«Использование психолого-педагогической технологии «Эйдетика» в познавательно-речевом развитии дошкольников»
учебно-методический материал
Материалы мастер-класса могут использоваться в практике воспитательно-образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях при работе с детьми 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Использование психолого-педагогической технологии «Эйдетика» в познавательно-речевом развитии дошкольников»
Добрый день уважаемые коллеги, тема моего мастер-класса «Использование психолого-педагогической технологии «Эйдетика» в познавательном развитии дошкольников»
Цель: создать условия для повышения мотивации педагогов к овладению психолого-педагогической технологией «Эйдетика», с ее приемами, и совместное апробирование на практике их использования в работе по познавательному развитию детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Расширить и обогатить знания педагогов о технологии «Эйдетика», о развитии ассоциативно-образного мышления у дошкольников;
- Познакомить с играми, которые способствуют развитию воображения, памяти и образного мышления;
- Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов;
- Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;
- Содействовать совершенствованию педагогического мастерства педагогов.
В своем мастер-классе я хочу познакомить вас с процессом внедрения некоторых методов технологии «Эйдетика», которые обеспечивают развивающий эффект познавательного развития детей, и совместно на практике попробовать их освоить.
Основная часть
Эйдетика - это специальная технология, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения. Она помогает детям обогащать представления об окружающем мире, развивает память, внимание, детское воображение, побуждает к речевой и творческой активности. Она привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, ощутить запах; подает новый материал через хорошо знакомые детям образы.
Применение данной технологии заключается в том, что она обладает комплексными свойствами: помимо непосредственных способностей быстро запоминать информацию, у детей развиваются каналы восприятия информации, приобщая тем самым к деятельности.
Задачи «Эйдетики» заключаются:
- Развитие памяти
- Активизация умственных процессов
- Развитие наблюдательности
- Развитие скорости и гибкости мышления
- Развитие познавательных способностей
Предлагаю вам рассмотреть некоторые методы эйдетики, применяемые мною в работе с детьми. Для того чтобы достичь определенного результата в своей работе, я применяю алгоритм. Этот алгоритм состоит из четырех пунктов:
- Создание благоприятной атмосферы для детей.
- Выбор наиболее эффективных методов эйдетики, актуальных для данной темы.
- Отбор развивающего игрового материала.
- Работа с детьми на основе выбранных методов эйдетики.
А сейчас я вам предлагаю рассмотреть детально некоторые методы эйдетики, которые облегчают любое усвоение материала. Главный вопрос во время их применения звучит так: «О чем ты подумал?»
Метод цветовых ассоциаций;
Для этого вида работы нужны флэш-карточки с нарисованными пятнами различных цветов. Воспитатель дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого – выбрать среди предметных картинок именно то, изображение которое у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок обязательно должен обосновать ответ.
Пример: «Вот красный цвет. О чем ты подумал?»
Ответы: Я подумал про машину, потому что она должна останавливаться на красный свет.
Я подумал о помидоре, потому что он, когда созреет, становится красного цвета.
Можно изменить ход игры: наоборот, предлагать ряд предметных изображений для определения цветовых ассоциаций. Например: «О каком цвете вы подумали? Почему?»
Метод ассоциаций, связанных с геометрическими фигурами;
Детям предоставляются флэш-карточки с изображениями геометрических фигур и различных предметов. Задача детей - выбрать предмет или предметы, которые ассоциируются с заданными геометрическими формами.
Метод тактильных ассоциаций;
Для этого вида работы необходим набор тактильных карт. Основная идея заключается в том, что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр и другое. Принципы работы остаются такими же, как и в предыдущих видах работы.
Пример: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинке?» (Я подумал про зайчика, потому что он пушистый).
Метод звуковых ассоциаций;
В эйдетике применяются аудиозаписи различных звуков и шумов.
Для работы с данным методом необходимо создать коллекцию звуков разных групп: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное.
Для создания ассоциативных образов звуков мною была создана коллекция мешочков с различными предметами, порождающими звуки. Например: в одном мешочке находится бумага, в другом - монеты, в других - коробка со стеклянными шариками, камешками, фасолью и тому подобное. Перед ребенком выстраиваем ряд предметных картинок (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка с целлофановой бумагой предлагаем выбранный звук, после чего задаются вопросы «О чем ты подумал, услышав этот звук?» (я подумал о книге, потому что когда ее листают, страницы шуршат). Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков.
Метод графических ассоциаций;
Особое значение при применении данного метода имеет использование загадок-головоломок под названием «друдлы». Друдлы – это рисунки, о которых невозможно четко сказать, что это такое. При показе друдла необходимо повернуть его под разными углами, чтобы дети увидели как можно больше ракурсов этого изображения. Дети превращают друдлы в солнышко, цветочек, яблоко, очки и т. д.
Использование друдлов способствует развитию ассоциативного мышления, памяти, учит находить нестандартные подходы к разнообразным задачам. На начальном этапе использовать друдлы можно параллельно с картинками-подсказками. Когда дети начинают легко подбирать картинки к друдлам, работу необходимо усложнить. Например, предложить отказаться от опоры на подсказки или составить рассказ по серии друдлов, которые дети подбирают самостоятельно и выкладывают их в определенной последовательности, а затем придумывают по ним рассказ.
Метод зрительной прорисовки;
Хорошо работает при изучении цифр, букв и при заучивании стихотворений. Он заключается в том, что каждый символ или слово дополняется целым зрительным образом или деталями. И таким образом, он превращается в какой-то предмет.
Например, детям предлагались цифры, и они деталями дополняли контур. Фантазия детей безгранична, так из цифры 6 дети рисовали навесной замок, из 7 — кочергу, а из 8 — очки. Рисуя, ребенок развивает память и прочно запоминает написание цифр или букв, а когда он встречает в своем окружении предмет, вспоминает «зашифрованный» в нем знак.
Методы запоминания точной информации
Мнемоника — это прием запоминания сложной информации путем смены ее вида. Хорошим примером приема мнемоники может быть всем известная фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В этом предложении первая буква каждого слова обозначает цвет спектра в порядке их расположения в радуге.
Акровербальная техника («акро» в переводе с греческого — «край», «вербо» — слово) основана на преобразовании материала, который нужно запомнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр. Например: «В зоопарке крокодил в гости каждый день ходил: в понедельник к мишке, а во вторник к мышке, В среду ко льву, в четверг к бобру, в пятницу к двум кенгуру, К буйволу ходил в субботу в воскресенье – к бегемоту».
Применяя на практике методы эйдетики, мною было создано развивающее пособие «Остров знаний», которое включает в себя несколько модулей для работы с детьми. Оно многофункционально, и каждый модуль включает в себя раздаточный наглядный материал, необходимый для использования определенного метода эйдетики. Работать с ним можно применяя различные формы: индивидуально с каждым ребенком, в парах или с группой детей. Материал каждого модуля построен по принципу «от простого к сложному». Он может включать задания разной степени трудности, что обеспечивает реализацию дифференцированного подхода к каждому ребенку.
Практическая часть
Для практической части моего мастер-класса я приглашаю фокус группу из 4 человек. Уважаемые коллеги предлагаю попробовать на совместной практике применить методы психолого - педагогической технологии «Эйдетика», используя алгоритм.
Тема: «__________________________________» |
Создание благоприятной атмосферы (игры-приветствия, поощрение, похвала…..) |
1…….. 2. …… 3…….. |
Методы эйдетики (метод цветовых ассоциаций, метод звуковых ассоциаций, метод ассоциаций, связанных с геометрическими фигурами, метод тактильных ассоциаций, метод графических ассоциаций, метод зрительной прорисовки, методы запоминания точной информации…….) |
1………. 2………. 3………. |
Развивающий игровой материал (флеш-карточки, предметные картинки, аудиозаписи, тактильные карты, конструктор, набор геометрических фигур, друдлы…..) |
Перед вами расположены таблицы, которые включают в себя поля для заполнения. Ваша задача состоит в следующем:
- Выбрать тему, которая близка для Вас.
- Выделить приемы для создания благоприятной атмосферы.
- Выбрать методы эйдетики, которые наиболее эффективны для данной темы по вашему мнению.
- Определить развивающий игровой материал, который можно применить.
- Обосновать свое решение.
- Я благодарю вас, за участие в моем мастер классе, можете присесть.
Таким образом, применение методов и приемов эйдетики помогает педагогу через неповторимый мир разнообразных образов и ассоциаций сформировать речевую поликомпетентность детей, побуждает дошкольников к непринужденному и более легкому познанию окружающей действительности, стимулирует его коммуникативную активность, способствует развитию образного мышления, разных видов внимания и памяти, воображение.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование в практической деятельности психолого-педагогической акции как активной формы взаимодействия с семьей дошкольников.
в статье предлагается рассмотреть варианты взаимодействия с семьей, в частности, использование психолого-педагогические акции. На примере конкретного детского сада и конкретных данных по у...
Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно - речевому развитию дошкольников»
Артпедагогика (художественная педагогика) – это понятие не подменяет более узкий термин «художественное воспитание». Артпедагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках д...
Программа комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка в процессе познавательно-речевого развития воспитанников ДОУ
Цели программы комплексного сопровождения развития ребенка в детском саду:1. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка с особыми образовательными потребностями2. Формиро...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к конспекту организованной образовательной деятельности с использованием психолого-педагогических технологий "Муха-Цокотуха"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к конспекту организованной образовательной деятельности с использованием психолого-педагогических технологий "Муха-Цокотуха"...
Использование психолого-педагогических технологий в работе педагога-психолога детского сада
middot;преодоление затруднений воспитанников в образовательной деятельности;· развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы;· развитие коммуникативных навыков; овладение навык...
психолого-педагогическая мастерская «Квест-игра как эффективная форма развития познавательной активности дошкольников»
Наиболее эффективными в плане актуализации познавательной активности являются интерактивные технологии обучения. Общеизвестно, что интерактивные технологии обучения представляют собой процесс, основан...
Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в процессе формирования психолого-педагогической компетентности в вопросах создания условий для развития игры дошкольников.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в про...