Современные методы и приёмы здоровьесберегающих технологий для развития речи и мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Данное пособие раскрывает некоторые методы и приёмы современных здоровьесберегающих технологий, которые стмулируют двигательную и речевую активность длшкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobie.doc | 774.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №15«Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников.
З. Г. Курдина
Современные методы и приёмы здоровьесберегающих технологий для развития речи и мелкой моторики
у детей с речевыми нарушениями
г. Берёзовский 2016
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Мелкая моторика……………………………………………………….5
Глава 2. Применение современных здоровьесберегающих технологий в
логопедической практике………………………………………………8
2.1. Биоэнергопластика …………………………………………………...8
2.2. Кинезиологические упражнения…………………………………….10
2.3. Криотерапия……………………………………………………….....12
2.4. Песочная терапия………………………………………………….....14
2.5. Игровые упражнения с прищепками……………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19
Приложение………………………………………………………………………21
Введение
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательней и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
К сожалению, анализ ежегодных обследований речи детей в детском саду, показывает, что с каждым годом количество детей, имеющих нарушения речи растёт. По данным разных исследователей (О.В. Бачина, В.А. Калягин, О.А. Степанова и др.), составляет на настоящий момент от 60 до 80 %. По нашим данным, в группах общеразвивающей направленности это количество в среднем составляет 74%
Нарушение устной речи является распространённой патологией современных дошкольников. Речевые расстройства напрямую связаны с психофизическим развитием. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющих органическую природу, как правила отличаются от сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственна эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий, а также отставание в развитие двигательной сферы которое проявляется в скованных и нескоординированных движениях, в недостаточной координации пальцев рук.
Использование здоровьесберегающих технологий во многом облегчают и улучшают весь коррекционный процесс.
Здоровьесберегающие технологии – это технологии направленные на сохранения здоровья.
Логопедия – важное звено комплекса здоровьсберегающих технологий. Все систематически проводимые на занятиях упражнения, связанные с речью, с двигательной активностью, комплексно воздействует на коррекцию речи.
Но помимо традиционных методик существуют и нетрадиционные современные технологии, которые помогают улучшить, разнообразить и ускорить весь процесс коррекционной работы с детьми.
Материалы данного пособия основаны на принципе взаимосвязи развития движения и речи.
Цель методического пособия – раскрыть методы и приёмы современных здоровьесберегающих технологий, которые будут стимулировать двигательную и речевую активность дошкольников.
В пособии даются понятия таких технологий, как биоэнергопластика, кинезиологические упражнения, криотерапия, песочная терапия; раскрыты этапы и последовательность введения приёмов данных технологий в коррекционный процесс.
Задачи:
1. Развитие артикуляционного аппарата с помощью биоэнергопластики.
2.Формирование мелкой моторики и речевой активности при помощи кинезиологических упражнений, игр со льдом, песком, упражнений с прищепками.
3. Развитие психических процессов.
Пособие может использоваться в практической работе учителями – логопедами, воспитателями ДОУ и другими специалистами образовательных учреждений.
Глава 1. Мелкая моторика
Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе постукивании ногой по столу и др. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучаем.
Далеко не все знают, как двигательная активность влияет на речь ребёнка. Между тем многими исследователями установлено, что в результате двигательной активности улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие мелкой моторики рук. Так как области коры головного мозга, отвечающие за работу этих систем, находятся в непосредственной близости. И взаимовлияют друг на друга.
По словам В. А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Другими словами мелкая моторика — это ловкость рук, умение брать, держать, перекладывать предметы разных размеров.
Навыки мелкой моторики:
- Помогают ребёнку обследовать окружающие его предметы и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живёт.
- Позволяет ребёнку выразить себя через игру и другие виды деятельности, так как движения становятся совершеннее.
- Способствуют повышению самооценки ребёнка, потому что у него получается выполнение задуманного.
- Оказывает благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогает ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
- Стимулирует развитие всех психических функций.
Развивая мелкую моторику, нужно не забывать, что у ребёнка две руки. Все упражнения необходимо дублировать: выполнять правой и левой рукой. Развивая правую руку, стимулируем развитие левого полушария мозга и наоборот.
В процессе игр, занятий с детьми задействованы лишь три пальца руки: большой, средний и указательный. Однако для того чтобы мелкая моторика интенсивно развивалась и способствовала развитию ребёнка, необходимо активное воздействие на все пальцы, как левой, так и правой руки.
Приобретённые знания, умения и навыки в дошкольном учреждение, обязательно должны закрепляться дома. Для этого родителям необходимо постоянно организовывать разные формы досуга и игры – занятия с ребёнком.
Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрение за малейшие успехи, помощь, помогут педагогам и родителям добиться хороших результатов.
При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать определённым правилам:
1. Систематичность проведение игр и упражнений.
2. Последовательность. Начинать нужно с более лёгких упражнений,
и по ходу их освоения вводить более сложные.
3. Все игры и упражнения должны проводиться на положительном
эмоциональном фоне. Любые достижения должны быть оценены.
4. Если ребёнок постоянно требует продолжение игры, необходимо
постараться переключить его внимание на выполнение другого задания.
Во всём должна быть мера
5. Упражнение, которое предлагается ребёнку, должно быть заранее
подготовлено.
6. Указания должны быть спокойными, доброжелательными точными.
7. Будьте терпеливы и внимательны.
Глава 2. Применение современных приёмов здоровьесберегающих
технологий в логопедической практике
Современные или нетрадиционные здоровьесберегающие технологии можно проводить с детьми как часть индивидуальной или подгрупповой коррекционной образовательной деятельности, а также как самостоятельный вид деятельности в свободное время.
2.1. Биоэнергопластика
Одним из новых и интересных методов, отвечающих за взаимосвязь речевой и моторной функции, является биоэнергопластика.
Биоэнергопластика – содружественное взаимодействие руки и языка. Это сложное слово состоит из двух: биоэнергия и пластика. По мнению И.В. Курис – это та энергия, которая находится внутри человека, пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.
Для коррекционной работы по развитий речи наиболее значимым является соединение биоэнергопластики с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть, или губы. Такое выполнение артикуляционной гимнастики помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка и педагога на протяжении всего занятия.
По данным А.В. Ястребовой и О.И. Лазаренко совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благоприятное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает мелкую моторику, речь, а также память и внимание.
Этапы введения биоэнергопластики в коррекционный процесс
При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой учитываются индивидуальные особенности детей. Рука ребёнка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполняется без ошибок.
Примерное планирование артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает несколько этапов.
Первый этап – диагностический. В начале года проводится подробное обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата. После обследования подбирается комплекс упражнений с учётом нарушенных звуков.
Второй этап – подготовительный. Проводится коррекционная деятельность, на которой ребёнка знакомят с органами артикуляционного аппарата, выполняются упражнения для губ, языка, челюсти по традиционной методике. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, логопед сопровождает гимнастику движением ведущей руки. Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки, запоминая их. Рука ребёнка в упражнение не вовлекается.
Третий этап – основной. На этом этапе, когда дети хорошо освоили все необходимые упражнения, к ним подключается ведущая рука ребёнка. Логопед вместе с ребёнком выполняет упражнения, сопровождая показ движение одной руки.
Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой выполняется в, течении двух месяцев, за этот период ребёнок научиться выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движение кистью ведущей руки. Движение кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.
На четвёртом этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка. Логопед сопровождает его движениями рук, ребёнок повторяет движения, используя другую руку.
На пятом этапе логопед показывает упражнения и сопровождает движениями обеих рук. Ребёнок повторяет за педагогом движения, используя обе руки. Необходимо добиваться плавного, синхронного выполнения.
На шестом этапе, когда ребёнок полностью освоит упражнения, логопед показывает картинки или рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями руки.
Такая пальцево – речевая гимнастика выполняется весь учебный год. В конце года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положения языка, губ, можно убрать зрительную опору – зеркало.
Для поддержания интереса к гимнастики можно использовать героев перчаточного театра.
Упражнения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (Приложение 1)
2.2. Кинезиологические упражнения
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей посредством определённых двигательных упражнений. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Родоначальником кинезиологии стал американский исследователь и остеопат Джордж Гудхард. Слово кинезиология происходит от греческого слово «кинезис», обозначающего движение и «логос» - наука, т.е. наука о движении.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Эти упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что положительно сказывается на развитии способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую моторику, снижает утомляемость.
Использование кинезиологических упражнений в логопедической работе
Кинезиологические упражнения необходимо проводить ежедневно.
Можно проводить как часть индивидуальной, подгрупповой образовательной деятельности.
Ребёнок выполняет упражнения вместе с педагогам, затем самостоятельно по памяти. Упражнения выполняются сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками одновременно. При затруднении предлагается помогать себе командами (кулак – ребро - ладонь) произносимыми вслух или про себя. От детей требуется точное выполнение движений и приёмов. Упражнения проводятся стоя или сидя за столом. Для работы с детьми эти упражнения можно объединить в комплексы. (Приложение 2)
2.3. Криотерапия (Игры со льдом)
Ещё одним из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, которую можно успешно использовать для развития мелкой моторики пальцев ребёнка является криотерапия или игры со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благоприятными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов – первоначальный спазм мелких артерий сопровождается выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. Движение пальцев рук начинает формироваться в большем объёме, улучшается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы. В, следствии чего лучше развивается двигательная зона. Это оказывает влияние, как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой моторики, что в свою очередь влияет на речь ребёнка.
Применение приёмов криотерапии в логопедической практике
Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:
1 этап – чередование тёплых и холодных процедур.
Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории
1 категория игр
Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд.
2 категория игр
Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда.
Взаимодействие со льдом увеличивается до 10-15 секунд.
3 категория игр
Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25- 30 секунд.
4 категория игр
Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляция со льдом от 30 – 60 секунд.
2 этап - растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.
После трёхразового криокантраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой руки, так как данный палец связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника.
После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определённой лексической теме или звуку, с которым происходит коррекционная работа.
3 этап – развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок, поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец), развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.
( Приложение 3)
Криотерапия проводится по следующей схеме: одна процедура через 1-2 дня в течение месяца. Продолжительность игр со льдом следует постепенно увеличивать с 5 секунд до минуты.
При использовании приёмов криотерапии необходимо помнить о противопоказаниях.
Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией, с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми, гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода), если присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела), при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др.)
2.4. Песочная терапия (Игры с песком)
Песочная терапия включает в себя все занятия, связанные с песком - игры с песком, песочное рисование.
Игры с песком отличный способ развить мелкую моторику, мышление, творческое воображение.
Песочная терапия одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребёнка возиться с песком, определяет возможности использовать песочницу в работе логопеда. Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Игры с песком развивают кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимают мышечную напряжённость; помогают ребёнку чувствовать себя защищённым в комфортной для него среде; развивает активность, расширяет жизненный опыт, а также игры с песком развивают восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление.
Многим известно, что существует целая песочная игротерапия.
Песок нередко действует на ребёнка как магнит. Его руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок. Трогая руками песчинки, дети развивают мелкую моторику и координацию движений пальцев рук.
Использование элементов песочной терапии
Все игры песочной терапии, делятся на три направления:
1) Обучающие игры, такие игры направлены на развитие тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребёнок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас, развиваем восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание и память, развиваем фонематический слух.
2) Познавательные игры, с их помощью ребёнок познаёт многогранность окружающего мира.
3) Проективные игры, с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка.
А также можно использовать песочное рисование. Оно даёт возможность развивать творческие навыки, логическое мышление, внимание, память, тренировать мелкую моторику.
Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую.
Для развития дыхания можно использовать следующее упражнения.
Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка. Ребёнок дует на песочную горку, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.
Для регуляции мышечного тонуса и снятия мышечного напряжения с мышц пальцев рук являются следующие упражнения : положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев, погрузить пальцы в песок сжимать и разжимать кулачки, сжимать и разжимать поочерёдно пальцы.
Артикуляционные упражнения языка также можно сочетать с движением и рук на песке, тем самым отрабатывая темп выполнения упражнений. Например: выполняя упражнение «Лошадка», ребёнок щёлкает языком, при этом одновременно пальцами «скачет» по песку и т.д.
При автоматизации поставленных звуков также можно использовать игровые приёмы с песком. Например при автоматизации звука р можно рисовать эту букву на песке. Одновременно произносить звук, и рисовать непрерывную вертушку на песке, а также произносит звук, пересыпая песок из одной руки в другую и т. д.
Отрабатывая слоговую структуру слов можно нарисовать домики на песке.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
(Приложение 4).
2.5. Игровые упражнения с прищепками
Автор технологии саморазвития М. Монтессори предлагала «утончить» детские способности для развития мелкой моторики при помощи повседневных материалов и домашних предметов. Таким предметом являются обычные бельевые прищепки. Использование прищепок - это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению М.М. Кольцовой, «есть основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё речевая зона мозга.
Главной целью использования прищепок в коррекционной работе является не только развитие тонких движений рук, но и формирование диалогической речи,
Также применение их в сочетании с другими видами деятельности, такими как автоматизация, дифференциация звуков, для развития звукового анализа и синтеза при обучении детей грамоте. Чтобы данный приём не оказался скучным и утомительным, необходимо озвучивать действия с прищепками весёлыми стихотворными текстами и сопровождать их разнообразными игровыми приёмами. Для этого можно использовать приёмы из книги « игры с прищепками: творим и говорим», авторами которой является Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И.
Использование игровых упражнений с прищепками
Игры с прищепками, можно использовать в различных видах деятельности логопедической работы с детьми. Это формирование звукового и слогового анализа, фонематического восприятия и звукопроизношения на этапах автоматизации и дифференциации звуков, для самомассажа, а также использование прищепок в разыгрывание различных сценок. Дети произносят диалоги при помощи «говорящих прищепок». При этом у детей развивается мелкая моторика. (Приложение5).
Заключение
Регулярное проведение коррекционной работы с применением современных приёмов здоровьесберегающих технологий способствуют привлечению интереса детей к логопедической образовательной деятельности. Увеличивается эффективность артикуляционной гимнастики, что помогает ускорить исправление дефектных звуков у детей со сниженными кинестетическими ощущениями.
Стимулируют развития психических процессов: мышления, памяти, а также позволяют улучшить пространственную ориентировку.
Игры со льдом, песком развивают тактильно - кинетическую чувствительность. В, следствии чего лучше развивается двигательная зона коры головного мозга. Движение пальцев рук начинают формироваться в большем объёме. Это оказывает влияние на общее оздоровление организма, на развитие мелкой моторики и речи ребёнка.
Таким образом, развитие двигательной и речевой активности детей с нарушением речи влечёт за собой развитие всей речевой системы, активизации мыслительной деятельности, что способствует подготовке детей к успешному обучению в школе.
Список литературы
1.Акименко В.М. Новые логопедические технологии 2-е изд., -Ростов-на-Дону: Феникс, 2009, -105с
2.Бушлякова Р.Г. Использование метода биоэнергопластинки при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста. [ Электронный ресурс] Режим доступа http:/// wiki.saripkro.ru/index.php
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия: методическое пособие для педагогов и родителей / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1988. — 48 с.
4.Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи [Текст ] / В. П. Дудьев/ Дефектология .-1999.-№4.- С.50-54.
5. Крупенчук О.И. Воробьёва Т.А. Кинезиологические упражнения [ Текст]/ О.И. Крупенчук Т.А. Воробьёва // Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – Санкт- Перербург: ООО «издательский дом « Литра»», 2007. – С.11-12.
6. Лытякова И. Ю. Внедрение здоровьесберегающих технологий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников [Электронный ресурс] http://www.logoped.ru/lytyiu01.htm/
7.Миронова Н.П. Кружковая работа в системе двигательного развития [Текст] / Н.П.Миронова // Логопед.-2011.-№2-С.46-59
8. Панфёрова И. В. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике [Текст]/ И.В. Панфёрова// Логопед.-2011.-С.17-25
9.Расторгуева Т.Н. Подготовленная дидактическая Монтессори – среда как средство сохранения и коррекции здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]/ Т.Н. Расторгуева//Логопед в детском саду.-2009.-№1.-С. 33-39
10.Фадеева Ю.А. Пичугина Г.А. Жилина И.И. Игры с прищепками: Творим и говорим [Текст]/ Ю.А.Фадеева Г.А. Пичугина И.И.Жилина. – М.: Творческий центр, 2001
Приложение 1
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой
1.Птенчик
Рот закрыт, 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх.
2. Хоботок
На счёт один вытягивание сомкнутых губ, удерживать под счёт от 1 до 10. Ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
3.Улыбка
Пальцы сомкнуты. Под счёт 1 – пальчики расправляются и удерживаются, одновременно с улыбкой 5 секунд, на счёт 2 – ладонь возвращается в исходное положение.
4. Лопатка
Язык высунуть изо рта и расслабленный положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10. затем вернуться в исходное положение.
5. Чашечка
На счёт один улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Установить его в форме «чашечки». Удерживать в таком положении от1 до 10. Пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки».
6. Качели
На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, упереть язык в альвеолы за верхними зубами. На счёт «два» опустить язык вниз к альвеолам за нижними зубами. Выполнять под счёт от 1 до 10, касаясь поочерёдно бугорков за верхними и за нижними зубами. Кист руки на счёт «один поднимается вверх, на счёт «два» вниз.
7. Иголочка
На счёт «один» открыть рот, вытянуть вперёд узкий язык и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10. Пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперёд.
8. Часики
На счёт « один» улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и коснуться левого угла рта, на счёт «два» коснуться правого угла рта. Выполнять упражнения под счёт от 1 до 10 поочерёдно касаясь левого и правого углов рта. Кисть руки на счёт «один» поворачивается влево, на счёт «два» вправо.
9. Парус
На счёт « один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать в таком положении от 1 до 10. Сомкнутая ладонь поднята вверх.
10. Горка
На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, опустить язык за нижние передние зубы и упереть в альвеолы. Среднюю часть спинки округлить, немного продвинуть вперёд. Согнутая ладонь опущена.
11. Индюк
На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык, поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по губе вперёд – назад и произносить при этом «бл, бл, бл». Выполнять под счёт от 1 до 10. Пальцы выполняют хватательные движения.
12. Кролик
Улыбнуться, открыть рот и покусывать верхними передними зубами нижнюю губу под счёт от 1 до 10. Зарыть рот, держать закрытым от 1 до 5. Повторить 4 -5 раз. Согнутые 4 пальца соединить с верхней фалангой большого пальца. Под счёт от 1 до 10 имитировать покусывание.
13. Лошадка
На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу. Под счёт от 1 до 10 ритмично щёлкать языком. Затем закрыть рот. Четыре пальца по очереди смыкать и размыкать с большим пальцем.
Приложение 2
Кинезиологические упаржнения
- «Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг - друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
- «Ухо- нос- хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот»
- «Лягушки» - левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.
Кисть мы в кулачок сжимаем,
А другую разжимаем
А потом их поменяем
И лезгинку начинаем.
4. «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.
Пальчики соединяем
И кольцо мы получаем:
1/2 1/3 1/4 1/5
Поздоровались пальцы опять!
1/5 1/4 1/3 1/2
Закрепили кольца слова
5.«Лезгинка»- левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой, после этого одновременно сиените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.
Кисть мы в кулачок сжимаем,
А другую разжимаем
А потом их поменяем
И лезгинку начинаем.
6. «Зеркальное рисование»- Берём в руки по карандашу, рисуем одновременно двумя руками. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки, синхронизируется деятельность обоих полушарий мозга.
7. «Фокус»- Детям раздаются пакетики в обе руки. Ребёнок одновременно собирает их в кулак.
8. «Погладь, похлопай»- Дети в этом упражнении работают в парах, встают друг против друга. Правой рукой хлопают товарища по плечу, а левой гладят по голове.
9. « Дом- ёжик – замок» - Дом – пальцы рук соединить под углом, ёжик – поставить ладони под углом друг другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой, а замок – ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести.
10 . «Волшебная тесьма» - Детям раздаётся тесьма в обе руки по 30 см.
каждая. Дети сворачивают одновременно обе тесьмы.
11. « Гусь – курица-петух» - Гусь ладонь согнутая под прямым углом, пальцы вытянуть и прижать друг к другу, указательный палец согнутый и опирается на большой, курочка – ладонь немного согнута, указательный палец опирается на большой, остальные пальцы в полусогнутом положении, петух – ладонь, поднята вверх, указательный палец опирается на большой, остальные пальцы растопырены в сторону и подняты вверх.
Колечки Фокус
Домик – ёжик – замок
Ухо – нос – хлопок Колечки
Кулак – ребро - ладонь
Приложение 3
Игры со льдом
1 Этап
Ледяной бассейн
Спасатели Угощение для снеговика
Ледяные узоры
Греем ручки
2 этап
Растяжка пальцев
Пальчиковая гимнастика
3 этап
Развитие тактильной чувствительности
Самомассаж
Приложение 4
Игры с песком
Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания
При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.
«Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
«Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
«Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.
«Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке
Артикуляционные упражнения
«Лошадка»
Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.
«Индюки»
Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.
«Качели»
Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.
«Часики»
Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.
«Накажем непослушный язычок»
Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.
Автоматизация звуков
«Сильный мотор»
Произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
«Слабый моторчик»
Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.
«Горочка»
Набрать в руку песок и произносить звук С , насыпая горку . Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук , засыпать ее.
«Дорожка»
Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.
«Совпадение»
Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
Словарная работа
«Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова- действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.
«Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.
Совершенствование грамматического строя речи
«Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.
«Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.
«Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый)
Развитие фонематических представлений
Игра «Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.
«Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.
«Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.
«Два города». Тазик с песком делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы по заданию логопеда.
«Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.
«Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий.
Формирование слоговой структуры слова
«Полоски». Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
«Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
«Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.
Развитие связной речи
«Мой клад» - Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.
«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.
Обучение грамоте
«Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы. Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».
«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.
«Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.
Развитие мелкой моторики
«Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.
Упражнение «Необыкновенные следы»:
— «Идут медвежата»
— ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;
— «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
— «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;
— «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых. Использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.
Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это даёт больше возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.
Рисование на песке
Игры с песком
Приложение 5
Развитие творческого воображения в играх с прищепками
Для проведения игр предварительно вырезаются фигурки из картона, к которым в дальнейшем будут прикрепляться прищепки.
Зайчик Тучка и дождь
Мёрзнет зайчик на опушке. Тучка по небу гуляла -
Спрятал лапки, спрятал ушки, Все дождинки растеряла.
Зайка, зайка не дрожи,
Лапки, ушки покажи.
Ёжик Цветок
Ёжик, ёжик, где гулял? Лепесточки и листок
Где колючки потерял? Распустился наш цветок.
Ты беги скорее к нам ёжик
Мы сейчас тебе поможем.
Солнышко Птичка
Солнышко утром рано встаёт Клювик, крылышки и хвостик
Лучики тянет, тепло нам даёт. Прилетела птичка в гости
Ель
Ёлочка наша вдруг загрустила
Лапы еловые вниз опустила
Логопедические игры с использованием прищепок
Тематическая цепочка
Цель: Активизировать предметный словарь по теме « Посуда»
Дети по одному подходят к столу, на котором разложены прищепки. Ребёнок берёт прищепку и называет предмет посуды. Следующий ребёнок прикрепляет другую прищепку к первой, также называя предмет. Таким образом, дети собирают цепочку из прищепок.
Эту игру можно использовать и по другим лексическим темам.
Сколько слов?
Цель: Учить определять Количество слов в предложении, закреплять знание о предлогах, имеющих пространственное значение.
Ребёнок получает сюжетную картинку, составляет по ней предложение, проговаривает его и прикрепляет к наборной полоске прищепки по количеству слов в этом предложении.
Посчитай слоги
Цель: Учить слоговому анализу слова.
Логопед предлагает внимательно слушать слова и прицеплять на наборную полоску в ряд столько прищепок, сколько слогов в слове.
Собери звуковые бусы
Цель: Учить различать гласные и согласные звуки.
Ребёнку предлагается собрать цветную цепочку, в которой будут чередоваться красные и синие прищепки. Красные обозначают гласные звуки, а синие согласные. Дети поочерёдно называют гласные и согласные звуки.
Сороки
Цель: Развитие фонематического восприятие, автоматизировать звук «с». Прищепки это сороки. Они хватают только те картинки, в которых есть звук «с». Чётко называть картинку.
Различай и называй
Цель: Дифференцировать В словах звуки «р» и «л».
Перед ребёнком картинки со звуками «р» и «л». Ребёнку предлагается к картинке со звуком (р) прикрепить красную прищепку, со звуком (л )белую.
Собачка
Цель: Развивать фонематическое восприятие, закреплять пространственное представление (право, лево).
У ребёнка на столе лежит наборная полоска и прищепка. Педагог задаёт игровую направленность: « Сегодня твоя прищепка превратится в собаку- ищейку. Она будет искать, где в слове спрятался звук (ш ) (или любой другой звук в соответствии с темой занятия). Полоска – это слова на картинке. Покажи, где начало слово (ребёнок показывает левый край полоски), где конец (правый край полоски). Педагог показывает, как нужно прикреплять прищепку собачку, которая нашла звук в начале, середине и конце слова.
Весёлые прищепки
Звуковая цепочка
Дифференциация слов со звуками с-ш Определи место звука в слове
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей.
Почему пальцы помогают говорить.Когда начинать заниматься.Как играть в пальчиковые игры.Группы пальчиковых игр....
Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей 1 младшей группы с тяжёлыми нарушениями речи.
Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и под ростков АПН установили, что уровень развития ...
План-конспект по развитию осязания и мелкой моторики детей с нарушениями зрения в ДОУ. Младшая группа.
Примерное содержание работы по развитию осязания и мелкой моторики в младшей группе детей с нарушениями зрения. Тема "Дикие животные"....
презентация "Развитие речи и мелкой моторики детей младшей группы с использованием игровых упражнений"
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием им...
Статья "Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей"
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего те...
РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды....
Конспект НОД по развитию речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста «Пошли пальчики гулять»
Конспект НОД по развитию речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста «Пошли пальчики гулять»...