Конспект занятия "Перелетные птицы". Средняя группа
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему
Конспект занятия Перелетные птицы. Средняя группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_pereletnye_ptitsy._srednyaya_gruppa.docx | 368.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия в средней логопедической группе «Перелетные птицы»
Вид занятия: итоговое
Тип занятия: интегрированное (развитие речи + художественное творчество)
Программное содержание:
Закрепить знания детей о перелетных птицах, умение классифицировать зимующих и перелетных птиц;
Развивать связную речь, учить составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу;
Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, исследовательскую деятельность, умение делать выводы, мелкую моторику пальцев рук;
Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания;
Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.
Оборудование:
Макет березы, искусственное дерево, аудиозапись «Голоса природы», письмо, телевизор, DVD- плеер, слайд-шоу «Перелетные птицы»
Демонстрационный материал:
Карточки с изображением птиц, пуховые и маховые перья птиц, веер, мнемотаблицы
Раздаточный материал: прищепки, листочки разноцветной бумаги, простые карандаши,
Материалы по художественному труду: заготовки для скворечника, клей, картон, кисточки
Предварительная работа логопеда и воспитателя: изготовление раздаточного и демонстрационного материала
Предварительная работа с детьми:
Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Дидактические игры: «Кто лишний», «Поймай и назови», «Мнемотаблицы», знакомство с пальчиковой гимнастикой. Вырезание заготовок для скворечника
Индивидуальная работа с детьми до занятия: С Амалем, Никитой, Софьей – составление описательных рассказов по мнемотаблице
Индивидуальная работа с детьми до занятия: следить за правильным произношением звуков ЛЬ, Л у Данияра, Полины, Зарины
Структура занятия:
- Вводная часть: 2 мин
- Письмо от Вороны»
- Основная часть: 16 мин
- Презентация «Перелетные птицы»
- Составление описательных рассказов о перелетных птицах по мнемотаблице:
- Дидактическая игра «Рассели птиц»
- Динамическая пауза. Подвижная игра «Стайка».
- Эксперимент с птичьими перьями
- Художественное творчество. Аппликация «Скворечник»
- Пальчиковая гимнастика. Скворечник.
- Заключительная часть: 2 мин
- Подведение итогов занятия
- Педагогическая оценка деятельности детей
Ход занятия:
- Вводная часть:
Цель: создание эмоционального настроя, положительной мотивации к занятию
Логопед: Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц полукругом.
Ребята, нам пришло звуковое письмо. Послушайте, пожалуйста, его.
«Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»
Логопед: От кого пришло письмо?
Особа всем известная, она- крикунья местная (ворона).
Дети: От вороны
Логопед: Поможем расколдовать птиц? Я думаю, ваши знания и умения нам помогут. Каких птиц заколдовала злая ведьма? Кто не вернулся с юга?
Дети: Перелетные птицы
Логопед: В какое время они возвращаются?
Дети: Весной
Логопед: Птиц нет, тишина. (Обращаю внимание на дерево, пустые гнезда)
Логопед: Чтобы птицы запели, нужно выполнить задания (Дети садятся на стульчики)
- Основная часть:
- Презентация «Перелетные птицы» - 9 слайдов
Логопед: Каких перелетных птиц вы знаете. Сейчас посмотрим (включается слайд-шоу)
Дети: Грач, соловей, скворец и т.д.
Логопед: А какую птицу мы не назвали? Какая птица открывает весну?
Дети: Грач
Логопед: Пришло время расколдовать птиц, составить рассказ о них
- Составление описательных рассказов о перелетных птицах по мнемотаблице:
«Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку, питается толстыми мохнатыми гусеницами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях. Грач – перелетная птица»
|
«Ласточка – небольшая птичка. Спина – черная, а грудка белая. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Ласточка – перелетная птица»
«Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках. Скворец – перелетная птица»
(Дети составляют два-три рассказа по мнемотаблицам)
Логопед: Ребята, мы с вами птиц расколдовали? А вы слышите пение птиц?
Дети: Нет
Логопед: Давайте мы их расселим на дереве. Теперь пройдите и сядьте на коврики –гнезда.
- Дидактическая игра «Рассели птиц»
Логопед: Ребята, посмотрите на это волшебную березу. На правой стороне распустились листья – здесь у нас будут жить перелетные птицы, а на левой стороне еще зима. Там будут жить зимующие птицы. Будьте внимательны, не перепутайте зимующих и перелетных птиц
(Дети выходят, берут карточки с изображением птиц и вешают на соответствующую половину дерева)
Логопед: Молодцы ребята! Вот и запели наши птицы.
(Включается аудиозапись «Голоса природы»)
Логопед: Голоса каких перелетных птиц вы слышали?
Дети: Соловья, кукушки и т.д.
- Динамическая пауза. Подвижная игра «Стайка».
Логопед: Давайте превратимся в птичек и полетаем стайкой.
Вылетайте, птички, на лужок, быстро делайте кружок.
Мы играем в стайку. Стайка, полетай-ка!
Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.)
Птички – невелички. (Размахивать руками, как крыльями.)
Птички летают, устали не знают.
Стоп! Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг.)
Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами по полу.)
- Эксперимент с птичьими перьями
Воспитатель: Лебедь приготовил для вас перышки. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг от друга?
Дети: Одни - мягкие, маленькие, другие - твердые, длинные
Воспитатель: Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему?
Дети: Потому что оно пушистое, мягкое, теплое
Воспитатель: А другое - называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое?
Дети: Тяжелое
Воспитатель: Чтобы понять, как птицы летают, давайте вспомним, какой воздух?
Дети: Невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить при беге.
Воспитатель: Возьмите карандаш. Какой он легкий или тяжелый?
Подбросьте его вверх, что произошло?
Дети: Карандаш упал
Воспитатель: Сделайте вывод, тяжелые предметы могут опираться на воздух? Дети: Нет, они падают
Воспитатель: Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью воздух может ненадолго удержать? Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх. Они также быстро упали, как карандаш?
Дети: Нет
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе
Воспитатель: На примере веера показываю, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают. С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается то воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу. Ребята, я думаю, вы поняли, почему птица может летать по воздуху. (Дети садятся за столы)
- Художественное творчество. Аппликация «Скворечник»
Воспитатель: Давайте построим новые скворечники. Прилетят скворцы на новоселье, выведут птенцов и улетят в лес. Перед работой разомнем пальчики.
- Пальчиковая гимнастика. Скворечник.
Из скворечника торчат Соединяем большой палец с указательным
Клювы маленьких скворчат. Соединяем большой палец со среднем
Клювик раз, Соединяем большой палец с безымянным
клювик два, Соединяем большой палец с мизинцем
Лапки, лапки, Сжимают и разжимают кулачки
голова. Рисуют в воздухе руками круг
Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы вырезали детали для нашего скворечника. Скажите, из каких геометрических фигур составлен скворечник? Какую фигуру будете клеить сначала? Приступайте к работе. Будьте внимательны! ( Самостоятельная деятельность детей)
Воспитатель: Прикрепите свои скворечники к дереву (прищепками).
Теперь скворечников хватит всем.
Воспитатель: Какую пользу человеку приносят птицы?
Дети: Птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением
Воспитатель: Как надо относиться к птицам?
Дети: Птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать
Вы молодцы! Справились со всеми заданиями. Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе.
Ш. Заключительная часть: подведение итогов занятия, педагогическая оценка деятельности детей
Что понравилось на занятии? Что запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в средней группе "Птица синица"
Цель: уточнение и расширение представления детей о синице, её внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.Задачи: расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой, закре...
Конспект занятия в средней группе "Зимующие птицы"
Занятие направлено на закрепление знаний о зимующих птицах....
Конспект занятия в средней группе «Птицы - наши друзья» с использованием
Вспомнить названия птиц, классификация по месту обитания. Расширять словарный запас детей. Использовать методику ТРИЗ при раскрашивании птиц. Воспитывать эстетическое восприятие, подбирать по цвету. Р...
Конспект занятия в средней группе на тему «Птицы»
Формировать обобщенные представление детей о зимующих и перелетных птицах, учить детей различать птиц по существенным признакам, уить классифицировать на зимующих и перелетных птиц, уметь передавать в...
Конспект занятия для средней группы: "Перелетные птицы"
1. Название конспекта2. Задачи.3. Ход занятия:- Кинессилогия- Мотивация- Элемент сюжетно-ролевой игры- Словарная работа- Разные виды игр и упражнения- Вопрсы детям- Загадки- Релаксация4. Итог....
Конспект НОД в средней группе. Тема: "Домашние птицы"
Тема: «Домашние птицы» Цели: активизация и закрепление знаний детей о домашних птицах и месте их обитания.Задачи:Образовательные: Усвоить названия домашних птиц, из каких частей состоит тело, гд...
Конспект занятия в средней группе «Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать»
Цель: Создание условий для развития познавательных способностей через ознакомление детей с перелётными и зимующими птицами. Задачи:Образовательные:- продолжать формировать обобщенное представлени...