Речевая карта
учебно-методический материал по логопедии на тему
Обследование детей (сентябрь, декаабрь, май)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta_avtosohranennyy.docx | 103.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение Управление образования Администрации Таштагольского муниципального района
РЕЧЕВАЯ КАРТА - ДНЕВНИК
Ф. И. О. ребёнка ___________________________________________________
г. Таштагол
Фамилия__________________________ Взят на учёт __________________________________
Имя Снят с учёта
Отчество ____________________________________________________________________
Год рождения
Домашний адрес
Сведения о родителях
Ф.И.О. отца _______________________________________________________________________
Место работы _____________________________________________________________________
Возраст (на момент рождения ребёнка) ______________________________________________
Ф. И. О. матери _______________________________________________________________ ____
Место работы _____________________________________________________________________
Возраст (на момент родов) _________________________________________________________
Анамнез
От какой беременности роды ______________________________________________________
Как протекала беременность_______________________________________________________
Перенесённые заболевания _________________________________________________________
Ранее физическое развитие ребёнка__________________________________________________
Голову держит с (в норме: с 1,5 мес.)_________ Сидит с (в норме: с 6 мес.)________________
Ползает с (в норме: с 6 - 7 мес.)______________ Стоит с (в норме: с 10 - 11 мес.)___________
Ходит с (в норме: с 11 - 12 мес.)______________________________________________________
Раннее речевое развитие____________________________________________________________
Гуление в (в норме: с 2-х мес.)_______________ Лепет в (в норме: с 4 - 6 мес.) _____________
Первые слова (в норме: около года)_________ Фразы (в норме: от 1,5 до 2-х лет)__________
Прерывалось ли речевое развитие ребёнка и по какой причине ________________________
__________________________________________________________________________________
Жалобы родителей_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Неврологический статус____________________________________________________________
Состояние слуха___________________________________________________________________
Состояние зрения__________________________________________________________________
Поведение дома____________________________________________________________________
Активность, внимание, память, усидчивость
Вводная беседа
Как тебя зовут? ___________________________________________________________________
Сколько тебе лет? _________________________________________________________________
На какой улице находится твой дом? ________________________________________________
Ты мальчик или девочка? __________________________________________________________
Тебе нравится играть с детьми? _____________________________________________________
Какая твоя самая любимая игрушка? _______________________________________________
Как ты с ней играешь? _____________________________________________________________
Какая твоя самая любимая сказка? _________________________________________________
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||||||
Н | К | Н | К | Н | К | ||||
Счётные операции: | 1. Показать, где много, а где один предмет. | 1. Счёт прямой и обратный. 2.Сколько больше 5 или 3? 3.Сколько на руке пальцев? А у меня? У кого больше? 4. Сколько лап у 5. Сколько лап у | 1. Счёт прямой и обратный. 2. Сколько больше 8 или 7? З.Сколько на руке пальцев? А у меня? У кого больше? 4. Сколько лап у 5. Сколько лап у | ||||||
Ориентировка вверху, внизу, впереди, сзади. | Предметы | Предметы вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. | Предметы вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, слева вверху справа внизу, справа вверху. | ||||||
Ориентировка в схеме собственного тела. | Показать правую, левую руки, правую, левую ноги. | Показать правый, левый глаза, правое, левое уши. | Показать правой рукой левый глаз, левой рукой- правое ухо. | ||||||
Ориентировка во времени. | Какое сейчас время года? Какое время года наступит после осени? Что ты знаешь о лете? Что ты знаешь о зиме? Назови части суток. | Какое сейчас время года? Какое время года наступит после осени? Что ты знаешь о лете? Что ты знаешь о зиме? Назови дни недели. Назови части суток. | Какое сейчас время года? Какое время года наступит после осени? Что ты знаешь о лете? Что ты знаешь о зиме? Назови дни недели. Назови части суток. | ||||||
Складывание фигур из палочек по образцу. | «стульчик» и «кроватка» из 4-5 палочек | «домик» и «ёлочка» из 6-7 палочек | складывание фигур из палочек по памяти: «ёлочка», «лодочка», «лесенка» и др. | ||||||
Оценка: |
МОТОРНАЯ СФЕРА
4-5 лет | Н | К | 5-6 лет | Н | К | 6-7 лет | Н | К | |
выполнение упражнений |
| - попрыгать на двух ногах; - на левой ноге; - на правой ноге; - прыгнуть в длину с места; - потопать ногами и похлопать руками одновременно; - бросить мяч от - из-за головы; - поймать мяч; - перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку. | - попрыгать на двух ногах; - на левой ноге; - на правой ноге; - прыгнуть в - потопать нога ми и похлопать руками одновременно; - бросить мяч от груди; - из-за головы; - подбросить и поймать мяч. | ||||||
выполнение упражнений | - закрыть правый глаз, левый глаз; - поднять брови, - наморщить нос, | - закрыть правый глаз, левый глаз; - поднять брови, нахмурить брови; - надуть щёки, втянуть щёки; - наморщить нос. | - закрыть правый глаз, левый глаз; - прищурить глаза; - нахмурить брови, | ||||||
Кинестетическая основа движений | - сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом - на левой руке | - одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук | - одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; - поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом - на левой | ||||||
Состояние ручной моторики | - объём движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии | - у объём движений, темп, способность к переключению, - наличие леворукости или амбидекстрии | - объём движений, - темп, - способность к переключению, - наличие леворукости или амбидекстрии |
Кинетическая основа движений | - поочерёдно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; - изменять положе- ние кистей рук: - одна сжата в ку- лак, пальцы дру- гой выпрямлены и наоборот. | Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак -ребро - ладонь» ведущей рукой. | Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак -ребро - ладонь» правой рукой, левой рукой. | ||||||
Оценка: |
ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
Работа со словами | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | ||||||
Н | К | Н | К | Н | К | ||||
Единственное и множественное число существительных | бабочка - бабочки девочка - девочки мальчик - мальчики цветок - цветы | бабочка - бабочки цветок - цветы девочка - девочки мальчик - мальчики кот - коты кровать - кровати лампа ~ лампы вагон - вагоны стол - столы гриб - грибы | бабочка - бабочки цветок - цветы девочка - девочки мальчик - мальчики кот - коты кровать - кровати лампа - лампы вагон - вагоны стол - столы гриб - грибы гнездо - гнёзда письмо - письма яйцо - яйца ухо - уши | ||||||
Ед. и мн. число глаголов | идёт - идут | идёт - идут летит - летят | идёт - идут летит - летят бежит - бегут | ||||||
Предл.-падежн. конструкции | в, на, у | в, на, у, под, за, по | в, на, у, под, за, по, над, за, с, из, из-за, из-под | ||||||
Род прилагательных | мужской род женский род (вкус) | мужской род, женский род, средний род (вкус, цвет, норма, тактильные ощущения) | |||||||
Уменшит.-ласкательные сущ. | ключ - ключик пуговица-пуговичка | ключ - ключик пуговица - пуговичка носок - носочек звезда - звёздочка | ключ - ключик пуговица - пуговичка носок - носочек звезда - звёздочка нож - ножик рукавица - рукавичка одеяло - одеяльце | ||||||
Глагол с приставками | ЛИТЬ на-, вы-, по- | ЛИТЬ на-, вы-, ПОЛЕТАТЬ вы-, в- | ЛИТЬ на-, вы-, ПОЛЕТАТЬ вы-, в-ХОДИТЬ пере-, под- | ||||||
Выпол нение инстру ций | Закрой книгу. Достань ручку. | Достань ручку и положи её на тетрадь. Положи линейку за тетрадь. | |||||||
Понимание предложений (показать по предложенным картинкам) | Мальчик бежит за собакой. Собака бежит за мальчиком. | Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который ещё не распустился. | |||||||
Оценка: |
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Составить предложения по картинке | |||||||
4-5 лет | Н | К | Н | К | н | к | |
5-6 лет | |||||||
6-7 лет | |||||||
Пересказ текста | |||||||
текст | Н | К | Н | К | Н | К | |
«Котёнок» У Кати жил котёнок. Катя любила котёнка. Она поила котёнка молоком. Котёнок любил играть с Катей. | |||||||
■ |
«Рыбалка» Илюша собрался на рыбалку. Он накапал червей, взял удочку и пошёл к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше уху | |||||||
«Случай в лесу» Стояла тёплая летняя погода. Пошёл Дима в лес за ягодами и грибами. Долго ходил по лесу и заблудился. Стало темно, испугался Дима. Залез на дерево и увидел огонёк. Пошёл Дима по дорожке и пришёл к маленькому домику. Здесь жил лесник. Лесник проводил Диму домой. | |||||||
Составить рассказ по серии картинок | ||||||
5-6 лет «Нашли ежа» | ||||||
6-7 лет «Нашли ежа» | ||||||
Оценка: |
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ
Пробы | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||
Н | К | Н | К | Н | К | |
I. Исследование движения языка 1. Положить широкий язык на нижнюю губу. 2. Спокойно удерживать широкий язык на нижней губе по счёт до 5. 3. поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счёт от 1 до 5 и отпустить к нижним зубам. 4. Перевести кончик языка поочерёдно из правого угла в левый угол, касаясь губ. 5. Движения языка вперёд - назад (высовывание языка «жалом») | ||||||
II. Исследование движений губ 1. Растянуть губы в улыбке, обнажая резцы. 2. Сомкнуть губы, вытянуть вперёд трубочкой. 3. Переключить губы из положения в улыбке на положение вытянутые трубочкой. 4. Произнеси звук [У] без зрительной опоры и определи, какое движение совершают губы. 5. Определить по беззвучной артикуляции логопеда [У] или [И] | ||||||
III. Исследование нижней челюсти 1. Рот широко открыть, закрыть. 2. Подвигать нижней челюстью из стороны в сторону. | ||||||
IV. Исследование мимической мускулатуры 1. Поднять брови вверх - «удивиться». 2. Нахмурить брови - «рассердиться». 3. Надуть щёки - «толстячок». 4. Втянуть щёки - «худышки». 5. Закрыть глаза (оба и один глаз) | ||||||
V Исследование мягкого нёба 1. Поднимание нёбной занавески при энергичном произнесении звука [А]. 2. Посмотреть наличие или отсутствие утечки воздуха через нос при произнесении гласных звуков. 3. Посмотреть наличие или отсутствие глоточного рефлекса (появление рвотных движений при лёгком прикосновении шпателя к мягкому нёбу) 4. Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок. | ||||||
Оценка: |
ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ
Показатели | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||
Н | К | Н | К | Н | К | |
Разборчивость (смазанная, непонятная, нормальная) | ||||||
Темп (быстрый, медленный, нормальный) | ||||||
Ритм (нормальный, дисритмия) | ||||||
Дыхание (достаточное, недостаточное) | ||||||
Голос (норма, монотонный, наличие носового оттенка) | ||||||
Оценка: |
Работа со | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||||||||
словами | Н | К | Н | К | Н | К | ||||||
Повторение слогов с оппозиционными звуками | ба-па га-ка да-та ма-ба ва-ка ня-на | па-ба ка-га та-да ба - ма ка-ва на-ня | ба-па-ба да-та-да га-ка-га за-са-за та-тя-та | па-ба-па та-да-та ка-га-ка са-за-са тя-та-тя | са-ша-са жа-ша-жа са-ца-са ча-тя-ча ла-ля-ла | ша-са-ша ша-жа-ша ца-са-ца тя-ча-тя ля-ла-ля | ||||||
Выделение начального гласного ударного из слов | облако иглы аист удочка | облако иглы аист удочка | ||||||||||
Выделение конечного согласного из слов | кот жук автобус дом шар стул | |||||||||||
Выделение конечного гласного из слов | пила грибы кенгуру кольцо очки | |||||||||||
Выделение начального согласного из слов | танк коза санки ракета мышь ландыш |
Слова паронимы | крыса - крыша бочка - почка коза - коса рожки - ложки дрова - трава | шар - жар лук - люк софа - сова мышка - мишка кот - год хор - хорь | |||||||
Определение последователь ности звуков в слове | рыба шапка шкаф чашка | ||||||||
Определение количества звуков в словах | кот сом стул ноты | ||||||||
Оценка: |
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Звуки | Дефекты произношения | ||||||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||||
Н | К | Н | К | Н | К | ||
гласные | а, у, о, и, э | ||||||
согласные | б | ||||||
б' | |||||||
п | |||||||
п' | |||||||
м | |||||||
м' | |||||||
н | |||||||
н' | |||||||
в | |||||||
в' | |||||||
ф | |||||||
ф' | |||||||
д | |||||||
д' | |||||||
т | |||||||
т' | |||||||
г | |||||||
г' | |||||||
к | |||||||
к' | |||||||
х | |||||||
х' | |||||||
с | |||||||
с' | |||||||
з | |||||||
з' | |||||||
ц | |||||||
ш | |||||||
ж | |||||||
ч | |||||||
щ | |||||||
л | |||||||
л' | |||||||
р | |||||||
р' | |||||||
йотирован. | й, я. е, ё, ю | ||||||
Оценка: |
СОСТОЯНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||||||
Н | К | Н | К | Н | К | ||||
Употребление существительных в именительном падеже ед. и мн. числа | стол - столы кот - коты дом - дома кукла - куклы рука - руки окно - окна | рот - рты лев - львы река - реки ухо - уши кольцо - кольца | глаз - глаза лист-листья стул - стулья дерево - деревья пень - пни воробей - воробьи | ||||||
Употребление имён существительных в косвенных падежах | Что есть у мальчика? (мяч) Чего нет у мальчика? (мяча) Кому мальчик даёт мяч? (девочке) Что ты видишь на картинке? (машину) О ком думает кошка? (о мышке) | Что есть у мальчика? (мяч) Чего нет у мальчика? (мяча) Кому мальчик даёт мяч? (девочке) Что ты видишь на картинке? (машину) О ком думает кошка? (о мышке) | Что есть у мааьчика? (мяч) Чего нет у мальчика? (мяча) Кому мальчик даёт мяч? (девочке) Что ты видишь на картинке? (машину) О ком думает кошка? (о мышке) | ||||||
Употребление имён существитель ных в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам) | Много чего? шаров - ключей - берёз - ложек - окон - | Много чего? листьев - книг - вилок - ведер - | |||||||
Соглас. прилаг. с сущ. ед. числа (по картинкам) | красный флаг - синяя сумка -жёлтое яблоко - | оранжевый апельсин - голубое блюдце-белая бабочка - | фиолетовый колокольчик - серая ворона -розовое платье - | ||||||
Употребление предложно- падежных конструкций (по картинкам) | Где стоит ваза? (на столе) Где лежат фрукты? (в корзине) У кого мячик? (у мальчика) | Где сидит снегирь? (на дереве) Где стоит машина? (в гараже) У кого кукла? (у девочки) Где стоит коза? (за забором) | Где лежит мяч? (под столом) Где летает бабочка? (над цветком) Откуда вылетает птичка? (из метки) | ||||||
Оценка: |
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА
Возраст | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | ||||||
Н | К | Н | К | Н | К | ||||
Работа со словами | дом вата веник сумка лопата тортик | дом вата веник сумка лопата тортик телефон милиционер велосипед сковорода полотенце мотоцикл телевизор | дом вата веник сумка лопата тортик телефон милиционер велосипед сковорода полотенце мотоцикл телевизор экскаватор термометр тракторист регулировщик водопроводчик | ||||||
Работа с предложениями | Лампа упала со стола. Дети слепили снеговика. | Водопроводчик чинит водопровод. Регулировщик регулирует уличное движение. | |||||||
Оценка: |
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||||||
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Н | К | Н | К | Н | К | |||
стол - столик чашка - чашечка сумка - сумочка ведро -ведёрочко | ключ — ключик носок - носочек окно - окошечко звезда - звёздочка | палец - пачьчик крыльцо - крылечко кресло - креслице пуговица - пуговичка | |||||||
Образование названий детёнышей животных | у кошки - у лисы - у утки - у слонихи - | у зайчихи - у волчицы - у белки - у козы - | у медведицы - у бобрихи - у барсучихи - у собаки - у коровы - | ||||||
Образование относительных прилагательных | Стол из дерева (какой?) Аквариум из стекла(какой?) Крыша из соломы(какая?) Шапка из меха (какая?) Сапоги из резины(какие?) Сок из яблок (какой?) |
Образование притяжательных прилагательных | Очки бабушки (чьи?) Усы кошки (чьи?) Хвост лисы (чей?) Берлога медведя (чья?) | ||||||||
Образование приставочных глаголов (по картинкам) | Мальчик выходит из дома. Мальчик отходит от дома. Мальчик переходит улицу. Мальчик входит в дом. Мальчик обходит лужу. | ||||||||
Оценка: |
СЛОВАРЬ
Задания | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||||||
Н | К | Н | К | Н | К | |||||
Существительные | 1. Части тела | ноги руки голова глаза уши | нос рот шея живот грудь | локоть ладонь затылок висок | ||||||
2. Части предмета по картинкам | спинка стула сиденье стула ножки стула кузов машины колёса машины | рукав воротник пуговица кабина машины руль | манжета петля для пуговицы фары мотор | |||||||
3. Назвать обобщающие слова | мяч, мишка, поезд рубашка, платье, юбка ботинки, сапоги, туфли | шкаф, стол, стул огурец, помидор, морковь яблоко, апельсин, лимон сова, ласточка, ворона | смородина, крыжовник, малина бабочка, комар, муха кошка, корова, собака машина, самолёт, автобус |
прилагательные | 1. Назвать цвет, форму 2. Назвать притяжательные прилагательные 3. Назвать антонимы | жёлтый зелёный красный круглый белый - чёрный горячий - холодный большой - маленький | голубой коричневый оранжевый квадрат волчий лисий Заячий сладкий - кислый твёрдый - мягкий толстый - тонкий | фиолетовый розовый серый оттенки овал медвежья беличья кошачий высокий - низкий узкий - широкий длинный - короткий | |||||||
глаголы | 1. Назвать действия | ест идёт спит играет. моет | летит бежит рисует умывается. моет стучит | плывёт сверкает светит льёт идёт капает | |||||||
2. Назвать близкое слово по значению | варит жарит печёт | вяжет шьёт вышивает | |||||||||
числительные | 1. Назвать количественное числительное | собака кубик мяч | карандаш кукла | ведро пирамида карандаш | |||||||
Оценки: |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: | |
• ■ | |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ | |
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
ДНЕВНИК ЛОГОПЕДА:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: | |
ЛОГОПЕД____________________ |
Параметры обследования
- Познавательные процессы.
- Моторная сфера.
- Импрессивная речь.
- Связная речь.
- Артикуляционный аппарат.
- Общее звучание речи.
- Фонематическое восприятия, навыки фонематического анализа и синтеза.
- Звукопроизношение.
- Состояние грамматического строя.
- Слоговая структура.
- Словообразование.
- Словарь.
Примечание:
3 балла - правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.
2 балла - единичные ошибки исправляются с помощью уточняющегося вопроса,
подсказкой или расширением инструкции.
1 балл - большинство заданий не выполняются.
0 баллов - невыполнение задания.
Сумму баллов делим на количество заданий и выводим средний балл, который заносится в графу «оценка». По полученным оценкам вычерчивается график.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.
Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической группы....
"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина
В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...
Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....
Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)
Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....
Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте
Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...
Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)
Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...