«Использование психолого-педагогической технологии «Эйдетика» в познавательно-речевом развитии дошкольников»
учебно-методический материал

Миляева Елена Валерьевна

Материалы мастер-класса могут использоваться в практике воспитательно-образовательной  деятельности в дошкольных образовательных учреждениях при работе с детьми 5-7 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Использование психолого-педагогической технологии  «Эйдетика» в познавательно-речевом развитии дошкольников»

        Добрый день уважаемые коллеги, тема моего мастер-класса  «Использование психолого-педагогической технологии  «Эйдетика» в познавательном развитии дошкольников»  

Цель: создать условия для повышения мотивации педагогов к овладению психолого-педагогической технологией  «Эйдетика», с ее приемами, и совместное апробирование на практике их использования в работе по познавательному развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Расширить и обогатить знания педагогов о технологии «Эйдетика», о развитии ассоциативно-образного мышления у дошкольников;

- Познакомить с играми, которые способствуют развитию воображения, памяти и образного мышления;

- Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов;

- Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;

- Содействовать совершенствованию педагогического мастерства педагогов.

В  своем мастер-классе я хочу познакомить вас с процессом внедрения некоторых методов технологии «Эйдетика», которые обеспечивают развивающий эффект познавательного развития  детей, и совместно на практике попробовать их освоить.

Основная часть

Эйдетика  - это специальная технология, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения. Она помогает детям обогащать представления об окружающем мире, развивает память, внимание, детское воображение, побуждает к речевой и творческой активности. Она привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, ощутить запах; подает новый материал через хорошо знакомые детям образы.

        Применение  данной технологии заключается в том, что она обладает комплексными свойствами: помимо непосредственных способностей быстро запоминать информацию, у детей развиваются каналы восприятия информации, приобщая тем самым к деятельности.

        Задачи «Эйдетики» заключаются:

  1. Развитие памяти
  2. Активизация умственных процессов
  3. Развитие наблюдательности
  4. Развитие скорости и гибкости мышления
  5. Развитие познавательных способностей

Предлагаю вам рассмотреть некоторые методы эйдетики, применяемые мною  в работе с детьми. Для того чтобы достичь определенного результата в своей работе, я применяю алгоритм. Этот алгоритм состоит из четырех пунктов:

  1. Создание благоприятной атмосферы для детей.
  2. Выбор наиболее эффективных методов эйдетики, актуальных для данной темы.
  3. Отбор развивающего игрового материала.
  4. Работа с детьми на основе выбранных методов эйдетики.

А сейчас я вам предлагаю рассмотреть детально некоторые методы эйдетики, которые облегчают любое усвоение материала. Главный вопрос во время их применения звучит так: «О чем ты подумал?»

Метод  цветовых ассоциаций;

Для этого вида работы нужны флэш-карточки с нарисованными пятнами различных цветов. Воспитатель дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого – выбрать среди предметных картинок именно то, изображение которое у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок обязательно должен обосновать ответ.

         Пример: «Вот красный цвет. О чем ты подумал?» 

Ответы: Я подумал про машину, потому что она должна останавливаться на красный свет.

Я подумал о помидоре, потому что он, когда созреет, становится красного цвета.

Можно изменить ход игры: наоборот, предлагать ряд предметных изображений для определения цветовых ассоциаций. Например: «О каком цвете вы подумали? Почему?»

Метод ассоциаций, связанных с геометрическими фигурами;

Детям  предоставляются флэш-карточки с изображениями геометрических фигур и различных предметов. Задача детей - выбрать предмет или предметы, которые ассоциируются с заданными геометрическими формами.

Метод тактильных ассоциаций;

Для  этого вида работы необходим набор тактильных карт. Основная идея заключается в том, что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр и другое. Принципы работы остаются такими же, как и в предыдущих видах работы.

Пример: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинке?» (Я подумал про зайчика, потому что он пушистый).

Метод  звуковых ассоциаций;

В  эйдетике применяются аудиозаписи различных звуков и шумов.

Для работы с данным методом необходимо создать коллекцию звуков разных групп: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное.

Для создания ассоциативных образов звуков мною была создана коллекция мешочков с  различными предметами, порождающими звуки. Например: в одном мешочке находится бумага, в другом - монеты, в других - коробка со стеклянными шариками, камешками, фасолью и тому подобное. Перед  ребенком выстраиваем ряд предметных картинок (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка с целлофановой бумагой предлагаем выбранный звук, после чего задаются вопросы «О чем ты подумал, услышав этот звук?» (я подумал о книге, потому что когда ее листают, страницы шуршат). Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков.

Метод графических ассоциаций;

Особое значение при применении данного метода имеет использование загадок-головоломок под названием «друдлы». Друдлы – это рисунки, о которых невозможно четко сказать, что это такое. При показе друдла необходимо повернуть его под разными углами, чтобы дети увидели как можно больше ракурсов этого изображения. Дети превращают друдлы в солнышко, цветочек, яблоко, очки и т. д.

        Использование друдлов способствует развитию ассоциативного мышления, памяти, учит находить нестандартные подходы к разнообразным задачам. На начальном этапе использовать друдлы можно параллельно с картинками-подсказками. Когда дети начинают легко подбирать картинки к друдлам, работу необходимо усложнить. Например, предложить отказаться от опоры на подсказки или составить рассказ по серии друдлов, которые дети подбирают самостоятельно и выкладывают их в определенной последовательности, а затем придумывают по ним рассказ.

Метод зрительной прорисовки;

Хорошо работает при изучении цифр, букв и при заучивании стихотворений. Он заключается в том, что каждый символ или слово дополняется целым зрительным образом или деталями. И таким образом, он превращается в какой-то предмет.

Например, детям предлагались цифры, и они деталями дополняли контур. Фантазия детей безгранична, так  из цифры 6 дети рисовали  навесной замок, из 7 — кочергу, а из 8 — очки. Рисуя, ребенок развивает память и прочно запоминает написание цифр или букв, а когда он встречает в своем окружении предмет, вспоминает «зашифрованный» в нем знак.

        Методы запоминания точной информации

Мнемоника — это прием запоминания сложной информации путем смены ее вида. Хорошим примером приема мнемоники может быть всем известная фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В этом предложении первая буква каждого слова обозначает цвет спектра в порядке их расположения в радуге.

Акровербальная техника («акро» в переводе с греческого — «край», «вербо» — слово) основана на преобразовании материала, который нужно запомнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр.         Например: «В зоопарке крокодил в гости каждый день ходил: в понедельник к мишке, а во вторник к мышке, В среду ко льву, в четверг к бобру, в пятницу к двум кенгуру, К буйволу ходил в субботу в воскресенье – к бегемоту».

Применяя на практике методы эйдетики, мною было создано развивающее пособие «Остров знаний», которое включает в себя несколько модулей для работы с детьми. Оно многофункционально, и каждый модуль включает в себя раздаточный наглядный материал, необходимый для использования определенного метода эйдетики. Работать с ним можно применяя различные формы: индивидуально с каждым ребенком, в парах или с группой детей. Материал каждого модуля построен по принципу «от простого к сложному». Он может включать задания разной степени трудности, что обеспечивает реализацию дифференцированного подхода к каждому ребенку.

Практическая часть

Для практической части моего мастер-класса я приглашаю фокус группу из 4 человек.  Уважаемые коллеги предлагаю попробовать на совместной практике применить методы психолого - педагогической технологии «Эйдетика», используя алгоритм.

Тема: «__________________________________»

Создание благоприятной атмосферы (игры-приветствия, поощрение, похвала…..)

1……..

2. ……

3……..

Методы эйдетики (метод цветовых ассоциаций, метод звуковых ассоциаций, метод ассоциаций, связанных с геометрическими фигурами, метод тактильных ассоциаций, метод графических ассоциаций, метод зрительной прорисовки, методы запоминания точной информации…….)

1……….

2……….

3……….

Развивающий игровой материал (флеш-карточки, предметные картинки, аудиозаписи, тактильные карты, конструктор, набор геометрических фигур, друдлы…..)

Перед вами расположены таблицы, которые включают в себя поля для заполнения. Ваша задача состоит в следующем:

  1. Выбрать тему, которая близка для Вас.
  2. Выделить приемы для создания благоприятной атмосферы.
  3. Выбрать методы эйдетики, которые наиболее эффективны для данной темы по вашему мнению.
  4.  Определить развивающий игровой материал, который можно применить.
  5. Обосновать свое решение.

- Я благодарю вас, за участие в моем мастер классе, можете присесть.

Таким образом, применение методов и приемов эйдетики помогает педагогу через неповторимый мир разнообразных образов и ассоциаций сформировать речевую поликомпетентность детей, побуждает дошкольников к непринужденному и более легкому познанию окружающей действительности, стимулирует его коммуникативную активность, способствует развитию образного мышления, разных видов внимания и памяти, воображение.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в практической деятельности психолого-педагогической акции как активной формы взаимодействия с семьей дошкольников.

в статье предлагается рассмотреть варианты взаимодействия с семьей, в частности,  использование  психолого-педагогические акции. На примере конкретного детского сада и конкретных данных по у...

Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно - речевому развитию дошкольников»

Артпедагогика (художественная педагогика) – это понятие не подменяет более узкий термин «художественное воспитание». Артпедагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках д...

Программа комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка в процессе познавательно-речевого развития воспитанников ДОУ

Цели программы комплексного сопровождения развития ребенка в детском саду:1.  Создание благоприятных условий для развития личности ребенка с особыми образовательными потребностями2.  Формиро...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к конспекту организованной образовательной деятельности с использованием психолого-педагогических технологий "Муха-Цокотуха"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к конспекту организованной образовательной деятельности с использованием психолого-педагогических технологий "Муха-Цокотуха"...

Использование психолого-педагогических технологий в работе педагога-психолога детского сада

middot;преодоление затруднений воспитанников в образовательной деятельности;· развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы;· развитие коммуникативных навыков; овладение навык...

психолого-педагогическая мастерская «Квест-игра как эффективная форма развития познавательной активности дошкольников»

Наиболее эффективными в плане актуализации познавательной активности являются интерактивные технологии обучения. Общеизвестно, что интерактивные технологии обучения представляют собой процесс, основан...

Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в процессе формирования психолого-педагогической компетентности в вопросах создания условий для развития игры дошкольников.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37        Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в про...