Рабочая программа учителя - логопеда в логопункте в детском саду в условиях ФГОС ОВЗ
рабочая программа по логопедии (старшая группа) по теме
Рабочая программа учителя - логопеда в логопункте в детском саду в условиях ФГОС ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursy_2016.docx | 42.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Актуальность программы
В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР); отсутствием специализированных ДОУ в шаговой доступности с одной стороны и принятием новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования, предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья с другой стороны; появилась необходимость заниматься с такими детьми в условиях логопункта ДОУ.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями может осуществляться в форме инклюзивного образования.
Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с ТНР, зачисленных в логопункт .
Цель программы
Обеспечение условий для устранения речевых недостатков у детей старшего и подготовительного к школе возраста с ТНР, осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса, предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы дошкольника.
Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы.
Задачи:
- формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
- коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
- привитие детям навыков коммуникативного общения;
- решение задач социального и речевого развития;
- организация работы педагогов дошкольного учреждения по формированию речевого развития детей.
Практическая значимость
Одной из основных задач программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Главная цель заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ТНР.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.
Основная часть
Модель организации коррекционно-образовательного процесса
Этапы | Задачи этапа | Результат |
1 этап Исходно – диагностический |
| Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач коррекционной работы. |
2 этап Организационно – подготовительный |
| Календарно-тематическое планирование подгрупповых занятий; планы индивидуальной работы; взаимодействие специалистов ДОУ и родителей ребёнка с нарушениями речи. |
3 этап Коррекционно – развивающий |
| Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии. |
4 этап Итогово – диагностический |
| Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедической работы. |
Диагностическая работа
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей с ТНР (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный).
Коррекционно-развивающая работа
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФНР, ФФНР, ОНР.
Эффективность коррекционно – развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях и микрогруппами. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками.
На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми.
Формы обучения:
- индивидуальные коррекционные занятия (2 - 3 раза в неделю);
- подгрупповые коррекционные занятия (1 раз в неделю);
- подвижными микрогруппами.
В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 5 - 7 человек, периодичность занятий - 1 раз в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 20 - 25 минут.
ФНР – 1 - 2 раза в неделю;
ФФНР – 1 - 2 раза в неделю;
ОНР – 2 раза в неделю.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:
- совершенствование мимической моторики.
- совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).
- развитие артикуляционного и голосового аппарата;
- развитие просодической стороны речи;
- формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
- формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
- развитие диалогической и монологической речи.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.
Занятия в подвижных микрогруппах представляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило, объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировывать детей с учетом всего объема речевой работы. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Так же на занятиях в подвижных микрогруппах происходит закрепление лексико – грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия.
Основная цель подгрупповых занятий - воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
Подгрупповые занятия обеспечивают дальнейшее расширение речевой практики детей, закрепление правильного произношения изучаемого звука, дифференциацию звуков на слух и в произношении. В эти занятия включаются упражнения на употребление детьми лексико-грамматических категорий, а также упражнения направленные на развитие связной речи.
Перспективное тематическое планирование по формированию лексико-грамматического строя речи
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Грамматика и связная речь |
Сентябрь | 1 | День знаний. | Обследование речи детей. |
2 | Наш город. | Обследование речи детей. | |
3 | Осень. Приметы осени. | Понятия «предмет» и «действие». | |
4 | Дары осени. | Одушевленные и неодушевленные существительные. | |
Октябрь | 1 | Человек. | Именительный падеж множественного числа существительных |
2 | Моя семья. | 3 лицо единственного и множественного числа глаголов настоящего времени | |
3 | Я вырасту здоровым. | Существительные с уменьшительно- ласкательным значением. | |
4 | День народного единства. | Притяжательные местоимения «мой, моя» | |
Ноябрь | 1 – 2 | Посуда. Продукты питания. | Глаголы прошедшего времени единственного числа. Винительный падеж единственного числа существительных. Понятие «предложение». |
3 – 4 | Дикие и домашние животные, их детеныши. | Родительный падеж единственного числа существительных без предлогов и с предлогом «у». Приставочные глаголы. | |
Декабрь | 1 | Зимующие и перелетные птицы. | Количественные числительные «два, две». |
2 | Зима. Приметы зимы. | Предлог «на». | |
3 – 4 | Новогодний праздник. | Предлоги «на», «с». Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам. | |
Январь | 2 | Зимние забавы. | Предлоги «на», «под». |
3 | Животные Арктики и Антарктики. | Родительный падеж множественного числа существительных. | |
4 | Все работы хороши. | Пересказ сказки с опорой на серию картинок с элементами драматизации. | |
Февраль | 1 – 2 | Комнатные растения. Зимний огород. | Род имен существительных. Понятие «признак». |
3 – 4 | Наша армия. День защитника Отечества. | Признаки предметов, выраженные прилагательными. Пересказ с опорой на серию картинок. | |
Март | 1 – 2 | Весна. Международный женский день. | Относительные прилагательные. Пересказ. |
3 – 4 | Народная культура и традиции. | Относительные прилагательные. Пересказ. | |
Апрель | 1 | Транспорт. | Притяжательные прилагательные с суффиксом – ин- |
2 | Космос. | Составление рассказа по серии картинок. | |
3 | Планета Земля. | Составление описательного рассказа. | |
4 | Животный мир морей и океанов. | Относительные прилагательные. | |
Май | 1 | День Победы. | Относительные прилагательные. |
2 | Полевые и садовые цветы. Насекомые. | Притяжательные прилагательные с суффиксом – й (на – ий, - ья, - ье, ьи) | |
3 | Здравствуй, лето! Летние игры и забавы. | Сравнительная степень качественных прилагательных. |
Тематический план занятий
по формированию фонетической стороны речи
(подгрупповые занятия)
Месяц | Неделя | Тема занятия | Навыки звукового анализа и синтеза |
Сентябрь | 1 – 2 | Логопедическое обследование детей. | |
3 – 4 | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и близких по звуковому составу слов). | ||
Октябрь | 1 | Звук А | Знакомство с понятиями «слово», «звук»; выделение заданного гласного из потока звуков; выделение и определение в словах первого гласного звука. |
2 | Звук У | Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА). | |
3 | Звуки А - У | Определение наличия – отсутствия гласного звука в словах; подбор слов с заданным гласным звуком. | |
4 | Звук И | Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АИ, ИА, ИУ, УИ). | |
Ноябрь | 1 | Звуки А – У – И | Определение в словах последнего гласного звука; анализ и синтез сочетаний из трех гласных звуков (АУИ, УИА, ИУА). |
2 | Звук О | Закрепление полученных навыков | |
3 | Звуки У - О | ||
4 | Звуки А – О – У – И | Определение в словах первого и последнего гласных звуков; анализ и синтез сочетаний из трех гласных звуков (АУО, ИУО, УОИ). | |
Декабрь | 1 | Звук Ы | |
2 | Звуки Ы – И | ||
3 – 4 | Гласные звуки (обобщение) | Закрепление полученных навыков. | |
Январь | 1 | Звук М | Определение в словах первого согласного звука; анализ и синтез слов, состоящих из двух звуков (УМ, АМ, МЫ, МУ). |
2 | Звук В | Определение наличия – отсутствия согласного звука в словах; подбор слов с заданным согласным звуком; анализ и синтез слова ВЫ. | |
3 | Звук Н | Анализ и синтез слова ОН. | |
4 | Звук Ф | Определение согласных звуков в словах (ВАГОН, ВАФЛИ, ВУАЛЬ, ФАНТИК). | |
Февраль | 1 | Звуки Ф – В | |
2 | Звуки М – Н | Определение согласных звуков в словах (МУКА, МАКИ, МУФТА, МАГНИТ, НОТА). | |
3 | Звук Б | Определение согласного звука в середине односложных слов (БАК, БЫК, БОК, БИНТ, БУК). | |
4 | Звук П | Анализ и синтез обратного слога (АП, ОП, УП); определение конечного согласного звука в словах (ГНОМ, ТЮЛЬПАН, БАТОН, ФИЛИПП). | |
Март | 1 | Звуки П – Б | Полный анализ и синтез слов (БЫК, БАК, БОК). |
2 | Звук Д | Определение позиции согласного звука в слове (начало, середина). | |
3 | Звук Т | Определение позиции согласного звука в слове (начало, середина, конец). | |
4 | Звуки Т – Д | Полный анализ и синтез слов (ДОМ, ДЫМ, ТОМ, ТАМ). | |
Апрель | 1 | Звук Г | Закрепление полученных навыков. |
2 | Звук К | Определение позиции согласного звука в слове (начало, середина, конец); полный анализ и синтез слов (БЫК, БАК, БОК). | |
3 | Звук Х | Определение позиции согласного звука в слове (начало, середина, конец); полный анализ и синтез слов (ПУХ, МОХ, МУХА). | |
4 | Звуки К – Г | Закрепление полученных навыков | |
Май | 1 | Звуки К – Х | |
2 | Звук С | Определение позиции согласного звука в слове (начало, середина, конец); полный анализ и синтез слов СУП, СОК, СЫН, СОМ. | |
3 | Звук З | Полный анализ и синтез слов (ЗУБЫ, КОЗЫ). | |
4 | Итоговое занятие | Закрепление полученных навыков. |
Планируемые результаты логопедической работы:
5-6 лет |
|
6-7 лет |
|
Заключение
Результатом освоения программы являются следующие достижения ребенка:
- Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
- Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
- Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
- Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
- Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
- Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
- Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
- Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
- У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Список литературы
- Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Детство-пресс, 2014.
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — М., 2009.
- ФиличеваТ. Б.,Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2007.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. — М., 2012.
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием».- М.:МГОПИ,1999.
- Г.А.Каше, Т.Б.Филичева «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи». М. «Просвещение»,1978.
- Г.В.Чиркина «Коррекция нарушений речи».-М. «Просвещение», 2009.
- З.Е.Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей». С.П.:Детство-Пресс,2005.
- Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи». М.:ГНОМ и Д,2000.
- В.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе ФФНР». ГНОМ,2005.
- В.В.Коноваленко , С.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе ОНР». ГНОМ,2001.
- Ю.В.Иванова «Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы», М. ГНОМ, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопункта.
Первый опыт обощения и создания рабочей программы коррекции и развития речи детей на дошкольном логопункте....
Рабочая программа учителя-логопеда на 2014-2015 учебный год в условиях логопункта.
Рабочая программа учителя-логопедана 2014-2015 учебный год по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возрастадля групп общеразвивающей направленности в ус...
рабочая программа учителя-логопеда на логопункте
содержание раб программы учителя-логопеда на логопункте...
Рабочая программа учителя - логопеда для логопункта
Рабочая программа...
Рабочая программа учителя-логопеда для логопункта
Рабочая программа учителя-логопеда для логопункта...
Рабочая программа учителя-логопеда в логопункте
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ. Срок реализации: один уч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ в условиях логопункта (в соответствии с ФАОП ДО и ФОП ДО)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО и ФОП...