Формирование коммуникативной и социальной компетентности у детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи

Балакина Алевтина Сергеевна

В данной консультации приводятся примеры игр и упражнений для развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kommunikativnoy_i_sotsialnoy_kompetentnosti.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной и социальной компетентности

у детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов

Балакина Алевтина Сергеевна

Учитель- логопед МБДОУ ПГО

«Детский сад № 49 общеразвивающего вида»

        Аннотация. В данной консультации приводятся примеры игр и упражнений для развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова. Коммуникативная компетентность, речевые умения, монологическая речь, речевые обороты.

Несмотря на большой интерес психологов, лингвистов и педагогов к проблеме речевого общения и коммуникативной компетентности, она в настоящее время слабо представлена в практике современного дошкольного образования. В настоящее время особенно актуально высказывание С.Л. Рубинштейна: «Будучи средством выражения, речь является вместе с тем и средством воздействия. Функция воздействия в человеческой речи одна из первичных, наиболее основных её функций». Любой человек, начиная говорить, пытается воздействовать на поведение, мысли, чувства, сознание других людей. К тому же общение- сложный процесс, выступающий как средство передачи форм культуры, общественного опыта. Полученные знания, умения и навыки направлены на формирование коммуникативной компетентности, помогающее ребенку в элементарных формах прогнозировать общение, ориентируясь на статус собеседника (друг, сестра, педагог, родители, незнакомый сверстник или взрослый), и в конечном итоге – управлять ситуацией, выполнять роль социального партнера и использовать элементы коммуникативной культуры.

Чтобы общаться, человек должен иметь:

 Речевые умения - это прежде всего умение логично выстраивать высказывания, употреблять подходящую лексику, грамматические обороты, интонацию.

Коммуникативные умения -  владение вербальной памятью, умение включаться в разговор, держать диалог, эмоционально откликаться на речь собеседника.

В младшем дошкольном возрасте интеллектуально - речевая работа в основном строиться на совместной речевой деятельности педагога и ребенка. Речевые ситуации в младшей и средней группах должны быть приближены к детскому опыту и повторяться несколько раз в течение года в различных вариациях и с различными задачами, меняя подгруппы детей и игровые приемы.

В старшем дошкольном возрасте одним из главных направлений работы- связная монологическая и диалогическая речь. Для формирования монологической речи нужно активно вводить «ситуации письменной речи» (эпистолярный жанр). Педагог записывает рассказ ребенка под его диктовку. Это помогает учить ребенка контролировать свои высказывания, запоминать их, снижать общий темп речи. Другой прием- опиши игрушку, чтобы я смогла её нарисовать. Или: расскажи, а я отгадаю, что подаришь другу (Загадалки). Или – расскажи о поездке, чтобы мне тоже захотелось туда съездить.

Потихоньку происходит знакомство с единицами речевого этикета: сочувствие, поздравление, похвала, приглашение и др. Детям можно предложить написать поздравительную открытку знакомому и незнакомому взрослому, другу из другого детского сада, письмо родственникам. Желательно, чтобы это был реальный адресат, который сможет дать на это письмо или открытку ответ. В этом случае эпистолярный жанр дает возможность решить не только коммуникативные и социальные, но и нравственные задачи.

Хорошо воспринимают дети приём «редактирование»- исправление чужого, специально созданного неинтересного или не совсем понятного текста. Например, педагог сообщает детям, что соседский мальчик рассказал, как ходил в кино. А педагог как буд - то успела записать за ним: «А мы вчера в кино ходили, темнота кругом, поп- корн там ели». Интересный рассказ? Что можно добавить?

Любая беседа должна строиться на интересе детей. Любую беседу можно начинать с рассказа – случая из детской жизни. «Когда я (или известный взрослый человек) был(а) маленьким…», «Один мальчик…», «Помните, наш Паша…». Именно случаи из жизни сверстников помогают детям понять их поступки, описать словами последовательность, высказать свои впечатления, придумать предположения дальнейшего развития событий.

Совместное рисование по рассказу одного ребенка. Это помогает соединить речевую и изобразительную деятельность. А затем каждый по своему рисунку воспроизводит рассказ родителям (бабушке) или педагогу, сверстнику. В развитии коммуникативных умений большое значение имеет изобразительная, музыкальная и художественная деятельность.  Ребенку необходимо иметь возможность выразить свои эмоции, чувства словом- образным, емким, точным.

Речевые обороты должны применяться правильно в зависимости от партнера. К взрослому применяются речевые шаблоны: «Повторите, пожалуйста…», «Объясните еще раз…», «Я хотел бы ещё раз послушать…». Чтобы речевые обороты крепко вошли в жизнь ребенка, нужно самому педагогу их использовать и часто применять. Разные речевые обороты употребляются при приходе гостей, при разговоре по телефону, при приглашении в гости, при объяснении дороги к дому и др.

Использование стихов, рассказов, сказок местных писателей воспитывает интерес и уважение к языку родного края, дает возможность использовать «изюминки» родной речи. Этом же способствуют ситуации – занятия «В русской избе», «Посиделки с самоваром»,  «Праздник поговорки», различные инсценировки.

В обучении детей приоритетной должна быть модель «попробуй и подумай сам», а не «делай, как я». Все упражнения и игровые ситуации должны быть направлены на формирование положительного отношения к себе и другим людям.

 Ребенок должен научиться:

  • вступать в общение с людьми, пользуясь элементами коммуникативной культуры (речевые обороты, интонация, невербальные средства общения);
  • использовать правильную речь в учебной, бытовой, игровой деятельности;
  • выразить сочувствие, благодарность, восхищение, сопереживание, просьбу, приветствие, и др.

Игры на развитие социально- коммуникативных навыков.

Разговор за стеклом.

Цель: учить детей внимательно смотреть на человека, пытаться по артикуляции и жестам узнать, что он говорит.

Ситуация: представьте, что ваша мама (бабушка, сестра…) в магазине, а вы с папой её ждете снаружи у витрины. Она вам что- то говорит, а вы не слышите, но пытаетесь понять и догадаться.

«Что не так?»

Цель: учить детей вслушиваться в то, что говорит человек. Формирование грамматического строя речи.

Педагог предлагает детям послушать фразу (может её иностранец произнёс), исправить, если что- то не так…

- Лицом вытирают полотенце.

- Теплица выросла в огурцах.

- Колодец достали из воды.

- Заяц охотится на лисицу. И т.д.

Игры в вопросы:

Цель: научить детей формулировать вопросы.

«Что у меня в кармане (в коробке)?» - дети должны научиться задавать вопросы так, чтобы получить ответ «Да» или «Нет». С помощью этих вопросов угадывают предмет.

- Это съедобное? (Нет).

- Этим дети играют? (Да)

- Это игрушка для девочек? (Нет). И т.д.

«Непрерывная цепь».

Цель: учить детей внимательно следить за говорящим человеком, вовремя вступить в контакт.

Описание игры.

Дети садятся на стульчики или на пол, образуя круг.

Пример показывает педагог: называет 2 раза своё имя, ударяя ладонями (или кулаками) по коленям «Мария Сергеевна- Мария Сергеевна», а затем хлопает в ладоши над головой, называя кого-нибудь другого, например: «Ваня-Ваня». Ваня, услышав свое имя, сначала стучит по коленям два раза, называя себя «Ваня – Ваня» а потом хлопает в ладоши и называет кого-нибудь другого, например: «Катя-Катя». Теперь Катя перенимает ход и так далее. Дети стараются не смотреть на того участника, которого называют.

«Почта».

Цель: формирование умения вести диалог.

Описание игры.

В начале обучения ведущий игры может быть педагог. Между ним и участниками игры происходит примерно следующий диалог:

Ведущий:        Динь – динь – динь.

Дети:               Кто там?

Ведущий:        Почта.

Дети:               Откуда?

Ведущий:        Из Рязани.

Дети:               А что там делают?

Ведущий:       Танцуют (поют, смеются, плавают, летают и т.д.)

«Кто ты?»

Цель: формирование умения поддерживать беседу вопросами.

Описание игры.

Каждый участник придумывает себе какое-нибудь смешное прозвище (например, метла, пузырек, расческа, ручка, игрушка и др.) Затем с помощью считалки выбирается водящий. Он начинает задавать вопросы игрокам. Отвечая на них, игрок должен употреблять только придуманное им слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица.

Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя «метлой» и строго предупреждает:

            - Кто ошибается,

              Тот попадается!

              Кто засмеётся, тому плохо придется!

   Далее следует диалог, например:

                - Кто ты?

                - Метла.

                - А что ты ел сегодня утром?

                - Метлу.

                - А на чем ты приехал в детский сад?

                - На метле. И так далее.

Когда вопросы закончатся или же игрок ошибается (рассмеётся ), водящий меняется.    

«Пум – пум – пум».

Цель: формирование умения вести диалогическую беседу, составлять распространенные предложения для ответов.

Описание игры.

Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Педагог говорит:

- Сейчас мы поиграем в игру «Пум – пум – пум». «Пум – пум – пум» - так мы будем называть любой загадочный предмет.

Затем выбирается водящий, который загадывает предмет. Остальные участники задают ему вопросы.

Например:

- Почему ты загадал этот «Пум – пум – пум»?

- Для чего «Пум – пум – пум» нужен ?

- Этот «пум-пум-пум» большой или маленький?

И так далее.

Водящий должен отвечать на вопросы наиболее подробным предложением.

Ребенок, который первым назовет загадочный предмет, становится водящим, игра возобновляется.

Литература:

  1. Зрелякова Е.В.Коммуникативная компетентность детей дошкольного возрастав. https://infourok.ru/kommunikativnaya-kompetentnost-detey-doshkolnogo-vozrasta-3549387.html
  2. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, ТОО «Гринго»: 1995.
  3. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста. Смирнова Е.А. Воспитатель, 2008, № 1, 58стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему :«Игра - как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей дошкольного возраста».

«Игра - как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей дошкольного возраста»....

Использование проектного метода для формирования начал социальной компетентности у детей дошкольного возраста

Использование проектного метода для формирования начал социальной компетентности у детей дошкольного возраста. Включает следующий материал: блиц-турнир, виды проектов, используемых в работе дошкольног...

Технологии «СОЦИАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ» для развития социальной компетентности у детей дошкольного возраста с РАС

В презентации предоставлен опыт работы по составлению социальных историй для детей с РАС...

Деловая игра с педагогами по теме: «Педагогические условия формирования основ ОБЖ как социальной компетентности у детей дошкольного возраста»

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна изактуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не толькооберегать от опасностей, а готовить его к встрече с возможнымитрудностями...

"ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ «ВХОЖДЕНИЯ» В СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО"

Социальная компетентность детей дошкольного возраста является одной из важнейших составляющих   «вхождения» ребенка в окружающее его социальное пространство. ...