Конспект занятия "Перелетные птицы". Средняя группа
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Конспект занятия Перелетные птицы. Средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pereletnye_ptitsy._srednyaya_gruppa.docx368.86 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект   интегрированного занятия в средней логопедической группе   «Перелетные птицы»

Вид занятия: итоговое

Тип занятия: интегрированное (развитие речи + художественное творчество)

 Программное содержание:

Закрепить знания детей о  перелетных птицах, умение  классифицировать зимующих и перелетных птиц;

Развивать  связную речь, учить  составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу;

 Развивать     слуховое и зрительное внимание, мышление, исследовательскую деятельность, умение делать выводы,  мелкую моторику пальцев рук;

 Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания;

 Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

 Оборудование:

Макет березы, искусственное дерево, аудиозапись «Голоса природы», письмо, телевизор, DVD- плеер, слайд-шоу «Перелетные птицы»

Демонстрационный материал:

 Карточки с изображением птиц,   пуховые и маховые перья птиц, веер,      мнемотаблицы    

Раздаточный материал: прищепки, листочки разноцветной бумаги, простые карандаши,

Материалы по художественному труду: заготовки  для скворечника, клей, картон, кисточки

Предварительная работа логопеда и воспитателя: изготовление раздаточного и демонстрационного материала

Предварительная работа с детьми:

Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Дидактические игры:   «Кто лишний», «Поймай и назови», «Мнемотаблицы»,    знакомство с пальчиковой гимнастикой. Вырезание заготовок для скворечника

Индивидуальная работа с детьми до занятия: С Амалем, Никитой, Софьей – составление описательных рассказов по мнемотаблице

Индивидуальная работа с детьми до занятия: следить за правильным произношением звуков ЛЬ, Л у Данияра, Полины, Зарины

Структура занятия:

  1. Вводная часть: 2 мин
  1. Письмо от Вороны»
  1. Основная часть: 16 мин
  1. Презентация «Перелетные птицы»
  2. Составление описательных рассказов о перелетных птицах по мнемотаблице:
  3. Дидактическая игра «Рассели птиц»
  4. Динамическая пауза.  Подвижная игра «Стайка».
  5. Эксперимент с птичьими перьями
  6. Художественное творчество. Аппликация «Скворечник»
  7. Пальчиковая гимнастика. Скворечник.
  1. Заключительная часть: 2 мин
  1. Подведение итогов занятия
  2. Педагогическая оценка деятельности детей

Ход занятия:

  1. Вводная часть:

Цель: создание эмоционального настроя, положительной мотивации к занятию

Логопед: Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц полукругом.

 Ребята, нам пришло звуковое письмо. Послушайте, пожалуйста, его.

 «Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»

Логопед: От кого пришло письмо?

Особа всем известная, она- крикунья местная (ворона).

Дети: От вороны

Логопед: Поможем расколдовать птиц? Я думаю,  ваши знания и умения нам помогут. Каких птиц заколдовала злая ведьма? Кто не вернулся с юга?

Дети: Перелетные птицы

Логопед: В какое время они возвращаются?

Дети: Весной

Логопед: Птиц нет, тишина. (Обращаю внимание на дерево, пустые гнезда)

Логопед: Чтобы птицы запели, нужно выполнить задания (Дети садятся на стульчики)

  1. Основная часть:
  1. Презентация «Перелетные птицы» - 9 слайдов

Логопед: Каких перелетных птиц вы знаете. Сейчас посмотрим (включается слайд-шоу)

Дети: Грач, соловей, скворец и т.д.

Логопед: А какую птицу мы не назвали? Какая птица открывает весну?

Дети: Грач

Логопед: Пришло время расколдовать  птиц, составить рассказ о них

  1. Составление описательных рассказов о перелетных птицах по мнемотаблице:

20120302_095444

http://www.freepik.com/media/img/pxclear.gifhttp://www.freepik.com/media/img/pxclear.gifhttp://www.freepik.com/media/img/pxclear.gifhttp://www.deti39.ru/published/publicdata/DETI39RU/attachments/SC/products_pictures/%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D0%B5%202_enl.jpg

http://olympiads.mccme.ru/sbo/1986/56-3.gif

«Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку, питается толстыми мохнатыми гусеницами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях. Грач – перелетная птица»

20120302_094922

20120302_094922

  http://allforchildren.ru/paint/fly_s/fly10.gifhttp://allforchildren.ru/paint/mosquito_s/mosquito08.gif

http://olympiads.mccme.ru/sbo/1986/56-3.gif

«Ласточка – небольшая птичка. Спина –  черная, а грудка белая. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Ласточка – перелетная птица»

20120302_095228

http://www.freepik.com/media/img/pxclear.gifhttp://www.freepik.com/media/img/pxclear.gifhttp://www.freepik.com/media/img/pxclear.gifhttp://www.deti39.ru/published/publicdata/DETI39RU/attachments/SC/products_pictures/%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D0%B5%202_enl.jpg

«Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках. Скворец – перелетная птица»

(Дети составляют два-три рассказа по мнемотаблицам)

Логопед: Ребята, мы с вами птиц расколдовали? А вы слышите пение птиц?

Дети:  Нет

Логопед:  Давайте мы их расселим на дереве. Теперь пройдите и сядьте на коврики –гнезда.

  1. Дидактическая игра «Рассели птиц»

Логопед: Ребята, посмотрите на это волшебную березу. На правой стороне распустились листья – здесь у нас будут жить перелетные птицы, а на левой стороне еще зима. Там будут жить зимующие птицы. Будьте внимательны, не перепутайте зимующих и перелетных птиц

 (Дети выходят, берут карточки с изображением птиц и вешают на соответствующую половину дерева)

Логопед:  Молодцы ребята! Вот и запели наши птицы.

(Включается аудиозапись «Голоса природы»)

Логопед: Голоса каких перелетных птиц вы слышали?

Дети: Соловья, кукушки и т.д.

  1. Динамическая пауза.  Подвижная игра «Стайка».

Логопед:    Давайте превратимся в птичек и полетаем стайкой.

Вылетайте, птички, на лужок, быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку. Стайка, полетай-ка!

Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.)

Птички – невелички. (Размахивать руками, как крыльями.)

Птички летают, устали не знают.  

Стоп! Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг.)

Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами по полу.)

  1. Эксперимент с птичьими перьями

Воспитатель:  Лебедь приготовил для вас перышки. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг от друга?

Дети: Одни - мягкие, маленькие, другие - твердые, длинные

Воспитатель: Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему?

Дети: Потому что оно пушистое, мягкое, теплое

Воспитатель: А другое -  называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое?  

Дети:  Тяжелое

Воспитатель: Чтобы понять, как птицы летают,  давайте вспомним,  какой воздух?

Дети: Невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить при беге.

Воспитатель: Возьмите карандаш. Какой он легкий или тяжелый?

Подбросьте его вверх, что произошло?

Дети: Карандаш упал

Воспитатель:  Сделайте вывод, тяжелые предметы могут опираться на воздух? Дети: Нет, они падают

Воспитатель: Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью воздух может ненадолго удержать?  Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх. Они также быстро упали, как карандаш?

Дети: Нет

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе

Воспитатель: На примере веера показываю,  как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают. С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается то воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу. Ребята, я думаю,  вы поняли, почему птица может летать по воздуху. (Дети садятся за столы)

  1.  Художественное творчество. Аппликация «Скворечник»

Воспитатель: Давайте построим новые скворечники. Прилетят скворцы на новоселье, выведут птенцов и улетят в лес. Перед работой разомнем пальчики.

  1. Пальчиковая гимнастика. Скворечник.

Из скворечника торчат                   Соединяем большой палец с указательным

Клювы маленьких скворчат.         Соединяем большой палец со среднем

Клювик раз,                                    Соединяем большой палец с безымянным

клювик два,                                    Соединяем большой палец с мизинцем

Лапки, лапки,                                 Сжимают и разжимают кулачки

   голова.                                        Рисуют в воздухе руками круг

Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы вырезали детали для нашего скворечника. Скажите, из каких геометрических фигур составлен скворечник?  Какую фигуру будете клеить  сначала? Приступайте к работе. Будьте внимательны! ( Самостоятельная деятельность детей)

Воспитатель: Прикрепите свои скворечники к дереву (прищепками).

Теперь скворечников хватит всем.

Воспитатель: Какую пользу человеку приносят птицы?

Дети: Птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением

Воспитатель: Как надо относиться к птицам?

Дети: Птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать

Вы молодцы! Справились со всеми  заданиями.   Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе.  

Ш. Заключительная часть: подведение итогов занятия, педагогическая оценка деятельности детей

 Что понравилось на занятии? Что запомнилось?

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе "Птица синица"

Цель: уточнение и расширение  представления детей о синице, её внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.Задачи: расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой, закре...

Конспект занятия в средней группе "Зимующие птицы"

Занятие направлено на закрепление знаний о зимующих птицах....

Конспект занятия в средней группе «Птицы - наши друзья» с использованием

Вспомнить названия птиц, классификация по месту обитания. Расширять словарный запас детей. Использовать методику ТРИЗ при раскрашивании птиц. Воспитывать эстетическое восприятие, подбирать по цвету. Р...

Конспект занятия в средней группе на тему «Птицы»

Формировать обобщенные представление детей о зимующих и перелетных птицах, учить детей различать птиц по существенным признакам, уить классифицировать на зимующих и перелетных птиц, уметь передавать в...

Конспект занятия для средней группы: "Перелетные птицы"

1. Название конспекта2. Задачи.3. Ход занятия:- Кинессилогия- Мотивация- Элемент сюжетно-ролевой игры- Словарная работа- Разные виды игр и упражнения- Вопрсы детям- Загадки- Релаксация4. Итог....

Конспект НОД в средней группе. Тема: "Домашние птицы"

Тема: «Домашние птицы» Цели: активизация и закрепление знаний детей о домашних птицах и месте их обитания.Задачи:Образовательные: Усвоить названия домашних птиц, из каких частей состоит тело, гд...

Конспект занятия в средней группе «Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать»

Цель: Создание условий для развития познавательных способностей через ознакомление детей с перелётными и зимующими птицами. Задачи:Образовательные:- продолжать формировать обобщенное представлени...