Семинар-практикум по подготовке детей страршего дошкольного возраста к обучению грамоте
презентация по логопедии по теме

Пикурова Светлана Викторовна

Данный семинар был проведен в рамках Фестиваля педагогического мастерства на базе ГБОУ "Школа №2051" на уровне ОО.

Цель: активизировать знания педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи:

  • активизировать знания педагогов о звуках и буквах;
  • уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова);
  • тренировать навык дифференциации согласных по твердости - мягкости, глухости - звонкости;
  • закреплять навык звукового анализа слова;
  • развивать связную речь;
  • воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов по подготовке к обучению грамоте

Цель: активизировать знания педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи:

  • активизировать знания педагогов о звуках и буквах;
  • уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова);
  • тренировать навык дифференциации согласных по твердости - мягкости, глухости - звонкости;
  • закреплять навык звукового анализа слова;
  • развивать связную речь;
  • воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Предварительная работа:

  1. Подготовка к семинару-практикуму:
  • подбор литературы, заданий для практической работы.

Участники семинара: учитель-логопед, педагоги дошкольных отделений.

План семинара:

I. Теоретическая часть.

1. Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте.

II. Практическая часть.

1. Усвоение приемов звукобуквенного анализа слов, работа со звуковыми линейками, составление схемы слова.

2. Работа над слоговой структурой слова.

3. Составление предложений по опорным словам, графическим схемам предложения.

Оборудование: доска, мел, фломастеры, компьютер, проектор

Демонстрационный материал: использование мультимедийной презентации, буквы, сигнальные квадраты (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков).

Ход семинара – практикума.

I. Теоретическая часть.

Вступительная беседа.

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «педагоги», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.

Что такое грамота? Ответы педагогов.

СЛАЙД №1. Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, умение излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов, но и смысл предложений и текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду. Поэтому мы говорим именно о подготовке к обучению грамоте (мы не учим детей читать и писать, мы их к этому готовим).

А теперь давайте поразмышляем, какие основные компоненты входят в процесс данной подготовки к обучению грамоте? Ответы педагогов.

СЛАЙД №3. Это:

  • сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
  • сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
  • знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие;
  • умение работать со схемой слова, разрезной азбукой;
  • владение навыками послогового чтения.

Как вы считаете, необходимо ли обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста в детском саду и почему?

  • Требования начальной школы стали выше.
  • Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе.
  • Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой.
  • Физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, и, конечно же, от родителей. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Но самое страшное, что и многие педагоги допускают ошибки при проведении НОДов по развитию речи (девочки путают понятия звук и буква, неправильно ведут работу с йотированными буквами). Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. Затем предлагаю применить эти знания в практических упражнениях. Ведь наши навыки уже настолько автоматизированы, что мы не помним ни методики, ни того, как нас учили грамоте. В результате нашего практикума мы поймем, что в обучении грамоте нет ничего сложного.

II. Практическая часть.

СЛАЙД №4. Все, что мы говорим, читаем, пишем – РЕЧЬ.

Речь бывает: устная и письменная. Щ.

Устная речь – слушание и говорение – это звуки Щ., мы их слышим и произносим Щ.

Письменная – чтение и письмо – это буквы Щ., их мы видим, читаем, пишем. Щ.

СЛАЙД №5. Наша речь состоит из… предложений. Щ.

Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу)

Предложения состоят из… слов. Щ.

Слова состоят из… слогов. Щ.

Слоги состоят из… звуков. Щ.

Какие бывают звуки? (гласные, согласные) СЛАЙД №6.

? Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки  обозначают красным цветом.

? Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. ? Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.  

Мягкие и твёрдые согласные звуки

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" – твёрдый согласный звук [р].

Как учим детей отличать мягкий согласный звук от твёрдого звука? Гномики

Назовите всегда мягкие звуки:[й’], [ч’], [щ’].

Назовите всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц].

Мягкий знак и твёрдый знак – буква, а не звук!!!

Назовите йотированные буквы: Е, Ё, Ю, Я.

Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они стоят:

1. В начале слова (яма, юг, Емеля). Сколько букв в слове яма? А сколько звуков?

2. После гласных (заявка, приют, Пелагея). Аналогично.

3. После букв Ь Ъ (вьюга, въезд). Аналогично.

А вот теперь такое слово – люк. Сколько букв? (3) А сколько звуков? (3). Верно. Привести пример ошибки воспитателя.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

Итак, подведем небольшой итог…

Чем отличаются звуки от букв? СЛАЙД №7. Слышим и произносим мы … Щ., а пишем, читаем, видим …Щ.)

Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.

Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, даем только печатные образцы, с письменными буквами мы можем их познакомить, но учим писать только печатные.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному. Какие у вас есть приемы?

  • написать букву в воздухе, на столе;
  • выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
  • написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
  • выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.;
  • вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
  • вылепить из пластилина, теста;
  • написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
  • выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Итак, следующий небольшой итог. СЛАЙД №8.

Чего больше звуков или букв?

Деление слов на слоги.

СЛАЙД №9. Что такое слог? (Слоги – это части слова, на которые оно делится). Какие приемы есть в вашем опыте по делению слов на слоги?

Щ. Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов.

А зачем мы вообще учим детей делить слова на слоги? (у многих детей нарушена слоговая структура слова – для преодоления этого нарушения, для переноса слов).

СЛАЙД №10. Давайте расселим жильцов в домики по количеству слогов.

СЛАЙД №11. Предложение – это … (слова, взаимосвязанные между собой по смыслу).

Составление предложений по опорной картине. Анализ предложений.

СЛАЙД №12. Составление графической схемы предложения (пример задания для детей).

Подготовка к письму.

На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо, прежде всего, научить правильно сидеть при письме, правильно держать ручку (ручку держим двумя пальцами – большим и указательным, средним – придерживаем), ориентироваться в пространстве (умение различать правую и левую руку, проведение графических диктантов), развитие тактильных ощущений – определение предмета на ощупь (игра «Чудесный мешочек»).

СЛАЙД№ 13,14. Какие могут быть примеры игр с буквами: «Допиши недостающий элемент буквы», «Зашумленные буквы», «Переверни букву», «Спрятавшиеся буквы»

Игры со звуками: «Придумай слово на звук …», «Дружные звуки» (прибежали дружно звуки и друг другу дали руки: К О Т), «Доскажи слово», «Звук потерялся», «Где спрятался звук в слове?

Задания для педагогов.

  1. Поднимите руку те, у кого в имени есть звук Т.
  2. Встаньте те, у кого  фамилия состоит из 5 слогов.
  3. Поднимите руку те, у кого  во втором слоге фамилии есть звук О.
  4. Встаньте те, у кого в имени нет звука Н.
  5. Игра «Придумай слово на заданный звук» [к]. По цепочке педагоги придумывают слова.
  6. Игра «Поймай звук». Я называю слова. Если вы слышите в нем звук [ш], хлопните в ладоши.
  7. Игра «Сломанный телефон» (Весна).

СЛАЙД №15. Рекомендации по обучению грамоте детей.

1. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

2. Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения.

3. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково – т.е. так, как звучит звук.

4. Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву – видим и можем ее писать.

5. Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы.

Вооруженные всеми этими знаниями и умениями, нам легче подготовить детей к школе, это поможет нам в подготовке детей к обучению грамоте, а детям в школе избежать ошибок при чтении и письме.  Вот она преемственность дошкольного образования и начального школьного.

СЛАЙД №16. И главное, помните – все чему вы научите ребенка, а главное, все чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.

Спасибо за внимание. Если есть вопросы, постараюсь на них доходчиво ответить.

Заполнение бланков отзывов.

Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (малина).

Работы со схемой слова:

МАЛИНА                  ⁄  

 

 

 

 

 

 

                                      

  • определяем количество звуков в слове;
  • называем звуки по - порядку;
  • определяем количество слогов.
  • произносим 1-й слог МА-
  • какой звук первый? (М) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
  • какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
  • произносим 2 слог? ЛИ
  • какой звук в этом слоге1-й? (Л) Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий)
  • какой звук 2-й? (И) Какой это звук? (гласный)
  • произносим 3 слог НА
  • какой звук первый? (Н) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
  • какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
  • сколько в слове гласных звуков? Назовите их по - порядку;
  • сколько согласных звуков;
  • назвать первый звук, последний, третий;
  • сколько в слове звуков? Сколько букв.

После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается.

ОТЗЫВ

Дата: 19.04.2016

Место проведения: ГБОУ «Школа №2051» ДО№2

Название семинара-практикума: Подготовка детей к обучению грамоте

Ф.И.О. педагога: Пикурова Светлана Викторовна, учитель-логопед

Вопрос

да

нет

не знаю

1.

Почерпнули ли Вы что-нибудь полезное из сегодняшней теоретической и практической деятельности?

2.

Достаточно ли профессионально

(на Ваш взгляд) выступил педагог?

3.

Заметили ли Вы какие-нибудь методические ошибки в организации и проведении мероприятия?

4.

Добился ли педагог поставленной цели?

5.

Кажутся ли Вам интересными методы и приемы работы с детьми, используемые педагогом?

6.

Ваша оценка деятельности по 5 бальной шкале.

ПРИМЕЧАНИЕ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О., должность, место работы _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

ОТЗЫВ

Дата: 19.04.2016

Место проведения: ГБОУ «Школа №2051» ДО№2

Название семинара-практикума: Подготовка детей к обучению грамоте

Ф.И.О. педагога: Пикурова Светлана Викторовна, учитель-логопед

Вопрос

да

нет

не знаю

1.

Почерпнули ли Вы что-нибудь полезное из сегодняшней теоретической и практической деятельности?

2.

Достаточно ли профессионально

(на Ваш взгляд) выступил педагог?

3.

Заметили ли Вы какие-нибудь методические ошибки в организации и проведении мероприятия?

4.

Добился ли педагог поставленной цели?

5.

Кажутся ли Вам интересными методы и приемы работы с детьми, используемые педагогом?

6.

Ваша оценка деятельности по 5 бальной шкале.

ПРИМЕЧАНИЕ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О., должность, место работы _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2051»

111674, г. Москва, проспект Защитников Москвы, дом 9, корп.2                        E-mail:  2051@edu.mos.ru

Дата: 19.04.2016

Тема: Подготовка к обучению грамоте

Лист регистрации

Ф.И.О. педагога


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум для педагогов Подготовка детей к обучению грамоте Составила учитель-логопед ГБОУ «Школа №2051» Пикурова Светлана Викторовна 2015-2016 уч.г .

Слайд 2

Грамота – это: овладение умением читать и писать; знание правил грамматики; у мение излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов, но и смысл предложения, текста, то есть овладение письменной речью.

Слайд 3

Звуковая сторона речи Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте: Звукобуквенный анализ и синтез Ф онематические процессы Знакомство с терминами: звук, слог, слово, предложение, звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой Владение навыками послогового чтения

Слайд 4

Речь

Слайд 5

Предложения РЕЧЬ Слова Слог Звук

Слайд 7

звуки буквы в идим пишем читаем слышим произносим

Слайд 8

В русском языке:

Слайд 9

Деление слов на слоги

Слайд 10

Деление слов на слоги

Слайд 11

Предложение

Слайд 12

Составьте схему предложения по опорным картинкам.

Слайд 13

Игры с буквами «Какая буква выглянула в окно» «Буквы перепутались»

Слайд 14

«Зашумлённые буквы» «Буквы перевёртыши» «Назови все буквы»

Слайд 15

Рекомендации по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста. 1. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. 2. Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения. 3. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково - т.е. так, как звучит звук. 4. Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву – видим и можем ее писать. 5. Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы.

Слайд 16

Помните – всё, чему мы научим ребенка, а главное, всё, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Для успешной подготовки детей к обучению грамоте необходимо не только качественно проводить работу с детьми в ДОУ, но и осуществлять взаимодействие с родителями, поэтому одним из главных направлений с...

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Анализ предложения.

Работа над предложением в дошкольном возратсе способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без неё представление о слове у дошкольника носит не...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте с использованием приемов сказкотерапии "Сказка за Сказкой"

Рабочая программа разработана для детей 3-4 лет и направлена на овладение звуковой стороной  речи и ориентировкой в ней.......

Планирование образовательной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

Методическая разработка по планированию образовательной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

методические рекомендации Планирование дидактических и развивающих игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Представленные дидактические и развивающие игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста воспитатели могут использовать как в организованной образовательной деятельности , так и в свободной д...

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

представлены дидактические игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте с указанием цели и хода игры....

«Особенности построения НОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте» для воспитателей ДОУ

Цель моего выступления, продемонстрировать систему  приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.Грамота – это овладение умение...