловую нагрузку. Например, рассуждение героя о своих поступках, которые позволяют ему не только оценить происходящее, но и свою роль в этом. (Например: раскаяние ложного героя, отказ от ложных идей и т.д.)
г) «Что в дороге пригодится?»
Дети на основе анализа волшебных сказок (описание внешнего вида, выявления свойств), помогающих героям одолеть врага, разрешить ситуацию (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек), придумывают новые предметы-помощники. Волшебным предметом может быть самый заурядный предмет. Если он начнет выполнять функции, которые не свойственны ему за счет использования скрытых ресурсов: свойства материала, его форма, цвет, которые могут сыграть определенную роль в какой-либо не предусмотренной проблемной ситуации (например, котелок может быть использован как гнездо для птиц, зеркало, сумка и т.д.). Интересная сказка всегда имеет самую сказочную задачу, которая решается на ходу развертывания сюжета.
Источником сказочной задачи обычно являются проблемные ситуации, с которыми человек сталкивается в жизни.
д) «Волшебные имена»
В этой игре на основе анализа сказки выявляют смысл и значение различных имен персонажей, их роль. Как имя того или иного героя воспринимается другими действующими лицами? Например, почему Золушкой назвали ту девочку, которая день-деньской хлопотала у печки? Как имена повлияют на характер героя, в чем это отражается?
е) «Что общего?»
Эта игра предполагает сравнительный анализ различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и отличия между ними. Например: чем похожи сказки «Теремок» и «Рукавичка»; «Морозко» и «Госпожа Метелица»?
ж) «Хороший - плохой»
В этой игре дети стараются выделить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. Например, что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы, а что плохого в этом?
з) «Чепуха»
В этой игре дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, которые содержат прямо противоположные функции.
Основная цель этой игры – осмысление назначения той или иной функции.
Например: заданы функции «запрет – нарушение запрета». Для этого вместе с детьми надо выяснить, что такое запрет; его назначение, характер, формы; кому они адресуются, почему; кто запрещает; кто нарушает их; какие могут быть последствия? Предложения, которые придумали дети, могут быть несуразными (взяты из других сказок), но главное, чтобы они соответствовали ее сути: «Запретил король в своем королевстве шить одежду из меха»; «Не послушались крокодилы и стали в небе летать».
Знакомство с картами должно происходить постепенно, в смысловой последовательности и подчиняться ряду требований.
Карты, которые используются в самом начале работы с ними, должны быть выполнены красочно и в сюжетной манере. В дальнейшей работе пользуются картами с довольно сжатым схематичным изображением каждой функции. Изготовляя карты – опоры, символы, которые обозначают функции, должны быть понятны детям. Символы, придуманные самими ребятами, лучше запоминаются, и осознание их протекает более продуктивно.
После предварительной работы приступаем к основным заданиям. Они заключаются:
а) в воспроизведении знакомой сказки
Прочитав и разделив сказку на смысловые сюжеты, нужно обсудить каждую из них с ребятами, дать ей название. Если предложено несколько названий близких по смыслу, то надо выбрать самое точное.
Дать правильное название – значит расшифровать информацию, которую впоследствии можно «спрятать» в карте при помощи изобразительных средств. Таким образом, ребята смогут соотнести между собой две знакомые системы: речевую и графическую.
б) в совместном поиске и нахождении обозначенных функций во вновь предлагаемых для прослушивания сказках
Читая детям новую, незнакомую сказку, на протяжении одного занятия нужно использовать не более 3-5 карт-функций, в противном случае у ребят пропадает интерес.
в) в сочинении сказок
Начинать придумывать сказки лучше всего коллективно и используя ограниченный набор карт, тогда реализация цели будет более продуктивной. Постепенно для сказки добавляется по 3-4 дополнительные карты и так до тех пор, пока не будет задействован весь набор. Когда дети освоили придумывание сказок по порядку функций, можно приступать к сочинению вслепую, то есть, вытаскивая наугад любую карту из перевёрнутой вниз изображением колоды. Но это уже более сложная задача, дети с ней справляются достаточно быстро.
г) в работе с индивидуальным набором карт
Каждый ребёнок получает собственный комплект карт (может подготовить свой набор) и работает с ним. Придумывает новое произведение или модифицирует знакомое. Вначале ребятам можно предлагать готовые названия сказок (например, «Приключения зайца в лесу»), оговорить с ними количество персонажей.
После этого деятельность детей приобретает самостоятельность – они сами придумывают название, место действия, героев, наделяя каждого из них соответствующими качествами, образными характеристиками.
В дальнейшем варианты работы с картами Проппа по придумыванию сказочных сюжетов могут быть самые разные. Это сочинение по очереди, с конца, с середины, использование карт по порядку, через одну, по определённому количеству; деление сказки на смысловые части (приговор, завязка, конфликт); выбор главного героя; видоизменение знакомой сказки за счёт ограничения или увеличения используемых функций и т.п. Именно здесь и открывается творческий потенциал каждого ребёнка.
- Картины с проблемным сюжетом для развития речи и мышления у детей
Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит». С классиком трудно не согласится, но в наше время далеко не каждая картина побуждает ребёнка к заинтересованному общению с взрослым!
Современный дошкольник привык к красочным игрушкам, динамичным мультфильмам, то есть, сильным впечатлениям. Его уже трудно заинтересовать картинами со стандартным сюжетом, на которых, к примеру, дети катаются с горки или собирают груши.
Роль картины в обучении дошкольника по-прежнему велика. По мнению педагога Е Тихеевой, «картины развивают поле непосредственного наблюдения… Образы и представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые даёт нам реальная жизнь. Однако видеть жизнь во всём её многообразии невозможно.» И в этом смысле картина – прекрасная наглядность.
Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, рисунок), а сюжетная в особенности позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.
Известны следующие виды работ с картиной: рассматривание, описание и рассказывание. Последний являет наиболее сложным. Составляя, придумывая рассказ о событиях, якобы происходящих с героями картины, ребёнок не только опирается на собственный опыт, но и использует фантазию, воображение. При этом речь ребёнка должна быть содержательной, логичной, последовательной, связной, грамотной.
Известный французский психолог Жак Пиаже считал, что интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства – регулятор внутренней энергии, влияющей на всю деятельность. Если сюжет картины, используемый воспитателем, ярок, занимателен, нестандартен, то такая наглядность повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.
Картины с проблемным сюжетом смоделированы так, что они отражают интересное событие, нестандартную ситуацию; вызывают яркую эмоциональную реакцию; побуждают к размышлению; стимулируют фантазию; способствуют заинтересованному общению ребенка с взрослым
Каждый сюжет имеет различные варианты толкования, поэтому, используя одну картину, можно составить несколько рассказов. В качестве основного вспомогательного средства для речевых упражнений используются вопросы. На них, общаясь со взрослым ребёнок учится отвечать. Задавать вопросы следует последовательно, без пропусков и перестановок. Кроме того эти вопросы помогают ребёнку анализировать, рассуждать, пополнять знания, фантазировать и сочинять.
Велика роль фантазии в воспитании современного ребёнка! По мнению психологов, это первая ступенька к творчеству. Вопросы и задания для развития воображения составляют ещё один этап в работе с пособием.
К большинству картин подбирают соответствующие стихи (авторы А. Вишнева, В. Орлов, В. Викторов и др.). Их слушанье, анализ и заучивание помогут развить в детях чувство юмора.
Задания на добавление в рифмовку пропущенного слова позволяют совершенствовать фонематическое восприятие детей.
Для старших дошкольников важны задачи пополнения словарного запаса и совершенствования грамматически оформленной речи. С этой целью детям предлагают непростые вопросы, а также упражнения на подбор слов, составление предложений и рассказов. При составлении рассказов для детей надо постараться сделать их не только правильными (смысловом, грамматическом и логическом отношении) образцами, но и своеобразными «помощниками» в создании атмосферы добра, теплоты, человеколюбия.
Заключение
В работе с детьми по развитию речи можно использую современные методики, такие как метод наглядного моделирования, Карты Проппа, картины с проблемным сюжетом, схемы для составления описательных и сравнительных рассказов.
Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности. У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использования условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи, то, о чём рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого развития умственных способностей.
Использование на занятиях Карт Проппа – моделей-символов с довольно сжатым схематичным изображением отдельных функций сказки, оказывает неоценимую помощь в развитии внимания, восприятии, фантазии, творческого воображения.
Использование на занятиях по развитию речи схем, для составления описательных рассказов и картин с проблемным сюжетом развивают мышление, воображение, внимание, память, восприятие, помогают пополнять запас знаний и сведений, а главное развивают речь детей, пополняют словарный запас.
В результате использование современных методик на занятиях и в различных видах деятельности детей:
- Позволяет ребёнку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит продуктивнее использовать её при решении разнообразных умственных задач, интенсивнее развивается абстрактное, логическое мышление.
- Оказывает помощь в сенсорном развитии детей, т.к. распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы.
- Стимулирует развитие психических процессов, обогащает эмоциональную сферу, способствует совершенствованию связной речи, повышению поисковой деятельности, активности.
Список использованной литературы
- Алхазишвили, А.А. Психология обучения устной описательной речи / А.А. Алхазишвили. – М., 2003
- Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук / С.Е. Большакова. – М., Сфера, 2006
- Белобрыкина, О.А. Речь и общение / О.А. Белобрыкина. – Ярославль, Академия развития, 1998
- Белоусова, Л.Е. Удивительные истории / Л.Е. Белоусова. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2002.
- Бородич, А.М.. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М., Просвещение, 1981.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/под редакцией Л.А. Венгера.-М., Просвящение, 1989.
- Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э. П. Короткова.-М., Просвящение, 1982.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/ под редакцией Л.А. Венгера.-М., Просвящение, 1986.
- Развитие речи детей дошкольного возраста / под редакцией Ф.А. Сохина. -М., Просвящение, 1976.
- Ткаченко, Т.А. Критерии с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников / Т.А. Ткаченко. - М., 2001.
- Ушакова, О.С. Занятие по развитию речи для детей 5-7 лет / О.С. Ушакова. - Москва, 2010.
- Цвыктарский В.В., Играем пальчиками и развиваем речь / В. Цвыктарский. - Санкт-Петербург, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий на занятиях в цирковой студии
Уважаемы коллеги!СЛАЙД 1Тема нашего доклада «Калейдоскоп педагогических технологий». Говорить о теории пед. технологий мы не будем. Все мы с вами используем различные педагогические технологии в нашей...
Современные педагогические технологии по музыкальному восприятию и развитию детей дошкольного возраста
Описание современных педагогических технологий по формированию музыкального восприятия дошкольников, их этапность, набор профессиональных действий музыкального руководителя позволяющих предвидеть резу...
«Применение современных педагогических технологий в ОД по познавательному развитию»
Презентация на тему «Применение современных педагогических технологий в ОД по познавательному развитию» из опыта работы....
"Современные педагогические технологии на занятиях по иностранному языку в ДОУ"
В настоящее время все большую популярность приобретает изучение иностранного языка в дошкольном возрасте. Многие родители начинают заранее думать о будущем своего ребенка, выбирать для него лучшие пер...
Использование современных педагогических технологий в реализации социально-коммуникативного развития детей раннего возраста. Использование игрового набора Дары Фрёбеля
В своей деятельности я стараюсь использовать разнообразные педагогические технологии, а так же способы и методы, известные в практике. Идя в ногу со временем, важно учитывать современные требования, п...
применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по речевому развитию
применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по речевому развитию...
«Использование психолого-педагогической технологии «Эйдетика» в познавательно-речевом развитии дошкольников»
Материалы мастер-класса могут использоваться в практике воспитательно-образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях при работе с детьми 5-7 лет....