предварительная работа по теме "Зима. Зимующие птицы"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
В данном материале представлены игры и упражнения в рамках лексической темы "Зима. Зимующие птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗИМА. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.
1. Мимические упражнения
Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.
Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.
2. Упражнения для щек и губ
Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
3. Упражнения для языка
Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).
Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».
Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.
Ураганный ветер открывает и закрывает форточку.
Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка
5. Развитие речевого дыхания и голоса
Вьюга.
Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой ягой.
Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)
Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)
Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)
Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)
Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-Ш-ш».
Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».
6. Психогимнастика. Пластические этюды
Зимние забавы.
Изобразить: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.
Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птенцов, и замерзшего воробья.
Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др.
7. Упражнение «ЧТО ЛИШНЕЕ?». Дифференциация признаков осени и зимы. Развитие зрительного внимания, мышления, связной речи (употребление сложноподчиненных предложений с союзом потому что).
На наборном полотне - комплект картинок, на трех из них изображена зима, а на одной - осень. Воспитатель просит детей рассмотреть картинки и подумать над тем, какая из них лишняя. Дети рассматривают картинки и объясняют:
- Первая картинка лишняя, потому что на ней - осень, а на остальных картинках - зима.
Достаточно предложить вниманию детей 2-3 комплекта картинок.
Игра-соревнование «КТО СКОРЕЕ?». Воспитатель произносит: Что получится, если я сначала произнесу звук [а], а потом звук [п]? (АП); сначала звук [о], а потом звук [п] (ОП); и т.д. аналогичная работа со слогами: УП, ИП, ПА, ПО, ПУ, ПИ.
2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.
Пальчиковая гимнастика «ПИРОГ»
Падал снег на порог. | (Дети два раза медленно опускают ладони на стол.) |
Кот слепил себе пирог. А пока лепил и пек, | (Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог.) |
Ручейком пирог утек. | («Бегут» пальчиками обеих рук по столу.) |
Пирожки себе пеки Не из снега — из муки. | (Опять показывают, как пекут пирог.) |
П. Воронько
Упражнение «СНЕГОВИК»
Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков
Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок, | (Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок.) |
Он превратится в толстый ком, | (Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком.) |
И станет ком снеговиком. | («Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера.) |
Его улыбка так светла! | (Показывают руками на лице улыбку.) |
Два глаза, шляпа, нос, метла. | (Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.) |
Но солнце припечет слегка | (Медленно приседают.) |
—Увы! — и нет снеговика. | (Пожимают плечами, разводят руками.) |
В.Егоров
3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Предметные картинки по теме.
И. Грабарь «Зимний пейзаж».
С. Куприянова «Ранний снег» (из альбома «Иллюстративный материал...»).
Иллюстрация № 1 (из книги Н. Гусаровой «Беседы по картинке»),
С. Маршак «Двенадцать месяцев».
В. Зотов «Снегирь», «Клест-еловик» (из книги «Лесная мозаика»).
Загадки
Художник-невидимка
По городу идет:
Всем щеки нарумянит,
Всех за нос ущипнет.
А ночью он, пока я спал,
Пришел с волшебной кистью
И на окне нарисовал
Сверкающие листья.
(Мороз)'
Зимой — лежал,
Весной — в речку побежал. (Снег)
Без рук, Без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
Ни ведерка, ни кисти, ни рук,
А побелит все крыши вокруг. (Зима)
Л. Сандлер
Странная звездочка
С неба упала,
Мне на ладошку
Легла и пропала. (Снежинка)
Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковка — нос, в руке — метла,
Боится солнца и тепла.
(Снеговик)
Л. Сандлер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа. Тема «Помоги зимующим птицам».
Как вы думаете голод или холод опаснее птицам зимой? Затрудняетесь? Вот и мы не смогли ответить на этот вопрос с моим братом, когда нам задала этот вопрос наша бабушка, которая работает в ...
Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой
Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема недели: «Зимующие птицы»
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема недели: «Зимующие птицы»ЧислоСовместная деятельность взрослого и детейРабота с родителямиНепосредственно образовательная деятельност...
Отчет о работе над проектом "Зимующие птицы нашего участка"
АктуальностьВ наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкол...
Отчёт по проделанной работе на тему: «Зимующие птицы»
Отчет воспитателя...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по теме недели "Покормите птиц зимой (зимующие птицы)" в старшей группе
Совершенствование представлений детей об образе жизни и повадках птиц в зимний период времени, роль человека в сохранении птиц. Сравнение птиц по внешнему виду, особенностям питания....
Проектная работа на тему "Зимующие птицы"
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОЛГОПРУДНЫЙМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениегородского округа Долгопрудныйдетский сад общеразвивающего вида № 13 &l...