Формирование коммуникативного и социального опыта у детей с ЗПР
календарно-тематическое планирование по логопедии
Материал может быть использован для организации совместной деятельности дефектолога, логопеда с детьми с ОВЗ в группе кратковременного пребывания. Писать отдельно на каждого ребёнка план занятий по сходной теме очень объёмно. Такое расположение приёмов работы, содержания позволяет быстро переключиться с одного ребёнка на другого. Деток я объединила в подгруппы с учётом их индивидуальных речевых возможностей. Занимаюсь со всеми детьми индивидуально, по установленному расписанию. Одна лексическая тема на всех даёт мне возможность приготовить материал разный, а использовать с каждым индивидуально. Изложение на одном листе помогает быстро переключаться на возможности каждого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Планирование по формированию коммуникативных умений у детей с ЗПР | 269 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативного и социального опыта у детей с нарушением коммуникации
ГРУППА КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
Планирование по одной лексической теме, на одном дидактическом материале и индивидуально-дифференцированными задачами деятельности (из опыта работы учителя-логопеда)
Неделя | Тема | Ася З., Венера В., Ярослав Б., Алёша Л. | Саша В. | Алёша Г., Богдан Г. | |||||||||
Сентябрь Диагностика | |||||||||||||
Октябрь | |||||||||||||
1 неделя | ИГРУШКИ | 1.Название (стимулирование звукоподражаний) игрушек: кукла, машина, мяч. 2.Звукоподражание: кукла идет- топ-топ;.кукла поёт-ля-ля-ля; качаем куклу- уа-уа-уа; машина- би-би; мяч- оп-оп-оп. 3. Понимание слов действий с опорой на действия взрослого, звукоподражания. 4.Сличение игрушек с их изображением на картинках. 5. Построение речевых высказываний типа: дай… на…. 6. Понимание вопроса (за ширмой) «Где?». Ответ с использованием слов: там….тут….вот…это…. 7. Развитие слухового восприятия. Игра «Чей голосок?» 8. Формирование плавного, длительного выдоха «Шарик»(в воде), «Пёрышко». 9. Развитие пространственного восприятия с целью упражнения в проговаривании слов тут, там, вот. Игра «Прятки» с игрушками, использованными на занятии. | 1. Название (стимулирование звукоподражаний с опорой на гласные буквы) игрушек: кукла (А), машина (И), мяч (О). Различение и называние их частей и цвета жестом. 2. Понятие «предмет» и «действие». Соотнесение показанного действия с игрушкой (спит, ест, плачет; едет, прыгает). 3.Различие больших и маленьких игрушек кукла-куколка, машина-машинка, мяч–мячик), слов -жестов. 4. Сличение игрушек с буквами, их изображением на картинках. 5.Складывание разрезных картинок: кукла, машина, мяч. 6. Построение речевых высказываний типа: дай… на…с опорой на карточку слово 7. Формирование плавного, длительного выдоха «Шарик»(в воде), «Пёрышко». 8. Развитие пространственного восприятия игра «Прятки» с игрушками, использованными на занятии. | Активизация словаря предметов, признаков, действий по теме. *Образование существительных множественного числа от единственного. *Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Мяч – мячик, коляска – колясочка, машина – машинка. *Образование существительного родительного падежа с предлогом –без. *Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Дети – играют, дружат, строят. Жадина – играет, строит, читает один. *Образование качественных прилагательных. *Согласование существительных с местоимениями в роде, числе. *Согласование числительных с существительным. *Употребление простых и сложных предлогов. Мишка на стуле. Мяч под столом. Зайка в коробке. Машинка за деревом. Богдан Развитие фонематического восприятия *Д/И с неречевыми звуками. Формирование понятия «звук». «Что услышал?» «Что звучит?» «Звуки улицы» *Д/И на внимание «Чего не стало?» «Что изменилось?» * | |||||||||
2 неделя | ИГРУШКИ | 1.Название (стимулирование звукоподражаний) игрушек: собака, кот, конь, заяц. 2.Звукоподражание: собака- ав-ав-ав; кот- мяу-мяу; конь- иго-го; зайка- оп-оп-оп. 3. Различие больших и маленьких игрушек(собака-собачка; кот-котик), слов существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 4.Сличение предметных игрушек с их изображением на картинках. 5. Построение речевых высказываний типа: дай… на…. Игра «Угощение»-сортировка конфет-шариков по цвету в чашки. 6. Понимание вопроса (за ширмой) «Где?». Ответ с использованием слов: там….тут….вот…. 7. Развитие слухового восприятия. Игра «Чей голосок?» 8. Артик. гим-ка «Лакаем молочко», «Грызём морковку». 9. Формирование плавного, длительного выдоха «Хвостики». | 1. Название (стимулирование звукоподражаний с опорой на гласные буквы) игрушек: собака (АВ), кот (МЯУ), конь (ИГО-ГО), зайка(ОП). Различение их частей. Называние цвета жестом. 2. Игра «Накорми животных» с использованием предметов муляжей. С опорой на карточку слово: дай… на…ам…. Построение речевых высказываний типа: дай… на… 3.. Складывание картинок из 4 кубиков, соотнесение изображений с карточками слов. 4. Различие больших и маленьких игрушек с опорой на слова –жесты. 5. Игра на развитие внимания « Кого нет?» 6. Артик. гим-ка «Лакаем молочко», «Грызём морковку». 7. Формирование плавного, длительного выдоха «Хвостики». | Алёша *Составление предложений по действию *Формирование простого описательного рассказа по предъявляемому предмету по схеме. Размер, цвет, форма предмета. Из чего сделан? Как с ним играть? Богдан *Сравнение двух игрушек. Составление загадки (с опорой на схему). Развитие фонематического восприятия Знакомство с понятием СЛОВО. Выделение звука «А» на фоне слова самим логопедом в обучении. Опознавательные признаки гласного звука с опорой на зеркало. Знакомство с символами звуковой коробки. Условное обозначение гласного звука фишкой красного цвета. Условно-графическое обозначение слова полоской коричневого цвета. | |||||||||
3 неделя | ОВОЩИ | 1. Развитие слухового восприятия. Игра «Узнай, кто идёт?» Называние игрушек: конь, кукла, зайка, собака. 2. Узнавание овощей: огурец, помидор, морковь, картофель из мешочка. Игра «Чудесный мешочек» куклы Ани. Понимание вопроса «Где картофель, покажи?» на подносе. 3. Построение речевых типа: дай… на….в игре «Раздай тарелочки гостям» на коврике-столике. 4. Соотнесение овоща с цветом тарелочки. Игра «Накорми гостей». 5. Игра на развитие зрительного внимания «Кто ушёл?» 6. Артик. гим-ка «Грызём морковку», «Скачем-цокаем» 7. Формирование плавного, длительного выдоха «Хвостики». 8. Пальчиковая гимнастика «Капустка». | 1. Развитие зрительного восприятия и памяти. Чтение слов на столе. Игра с ширмой «Узнай, кто идёт?». Соотнесение игрушек: конь, кукла, зайка, собака со совами АВ (собака), МЯУ (кот), ИГО-ГО (конь), ОП (зайка). 2. Выполнение действий по инструкции в игре «Раздай тарелочки гостям» на коврике-столике. По указанному взрослым жесту, обозначающему цвет тарелочки. 3. Развитие мелкой моторики и волевого усилия. Игра «Чудесный мешочек» с муляжами овощей. 4. Игра «Накорми животных». Соотнесение цвета овоща с цветом тарелочки. Побуждение к речевым высказываниям типа: дай… на… ам…с опорой на слово. 5. Формирование плавного, длительного выдоха «Хвостики». 6. Игра на развитие внимания « Кого нет?» с опорой на карточки слов. 7. Артик. гим-ка «Грызём морковку», «Скачем-цокаем» 8. Сличение исчезнувших игрушек со словами в игре «Кто ушёл?» 9. Пальчиковая гимнастика «Капустка». | Активизация словаря предметов, признаков, действий по теме. *Пальчиковая гимнастика «Капустка». *Артик. гим-ка «Грызём морковку», «Овощи худышки и толстячки» *Формирование плавного, длительного выдоха «Подуй на суп». *Образование существительных множественного числа от единственного. *Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. *Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Мама – моет, стряпает, режет, чистит. Дети – едят, помогают, говорят «спасибо». *Согласование существительных с прилагательными в роде, числе. Спелый помидор, большая капуста, жареный кабачок, маленькие огурчики. *Образование притяжательных прилагательных: Сок из моркови – морковный. *Употребление простых предлогов. *Согласование сущ. с числительными в падеже в составе словосочетаний. Богдан Развитие фонематического восприятия. Звучание, артикуляция «А». Выделение из потока гласных звуков, определение места в словах. Термин гласный звук. Опознавательные признаки гласного звука. Условное обозначение гласного звука фишкой красного цвета. Знакомство с буквами Аа. | |||||||||
4 неделя | ОВОЩИ | 1. Пальчиковая гимнастика «Капустка». 2.Узнавание крупных муляжей овощей: огурец, помидор, морковь, картофель в корзине. Понимание вопроса «Где картофель, покажи?» на подносе. 3. Сличение и объединение овоща с цветом тарелочки. Игра «Найди такую же». 4. Развитие мелкой моторики и волевого усилия. Извлечение мелких овощей из сухого бассейна с морской галькой на цветные тарелочки. Сличение и объединение овоща с цветом тарелочки. 5. Развитие слухового восприятия. Игра «Узнай, кто идёт?» Называние игрушек: конь, кукла, зайка, собака. Построение речевых типа: иди….сиди….дай… на….в игре «Накорми гостей» на коврике-столике. 6. Артик. гим-ка «Грызём морковку», «Скачем-цокаем» 7. Формирование плавного, длительного выдоха «Хвостики». | 1. Пальчиковая гимнастика «Капустка». 2. Развитие мелкой моторики и волевого усилия. Игра «Найди овощи» с использованием сухого бассейна с морской галькой. 3. Соотнесение цвета овоща с цветом тарелочки. Игра «Сортировщик». 4. Развитие зрительного восприятия и памяти. Чтение слов: АВ (собака), МЯУ (кот), ИГО-ГО (конь), ОП (зайка) на столе у тарелочек с овощами. 5. Игра с ширмой «Узнай, кто идёт?». Соотнесение игрушек: конь, кукла, зайка, собака со совами АВ (собака), МЯУ (кот), ИГО-ГО (конь), ОП (зайка). 6. Побуждение речевых высказываний типа: иди….сиди……дай… на… 7. Формирование плавного, длительного выдоха «Хвостики». 8. Артик. гим-ка «Грызём морковку», «Скачем-цокаем» | *Пальчиковая гимнастика «Капустка». *Артик. гим-ка «Грызём морковку», «Овощи худышки и толстячки» *Формирование плавного, длительного выдоха «Подуй на суп». Алёша *Формирование начал простого описательного рассказа через простое распространенное предложение по схеме (размер, цвет, форма, вкус). Огурец - маленький, соленый, овальный, зеленый. Богдан * Работа с зашумлёнными картинками. *Обучение составлению сравнительного описания овощей с опорой на схему. *Составление загадок об овощах. Развитие фонематического восприятия Знакомство с букварём. Рассматривание картинок и анализ слов. Чтение и анализ, логические упражнения (хлопни столько раз, сколько букв… ) с буквами Аа. Определение места звука «А» в названиях овощей . Штриховка. | |||||||||
Ноябрь | |||||||||||||
1 неделя | ФРУКТЫ | 1. Пальчиковая гимнастика «Компот». 2.Рассматривание крупных муляжей фруктов: яблоко, груша, слива, виноград, банан, лимон в корзине. Понимание вопроса «Где, покажи?» на подносе. 3. Сличение и объединение фруктов с цветом тарелочки. Игра «Найди такую же». 4. Развитие слухового восприятия. Игра «Узнай, кто идёт?» Называние игрушек: конь, кот, кукла, зайка. Построение речевых типа: иди….сиди….дай… на….в игре «Накорми гостей». 5. Артик. гим-ка «Грызём яблоко», «Облизываем сок» 6. Развитие мелкой моторики и волевого усилия, зрительного внимания. Складывание разрезных картинок с фруктами. 7. Формирование плавного, длительного вдоха «Ароматные яблоки и груши». | 1. Пальчиковая гимнастика «Компот». 2. Рассматривание крупных муляжей фруктов: яблоко, груша, слива, виноград, банан, лимон в корзине. Понимание вопроса жестом «Покажи что жёлтое, красное, синее, зелёное?» на подносе. 3. Соотнесение цвета овоща с цветом тарелочки. Игра «Сортировщик». 4. Развитие зрительного восприятия и памяти. Чтение слов: АВ (собака), МЯУ (кот), ИГО-ГО (конь), ОП (зайка) на столе у тарелочек с фруктами. 5. Игра с ширмой «Узнай, кто идёт?». Соотнесение игрушек: конь, кукла, зайка, собака со совами АВ (собака), МЯУ (кот), ИГО-ГО (конь), ОП (зайка). 6. Побуждение речевых высказываний типа: иди….сиди……дай… на… 7. Формирование плавного, длительного выдоха «Ароматные яблоки и груши». 8. Артик. гим-ка «Грызём яблоко», «Облизываем сок» 9. Развитие мелкой моторики и волевого усилия, зрительного внимания. Складывание разрезных картинок с фруктами. | Активизация словаря предметов, признаков, действий по теме. *Образование существительных множественного числа от единственного. *Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. *Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Мама – варит, готовит, режет, чистит. Дети – собирают, едят, помогают. *Образование притяжательных прилагательных в игре «Варим компот, варенье, сок». Кисель из слив – сливовый. *Сортировка фруктов по форме, цвету, вкусу. *Употребление простых предлогов. *Пальчиковая гимнастика «Компот». *Артик. гим-ка «Грызём яблоко», «Облизываем варенье» Богдан Звук «У». Звучание, артикуляция, Выделение из потока гласных звуков, определение места в словах. Термин гласный звук. Опознавательные признаки гласного звука. Условное обозначение гласного звука фишкой красного цвета. Умение выделять звук У в потоке и сочетании звуков. Игры «Отгадай слово», «Запомни, повтори», «Закончи предложение словом со звука У». | |||||||||
2 неделя | ФРУКТЫ | 1. Пальчиковая гимнастика «Компот». 2. Развитие мелкой моторики и волевого усилия. Извлечение мелких фруктов: яблоко, груша, слива, виноград из сухого бассейна с морской галькой на поднос. 3. Узнавание крупных фруктов в корзине. Понимание инструкции «Найди такое же яблоко!» 4. Восприятие величины, формирование понятий «большой - маленький» 5. Артик. гим-ка «Большие и маленькие» Надувать и втягивать щёчки. «Оближи губы». 6. Формирование плавного, длительного выдоха «Ароматные яблоки и груши». 7. Развитие мелкой моторики и волевого усилия, зрительного внимания. Складывание разрезных картинок с фруктами. Большими и маленькими. 8. Закрепление представлений о величине ив игре «Коробочки». Большие фрукты в большую коробочку, а маленькие в маленькую. | 1. Пальчиковая гимнастика «Компот». 2. Развитие мелкой моторики и волевого усилия. Игра «Найди фрукты» Извлечение мелких фруктов: яблоко, груша, слива, виноград из сухого бассейна с морской галькой. 3. Узнавание крупных фруктов в корзине. Понимание инструкции «Найди такое же яблоко!» 4. Восприятие величины, формирование понятий «большой - маленький» с опорой на жест. 5. Артик. гим-ка «Большие и маленькие» Надувать и втягивать щёчки. «Оближи губы». 6. Формирование плавного, длительного выдоха «Ароматные яблоки и груши». 7. Развитие мелкой моторики и волевого усилия, зрительного внимания. Складывание разрезных картинок с фруктами. Большими и маленькими. 8. Закрепление представлений о величине ив игре «Коробочки». Большие фрукты в большую коробочку, а маленькие в маленькую. | *Пальчиковая гимнастика «Компот». *Артик. гим-ка «Большие и маленькие» Надувать и втягивать щёчки. «Оближи губы». Алёша *Формирование начал простого описательного рассказа через простое распространенное предложение по схеме (размер, цвет, форма, вкус). Яблоко – большое, красное, круглое, сладкое. Богдан * Работа с зашумлёнными картинками. *Обучение составлению сравнительного описания фрукта и овоща с опорой на схему. *Составление загадок о фруктах. Развитие фонематического восприятия *Звук «У». Звучание, артикуляция, определение места звука в словах. Работа по альбому. Работа с букварём. Рассматривание картинок и анализ слов. Чтение и анализ, логические упражнения (хлопни столько раз, сколько букв… ) с буквами Уу. Выкладывание буквы из макарон, магнитов. Лепка из пластилина. Штриховка. | |||||||||
3 неделя | ОСЕНЬ ЧАСТИ ТЕЛА | 1. Координационное упражнение «Это ручки –вот, вот!» Показывание частей тела на себе, на кукле. 2. Выкладывание человечка. Вызывание аморфных слов го(голова, ту(туловище) и т.д). 3. Рассматривание частей лица в зеркале. Составление предложений со словом ВОТ. (Вот нос). Артик. упражнение «Улыбка», «Зубки», «Окошко». 4. Понимание вопросов о частях лица «Чем ты смотришь? Чем кушаешь кашу? Чем нюхаешь цветочки? Чем слушаешь музыку?» 5.Различие слов: мокрый-сухой, тёплый-холодный, используя разницутемпиратурных ощущений (лёд, тёплая вода, горячая тряпочка, щётка). Побуждение к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой! Ай! Ух! Ох! Ах!». 6. Формирование плавного, длительного выдоха «Ветерок». | 1. Координационное упражнение «Это ручки –вот, вот!» Показывание частей тела на себе, на кукле по показу взрослого с опорой на слова. 2. Выкладывание человечка. Соотнесение слов с частями тела. Сравнение величины. Уточнение представлений «большой-маленький». 3. Уточнение названий частей тела в игре «Это ручки? (показывать на ножки). 4.Различие слов: мокрый-сухой, тёплый-холодный, используя разницу темпиратурных ощущений (лёд, тёплая вода, горячая тряпочка, щётка). Побуждение к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой! Ай! Ух! Ох! Ах!». 5. Формирование плавного, длительного выдоха «Ветерок». | * Координационное упражнение «Листики осенние» *Проговаривание признаков осени с опорой на картинки-символы: солнце, день и ночь, небо, деревья, птицы, звери, урожай, люди. *Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Падает – падают, Шелестит – шелестят. *Согласование существительных с местоимениями в роде, числе. Мой листок, моя шапочка. *Образование относительных прилагательных: День с ветром – ветреный. Погода осенью- осенняя. *Складывание разрезной картинки «Осень» * Закрепление последовательности времён года «Что дальше?» *Формирование распространенного предложения. Небо осенью хмурое, серое, унылое. Осенью дождь моросит, льёт, мочит. *Формирование плавного, длительного выдоха «Ветерок». Богдан Развитие фонематического восприятия *Звуки «А-У». Различение на слух звуков АУ в составе слова. Придумывание рассказа со словом АУ. Чтение букваря. Синтез слова на звуковой линейке. | |||||||||
4 неделя | 1. Координационное упражнение «Это ручки –вот, вот!» 2. Рассматривание кукол мальчика и девочки. Побуждение к проговариванию «Это Таня. Это Ваня». 3. Уточнение слов-действий на действия с куклами. Побуждение к проговариванию действий . «Таня, иди! Ваня, сиди!» 4. Рассматривание картинок с действиями мальчика и девочки. Побуждение к проговариванию «Это Таня. Это Ваня». 5. Уточнение слов-действий с опорой на картинки. Побуждение к проговариванию действий на картинках. «Таня, иди! Ваня, сиди!» 6. Артик. упражнение «Улыбка», «Зубки», «Окошко». 7. Активизация ощущений собственных движений, побуждая к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами «Как ты причесываешься? Как ешь суп? Как пьёшь из кружки?» 8. Формирование плавного, длительного выдоха «Задуй свечу». | 1. Координационное упражнение «Это ручки –вот, вот!» 2. Рассматривание кукол мальчика и девочки. Чтение слов. Побуждение к пропеванию гласных при чтении «Это Таня. Это Ваня». 3. Демонстрация действий с куклами. Обозначение действий словами. Побуждение к чтению действий с куклами. «Таня, иди! Ваня, сиди!» 4. Рассматривание картинок с действиями мальчика и девочки. Побуждение к проговариванию по опорным словам «Это Таня. Это Ваня». 5. Демонстрация действий с опорой на картинки. 6. Подарки для Тани и Вани. Соотнесение подарков квадратной и круглой формы с квадратной и круглой формой коробок. 7. Артик. упражнение «Улыбка», «Зубки», «Окошко». 8. Формирование плавного, длительного выдоха «Задуй свечу». | * Координационное упражнение «Это ручки –вот, вот!» * Активизация словаря предметов, признаков, действий по теме. *Образование существительных множественного числа от единственного. Согласование с числительными «один», «два». *Практическое употребление притяжательных прилагательных и местоимений мой, моя, моё в игре «Скажи правильно». *Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных в сравнении частей тела своих и кукольных. Нога – ножка, рука – ручка, язык – язычок, живот – животик. *Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Глаз – смотрит, ухо слышит. Глаза – смотрят, уши слышат. *Различение существительных с прилагательными в роде и числе. Левая рука, правое ухо. *Составление рассказа описания о маме и брате по плану: пол, возраст, волосы, глаза. *Сравнение себя с братом. По цвету волос, росту, цвету глаз. *Артик. упражнение «Улыбка», «Зубки», «Окошко». *Формирование плавного, длительного выдоха «Задуй свечу». Богдан Развитие фонематического восприятия *Звуки «А-У». Различение на слух Звуков УА в составе слова. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков УА. Работа со звуковой коробкой и кассой букв. Чтение сочетаний по букварю. | ||||||||||
Декабрь | |||||||||||||
1 неделя | ОДЕЖДА | 1. Координационное упражнение «Это платье для Танюшки!» 2. Рассматривание одежды на себе, на кукле Тане. Побуждение к проговариванию «Это Таня. Это платье. Это юбка. Это воротник… ». Обобщающее слово «Одежда» 3. Уточнение слов-действий раздевать, одевать на действия с куклами. Игра «Собери Таню на прогулку». Побуждение к проговариванию «Таня, иди! Таня, сиди! Таня, на штаны! Одевай! Таня, пока! Таня, иди!» 4. Рассматривание картинок с цветной одеждой. Сортировка по цвету. 5. Рассматривание картинок с одеждой для 3 Медведей. Сортировка по размеру. 6. Сложи разрезанные картинки с предметами одежды разного цвета. 7. Артик. упражнение «Улыбка», «Удивление», «Стирка» (движение языка вверх-вниз). 8. Активизация ощущений собственных движений, побуждая к совершению знакомых действий с бумажкой-пелёнкой «Постираем пелёнки для куклы Алёнки! Погладим пелёнки для куклы Алёнки! » 9. Формирование плавного, длительного выдоха «Сушим бельё на верёвочке». | 1. Координационное упражнение «Это платье для Танюшки!» 2. Рассматривание одежды на себе, на кукле Тане. Чтение предложений «Это Таня!» Проговаривание с опорой на гласные «Это Таня. Это платье. Это юбка. Это воротник… ». Обобщающее слово «Одежда». 3. Уточнение слов-действий раздевать, одевать на действия с куклами. Игра «Собери Таню на прогулку». Побуждение к проговариванию с опорой на слова «Таня, иди! Таня, сиди! Таня, на штаны! Одевай! Таня, пока! Таня, иди!» 4. Рассматривание картинок с цветной одеждой. Сортировка по цвету. 5. Рассматривание картинок с одеждой для 3 Медведей. Сортировка по размеру. 6. Сложи разрезанные картинки с предметами одежды разного цвета. 7. Артик. упражнение «Улыбка», «Удивление», «Стирка» (движение языка вверх-вниз). 8. Активизация ощущений собственных движений, побуждая к совершению знакомых действий с бумажкой-пелёнкой «Постираем пелёнки для куклы Алёнки! Погладим пелёнки для куклы Алёнки! » 9. Формирование плавного, длительного выдоха «Сушим бельё на верёвочке». | * Координационное упражнение «Это платье для Наташки» * Активизация словаря предметов (рубашка и её части), признаков, действий по теме. Расскажи что надето на тебе и на маме. Отгадай целую вещь по её частям. *Знакомство с профессией портной. Образование признаков по назначению одежды: халат для дома-домашний, форма для спорта….. *Дифференциация глаголов шить, вязать, вышивать. *Закрепление навыка построение простого распространенного предложения путем перечисления различной одежды. Что ты наденешь летом (зимой)? Что ты наденешь Ване (Тане)? *Выделение общих и отличительных признаков двух предметов. *Обучение самостоятельным полным ответам на вопросы по сюжетной картинке после прочтения рассказа Нищевой «Красное платье в белый горошек». Богдан Развитие фонематического восприятия *Звук «О». Выделение гласного звука «О» под ударением. Воспроизведение слоговых рядов со звуком «О» (по-то-ко-хо, то-ко-хо-по и тд.). Звуковой анализ и синтез сочетания гласных. Чтение сочетания гласных. Знакомство с буквой Оо. | |||||||||
2 неделя | ОБУВЬ | 1. Координационное упражнение «Это тапки для Антошки!» 2. Рассматривание обуви на себе, на кукле Тане. Побуждение к проговариванию «Это Таня. Это тапки. Это шнурки… ». Обобщающее слово «Обувь». 3. Уточнение слов-действий раздевать, одевать на действия с куклами. Игра «Собери Таню на прогулку». Побуждение к проговариванию «Таня, иди! Таня, сиди! Таня, на штаны! Одевай! Таня, пока! Таня, иди!» 4. Рассматривание кукольной обуви. Объединение по парам. 5. Рассматривание картинок с обувью для 3 Медведей. Сортировка по размеру. 6. Артик. упражнение «Улыбка», «Удивление», «Стирка» (движение языка вверх-вниз). 8. Активизация ощущений собственных движений, побуждая к шнуровке ботиночка. 9. Формирование плавного, длительного выдоха «Разноцветные шнурочки». | 1. Координационное упражнение «Это тапки для Антошки!» 2. Рассматривание обуви на себе, на кукле Тане. Обобщающее слово «Обувь». Чтение и побуждение к проговариванию с опорой на гласные «Это Таня. Это тапки. Это шнурки… ». 3. Уточнение слов-действий раздевать, одевать на действия с куклами. Игра «Собери Таню на прогулку». Побуждение к проговариванию с опорой на слова «Таня, иди! Таня, сиди! Таня, на штаны! Одевай! Таня, пока! Таня, иди!» 4. Рассматривание кукольной обуви. Объединение по парам. 5. Рассматривание картинок с обувью для 3 Медведей. Сортировка по размеру. 6. Артик. упражнение «Улыбка», «Удивление», «Стирка» (движение языка вверх-вниз). 8. Активизация ощущений собственных движений, побуждая к шнуровке ботиночка. 9. Формирование плавного, длительного выдоха «Разноцветные шнурочки».
| *Координационное упражнение «Это тапки для Антошки!» * Активизация словаря предметов (ботинок и его части), признаков, действий по теме. Знакомство с профессией сапожника. *Расскажи для чего нужны тапки и резиновые сапоги… Отгадай целую вещь по её частям. *Употребление Р. падежа с предлогом без-. *Употребление предлогов. Сапоги в коробке. Тапочки на полке. Ботинки около стула. Валенки достаю из шкафа. Туфли беру с полки и т.д. *Пересказ сказки Нищевой «Илюшины тапки» Богдан Развитие фонематического восприятия * Звуки «А – О – У – И» Определение места звуков в словах. Анализ и синтез сочетаний из 3-х гласных звуков (АУО, ИУО, УОИ). Работа с буквами «Что лишнее? А-обведи, О-зачеркни, И-подчеркни, У-раскрась. Зачеркни лишний предмет в ряду. Соедини картинки с буквами.» | |||||||||
3 неделя | ЗИМА. ПРИЗНАКИ ЗИМЫ | 1. Формирование плавного, длительного выдоха «Снежинки» 2. Артик. упражнение «Улыбка», «Заборчик», «Окошко». 3. Рассматривание картины с зимним сюжетом. Развитие слухового и зрительного восприятия. Побуждение к ответу на вопросы: «Где снег? Где деревья?» Проговариванию: «Это снег. Тут снег. Там дерево.… ». Обобщающее слово «Зима». 4. Различие слов: мокрый-сухой, тёплый-холодный, используя разницу темпиратурных ощущений (снег, тёплая вода, горячая тряпочка, щётка). Побуждение к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой! Ай! Ух! Ох! Ах!». Проговаривание «Это снег. Вот вода. Там снег». 5.Рассматривание елочек. Выкладывание елочки из счетных палочек, зеленых треугольников. 6. Развитие мелкой моторики. Работа на подносе с манкой, упражнение «Следы», «Дорожки». 7. Формирование плавного, длительного выдоха «Подуй на снежинку». 8. Пропевание звуков [А,О,У,И] в игровых ситуациях: ветерок дует, Ася радуется снегу, ручки замёрзли. | 1. Формирование плавного, длительного выдоха «Снежинки» 2. Артик. упражнение «Улыбка», «Заборчик», «Окошко». 3. Рассматривание картины с зимним сюжетом. Развитие зрительного восприятия с опорой на слова. Побуждение к ответу на вопросы: «Где снег? Где деревья?» Обобщающее слово «Зима». 4. Различие слов: мокрый-сухой, тёплый-холодный, используя разницу темпиратурных ощущений (снег, тёплая вода, горячая тряпочка, щётка). Побуждение к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой! Ай! Ух! Ох! Ах!» с опорой на слова на карточках. Проговаривание «Это снег. Вот вода. Там снег». 5.Рассматривание елочек. Выкладывание елочки из счетных палочек, зеленых треугольников. 6. Развитие мелкой моторики. Работа на подносе с манкой, упражнение «Следы», «Дорожки». 7. Формирование плавного, длительного выдоха «Подуй на снежинку». | *Формирование плавного, длительного выдоха «Снежинки» *Артик. упражнение «Улыбка», «Заборчик», «Окошко». *Рассматривание картины с зимним сюжетом. Развитие наблюдательности в определении признаков зимы. *Образование сложного слова «снегопад». *Употребление предлогов на, около, за, под в составе простого предложения. *Склонение слова «снег» по падежам. *Формирование сложноподчиненного предложения с союзом потому что. На картинке зима, потому что на ней есть снег, санки и т.д. *Формирование простого распространенного предложения. Дети надевают шубу, валенки, шапку, варежки и т.д. *Заучивание стихов и песен к утреннику *Составление описательного рассказа о сезоне с опорой на схемы. Богдан Развитие фонематического восприятия Звук «М» Формирование понятия «согласный звук», артикуляция, признаки. Определение в словах первого и последнего согласного звука, | |||||||||
4 неделя | ЗИМА. НОВЫЙ ГОД | 1. Формирование плавного, длительного выдоха «Снежинки» 2. Артик. упражнение «Лопатка», «Заборчик», «Окошко». 3. Рассматривание картины с зимним праздником. Развитие слухового и зрительного восприятия. Побуждение к ответу на вопросы: «Где елка? Где Дед мороз?» Проговариванию: «Это снег. Тут снег. Там дерево». Обобщающее слово «Зима». 4. Развитие мелкой моторики. Сортировка игрушек для елки. 5. Активизация ощущений собственных движений, побуждая к шнуровке «Елочка». Побуждение к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой! Ай! Ух! Ох! Ах!». 6. Развитие мелкой моторики. Работа на подносе с манкой, упражнение «Следы», «Дорожки». 7. Формирование плавного, длительного выдоха «Подуй на снежинку». 8. Пропевание звуков [А,О,У,И] в игровых ситуациях: ветерок дует, Ася радуется Деду Морозу, ручки замёрзли. | 1. Формирование плавного, длительного выдоха «Снежинки» 2. Артик. упражнение «Лопатка», «Заборчик», «Окошко». 3. Рассматривание картины с зимним праздником. Развитие зрительного восприятия. Чтение обобщающего слова «Зима». 4. Развитие мелкой моторики. Сортировка игрушек для елки. 5. Активизация ощущений собственных движений, побуждая к шнуровке «Елочка». Побуждение к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой! Ай! Ух! Ох! Ах!» с опорой на слова. 6. Развитие мелкой моторики. Работа на подносе с манкой, упражнение «Следы», «Дорожки». 7. Формирование плавного, длительного выдоха «Подуй на снежинку». | *Формирование плавного, длительного выдоха «Снежинки» *Артик. упражнение «Улыбка», «Заборчик», «Окошко». *Образование существительных множественного числа от единственного. Елка – елки, подарок – подарки, хлопушка – хлопушки, гирлянда – гирлянды. *Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Снежинка –снежиночка, песня – песенка, игрушка – игрушечка. * Употребление предлогов на, около, за, под в составе простого предложения. *Составление простого предложения с глаголом в будущем времени. *Заучивание стихотворений к празднику. *Формирование умения отвечать на вопросы по сюжетной картине. Богдан Развитие фонематического восприятия Буква «М» Работа по букварю. Развитие навыков анализа и синтеза. Развитие ритма в повторении рядов слогов с разной силой голоса. | |||||||||
Январь | |||||||||||||
2 неделя | ЗИМА. ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ. | 1. Формирование плавного, длительного выдоха «Снежинки» 2. Артик. упражнение «Лопатка», «Заборчик», «Окошко». 3. Рассматривание картины с зимней прогулкой. Развитие слухового и зрительного восприятия. Побуждение к ответу на вопросы: «Где дети? Где горка? Где санки?» Проговариванию: «Тут дети. Там санки. Вот горка.» Обобщающее слово «Зима». 4. Развитие мелкой моторики «Снежинки-пушинки», обрывание кусочков бумаги. Побуждение к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой! Ай! Ух! Ох! Ах!». . 5. Формирование плавного, длительного выдоха «Подуй на пушинки». 6. Дидактическая игра «Собери куклу на зимнюю прогулку». 7. Пропевание звуков [А,О,У,И] в игровых ситуациях: Алёша едет на санках, Ася катается на горке, ручки замёрзли. 8. Координационное упражнение «Зимние забавы» | 1. Формирование плавного, длительного выдоха «Снежинки» 2. Артик. упражнение «Лопатка», «Заборчик», «Окошко». 3. Рассматривание картины с зимним праздником. Развитие зрительного восприятия. Чтение обобщающего слова «Зима». 4. Развитие мелкой моторики. Сортировка игрушек для елки. 5. Активизация ощущений собственных движений, побуждая к шнуровке «Елочка». Побуждение к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой! Ай! Ух! Ох! Ах!» с опорой на слова. 6. Развитие мелкой моторики. Работа на подносе с манкой, упражнение «Следы», «Дорожки». 7. Формирование плавного, длительного выдоха «Подуй на снежинку». | *Формирование плавного, длительного выдоха «Снежинки» *Артик. упражнение «Улыбка», «Заборчик», «Окошко». *Образование существительных множественного числа от единственного. Елка – елки, подарок – подарки, хлопушка – хлопушки, гирлянда – гирлянды. *Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Снежинка –снежиночка, песня – песенка, игрушка – игрушечка. * Употребление предлогов на, около, за, под в составе простого предложения. *Составление простого предложения с глаголом в будущем времени. *Заучивание стихотворений к празднику. *Формирование умения отвечать на вопросы по сюжетной картине. Богдан Развитие фонематического восприятия Буква «М» Анализ и синтез слов, состоящих из 2-х звуков согласного и гласного (УМ, АМ, МЫ, МУ). | |||||||||
3 неделя | ЗИМА. ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ. | 1. Формирование плавного, длительного выдоха «Пушинки» 2. Артик. упражнение «Лопатка», «Заборчик», «Окошко». 3. Пальчиковая гимнастика «Снежок». Сминание бумаги в комок. Игра «Подуй на комок», «Попади в цель». 4. Дидактическая игра «Помоги кукле Кате». Цель: выбрать из набора вещей зимнюю одежду. 5. Пропевание звуков [А,О,У,И] в игровых ситуациях: Алёша едет на санках, Ася катается на горке, ручки замёрзли. 6. Координационное упражнение «Зимние забавы» 7. Дидактическая игра «Выбери картинку». Ребёнок выбирает картинку, указанную педагогом. «Дети катаются на горке. Мальчик едет на санках»… 8. Игра « Слепи снеговика». Разрезная картинка, кружочки из картона. | 1. Формирование плавного, длительного выдоха «Снежинки» 2. Артик. упражнение «Лопатка», «Заборчик», «Окошко». 3. Рассматривание картины с зимним праздником. Развитие зрительного восприятия. Чтение обобщающего слова «Зима». 4. Развитие слухового восприятия, выработка условнодинамического рефлекса на звук в упражнении «Кнопка». 5. Развитие слухового восприятия и игре «Угадай, что звучит?» Слушание, сличение инструментов (барабан, металлофон, бубен, колокольчик) с картинками. Обозначение звукокомплексами (бам-бам, ду-ду, бам-бам, динь-динь). 6. Развитие понятий «Один»-«Много» с опорой на количество звуков. | *Формирование плавного, длительного выдоха «Снежинки» *Артик. упражнение «Улыбка», «Заборчик», «Окошко». *Образование существительных множественного числа от единственного. Елка – елки, подарок – подарки, хлопушка – хлопушки, гирлянда – гирлянды. *Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Снежинка –снежиночка, песня – песенка, игрушка – игрушечка. * Употребление предлогов на, около, за, под в составе простого предложения. *Составление простого предложения с глаголом в будущем времени. *Заучивание стихотворений к празднику. *Формирование умения отвечать на вопросы по сюжетной картине. Богдан Развитие фонематического восприятия Буква «М» Работа со звуковой корзиной. Развитие навыков чтения. | |||||||||
4 неделя | ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ | 1.Понимание названия домашних птиц. Глаголы: крякает, пищит, гогочет, кукарекает. 2.Звукоподражания: «ко-ко, пи-пи, га-га» в игре «Где спрятались птички?» (за домиком, около дерева, у забора. Называние словом и звукоподражанием после прочитанного стих-ния. Понимание конструкций с предлогами. 3.Различение грамматических форм существительных множественного числа. 4. Дидактическая игра «Мой, моя, моё». 5.Эталонные формы: круг, шар. Сравнение. 6.Выделение звука [У] из ряда других звуков. | 1. Формирование плавного, длительного выдоха «Лепесточки-цветочки»» 2. Артик. упражнение «Улыбка», «Барабан», «Окошко». 3. Рассматривание картины с цветами. Выработка УДР на удар в упражнении «Полёт бабочки», «Яблоня. 4. Развитие слухового восприятия и игре «Угадай, что звучит?» Слушание, сличение инструментов (барабан, металлофон, бубен, колокольчик) с картинками. Обозначение звукокомплексами (бам-бам, ду-ду, бам-бам, динь-динь). 5. Рассматривание картинки «Птичий двор». Звукокомплексы «Ко-ко, Га-га, Бл-бл, Ку-ка-ре-ку» С опорой на буквы, слоги. | *Формирование плавного, длительного выдоха «Снежинки» *Артик. упражнение «Улыбка», «Заборчик», «Окошко». *Образование существительных множественного числа от единственного. *Обучение образованию глаголов от звукоподражаний. *Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. *Согласование существительных с глаголами в числе в составе простого предложения. *Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Курица – клюет, бегает, ищет. Цыплята – клюют, бегают, ищут. *Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. Пушистый цыпленок, сердитый гусь, смелый петушок. Богдан Развитие фонематического восприятия Буква «М» Развитие навыков анализа и синтеза на основе буквенной линейки. | |||||||||
Февраль | |||||||||||||
1 неделя | ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ | 1.Понимание названия домашних птиц, действий в игре «Кто спрятался под стульчиком?» 2.Звукоподражания: ко-ко, пи-пи, аф-аф. 3.Различение предлогов и игре «Птички и кошка». 4. Дидактическая игра «Накорми птичек». 5. Дидактическая игра «На птичьем дворе». 6.Выделение звука [У] из ряда других звуков. 7. Формирование плавного, длительного выдоха «Пёрышки» 8. Артик. упражнение «Клювик», «Заборчик», «Окошко». | 1. Формирование плавного, длительного выдоха «Пёрышки». 2. Артик. упражнение «Улыбка», «Клювик», «Окошко». 3. Рассматривание картины с курицей-наседкой. Выработка УДР на удар в упражнении «Цыплята». 4. Развитие слухового восприятия и игре «Угадай, кто кричит?» Слушание за ширмой, звукокомплексы (курица, гусь, петух, цыплёнок, индюк). Сличение слогов с картинками. Обозначение 5. Складывание пазла «Уточка в пруду» 6. Упражнение на развитие моторики «Покорми птиц», сортировка фасоли и гороха. | *Формирование описательного рассказа по схеме. Ее размер, окраска. Где живет, что ест? *Составление простого предложения с предлогами на, за, под. *Заучивание народных потешек по теме. *Развитие умения отвечать на вопросы по содержанию рассказа. *Пересказ адаптированного рассказа «Цыплёнок и утёнок» Сутеева Богдан Развитие фонематического восприятия Звук «М» Дифференциация звуков «М-МЬ».Выделение из ряда согласных. Анализ слогов МЫ и МИ. Анализ слова МАМА
| |||||||||
2 неделя | ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ | 1. Понимание: название домашних животных и их действий. 2. Звукоподражание: му-у(у), гав(ав), мяу(ау). Подзывы животных: ксс-ксс в игре «Кто спрятался?» 3. Дидактическая игра «Дорожки для животных» со счётными палочками в одном направлении. 4. Дидактическая игра «Накорми животных» с использованием муляжей овощей и продуктов. 5. Звуки [У,А,И,О]. Уточнение артикуляции. Пропевание с разной громкостью. 6. Формирование плавного, длительного выдоха «Подуй на хвостики». | 1. Формирование плавного, длительного выдоха «Хвостики». 2. Артик. упражнение «Улыбка», «Кошечка лакает молочко», «Собачка рычит», «Корова мычит». 3. Рассматривание картины «Домик в деревне» . Припоминание звукокомплексов прошлого занятия (курица, гусь, петух, цыплёнок, индюк)с опорой на слоги в упражнении «Звуки улицы». Дорисовывание. 4. Развитие слухового восприятия и игре «Угадай, кто кричит?» Слушание за ширмой, звукокомплексы (кошка, собака, корова, коза, лошадь). Сличение слогов с картинками, игрушками. 5. Складывание пазлов «Домашние животные» | *Образование существительных множественного числа от единственного. *Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. *Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. *Согласование существительных с местоимениями в роде и числе. *Развитие зрительного внимания и памяти: - складывание разрезных картинок; - игра «Чем отличаются?». Богдан Развитие фонематического восприятия Звук «М» Дифференциация звуков «М-МЬ».Выделение из ряда согласных. Анализ слогов МЫ и МИ. Анализ слова МАМА | |||||||||
3 неделя | ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ | 1.Понимание: название домашних животных и их действий. 2.Звукоподражание: му-у(у), иа(а), мяу(ау). Игра «Кто спрятался в домике?» по перечисленным действиям ребёнок называет животное. 3.Понимание громкого и тихого произношения в подражании кошке и котёнку в игре «Споём песенки». 4. Дидактическая игра «Дорожки для животных» со счётными палочками в разных направлениях. 5. Дидактическая игра «Прятки». Кто спрятался под деревом, за стулом, под кустом. 6. Пропевание гласных звуков, их сочетаний с разной высотой в игре «Найди маму». Родители поют низко, а дети –высоко. 7. Формирование плавного, длительного выдоха «Покачай малыша». | 1. Формирование плавного, длительного выдоха «Хвостики». 2. Артик. упражнение «Улыбка», «Кошечка лакает молочко», «Собачка рычит», «Корова мычит». 3. Рассматривание картины «Домик в деревне». Проговаривание и дорисовывание кошки, собаки, коровы, козы, лошади. 4. Упражнение на развитие моторики «Накорми животных», сортировка угощения из корзины. Развитие фразы: «Мяу, на… АВ-ав, на!» 5. Складывание кубиков «Домашние животные» . Игра «ДА-НЕТ» на основе собранного изображения уточнить как кричит животное, стимулируя ответ ребёнка: «ДА-НЕТ». | *Составление простого предложения, распространенного дополнением. *Составление простых предложений из трех – четырех слов. *Формирование описательного рассказа по схеме. Кто это? Его размер, цвет. Где он живет? Чем питается? *Заучивание народных потешек, диалогов по теме. *Выделение общих и отличительных признаков кошки и собаки. *Развитие логического мышления: - отгадывание загадок. Богдан Развитие фонематического восприятия Звук «М» Дифференциация звуков «М-МЬ».Выделение из ряда согласных. Анализ слогов МЫ и МИ. Анализ слова МАМА | |||||||||
4 неделя | МАМИН ПРАЗДНИК. | 1. Формирование плавного, длительного вдоха и выдоха «Первые цветы» 2. Пальчиковая гимнастика «Стираем пелёнки сестрёнки Алёнки» с кусочком бумаги. 3. Артик. упражнения «Блинчики», «Конфетки», «Окошко». 4. Рассматривание картин, беседа по содержанию «Что делает мама?» 5. Дидактическая игра «Наведи порядок». Соотнесение игрушек с коробкой. 6. Дидактическая игра «Заплатки». Соотнести фигуру с контуром. 7. Развитие мелкой моторики «Бусы для мамы», чередуя цвет бусин, заданный взрослым. 8. Пропевание звуков [А,О,У,И] в игровых ситуациях: мама укладывает спать ребёнка, поёт, дует на компот…. | 1. Формирование плавного, длительного выдоха «Хвостики». 2. Артик. упражнение «Улыбка», «Кошечка лакает молочко», «Собачка рычит», «Корова мычит». 3. Рассматривание картины «Домик в деревне». Проговаривание и дорисовывание кошки, собаки, коровы, козы, лошади. 4. Упражнение на развитие моторики «Накорми животных», с помощью карандаша. Развитие фразы: «Мяу, на… Ав-ав, на!» 5. Складывание кубиков «Домашние животные» . Игра «ДА-НЕТ» на основе собранного изображения уточнить как кричит животное, стимулируя ответ ребёнка: «ДА-НЕТ». | *Образование существительных множественного числа от единственного.. *Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. *Дифференциация глаголов множественного и единственного числа. Мама – поет, печет, целует. Дети – поют, пекут, целуют. *Согласование существительных с местоимениями в роде и числе. *Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. В игре «Скажи наоборот» *Заучивание поздравлений к празднику. *Составление рассказа по плану о бабушке, маме, сестре. *Развитие диалогической речи. Осмысление родственных связей. Формирование навыка отвечать на вопросы полным предложением | |||||||||
Март | |||||||||||||
1 неделя | СЕМЬЯ. МАМИН ПРАЗДНИК | 1. Формирование плавного, длительного вдоха и выдоха «Первые цветы» 2. Пальчиковая гимнастика «Помогаю маме» с прищепками и цветными ленточками (соотнести). 3. Артик. упражнения «Блинчики», «Конфетки», ««Оближи варенье». 4. Дидактическая игра «Моя семья». Договаривание фраз по картинкам: Это мама. Это папа. 5. Активизация ощущений, зрительного восприятия «Цветы для мамочки» из разноцветной мозаики. 6. Развитие мелкой моторики. Работа с крупой и макаронами «Помоги маме приготовить обед». 7. Формирование плавного, длительного выдоха «Подуй на снежинку». 8. Пропевание звуков [А,О,У,И] в игровых ситуациях: ветерок дует, Ася радуется Деду Морозу, ручки замёрзли. | 1. Формирование плавного, длительного выдоха «Цветочки». 2. Артик. упражнение «Улыбка», «Мама улыбается», «Саша сердится», «Саша кушает». 3. Рассматривание картины «Звуки дома». Проговаривание и дорисовывание бытовых шумов, проговаривание с опорой на буквы и слоги. 4. Упражнение на развитие зрительного восприятия, моторики «Моя семья», называние героев, с опорой на слова, отбор подходящих по сюжету картинок (семья на улице, семья дома). Активизация фраз из двух слов: «Это мама. Это папа.». 5. Пальчиковая гимнастика «Семья». 6. Выкладывание торта для мамы с заданным цветовым рисунком. | *Согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже: один брат, два брата, три брата, пять братьев. *Закрепление навыка построения простого предложения по предъявляемым картинкам. *Составление рассказа из личного опыта «Я помогаю маме. *Формирование навыков диалогической речи: -драмматизация сценок из семейных взаимоотношений Богдан Звук «Н». Выделение первого и последнего согласного «Н»: а) в обратных слогах АН, УН, ИН; б) в словах НА, НАМ, ОНА, ОНИ, ОН. Воспроизведение слоговых рядов: ан-ун-ин ун-ин-ан ин-ан-ун | |||||||||
2 неделя | ДОМ. МЕБЕЛЬ | 1. Формирование плавного, длительного вдоха и выдоха «Сдуй пылинки» с бумажками, ваткой. 2. Пальчиковая гимнастика «Стол. Стул». 3. Артик. упражнения «Дорожка», «Улыбка». 4. Дидактическая игра «В гостях у Маши». Обыгрывание кукольной мебели. Договаривание фраз по действиям с предметами: Это стул. Это стол. Это шкаф. 5. Дидактическая игра «Каждой вещи свое место». Сортировка предметов по назначению: чашка на стол, подушка на диван, одежду в шкаф, игрушку на полку. Активизация зрительного восприятия, пространственной ориентировки в упражнении: «На чём стоит? Где лежит?» 6. Понимание и различение слов-действий и состояний: «Покажи на чём сидят? Покажи на чём едят? Покажи куда кладут одежду?» | 1. Формирование плавного, длительного выдоха «Цветочки». 2. Артик. упражнение «Улыбка», «Мама улыбается», «Саша сердится», «Саша кушает». 3. Припоминание звуков картины «Звуки дома». Проговаривание и обозначение бытовых шумов с опорой на буквы и слоги. 4. Упражнение на развитие зрительного восприятия, моторики «Моя мама, мой папа. Я.» Активизация фраз из двух слов: «Это мама. Это тут. Это папа. Это там». Подбор картинок с действиями. 5. Пальчиковая гимнастика «Семья». 6. Выкладывание бус для мамы. Для папы упражнение «Машину поставь в гараж» (определение длительности и прерывистости сигнала). | *Практическое употребление множественного числа существительных. *Дифференциация понятий «длинный» - «короткий», «высокий» - «низкий». *Образование сложных слов «одноэтажный, пятиэтажный, трёхкомнатная» *Образование относительных прилагательных. С опорой на пособия «Дома на нашей улице». *Практическое употребление совершенной и несовершенной формы глагола «строить». *Знакомство со строительными профессиями, закрепление представлений о частях дома. * Работа по карте «Дорога домой». Заучивание домашнего адреса. Беседа о необходимости знать его очень уверенно. Богдан Звуки «Н, НЬ». Выделение первого и последнего согласного «Н»: а) в обратных слогах АН, УН, ИН; б) в словах НА, НАМ, ОНА, ОНИ, ОН. Воспроизведение слоговых рядов: ан-ун-ин ун-ин-ан ин-ан-ун | |||||||||
3 неделя | ДОМ. МЕБЕЛЬ | 1. Формирование плавного, длительного вдоха и выдоха «Сдуй пылинки» с бумажками, ваткой. 2. Пальчиковая гимнастика «Стол. Стул». 3. Артик. упражнения «Дорожка», «Улыбка». 4. Дидактическая игра «В гостях у Маши». Строительство кукольной мебели из деревянного строителя. Обыгрывание кукольной мебели. Договаривание фраз по действиям с предметами: «Это стул. Это стол. Это шкаф». 5. Дидактическая игра «Что в мешочке?». Сортировка предметов круглой и квадратной формы. 6. Понимание и различение слов-действий и состояний: «Покажи на чём сидят? Покажи на чём едят? Покажи куда кладут одежду?» | 1. Формирование плавного, длительного выдоха «Цветочки». 2. Артик. упражнение «Улыбка», «Мама улыбается», «Саша сердится», «Саша кушает». 3. Припоминание звуков картины «Звуки дома». Проговаривание и обозначение бытовых шумов с опорой на буквы и слоги. Произношение звуков дома громко и тихо, внизу, наверху (под столом, за ширмой наверху). 4. Упражнение на развитие фонематического восприятия «Стол и стул». Послушай и выполни: «Посади кису на стул. Положи на стол». 5. Координационное упражнение «Дом». 6. Упражнение на развитие зрительного восприятия «Отведи в свой дом» - машину в гараж, собак в конуру. | *Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением после чтения рассказа «Илюшина кроватка» *Составление простого предложения, распространенного дополнением. *Развитие умения сравнивать предметы мебели по сходным признакам, величине. *Припоминание домашнего адреса. Игра «Кто ты?» с целью усвоения своей социальной роли в зависимости от ситуации «В больнице я больной, в магазине я покупатель,…». Богдан Дифференциация звуков «Н-НЬ». Развитие фонем. восприятия в игре «Ромашка» Работа с символами из звуковой корзины. Анализ и синтез слова НИНА. | |||||||||
4 неделя | ВЕСНА. | 1.Понимание речи. Покажи на картинке где ручей, лужи, сосульки, солнышко, птички, цветы. 2.Вызывание слов по теме, договаривание слов. 3.Понимание вопросов: «Где?», «На чем?». 4.Составление фразы из двух слов. 5.Звуки [П, Т, К]. Уточнение артикуляции звука. Проговаривание звуков [П, Т, К] в игровых ситуациях. 6. Пальчиковая гимнастика «Весна», координационное упражнение «Весна пришла». 7. Формирование плавного, длительного вдоха и выдоха «Капитаны» с бумажными корабликами на столе и в тазу с водой.. | 1. Формирование плавного, длительного выдоха «Цветочки». 2. Артик. упражнение «Улыбка», «Мама улыбается», «Саша сердится», «Саша кушает». 3. Припоминание звуков картины «Звуки дома». Проговаривание и обозначение бытовых шумов с опорой на буквы и слоги. Произношение звуков дома громко и тихо, внизу, наверху (под столом, за ширмой наверху). 4. Упражнение на развитие фонематического восприятия «Стол и стул». Послушай и выполни: «Посади кису на стул. Положи на стол». 5. Координационное упражнение «Дом». 6. Упражнение на развитие зрительного восприятия «Отведи в свой дом» - машину в гараж, собак в конуру. | *Образование существительных множественного числа от единственного. Лист – листья, сосулька – сосульки, ручей – ручьи, проталина –проталины. *Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Цветок – цветочек, ручей – ручеек, солнце – солнышко. *Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Сосулька – капает, плачет. Сосульки – капают, плачут. *Употребление предлогов над, под, на, в… *Формирование сложноподчиненного предложения с союзом потому что. Игра «Что перепутал художник?» На картинке весна, потому что на ней есть ручеек и т.д. Богдан Дифференциация звуков «Н-НЬ». Развитие фонем. восприятия в игре «Ромашка» | |||||||||
Апрель | |||||||||||||
1 неделя | ВЕСЕННЯЯ ОДЕЖДА | 1. Формирование плавного, длительного вдоха и выдоха «Капитаны» с бумажными корабликами на столе и в тазу с водой.. 2. Пальчиковая гимнастика «Весна», координационное упражнение «Весна пришла». 3. Дидактическая игра «Поможем кукле одеться». Выбор предметов одежды для весенней прогулки. Сопровождение действий фразами из 2 слов: Это кофта, это шапка… 4. Дидактическая игра «Отгадай время года», кртинки с приметами осени, зимы, лета, весны. Предлагаю найти картинку к описанию приметы. | 1. Формирование плавного, длительного выдоха «Цветочки». 2. Артик. упражнение «Улыбка», «Мама улыбается», «Саша сердится», «Саша кушает». 3. Припоминание звуков картины «Звуки дома». Проговаривание и обозначение бытовых шумов с опорой на буквы и слоги. Произношение звуков дома громко и тихо, внизу, наверху (под столом, за ширмой наверху). 4. Упражнение на развитие фонематического восприятия «Стол и стул». Послушай и выполни: «Посади кису на стул. Положи на стол». 5. Координационное упражнение «Дом». 6. Упражнение на развитие зрительного восприятия «Отведи в свой дом» - машину в гараж, собак в конуру. | *Игра «Что за чем? Что сначала, что потом?» *Составление рассказа-описания о весне с опорой на картинки игры «Времена года», личные наблюдения. *Развитие мелкой моторики Д/И «Собери куклу на прогулку» Разбор вещей, одевание куклы. Богдан Дифференциация звуков «Н-НЬ, М-МЬ». Звуковой анализ и синтез слова НАМ. Работа с кассой букв, выкладывание слова ОН, преобразование его в слово ОНА, ОНИ. Развитие фонем. восприятия в игре « Звуковой коврик». | |||||||||
2 неделя | ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ | 1. Понимание: название диких животных и их действий. 2. Звукоподражания и слова: заяц, мишка, лиса, волк, белка, ёж. в игре «Кто спрятался?» 3. Дидактическая игра «Дорожки для животных» со счётными палочками в разных направлениях, «Прятки» с мостиком и пеньком. Цель: усвоение простых предлогов по инструкции педагога: Мишка идёт.., зайка идёт… 4. Пальчиковая игра «Сосна и зайка». 5. Формирование плавного, длительного выдоха «Подуй на хвостики». 6. Артик. упражнения «Злой волк», «Добрый зайка». | 1. Формирование плавного, длительного выдоха «Хвостики». 2. Артик. упражнение «Злой волк», «Добрый зайка». 3. Рассматривание картины «В лесу». Чтение с опорой на слоги в упражнении «Звуки леса». 4. Развитие слухового восприятия и игре «Угадай, кто кричит?» Слушание за ширмой, звукокомплексов ( зайка, мишка, волк, лиса). Сличение слогов с игрушками. 5. Дидактическая игра «Дорожки для животных» со счётными палочками в разных направлениях. 6. Пальчиковая игра «Сосна и зайка». 7. Складывание пазлов: еж, зайка, мишка, волк, лиса. | *Образование существительных множественного и единственного числа. *Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. *Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Заяц – прыгает, скачет, играет. Зайцы – прыгают, скачут, играют. *Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. Хитрая лиса, трусливые зайчики, косолапый медведь, серые волки. *Формирование простого описательного рассказа, загадки по схеме. Богдан Звуки «Н, НЬ». Выделение первого и последнего согласного «Н»: а) в обратных слогах АН, УН, ИН; б) в словах НА, НАМ, ОНА, ОНИ, ОН. Воспроизведение слоговых рядов: ан-ун-ин ун-ин-ан ин-ан-ун | |||||||||
3 неделя | ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ | 1. Формирование плавного, длительного выдоха «Подуй на хвостики». 2. Артик. упражнения «Злой волк», «Добрый зайка». 3. Дидактические игры «Кто спрятался?», «Чьи детки?» «Дорожки для животных» с игрушечными животными и детёнышами. 4. Пальчиковая игра «Сосна и зайка». 5. Игра со счётными палочками «Посади ёлочку», «Построим домик» выкладывание по образцу. | 1. Формирование плавного, длительного выдоха «Хвостики». 2. Артик. упражнение «Злой волк», «Добрый зайка». 3. Рассматривание картины «В лесу». Чтение с опорой на слоги в упражнении «Звуки леса». 4. Развитие слухового восприятия и игре «Угадай, кто кричит?» Слушание за ширмой, звукокомплексов ( зайка, мишка, волк, лиса). Сличение слогов с игрушками. 5. Дидактическая игра «Дорожки для животных» со счётными палочками в разных направлениях. 6. Пальчиковая игра «Сосна и зайка». 7. Складывание пазлов: еж, зайка, мишка, волк, лиса. | *Пересказ знакомых сказок с использованием пальчикового театра. *Развитие зрительного внимания: - складывание разрезных картинок; - работа с зашумлёнными картинками. *Развитие логического мышления: - отгадывание загадок; - игра «Четвертый лишний». Богдан Звук «В» Определение наличия – отсутствия согласного звука в словах, подбор слов с заданным согласным звуком, анализ и синтез слов ВЫ,МЫ. Определение места звука «В» в слове (начало, середина, конец). | |||||||||
4 неделя | ДИКИЕ ПТИЦЫ | 1.Пальчиковая гимнастика «Птички» 2. Понимание названия ГРАЧ, его действий: летит, клюёт, чистит пёрышки, отряхивается, купается. 3.Различение предлогов и игре «Птичка и кошка». 4. Дидактическая игра «Накорми грача». Сортировка ниточек-червячков от макарон. 5. Дидактическая игра «Собери птичку» из деталей картона. 6. Формирование плавного, длительного выдоха «Пёрышки» 7. Артик. упражнение «Клювик», «Заборчик», «Окошко». | 1.Пальчиковая гимнастика «Птички» 2. Понимание названия ГРАЧ, его действий: летит, клюёт, чистит пёрышки, отряхивается, купается. 3.Различение слов, развитие слухового восприятия и игре «Грач». Педагог называет слова, сходные по звучанию, Саша «летит» на слово ГРАЧ. 4. Дидактическая игра «Накорми грача». Сортировка ниточек-червячков от макарон. 5. Дидактическая игра «Собери птичку» из деталей картона. 6. Формирование плавного, длительного выдоха «Пёрышки» 7. Артик. упражнение «Клювик», «Заборчик», «Окошко». | *Обучение сравнению двух птиц по величине, окраске, поведению. *Развитие умения отвечать на вопросы по содержанию серии сюжетных картин. *Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Грач» Богдан Звуки «В - ВЬ» Определение наличия – отсутствия согласных звуков в словах, подбор слов с заданным согласным звуком, анализ и синтез слов МЫ, ВЫ, ИВА,ВОВА,ВАМ. *Определение места звуков «В-ВЬ» в слове (начало, середина). | |||||||||
Май | |||||||||||||
1 неделя | ДЕРЕВЬЯ | 1.Понимание речи Существительные: дерево, ветка, листок. Глаголы: растут, зеленеют. Прилагательные: маленький, большой, средний. 2. Сопоставление деревьев по высоте. 3.Предложные конструкции с предлогами у, на, под, над. Д/И «Кто у дерева?» 4. Понимание вопросов: «Где? У кого? Кому? Куда? На чём? Что? Кто?». 5. Дидактическая игра «Собери дерево» из счётных палочек. 6. Формирование плавного, длительного выдоха «Листочки» 7. Артик. упражнение «Листик», «Ветерок», «Окошко». 8.Пальчиковая гимнастика «Цветочки» | 1.Понимание речи Существительные: дерево, ветка, листок. Глаголы: растут, зеленеют. Прилагательные: маленький, большой, средний. 2. Сопоставление деревьев по высоте. 3.Предложные конструкции с предлогами у, на, под, над. Д/И «Кто у дерева?» 4. Понимание вопросов: «Где? У кого? Кому? Куда? На чём? Что? Кто?». 5. Дидактическая игра «Собери дерево» из счётных палочек. 6. Формирование плавного, длительного выдоха «Листочки» 7. Артик. упражнение «Листик», «Ветерок», «Окошко». 8.Пальчиковая гимнастика «Цветочки» | *Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. *Согласование существительных с местоимениями в роде, числе. *Образование притяжательных прилагательных «березовый», «еловая», «дубовый», *Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. Большое дерево, желтый берёзовый лист, зеленая еловая ветка и т.д. *Выделение общих и отличительных признаков елки, берёзы, дуба. *Сравнение двух листочков по форме, цвету, краю листа, величине. *Упражнение «Закончи предложение нужным словом», «Подскажи словечки». Богдан Звуки «К-КЬ» Звуковой анализ, составление схем обратных слогов АК, ОК, УК, ИК, ЫК – игра «Живые звуки». Договаривание слов (ма., вени., вено., като., бы., бу., то., индю., тан., бан. и т.д.). | |||||||||
2 неделя | ЦВЕТЫ | 1.Понимание речи Существительные: корешок, стебелёк, цветок, листок. Глаголы: растут, зеленеют. Прилагательные: маленький, большой, средний. 2. Сопоставление цветов по размеру. Соотнесение цветка с бабочками. 3.Заучивание стихотворения «Это мак, это кот» с опорой на картинки. 4. Дидактическая игра «Собери цветочек» из мозаики по рисунку. 5. Формирование плавного, длительного выдоха «Листочки» 6. Артик. упражнение «Листик», «Ветерок», «Окошко». 7.Пальчиковая гимнастика «Цветочки» | 1. Пальчиковая гимнастика «Цветочки» 2. Сопоставление цветов по размеру. Сопровождение действий звукокомплексами, словами. 3. Развитие слухового восприятия в упражнении «Посади бабочку на цветок». На разные слова бабочка летает, на слово «цветок» - посадить бабочку на цветок. 4. Дидактическая игра «Собери цветочек» из мозаики по рисунку. 5. Формирование плавного, длительного выдоха «Листочки» 6. Артик. упражнение «Листик», «Ветерок», «Окошко». | *Обучение последовательному сравнению двух цветов по цвету, высоте, величине.. *Дополнение рассказа названиями цветов по смысловому содержанию Богдан Звуковой анализ, составление схем обратных слогов АК, ОК, УК, ИК, ЫК – игра «Живые звуки». Договаривание слов (ма., вени., вено., като., бы., бу., то., индю., тан., бан. и т.д.). | |||||||||
3 неделя | Диагностика | ||||||||||||
4 неделя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение технологии сюжетно-ролевой игры как средства формирования первоначального социального опыта у детей младшего дошкольного возраста.
Итоговая работа по по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ«Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»...
Презентация:Технология использования сюжетно-ролевых игр в целях формирования первоначального социального опыта у детей младшего дошкольного возраста»
Ранний возраст-это возраст активного познания окружающего мира, основа дальнейшего развития в дошкольном, а затем и в школьном возрасте. Каждый малыш испытывает естественную потребность в развитии. Сю...
«ФГОС дошкольного образования «Формирование коммуникативной и социальной компетенции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности естественнонаучного содержания»
laquo;ФГОС дошкольного образования: «Формирование коммуникативной и социальной компетенции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности естественнонаучного содержания&ra...
Формирование коммуникативной и социальной компетентности у детей дошкольного возраста
В данной консультации приводятся примеры игр и упражнений для развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста....
«ФГОС дошкольного образования: «Формирование коммуникативной и социальной компетенции дошкольников в процессе позновательно-исследовательской деятельности естественнонаучного содержания»
Автономная некоммерческая организация ДО «Центр всестороннего развития и гуманитарного образования «Фонт»...
ОПЫТ РАБОТЫ "ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ПРОБЛЕМНО-ПРАКТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
ФЕСТИВАЛЬ "Формирование социального опыта у воспитанников через реализацию вариативных форм, способов, методов организации образовательной деятельности"...
Выступление на ММО Центры активности как источник получения социального опыта у детей младшего дошкольного возраста при закреплении ПДД
Выступление на ММО Центры активности как источник получения социального опыта у детей младшего дошкольного возраста при закреплении ПДД...