Развитие интонационной речи дошкольников
консультация по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Ещё в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже ребёнок, который едва стоит на ногах, может о многом "рассказать": хорошо ли выспался? рад чему – либо? расстроен чем – то? А замечательная способность младенца угадывать голос матери среди других голосов, понимать, сердится она или довольна им!
Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. "Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации. Так, например, есть пятьдесят способов сказать "да" и пятьсот способов сказать "нет", в то время как написать это слово можно только один раз".
(Б.Шоу).
Из практики мы знаем, что многие дошкольники неплохо подражают взрослым, точно передают их интонацию, улавливают на слух различные оттенки речи. Хорошо развитый речевой слух, дает возможность детям различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные оттенки речи. Дает возможность и самим детям шире использовать разные средства выразительности: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова или группу слов, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально – волевое отношение к сказанному. Все это помогает дошкольникам более точно передавать свои мысли, читать стихотворения, потешки, считалочки.
Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит в процессе общения с взрослыми. Работу по развитию выразительности речи целесообразно проводить последовательно в два этапа:
сначала формировать навыки восприятия интонации,
затем – навыки её использования в собственной речи.
Попробуйте прочитать детям один и тот же текст, но по – разному: первый раз - монотонно, невыразительно, а второй раз –с интонационной выразительностью. Как вы думаете, отметят дети разницу? Да, безусловно, и их будет легко подвести к выводу, что она заключается в выразительности речи.
Поэтому, организуя специальную речевую среду, мы должны создавать для каждого ребенка все возможности слышать и усваивать интонационно правильную речь и всегда помнить, что при слушании дети воспроизводят в речи не только слова, фразы и предложения, но и интонацию во всех её компонентах, в том числе и мелодику.
- темп (ускорение и замедление скорости произносимых фраз);
- ритм (чередование ударных слогов);
- тембр (изменение эмоциональной окраски голоса);
- логическое ударение (выделение наиболее важных по смыслу слов);
- мелодика (повышение или понижение тона голоса в начале, середине и в конце фразы, одновременно с повышением и понижением голоса изменяется и его сила).
По направлению движения голоса различают следующие мелодические формы:
Монотонная - с незначительным повышением и понижением голоса;
Восходящая форма - с повышением голоса к концу предложения;
Нисходящая форма - с понижением голоса к концу предложения;
Полная форма, включающая повышение и понижение.
- Вчера я ходила на рынок и купила там яблоки и груши. Это фрукты. Почему вы мне ничего не ответили? Ну, хорошо, слушайте дальше. А еще я купила огурцы и помидоры. Это овощи? Да, конечно! Как вы узнали, что в первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила?
Если этот прием использовать в работе с младшими детьми, то можно объяснить им, что наш голос может изменяться – “ подниматься и спускаться с горки”, а при работе с детьми старшего возраста можно ввести термины “голос повышается”, “голос понижается”.
Для развития восприятия мелодики эффективным является прием дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз. Этот прием лучше использовать при повторении дважды сказанной фразы, скороговорки, или стихотворения. Сначала “ нарисуйте” в воздухе мелодику вместе с детьми, а затем ребенок продирижирует её самостоятельно.
Полезно использовать упражнения, направленные на развитие смены голоса: например, повторить звукоподражание взрослого животного и его детеныша, игры типа “Вопрос – ответ”, где сопоставляется анализ двух образцов высказываний с различной мелодикой.
Послушайте четверостишие: “Есть иголки у ежа, клюв и крылья у чижа, молока дадим ежу, крошки вкусные – чижу”. Сейчас я ещё раз прочитаю, вы договаривайте слова. Хорошо.
- У кого есть иголки? – У ежа. – У кого есть клюв и крылья? – У чижа. – Кому дадим молока? – Ежу. – Кому дадим вкусных крошек? – Чижу.
Можно разделиться на две команды, одна команда задает вопросы, а другая отвечает.
Этой же цели могут служить и стихотворения, содержащие вопросительные и повествовательные предложения такие как “Курочка – рябушечка”, “Кисонька – мурысонька”, “Кулики”.
- Кто там бродит у реки? – Это наши кулики. – А чего они хотят? – Накормить своих ребят. – Где ребята? – На песочке. – Сколько их? – Сынок и дочка. У сынка на горлышке все промокли перышки, от того, что, не спросясь, сунул клювик прямо в грязь.
Каждая часть стихотворения, рассказа или сказки отличается своей темой, содержанием, настроением, соответственно этому мы выбираем средства выразительности. Так, грустное, подавленное настроение обычно проявляется в приглушенных низких тонах и произносится пониженным голосом; наоборот, бодрое, жизнерадостное душевное состояние произносится более высоким тоном, т. е. повышенным голосом. Волнение, грусть, радость – все это отражается в голосе.
В состоянии возбуждения и подавленности голос меняется, отклоняясь от обычного звучания. Это отклонение называют эмоциональной окраской – тембром. Чем сильнее волнение, тем сильнее отклонение голоса от обычного звучания. Как же определить нужную окраску при передаче незнакомого текста?
Необходимо внимательно прочитать содержание произведение, понять замысел автора, идею произведения. От того, как понято содержание произведения, зависит интонационная выразительность исполнения, эмоциональное воздействие на детей.
Формирование навыков восприятия тембра у детей следует начинать со знакомства с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной, это впоследствии станет основой для введения менее контрастных по тембру эмоциональных проявлений: гнева, удивления, испуга и т. д.
При этом в качестве наглядного материала можно использовать пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выраженных лиц; в качестве речевого материала - тексты и фразы. Хорошо использовать "проблемные речевые истории", связанные с сюжетами литературных произведений. Такие "истории" должны иметь доступный пониманию дошкольников сюжет, но не содержать эмоциональной лексике, которая могла служить бы подсказкой. При знакомстве детей с ситуацией можно дать следующую инструкцию: "Сейчас я расскажу вам одну историю. А вы выберите карточку (пиктограмму), которая больше всего подходит к рассказу". Приведем примеры "проблемных речевых историй".
"Слава очень любит животных. Он давно хотел побывать в зоопарке. Но мама и папа много работают, им некогда. Вот к Славе приехала бабушка. Слава и бабушка пошли в зоопарк". (Радость).
"Винни-Пух сидел дома и ел свой любимый мед. Но откуда не возьмись, появилась пчела и стала громко жужжать. Пчела садилась Винни – Пуху на голову, на нос, на горшочек с медом. Теперь он не мог спокойно есть. Винни – Пух бросился за ней с газетой. Ударил с размаху, горшочек с медом покачнулся, упал на пол и разбился. А пчела улетела…..". (Раздражение, гнев).
После того как ребенок с помощью карточек определит эмоциональную окраску рассказа, задание можно усложнить: попросить словами охарактеризовать эмоциональное состояние главных героев.
Темп – это ускорение или замедление скорости произносимых предложений. Для этого необходимо познакомить детей с понятиями "быстро", "медленно", "умеренно". Сначала детей знакомим с контрастными видами темпа: "медленно" и "быстро", а потом предлагается образец умеренного темпа. В качестве речевого материала могут служить потешки, поговорки, скороговорки, которые мы часто используем в своей практике. Можно, например, предложить ребенку выполнить серию прыжков, хлопков, взмахов рук в том темпе, с которым воспитатель проговаривает текст. Если взрослый ускоряет речь, то и дети тоже ускоряют движения. Например, всем нам хорошо известная игра "Карусели", песенка "Барабанщик".
Логическое ударение – это выделение наиболее важных по смыслу слов, поэтому нужно привлечь внимание детей к смыслу каждой фразы и организовать анализ и оценку текста. Например, я произнесу фразу и организую её анализ: "Снегири клюют рябину".
- Какое слово я выделила как самое важное? Да, я сообщила вам, что именно снегири, а не другие птицы клюют рябину.
- Послушайте, как я скажу теперь: "Снегири клюют рябину". Что я уточнила о снегирях? Как я произнесла важное по смыслу слово? Да, а ещё можно сказать, тихо и растянуто, вот так: "Снегири к л ю ю т рябину".
- Послушайте ещё раз: "Снегири клюют р я б и н у". Что теперь я уточнила о снегирях? Как я выделила важное слово? Вы правы, но я специально важное слово произнесла тихо и растянуто, чтобы не испугать снегирей.
Как видно из примера, при затруднении детям можно оказывать помощь в виде наводящих вопросов, напомнить о средствах выражения логического ударения в устной речи.
Ритм – это чередование ударных слогов, которые можно задавать в виде хлопков, ударов в барабан, бубен, серии слогов, коротких стихотворений. Детям сначала нужно предложить отхлопывать ритм слоговых серий.
Та-та-Та-та; та-Та-та-Та; Та-та-та-Та-та-та.
Хотите проверить, насколько вы выразительны? Тогда садитесь перед зеркалом и:
Попробуйте изменить смысл фразы несколько раз "Дай мне мяч", "Вот моя кукла".
C каким количеством интонаций вы можете сказать столь привычные всем слова "здравствуйте", "возьмите", "послушайте".
Ну, а читать сказку, изменяя голос в зависимости от персонажа, скажем, говоря, то за Красную шапочку, то за волка.
Сможете убедительно выразить испуг, сострадание, жалобу, просьбу во время чтения стихотворения К. И. Чуковского "Доктор Айболит".
Испытайте себя, прежде чем рассказывать детям.
Не забудьте, что интонации вашего голоса – образцы для них.
Диагностика.
Выразительность речи .
Это умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя. (Н.С.Рождественский)
Большую роль в речи играет интонация, усиливающая значение слова. Иногда с её помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Выразительность речи зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, чёткой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкость и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.
Темп речи – действенное средство ее художественной выразительности.
Использование разнообразных оттенков придает речи особую динамику, живость, богатство выразительного звучания. Если произносимая речь будет иметь один и тот же равномерно звучащий темп, она поблекнет, станет безжизненной.
Диагностика умения изменять темп речи.
Задание 1.
Произнести автоматизированные ряды слов с изменением речи по инструкции.
Цель.
Обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.
Инструкция.
Посчитай от 1 до 10 (перечисли дни недели), произнося слова сначала в медленном, затем в среднем темпе (нормально), закончи в быстром темпе. И наоборот.
Задание 2.
Прослушать три стихотворения и, исходя из текста, сказать, какое в каком темпе нужно читать.
Цель.
Определить умение ребенка на слух по содержанию текста использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.
Инструкция.
Логопед читает в среднем темпе три стихотворения, а ребенок должен определить, в каком темпе нужно их прочесть.
Ходит кот по лавке –
Мягонькие лапки,
Ушки пушисты,
Глазки золотисты.
Очень медленны движенья,
И «походка» как скольженье,
В дом свой прячется от страха.
(В.Талызин)
С горки мчится паровоз
Без трубы и без колес.
С паровозом – три вагона:
Михаил и два Антона.
(О. и К. Соловьевы)
Ритм речи.
Ритмом называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости речи. Наиболее ощутимо выражение ритма в стихотворной речи, особенно при чередовании ударных и безударных слогов в определенном порядке, через соизмеримые промежутки времени. Ритм ощущается только в единстве с содержанием. Он переплетается с интонационным строением стиха.
Ритм речи требует не однообразия в длительности пауз, а выразительного их разнообразия. Это также относится и к декламированию стихов. Стихи прозвучат лучше, если читать их, подчеркивая размер и делая регулярные паузы в конце строф. Проза в большей степени, чем стихи, должна обладать ритмом логически связанной мысли. Слушателю нужна не «красота» звучания, а ясность, доходчивость смысла. Ребенок, когда читает стихотворение или прозу, должен чувствовать ритм, отвечающий содержанию речи, и стараться определить, где сделать короткую паузу, а где остановиться перед решающим словом или фразой, чтобы создать нужное впечатление.
Диагностика умения изменять ритм речи.
Задание 1.
Узнать ритмический рисунок фразы при простукивании.
Цель.
Выявить возможности детей узнавать ритмоинтонационный рисунок предложенной логопедом фразы (без опоры на содержание).
Инструкция.
- Послушай, я произнесу две фразы без слов, с помощью слогов та - та - та
Или простучу. Узнай, какая фраза произнесена первой, какая второй.
Много снега – много хлеба.
От топота копыт пыль по полю летит.
Задание 2.
Узнать ритмический рисунок двух стихотворных текстов, контрастных по интонационному рисунку.
Цель.
Выявить возможности детей узнавать ритмоинтонационный рисунок предложенных логопедом текстов.
Инструкция.
Послушай внимательно тексты. А теперь я произнесу один из них без слов с помощью слогов та – та – та или простукивания. Узнай, какой это текст – первый или второй?
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
(Ф.Тютчев)
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А между кочками жемчужины
На тонких ниточках висят.
(С.Маршак)
Задание 3.
Закончи стихотворение, вставь пропущенные слова.
Цель.
Выявить возможности детей чувствовать ритмический рисунок стихотворения и вставлять слова, которые подходят по ритму и смыслу.
Инструкция.
Послушай стихотворение, подбери из нескольких слов нужное – то, которое подходит по ритму и смыслу.
На шесте, ветвях, на крыше
Гнезда вьет он, где повыше,
Ест лягушек, что попались,
С клювом длинным белый …
(попугай, аист, лебедь)
(В. Талызин)
В самых разных морях они водятся
И опасно, коль рядом находятся.
Может съесть даже ножку от стула,
Если пахнет съедобным …
(рыба, кит, акула)
(В. Талызин)
Кто там крылышками машет
И цветка иного краше?
И похожа на жучка
Балерина …
(птичка, бабочка, стрекоза)
(В. Талызин)
Трудности, втречающиеся у детей:
- не могут на слух определить, к какому тексту относится прохлопанный ритм;
- затрудняются самостоятельно прохлопать ритм стихотворения;
- затрудняются в определении ритмического рисунка стихотворения и не могут вставить слово.
Высота, сила голоса.
Голос – важнейшая речевая характеристика, которая либо способствует активному общению, либо затрудняет его.
Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно прямо и мгновенно передает эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим.
Особенности психологического, технического, коммуникативного восприятия голоса зависят от таких его качеств, как чистота дикции, звучность, диапазон, гибкость, адаптивность, помехоустойчивость, суггестивность.
Звучность голоса создает так называемую благозвучность речи, т.е. чистый, ясный по тембру голос (не хриплый, не гнусавый, не пришептывающий), что тесно связано с дикцией.
Широта диапазона должна проявляться на фоне среднего, нейтрального уровня всех голосовых характеристик. Именно на среднем уровне надо постоянно удерживать и высоту, и громкость, и тембр голоса, лишь в нужных местах повышая или понижая его.
Человек с узким диапазоном голоса говорит монотонно, его речь усыпляет, ее смысл воспринимается с трудом и напряжением, он превращается как бы в единый, нечленимый поток мыслей, растворяется в нечленимом потоке звуков.
Широкий диапазон голоса предполагает владение как самыми тихими тонами, так и самыми громкими. Однако постоянно слишком тихий голос создает неудобства в восприятии речи, может выражать неуверенность, слишком форсированный, громкий утомляет и тоже неудобен для восприятия.
Часто старшие дошкольники читают тихо, ниже средней силы своего голоса.
Следует добиваться нормального звучания голоса при чтении и высказываниях. Оптимален голос средней силы и высоты, так как его легко можно понизить или повысить, сделать тихим и громким.
Обычно дети плохо знают среднее звучание своего голоса. Им нужно помочь осознать его. Это можно сделать так : ребенка просят тихо прочесть четверостишье или прозаический отрывок, затем предлагают прочесть еще тише, потом шепотом, но так, чтобы было слышно всем. Потом логопед просит почитать то же самое громко, еще громче, и только в завершение предлагает читать так, как «хочется голосу» ребенка. Пробуя и сравнивая речь разной громкости, ребенок находит среднее звучание своего голоса.
В голосе различают высоту (звуковысотность). Если прислушаться к речи окружающих и своей собственной, можно заметить движение голоса по звукам разной высоты. От основного тона голос отклоняется вверх, вниз, устанавливается на среднем уровне (регистр), снова повышается, падает, но не в беспорядке, а по определенным законам, образуя мелодику речи. Способность голоса переходить от высоких звуков к средним называется гибкостью голоса.
Диагностика умения изменять высоту голоса.
Задание 1.
Произнести автоматизированные ряды слов с разной высотой голоса по инструкции.
Цель.
Определить возможности ребенка самостоятельно изменять высоту голоса.
Инструкция.
Назови дни недели ( посчитать от 1 до 5-10) разным по высоте голосом так, чтобы первое слово было произнесено высоко, второе ниже и наоборот.
Задание 2.
Прочесть сказку, используя разную высоту голоса.
Цель.
Установить возможности ребенка использовать разную высоту голоса при чтении стихов, сказок «Теремок», «Рукавичка», «Колобок», «Три медведя» и др.
Инструкция.
Прочти отрывок из сказки от лица каждого героя, изобразив голосом, как говорит каждый герой.
Диагностика умения изменять силу голоса.
Часто под силой голоса понимают его исключительную громкость. Это неверно. Сила голоса – его звучность, полноценность, умение им управлять, давать его тихо, средне, громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, от тихого к громкому.
Задание 1.
Произнести автоматизированные ряды слов с разной силой голоса (тихий, средний, громкий и наоборот).
Цель.
Определить возможность детей самостоятельно изменять силу голоса и произвольно переключать его.
Инструкция.
Назови дни недели (посчитать от одного до 5–10) разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче и наоборот.
Задание 2.
Прочитать стихотворение или прозаический текст, изменяя голос по контексту.
Цель.
Определить возможности детей изменять силу голоса, исходя из текста.
Инструкция.
Прочти про себя текст, подумать, где нужно изменить силу голоса, прочитать вслух.
Трудности, встречающиеся у детей:
- говорить шепотом;
-переключаться на ту или иную силу и высоту голоса (выше, ниже, громче, тише).
Ударение в речи.
Слоговое ударение.
Ударение – один из важнейших признаков слова как звукового явления. Чувствительность к ударению, ударному слогу в слове – очень важный раздел в обучении детей.
В русском языке ударение является разноместным, т.е. оно может падать на любой слог, например: книга, Василий, земля и т.д.
Ударение играет смыслоразличительную роль: замок (на двери) и замок (дворец).
Русское ударение подвижно. Это важно знать при различении грамматических форм, например: нет стены, высокие стены.
Силовой характер ударения в русском языке определяет напряженность артикуляции и длительность звучания ударных слогов по сравнению с безударными.
Определение ударного слога вызывает трудности, как у старших дошкольников, так и у младших школьников.
Диагностика сформированности умения выделять ударный слог в слове.
Задание 1.
Отхлопать слова, ударный слог – громкий хлопок, безударный – негромкий.
Цель.
Выявить умение детей выделять хлопком ударный слог в слове.
Инструкция.
Прохлопай за логопедом названия окружающих предметов, имена детей, утрированно выделяя ударный слог ( карандаш, стол, окно, Наташа и т.д.)
Задание 2.
Подобрать слова, картинки, предметы под заданные схемы: х-Х, Х-х, х-х-Х,
х-Х-х, Х-х-х.
Цель.
Выявить умение детей подбирать по схеме слова, правильно ставить ударения и выделять ударный слог.
Задание 3.
Графически зарисовать диктуемые логопедом слова.
Цель.
Выявить умение детей со слуха выделять ударный слог в слове.
Инструкция.
Прослушай слова – омонимы и графически зарисуй ударения.
Замок – замок.
Атлас – атлас.
Село – село.
Пары – пары.
Полки – полки.
Мою – мою.
Уже – уже.
Хлопок – хлопок.
Логическое ударение.
Логическое ударение – наиболее существенное выделение слова, с точки зрения ситуации речи, средство передачи смысловых отношений между словами. К. С. Станиславский называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое главное слово в предложении.
Есть четыре способа выделить слово.
1. Более замедленным произношением.
2. Усилением голоса.
3. Изменением высоты силы голоса.
4. Паузой перед словом (а иногда и после него).
Часто в речи используется не один способ выделения слова, а одновременно несколько способов.
В большинстве случаев слово во фразе не столько ударяется, сколько именно выделяется.
Основной способ определения логического ударения заключается в осмыслении контекста, являющемся общепризнанным толкователем значения.
Диагностика сформированности умения пользоваться логическим ударением.
Задание 1.
Прослушать предложение и выделить голосом главное слово.
Цель.
Научить детей делать логическое ударение во фразе.
Инструкция.
Прослушай предложение, прочитанное логопедом ровным голосом, без выделения слова, самостоятельно сделай ударение на любом слове, нужное по смыслу, и объясни этот выбор.
(«Мы с мамой пойдем в лес »).
Задание 2.
Выделить в предложениях поочередно каждое слово и обратить внимание, как меняется высказываемая мысль.
Цель.
Учить детей делать ударение на заданном слове во фразе. Обращать внимание на то, как меняется основная высказываемая мысль.
Девочка играет в саду с куклой.
(Играет девочка, а не мальчик.)
Девочка играет в саду с куклой.
(Не просто унесла ее туда.)
Девочка играет в саду с куклой.
(А не в лесу.)
Девочка играет в саду с куклой.
(А не с другой игрушкой.)
Задание 3.
Прочитать фразы, поочередно выделяя в каждой отдельные слова голосом. Проследить и объяснить изменение смысла фразы.
Шуба висела на вешалке.
Дети поехали на экскурсию.
Мальчик прочитал интересную книгу.
Старик посадил яблоню.
Задание 4.
Прочитать стихотворение, делая логические ударения.
Цель.
Учить детей определять главное слово во фразе, исходя из текста.
Инструкция.
Прочти про себя текст, определи, какие слова главные по смыслу, как лучше выделить слово:
- замедлить;
- прочесть громче;
- изменить высоту голоса;
- сделать паузу перед словом или после него.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
(А.Плещеев)
Трудности, встречающиеся у детей:
- недопонимание смысла читаемого текста, непонимание того, о чем идет речь;
- неумение выделить голосом нужное слово.
Интонационная выразительность.
Интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания.
Интонация – явление сложное, целостное. В ней выделяются следующие компоненты: сила голоса (громкость, логическое ударение), пауза, темп и ритм (темпоритм), мелодика, эмоциональный тон, тембр. Именно интонация фактически организует устную речь с целом, в том числе и чтение. С ее помощью предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость…), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость…)
Диагностика сформированности интонационной выразительности речи.
- произнести предложение с повествовательной интонацией, с радостью, восторгом.
Литература.
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.
2. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником //
3.. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
4. Глухов В.П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием». М.,Аркти, 2002.
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В.
«Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: коррекция нарушений речи». М.,Просвещение, 2008
6. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии». СПб; Речь, 2000.
7. Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». М., 2006.
8. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» М., 1991.
9. Лазаренко О.И. «Диагностика и коррекция выразительности речи детей» М., Сфера, 2009.
10. Чумакова И., Галявич М., «Настольный театр как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня», ж. Дошкольное воспитание, 2010.
11. Агапова И., Давыдова М., «Театральные тренинги для маленьких артистов», М.,ТФД, 2011.
12.Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи». - М., 2005
13.Семенова Н. «Дыхательная гимнастика со Стрельниковой» - СПб., 2002.
14.Чистякова М.И. «Психогимнастика» - М., 1990.
15.Сайкина Е.Г. «Фитбол – аэробика для детей» Дошкольная педагогика. 2005.№ 5.
16. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. «Фонетическая ритмика в школе и детском саду». – М.1997.
17.Страунинг А.М. «Методы активизации мышления дошкольников». Обнинск,2000.
18.Страунинг А.М. «Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста». Обнинск,1994.
19. Страунинг А.М. «Задачи вокруг нас». Обнинск,2000.
20. Е. Краузе "Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие" Издательство: Корона-Принт .
22. Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников" Издательство: АСТ
23. "Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет" Издательство: Карапуз Год издания: 2003
24. Костыгина В. "Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)". Издательство: Карапуз Год издания: 2007
25. Пожиленко Е. А. "Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей..." Издательство: Каро. Год издания: 2006 .
26. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М, 2005.
27. Микляева Н. В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. - М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Развитие интонационной речи через театрализованную игру»
Открытое занятие на Метод,Обьединении по развитию речи Тема: "Развитие интонационной речи через театрализованную игру»...
Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»
Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по...
Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....
Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»
Занятие по развитию речи в старшей группе для формирования у детей умения осмысленно работать над собственным произношением, развивая интонационную выразительность речи....
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...
Памятка для педагогов "Развитие интонационной речи дошкольников"
Развитие интонационной речи дошкольников...
Буклет "Приёмы развития интонационной речи у дошкольников"
Информация для родителей и педагогов, в которой изложены некоторые приёмы для развития интонации у старшего дошкольника....