Что и как читать детям с нарушениями речи
консультация по логопедии на тему
С книгою ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески.Чтение книг обогащает и актуализирует словарный запас ребенка, развивает навыки грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания, нормализует произносительную сторону речи, делая ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 620.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда
Тема: «Что и как читать детям с нарушениями речи»
Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Это – книга…
Книги, прочитанные в детстве, влияют на нас гораздо больше всех остальных. Они не просто дают необходимую информацию, как это происходит во взрослом возрасте. Они воспитывают и формируют личность. Дети, привыкшие к книге, гораздо более самостоятельны в суждениях и поведении, легче вступают в контакты.
С книгою ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески.
К тому же книга способствует более быстрому формированию речевых навыков, что очень важно. Чтение книг обогащает и актуализирует словарный запас ребенка, развивает навыки грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания, нормализует произносительную сторону речи, делая ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.
Современные дети начинают говорить в целом на полгода позже, чем еще 20 лет назад. Возможно, это связано именно с тем, что взрослые стали меньше уделять внимание книгам.
«Что и как читать детям с нарушениями речи»
1. Показывайте детям, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Дети это почувствуют и утратят интерес к чтению;
2. Демонстрируйте детям уважение к книге, приучайте их аккуратно обращаться с ней. Они должны знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика и не повозка, которую можно возить по комнате. Рассматривайте книгу на столе, осторожно переворачивайте страницы, после уберите ее на место;
3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с детьми, чтобы они могли видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. Таким образом, они чувствуют, что повествование обращено к ним, а вам видно, какие чувства вызывает у них то, о чем вы читаете;
4. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснять детям в доступной им пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
5. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Вы должны тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятие, когда уменьшать или увеличивать драматизм ситуации. Вам потребуются и психологические способности, чтобы вовремя и точно определить, где остановить сказку (рассказ), и дать возможность детям порассуждать по поводу услышанного или предположить, что случится с героями дальше.
В процессе чтения очень важно периодически давать детям возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя». Слово «слушать» означает не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать «внутренние звуки» - это ощущения, которые могут быть разными: от легкости, приятного тепла, «мурашек» до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений.
6. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную
ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает детям воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
6. Сокращайте текст, если он слишком длинный. В таком случае не надо читать все до конца, дети все равно перестанут воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание. Однако при пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы, для этого надо заранее ознакомиться с этим рассказом.
7. Хочется обратить внимание на то, что сказку нужно не читать, а рассказывать. Этим у детей воспитывается умение слушать и понимать монологическую речь. Чтобы первое знакомство со сказкой не только заинтересовало детей, но и нашло отражение в их чувствах и эмоциях, нужно выразительно преподнести текст. Эмоциональную окраску речи дети начинают ощущать с усвоением речи вообще. Особенно доступна им выразительность интонации.
После рассказывания сказки необходимо рассмотреть вместе с детьми иллюстрации, провести беседу, которая поможет ребятам лучше понять содержание, правильно оценить некоторые эпизоды сказочной истории. Желательно задавать вопросы, помогающие формированию лексико–грамматических представлений детей, а также побуждающие их анализировать, рассуждать, делать выводы. Одни вопросы помогают выяснить, насколько дети поняли сюжет, другие помогают точнее охарактеризовать героев сказки, третьи - обратить внимание на отдельные слова, поступки, эпизоды, почувствовать главную идею произведения.
Во время беседы с детьми по содержанию сказки следует обратить их внимание на то, какими средствами достигается соответствующее впечатление (например, постоянство характеров персонажей, описание героев и их поступков, образность и напевность языка, повторы, картины природы, юмористические моменты, драматические повороты сюжета и т.д.).
Интересен прием словесного рисования характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки. Детям предлагалось вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Дети не только используют слова и выражения из художественного текста, но и придумывали свои.
Разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
8. Читайте скороговорки, пусть ребенок повторяет их, ведь они развивают дикцию, четкость, интонационную выразительность речи.
Читайте, читайте, читайте…
ДЕСЯТЬ «ПОЧЕМУ»
ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ.
1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим
3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
7. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
8. Книги - ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
9. Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
10. Чтение - самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.
Желаем вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...
«Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода.Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению у...
Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")
Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...
Что и как читать детям с нарушением речи Консультация для родителей
Консультация для родителей...
Как и что читать детям с нарушениями речи
Цель: Расширение информационного поля родителей о пользе чтения книг с ребенкомЗадачи:-Познакомить родителей с положительными функциями чтения книг;-Помочь родителям осознать необходимость читать с ре...
Консультация для родителей "Как и что читать детям с нарушением речи?"
В данной консультации вы узнаете, какой литературный материал можно использовать и как именно читать произведения детям....
Консультация для педагогов «Роль воспитателя в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Требования к речи воспитателя группы для детей с нарушениями речи»
В тексте содержантся рекомендации для воспитателей, работающих с детьми имеющими ТНР...