Проектная работа на тему "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (младшая группа)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОЛГОПРУДНЫЙ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Долгопрудный
детский сад общеразвивающего вида № 13 «В гостях у сказки»
(МАДОУ детский сад № 13 «В гостях у сказки»)
Проект во второй младшей группе на тему
«Зимующие птицы»
Подготовила и провела:
воспитатель : Шитова Ю.Е.
Долгопрудный
2023г
- Актуальность:
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в дошкольном возрасте происходит становление человеческой личности, формирование начала экологической культуры. Поэтому очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, любовь и бережное отношение к ней.
Актуальность проекта «Зимующие птицы» заключается в том, что в холодное время года для зимующих птиц доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают.
В настоящее время совершенно необходима зимняя подкормка птиц. Кроме того, что это занятие обеспечит сытый желудок птицам, это имеет большое воспитательное значение, так как учит нас заботиться о тех, кто нуждается в помощи. Самый простой и не требующий больших затрат вид заботы - развешивание кормушек и подкормка птиц.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новое об их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем нужно кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы, научить оказывать посильную помощь нашим пернатым друзьям
Цель: сформировать общее представление дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
- Сформировать представления о зимующих птицах о внешнем виде, повадках, пользе в природе.;
- Формировать желание помогать птицам в трудных зимних условиях;
- Сформировать навыки у детей правильно подкармливать птиц;
- Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности;
- Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
- Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности;
- Создать условия для расширения представлений о птицах (пополнить развивающую предметно-пространственную среду по теме проекта);
- Воспитывать бережное отношение к природным объектам, заботливому отношению к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Усвоение знаний детьми о зимующих птицах;
- Определение среды обитания;
- Установление причинно-следственных связей между образом жизни и средой обитания;
- Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой);
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Материал: Иллюстрации с изображением зимующих птиц; маски для подвижных игр; художественная литература по теме проекта, аудиозапись «Голоса птиц» ИКТ.
Участники проекта:
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), родители.
Сроки проведения:
20.12.23 - 27.12.23г. (краткосрочный)
Этапы проекта:
подготовительный, основной, заключительный
Предварительная работа: 1. Подбор методической литературы по теме. 2. Подбор художественной литературы для чтения детям. 3. Подбор дидактического материала, подвижных игр,
наглядного пособия (альбомы для рассматривания, иллюстрации, мультфильмы, аудиозаписи голосов птц) 4. Изготовление масок для проведения подвижных игр.
5. Взаимодействие педагогов с родителями по вопросам формирования начал экологического воспитания у детей.
2. Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
• Беседы: «Кто такие зимующие птицы?», «Как живут наши пернатые друзья зимой?»,
•Чтение художественной литературы (М.Горького «Воробьишко»).
• Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы».
• Отгадывание загадок о зимующих птицах.
• Занятие по аппликации «Птичка - невеличка» (Воробышек).
• Наблюдения во время прогулки за прилетевшими птицами на участок детского сада.
• Пальчиковая гимнастика по теме «Зимующие птицы» - «Мы кормушку смастерили», «Сорока - белобока».
• Дидактические игры: «Разрезные картинки с изображением зимующих птиц, «Назови ласково», «Один - много», «Назови и покажи зимующих птиц».
• Раскрашивание раскрасок «Красногрудые птахи», «Птицы на участке».
• Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
• Подвижные игры: «Птички в гнёздышках», «Воробышки и кот».
Мероприятия по работе с родителями:
•Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы по теме проекта.
•памятки для родителей «Покормите птиц зимой».
•Беседы с родителями о необходимости привития детям желания и умения заботиться о братьях наших меньших – пернатых, учить любить птиц.
3. Заключительный этап:
- Проведение Акции «Покормите птиц зимой» и фотовыставки по окончанию акции.
В рамках акции «Покормите птиц зимой» проведена работа по экологическому воспитанию, познавательно речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому развитию воспитанников.
У детей был выражен положительный эмоциональный настрой во время проведения мероприятий. Проведена работа по сплочению отношений воспитанников.
Ожидаемый результат:
- У детей сформированы представления о зимующих птицах (внешний вид, образ жизни, приспособленность птиц к жизни в зимнее время года).
- Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.
- Вызвано желание детей заботиться о птицах зимой.
- Родители приняли активное участие в реализации проекта (беседы с детьми, чтение литературы о зимующих птицах, изготовление кормушек).
Заключение.
В результате проведения данного проекта «Зимующие птицы» у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности; также были созданы благоприятные условия для формирования у младших дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц, для воспитания у детей бережного отношения к природе; были сформированы для развития у детей любознательности, творческих способностей.
В групповом помещении улучшилась предметно-развивающая среда. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Приложение 1
Беседа: «Кто такие зимующие птицы?».
Задачи: Формирование представлений о зимующих птицах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение и расширение словаря по теме: птица, голова, крыло, хвост, клюв, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, голубь, летает, прыгает, клюёт. Учить узнавать пернатых по внешнему виду. Развитие связной речи. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц (воробей, голубь, ворона, сорока; снегирь, синица); мнемотаблитца «Расскажи о птицах»
Ход беседы. Дети садятся полукругом.
- Ребята, каких птиц вы знаете?
- А кто такие зимующие птицы?
- Почему их так называют?
- Хотите узнать?
Наступают холода. Птицы улетают в тёплые края. Те птицы, которые остаются у нас зимовать или прилетают к нам с севера, называют – зимующими.
- Каких птиц зимой в нашем крае вы видели?– это голуби, воробьи, сороки, вороны …
Зимой в городе можно увидеть таких лесных обитателей, как снегири, свиристели, синицы, совы. В холодное время года им всё труднее и труднее добывать себе пропитание. Поэтому они перебираются ближе к человеку.
- Скажите, что общего у всех этих птиц? (у них есть голова, клюв, шея, туловище, крылья, ноги, хвост).
Молодцы!
Давайте рассмотрим воробья. (Составляют план описания птиц - мнемотаблицу).
- Что вы можете про него сказать?
- Какого цвета оперенье? ЦВЕТ.
- Что у него есть? (голова,…) ЧАСТИ ТЕЛА.
- Где она обитает? (под крышей) ДУПЛО.
- Чем питается? СЕМЕНА, ЯГОДЫ.
- Назови её птенца? ПТЕНЕЦ.
- Как люди помогают птицам зимой? ЧЕЛОВЕК, КОРМУШКА
Физминутка «Птички»
Птички прыгают, летают Дети прыгают
Крошки птички собирают. «клюют»
Пёрышки почистили,
Клювики почистили изображают
Птички летают, поют машут руками
Зёрнышки клюют наклоняются
Дальше полетели
И на место сели «улетают», садятся
Молодцы, отдохнули, а теперь приготовили ушки и внимательно слушаем.
Обобщение ответов детей: Тело покрыто перьями, серого и коричневого цвета. У него есть голова, шея, клюв, туловище, хвостик, ножки и крылышки. Живёт под крышей домов. Воробей может летать, прыгать, чирикать, сидеть. Питается насекомыми, крошками, зёрнами, семенами. Он друг человека, потому что поедает вредных насекомых. Значит, приносит пользу.
Обратите внимание на эту иллюстрацию (Рассматривают иллюстрацию с изображением голубя).
- Вы узнали кто это?
Предлагаю рассмотреть голубя и рассказать о нём (работают по плану составленному выше).
Молодцы!
Обобщение ответов детей: Голубь больше воробья. Тело покрыто перьями, серо-голубого цвета. У него есть голова, шея, клюв, туловище, хвостик, ножки и крылышки. Живёт под крышей домов, в парках. Голубь может летать, прыгать, ворковать, сидеть. Питается ягодами, крошками, семенами.
Итоги: - Ребята, почему воробушки, воробьи, вороны не улетают от нас в тёплые края? (они остаются зимовать)
- Как называют таких птиц?
Молодцы! Вы очень хорошо сегодня работали. Каждому из вас птички принесли подарок (раскраска с изображением птиц).
Приложение 2
Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой?».
Задачи: Расширение представлений о зимующих птицах, об их образе жизни.
Учить детей правильно их подкармливать. Воспитание желания заботиться о птицах.
Материал: Иллюстрации с изображением зимующих птиц (воробей, снегирь, синица);
карточки с загадками про птиц.
Ход беседы:
С наступлением холодов естественный корм для птиц становится недоступным. Им негде взять еды и они не могут пережить зиму, многие из них погибают.
- Как вы думаете: чем мы можем помочь птицам? (сделать кормушки)
Правильно, чтобы зимой помочь птицам пережить трудное для них время, надо сделать кормушки (выставляет кормушку) и регулярно насыпать туда зёрна, крупу.
Я буду загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать. Угадайте, про кого мы будем говорить:
1.Спинкою зеленовата, животиком желтовата, чёрненькая шапочка и полоска шарфика.
- Кто догадался, про кого загадка?
Правильно, синичка. (выставляем на кормушку)
Синички очень любят кусочки несолёного сала. Она очень прожорлива. Съедает столько зерна и крошек, сколько сама весит. Тем самым она приносит пользу природе, поедая вредных насекомых летом. А зимой в солнечный денёк радует нас своей весёлой песенкой в знак благодарности за корм.
- Угадайте, что за птица следующая?
2.Птичка – невеличка, ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок – получается прыжок.
- Кто это? Молодцы, воробышек . (выставляем на кормушку)
Воробушек очень маленькая и проворная птичка. Очень прожорливая. Зимой, в холодную пору, они сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Им тоже голодно, поэтому необходимо их тоже подкармливать.
- Чем будем их подкармливать? (Крупой – овёс, пшено; семечки ).
Физминутка «Скачет шустрая синица» (А. Барто)
Скачет шустрая синица, Прыжки на месте на двух ногах.
Ей на месте не сидится, Прыжки на месте на левой ноге.
Прыг-скок, прыг-скок, Прыжки на месте на правой ноге.
Завертелась, как волчок. Кружимся на месте.
Вот присела на минутку, Присели.
Почесала клювом грудку, Встали, наклоны головы влево - вправо.
И с дорожки — на плетень, Прыжки на месте на левой ноге.
Тири - тири, Прыжки на месте на правой ноге. Тень-тень-тень! Прыжки на месте на двух ногах.
Педагог: А это кто?
Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют. Не боится он простуды- с первым снегом тут как тут!
- Кто это? Снегирь, верно. (выставляем на кормушку).
Снегирь – одна из заметных птиц наших лесов. Они собираются в небольшие стайки и так зимуют в лесах, парках городов. Питаются растительной пищей – семенами деревьев, их почками, побегами, редко насекомыми. А зимой этого нет. Зимой они питаются ягодами рябины. Когда наступают сильные морозы, снегири вынуждены перебираться поближе к человеческому жилью.
- Почему?
Обобщение ответов детей: Все птицы собираются около жилья человека, где легче найти пропитание. Они держатся стайками, перелетают с места на место в поисках пищи. Зима страшна для них не холодом, а голодом. Поэтому необходимо заботиться о них - вывешивать кормушки и регулярно насыпать туда корм. Чем разнообразнее будет корм, тем больше разных птиц прилетит к кормушке.
- А чем можно кормить птах?
- Что мы насыплем в кормушку для птичек?
Можно: Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, дыни, просо, овёс, вежие фрукты, ягоды кусочками, есолёное сало.
Нельзя: Чёрный хлеб, жареное и солёное.
Итоги: - Почему зимой птицы держатся около наших домов? (Нет пропитания, трудно добывать себе пищу)
- Легко ли им добывать себе зимой корм?
- Чем будем кормить птиц? (Семенами, зёрном, крошками сухого белого хлеба)
Вы очень внимательно слушали, правильно отвечали, много узнали. Молодцы!
Просьба: вместе с мамами и папами сходить на прогулку и там покормить птичек, так как им негде взять еды.
Приложение 3
Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе:
«Птички - невелички».
Цель: Научить детей составлять аппликацию в виде птички.
Задачи: Образовательные: Закрепление представления детей о птицах, особенностях их строения, отличительных чертах; умения аккуратно пользоваться клеем.
Развивающие: Развитие внимания, усидчивости; мелкой моторики пальцев рук.
Воспитательные: Воспитание доброжелательного отношения к природе и ее обитателям.
Материал и оборудование: Шаблоны из цветной бумаги: круги дм. 5 см и 3 см, прямоугольник – хвостик, клювик, клей, кисточка, салфетка, фломастеры.
Предварительная работа: Чтение стихов и загадок о птицах; рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
Ход занятия:
I. Орг. момент.
-Ребята к нам на занятие прилетела необычная птичка.
- А это, что за необычная птичка? («Птичка – невеличка» - Воробей).
Дыхательная гимнастика «Согреем птичку».
Мне кажется, ребята, он замёрз. Давайте сначала согреем его, подуем на него тёплым воздухом, а потом примемся за работу.
II.Основная часть
Ребята, ему очень скучно одному. Давайте смастерим для него друзей.
- Хотите, я научу вас делать таких же птиц? (ответы детей)
Сегодня, мы с вами откроем мастерскую по изготовлению «Птичек – невеличек».
Пр Рассматривание с детьми готового образца.
- Кого напоминает эта птичка? (Воробышка)
- Из каких частей состоит эта птичка?
Я буду показывать, а вы называть эти части. (Ответы детей: туловище с головой, крылышки, клювик и хвостик).
- Как называются фигуры, из которых сделана птичка? (Круги)
Большой круг - это туловище и голова.
Маленький круг - это крылышки.
Самые маленькие кружки – это глазки.
Прямоугольник – это хвостик, а треугольник – клюв.
Показ педагогом выполнения работы.
Перед вами лежат круги.
- Берём большой круг – кладём его перед собой - туловище.
- Потом берём маленький круг, кисточку, её аккуратно макаем в клей и намазываем маленький круг.
- Кисточку после работы кладём на подставочку, а маленький круг приклеиваем на большой аккуратно посерединке.
- Промачиваем салфеткой и разглаживаем (убираем лишний клей).
- Сгибаем круги пополам, аккуратно, ровно.
- Теперь приклеиваем клювик и хвостик. Стараемся намазывать клей аккуратно и приклеиваем. Не забудьте глазки приклеить – самые маленькие кружочки.
Птичка готова.
Физминутка.
Птички прыгают, летают (Дети прыгают, летают)
Крошки птички собирают. («Клюют зёрнышки»)
Пёрышки почистили,
Дальше полетели (летают)
И на место сели. (садятся за столы)
Повтор сильным ребёнком последовательности выполнения работы.
Самостоятельная деятельность детей (помощь педагога по необходимости)
III.Итоги. Выставка работ.
Кто всё сделал, может поставить птичку около кормушки. (Малыши выставляют своих птичек около кормушки).
- Понравилось вам занятие?
- Что мы делали сегодня? ( клеили птичек)
Все вместе рассматриваем их: Посмотрите, какие они красивые. Теперь нашей птичке не будет скучно одной. Осталось их только покормить.
Кормят. Выставляют в раздевалке.
Приложение 4
НАБЛЮДЕНИЯ
Наблюдение за птицами зимой (воробышки возле кормушки).
Цели: Углубление знаний о жизни птиц в зимний период. Выяснить, какие птицы прилетают на наш участок. Подвести детей к пониманию того, что о птицах зимой надо заботиться.
Ход наблюдения
Птичьи гнезда опустели, Воробьишки игривые,
Птицы к югу улетели. Как детки сиротливые,
Оказался всех храбрей Прижались у окна.
Наш дворовый воробей. Озябли пташки малые,
Холода не испугался, Голодные, усталые,
С нами на зиму остался. И жмутся поплотней.
Непоседа, невеличка — С.Есенин
Желтая почти вся птичка
Любит сало, семечки...
Воспитатель задает детям вопросы.
- Каких птиц сейчас можно увидеть в нашем городе?
- Где они ищут корм?
- Почему люди подкармливают птиц зимой?
- Чем мы с вами будем их кормить птиц на нашей площадке?
- Что интересного можно наблюдать у кормушки?
Трудовая деятельность: «Сгребаем снег лопатками». Насыпать зёрнышки пшена в кормушку.
Цель: Учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями, выполнение поручений.
Подвижные игры: «Ловлю птиц на лету» (русская народная) - Цели: учить быстро действовать по сигналу; бегать, не наталкиваясь друг на друга.
Приложение 5
Чтение художественной литературы (М.Горького «Воробьишко»).
Цель: Ознакомление детей с художественной литературой.
Задачи:
- Познакомить детей с рассказом М.Горького «Воробьишко», помочь им понять смысл идею произведения. Учить внимательно слушать художественное произведение. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.
- Развивать диалогическую и монологическую речь, память, мышление, внимание.
- Воспитывать интерес к художественной литературе, воспитывать бережное отношение к книге. Формировать способность сопереживать героям рассказа, и доброжелательное отношение к ним. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, храбрость и правдивость.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите на портрет. Это русский писатель- Максим Горький. Он написал произведения для детей. Я сейчас хочу прочитать одно из них. Оно называется «Воробьишко».
Чтение рассказа «Воробьишко».
Воспитатель:
- Как называется рассказ, который я вам прочитала? ( «Воробьишко».)
- Кто герой этого рассказа? (Маленький воробей)
- Как звали воробьишку? (Пудик)
- Что случилось с Пудиком? (Он сидел на краю гнезда и упал на землю)
- Кто помог Пудику отбиться от кошки? (Мама воробьиха)
- Кто виноват в том, то мама осталась без хвоста? (Пудик)
- Чтобы вы посоветовали Пудику? (Слушаться маму)
- Молодцы ребята, вы все внимательно слушали рассказ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_temu_zimuyushchie_ptitsy_-_kopiya.docx | 36.6 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОЛГОПРУДНЫЙ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Долгопрудный
детский сад общеразвивающего вида № 13 «В гостях у сказки»
(МАДОУ детский сад № 13 «В гостях у сказки»)
Проект во второй младшей группе на тему
«Зимующие птицы»
Подготовила и провела:
воспитатель : Шитова Ю.Е.
Долгопрудный
2023г
- Актуальность:
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в дошкольном возрасте происходит становление человеческой личности, формирование начала экологической культуры. Поэтому очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, любовь и бережное отношение к ней.
Актуальность проекта «Зимующие птицы» заключается в том, что в холодное время года для зимующих птиц доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают.
В настоящее время совершенно необходима зимняя подкормка птиц. Кроме того, что это занятие обеспечит сытый желудок птицам, это имеет большое воспитательное значение, так как учит нас заботиться о тех, кто нуждается в помощи. Самый простой и не требующий больших затрат вид заботы - развешивание кормушек и подкормка птиц.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новое об их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем нужно кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы, научить оказывать посильную помощь нашим пернатым друзьям
Цель: сформировать общее представление дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
- Сформировать представления о зимующих птицах о внешнем виде, повадках, пользе в природе.;
- Формировать желание помогать птицам в трудных зимних условиях;
- Сформировать навыки у детей правильно подкармливать птиц;
- Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности;
- Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
- Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности;
- Создать условия для расширения представлений о птицах (пополнить развивающую предметно-пространственную среду по теме проекта);
- Воспитывать бережное отношение к природным объектам, заботливому отношению к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Усвоение знаний детьми о зимующих птицах;
- Определение среды обитания;
- Установление причинно-следственных связей между образом жизни и средой обитания;
- Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой);
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Материал: Иллюстрации с изображением зимующих птиц; маски для подвижных игр; художественная литература по теме проекта, аудиозапись «Голоса птиц» ИКТ.
Участники проекта:
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), родители.
Сроки проведения:
- #1075;. (краткосрочный)
Этапы проекта:
подготовительный, основной, заключительный
Предварительная работа: 1. Подбор методической литературы по теме. 2. Подбор художественной литературы для чтения детям. 3. Подбор дидактического материала, подвижных игр,
наглядного пособия (альбомы для рассматривания, иллюстрации, мультфильмы, аудиозаписи голосов птц) 4. Изготовление масок для проведения подвижных игр.
5. Взаимодействие педагогов с родителями по вопросам формирования начал экологического воспитания у детей.
2. Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
• Беседы: «Кто такие зимующие птицы?», «Как живут наши пернатые друзья зимой?»,
•Чтение художественной литературы (М.Горького «Воробьишко»).
• Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы».
• Отгадывание загадок о зимующих птицах.
• Занятие по аппликации «Птичка - невеличка» (Воробышек).
• Наблюдения во время прогулки за прилетевшими птицами на участок детского сада.
• Пальчиковая гимнастика по теме «Зимующие птицы» - «Мы кормушку смастерили», «Сорока - белобока».
• Дидактические игры: «Разрезные картинки с изображением зимующих птиц, «Назови ласково», «Один - много», «Назови и покажи зимующих птиц».
• Раскрашивание раскрасок «Красногрудые птахи», «Птицы на участке».
• Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
• Подвижные игры: «Птички в гнёздышках», «Воробышки и кот».
Мероприятия по работе с родителями:
•Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы по теме проекта.
•памятки для родителей «Покормите птиц зимой».
•Беседы с родителями о необходимости привития детям желания и умения заботиться о братьях наших меньших – пернатых, учить любить птиц.
3. Заключительный этап:
- Проведение Акции «Покормите птиц зимой» и фотовыставки по окончанию акции.
В рамках акции «Покормите птиц зимой» проведена работа по экологическому воспитанию, познавательно речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому развитию воспитанников.
У детей был выражен положительный эмоциональный настрой во время проведения мероприятий. Проведена работа по сплочению отношений воспитанников.
Ожидаемый результат:
- У детей сформированы представления о зимующих птицах (внешний вид, образ жизни, приспособленность птиц к жизни в зимнее время года).
- Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.
- Вызвано желание детей заботиться о птицах зимой.
- Родители приняли активное участие в реализации проекта (беседы с детьми, чтение литературы о зимующих птицах, изготовление кормушек).
Заключение.
В результате проведения данного проекта «Зимующие птицы» у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности; также были созданы благоприятные условия для формирования у младших дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц, для воспитания у детей бережного отношения к природе; были сформированы для развития у детей любознательности, творческих способностей.
В групповом помещении улучшилась предметно-развивающая среда. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Приложение 1
Беседа: «Кто такие зимующие птицы?».
Задачи: Формирование представлений о зимующих птицах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение и расширение словаря по теме: птица, голова, крыло, хвост, клюв, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, голубь, летает, прыгает, клюёт. Учить узнавать пернатых по внешнему виду. Развитие связной речи. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц (воробей, голубь, ворона, сорока; снегирь, синица); мнемотаблитца «Расскажи о птицах»
Ход беседы. Дети садятся полукругом.
- Ребята, каких птиц вы знаете?
- А кто такие зимующие птицы?
- Почему их так называют?
- Хотите узнать?
Наступают холода. Птицы улетают в тёплые края. Те птицы, которые остаются у нас зимовать или прилетают к нам с севера, называют – зимующими.
- Каких птиц зимой в нашем крае вы видели?– это голуби, воробьи, сороки, вороны …
Зимой в городе можно увидеть таких лесных обитателей, как снегири, свиристели, синицы, совы. В холодное время года им всё труднее и труднее добывать себе пропитание. Поэтому они перебираются ближе к человеку.
- Скажите, что общего у всех этих птиц? (у них есть голова, клюв, шея, туловище, крылья, ноги, хвост).
Молодцы!
Давайте рассмотрим воробья. (Составляют план описания птиц - мнемотаблицу).
- Что вы можете про него сказать?
- Какого цвета оперенье? ЦВЕТ.
- Что у него есть? (голова,…) ЧАСТИ ТЕЛА.
- Где она обитает? (под крышей) ДУПЛО.
- Чем питается? СЕМЕНА, ЯГОДЫ.
- Назови её птенца? ПТЕНЕЦ.
- Как люди помогают птицам зимой? ЧЕЛОВЕК, КОРМУШКА
Физминутка «Птички»
Птички прыгают, летают Дети прыгают
Крошки птички собирают. «клюют»
Пёрышки почистили,
Клювики почистили изображают
Птички летают, поют машут руками
Зёрнышки клюют наклоняются
Дальше полетели
И на место сели «улетают», садятся
Молодцы, отдохнули, а теперь приготовили ушки и внимательно слушаем.
Обобщение ответов детей: Тело покрыто перьями, серого и коричневого цвета. У него есть голова, шея, клюв, туловище, хвостик, ножки и крылышки. Живёт под крышей домов. Воробей может летать, прыгать, чирикать, сидеть. Питается насекомыми, крошками, зёрнами, семенами. Он друг человека, потому что поедает вредных насекомых. Значит, приносит пользу.
Обратите внимание на эту иллюстрацию (Рассматривают иллюстрацию с изображением голубя).
- Вы узнали кто это?
Предлагаю рассмотреть голубя и рассказать о нём (работают по плану составленному выше).
Молодцы!
Обобщение ответов детей: Голубь больше воробья. Тело покрыто перьями, серо-голубого цвета. У него есть голова, шея, клюв, туловище, хвостик, ножки и крылышки. Живёт под крышей домов, в парках. Голубь может летать, прыгать, ворковать, сидеть. Питается ягодами, крошками, семенами.
Итоги: - Ребята, почему воробушки, воробьи, вороны не улетают от нас в тёплые края? (они остаются зимовать)
- Как называют таких птиц?
Молодцы! Вы очень хорошо сегодня работали. Каждому из вас птички принесли подарок (раскраска с изображением птиц).
Приложение 2
Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой?».
Задачи: Расширение представлений о зимующих птицах, об их образе жизни.
Учить детей правильно их подкармливать. Воспитание желания заботиться о птицах.
Материал: Иллюстрации с изображением зимующих птиц (воробей, снегирь, синица);
карточки с загадками про птиц.
Ход беседы:
С наступлением холодов естественный корм для птиц становится недоступным. Им негде взять еды и они не могут пережить зиму, многие из них погибают.
- Как вы думаете: чем мы можем помочь птицам? (сделать кормушки)
Правильно, чтобы зимой помочь птицам пережить трудное для них время, надо сделать кормушки (выставляет кормушку) и регулярно насыпать туда зёрна, крупу.
Я буду загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать. Угадайте, про кого мы будем говорить:
#1057;пинкою зеленовата, животиком желтовата, чёрненькая шапочка и полоска шарфика.
- Кто догадался, про кого загадка?
Правильно, синичка. (выставляем на кормушку)
Синички очень любят кусочки несолёного сала. Она очень прожорлива. Съедает столько зерна и крошек, сколько сама весит. Тем самым она приносит пользу природе, поедая вредных насекомых летом. А зимой в солнечный денёк радует нас своей весёлой песенкой в знак благодарности за корм.
- Угадайте, что за птица следующая?
#1055;тичка – невеличка, ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок – получается прыжок.
- Кто это? Молодцы, воробышек . (выставляем на кормушку)
Воробушек очень маленькая и проворная птичка. Очень прожорливая. Зимой, в холодную пору, они сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Им тоже голодно, поэтому необходимо их тоже подкармливать.
- Чем будем их подкармливать? (Крупой – овёс, пшено; семечки ).
Физминутка «Скачет шустрая синица» (А. Барто)
Скачет шустрая синица, Прыжки на месте на двух ногах.
Ей на месте не сидится, Прыжки на месте на левой ноге.
Прыг-скок, прыг-скок, Прыжки на месте на правой ноге.
Завертелась, как волчок. Кружимся на месте.
Вот присела на минутку, Присели.
Почесала клювом грудку, Встали, наклоны головы влево - вправо.
И с дорожки — на плетень, Прыжки на месте на левой ноге.
Тири - тири, Прыжки на месте на правой ноге. Тень-тень-тень! Прыжки на месте на двух ногах.
Педагог: А это кто?
Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют. Не боится он простуды- с первым снегом тут как тут!
- Кто это? Снегирь, верно. (выставляем на кормушку).
Снегирь – одна из заметных птиц наших лесов. Они собираются в небольшие стайки и так зимуют в лесах, парках городов. Питаются растительной пищей – семенами деревьев, их почками, побегами, редко насекомыми. А зимой этого нет. Зимой они питаются ягодами рябины. Когда наступают сильные морозы, снегири вынуждены перебираться поближе к человеческому жилью.
- Почему?
Обобщение ответов детей: Все птицы собираются около жилья человека, где легче найти пропитание. Они держатся стайками, перелетают с места на место в поисках пищи. Зима страшна для них не холодом, а голодом. Поэтому необходимо заботиться о них - вывешивать кормушки и регулярно насыпать туда корм. Чем разнообразнее будет корм, тем больше разных птиц прилетит к кормушке.
- А чем можно кормить птах?
- Что мы насыплем в кормушку для птичек?
Можно: Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, дыни, просо, овёс, вежие фрукты, ягоды кусочками, есолёное сало.
Нельзя: Чёрный хлеб, жареное и солёное.
Итоги: - Почему зимой птицы держатся около наших домов? (Нет пропитания, трудно добывать себе пищу)
- Легко ли им добывать себе зимой корм?
- Чем будем кормить птиц? (Семенами, зёрном, крошками сухого белого хлеба)
Вы очень внимательно слушали, правильно отвечали, много узнали. Молодцы!
Просьба: вместе с мамами и папами сходить на прогулку и там покормить птичек, так как им негде взять еды.
Приложение 3
Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе:
«Птички - невелички».
Цель: Научить детей составлять аппликацию в виде птички.
Задачи: Образовательные: Закрепление представления детей о птицах, особенностях их строения, отличительных чертах; умения аккуратно пользоваться клеем.
Развивающие: Развитие внимания, усидчивости; мелкой моторики пальцев рук.
Воспитательные: Воспитание доброжелательного отношения к природе и ее обитателям.
Материал и оборудование: Шаблоны из цветной бумаги: круги дм. 5 см и 3 см, прямоугольник – хвостик, клювик, клей, кисточка, салфетка, фломастеры.
Предварительная работа: Чтение стихов и загадок о птицах; рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
Ход занятия:
I. Орг. момент.
-Ребята к нам на занятие прилетела необычная птичка.
- А это, что за необычная птичка? («Птичка – невеличка» - Воробей).
Дыхательная гимнастика «Согреем птичку».
Мне кажется, ребята, он замёрз. Давайте сначала согреем его, подуем на него тёплым воздухом, а потом примемся за работу.
#1054;сновная часть
Ребята, ему очень скучно одному. Давайте смастерим для него друзей.
- Хотите, я научу вас делать таких же птиц? (ответы детей)
Сегодня, мы с вами откроем мастерскую по изготовлению «Птичек – невеличек».
Пр Рассматривание с детьми готового образца.
- Кого напоминает эта птичка? (Воробышка)
- Из каких частей состоит эта птичка?
Я буду показывать, а вы называть эти части. (Ответы детей: туловище с головой, крылышки, клювик и хвостик).
- Как называются фигуры, из которых сделана птичка? (Круги)
Большой круг - это туловище и голова.
Маленький круг - это крылышки.
Самые маленькие кружки – это глазки.
Прямоугольник – это хвостик, а треугольник – клюв.
Показ педагогом выполнения работы.
Перед вами лежат круги.
- Берём большой круг – кладём его перед собой - туловище.
- Потом берём маленький круг, кисточку, её аккуратно макаем в клей и намазываем маленький круг.
- Кисточку после работы кладём на подставочку, а маленький круг приклеиваем на большой аккуратно посерединке.
- Промачиваем салфеткой и разглаживаем (убираем лишний клей).
- Сгибаем круги пополам, аккуратно, ровно.
- Теперь приклеиваем клювик и хвостик. Стараемся намазывать клей аккуратно и приклеиваем. Не забудьте глазки приклеить – самые маленькие кружочки.
Птичка готова.
Физминутка.
Птички прыгают, летают (Дети прыгают, летают)
Крошки птички собирают. («Клюют зёрнышки»)
Пёрышки почистили,
Дальше полетели (летают)
И на место сели. (садятся за столы)
Повтор сильным ребёнком последовательности выполнения работы.
Самостоятельная деятельность детей (помощь педагога по необходимости)
#1048;тоги. Выставка работ.
Кто всё сделал, может поставить птичку около кормушки. (Малыши выставляют своих птичек около кормушки).
- Понравилось вам занятие?
- Что мы делали сегодня? ( клеили птичек)
Все вместе рассматриваем их: Посмотрите, какие они красивые. Теперь нашей птичке не будет скучно одной. Осталось их только покормить.
Кормят. Выставляют в раздевалке.
Приложение 4
НАБЛЮДЕНИЯ
Наблюдение за птицами зимой (воробышки возле кормушки).
Цели: Углубление знаний о жизни птиц в зимний период. Выяснить, какие птицы прилетают на наш участок. Подвести детей к пониманию того, что о птицах зимой надо заботиться.
Ход наблюдения
Птичьи гнезда опустели, Воробьишки игривые,
Птицы к югу улетели. Как детки сиротливые,
Оказался всех храбрей Прижались у окна.
Наш дворовый воробей. Озябли пташки малые,
Холода не испугался, Голодные, усталые,
С нами на зиму остался. И жмутся поплотней.
Непоседа, невеличка — С.Есенин
Желтая почти вся птичка
Любит сало, семечки...
Воспитатель задает детям вопросы.
- Каких птиц сейчас можно увидеть в нашем городе?
- Где они ищут корм?
- Почему люди подкармливают птиц зимой?
- Чем мы с вами будем их кормить птиц на нашей площадке?
- Что интересного можно наблюдать у кормушки?
Трудовая деятельность: «Сгребаем снег лопатками». Насыпать зёрнышки пшена в кормушку.
Цель: Учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями, выполнение поручений.
Подвижные игры: «Ловлю птиц на лету» (русская народная) - Цели: учить быстро действовать по сигналу; бегать, не наталкиваясь друг на друга.
Приложение 5
Чтение художественной литературы (М.Горького «Воробьишко»).
Цель: Ознакомление детей с художественной литературой.
Задачи:
- Познакомить детей с рассказом М.Горького «Воробьишко», помочь им понять смысл идею произведения. Учить внимательно слушать художественное произведение. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.
- Развивать диалогическую и монологическую речь, память, мышление, внимание.
- Воспитывать интерес к художественной литературе, воспитывать бережное отношение к книге. Формировать способность сопереживать героям рассказа, и доброжелательное отношение к ним. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, храбрость и правдивость.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите на портрет. Это русский писатель- Максим Горький. Он написал произведения для детей. Я сейчас хочу прочитать одно из них. Оно называется «Воробьишко».
Чтение рассказа «Воробьишко».
Воспитатель:
- Как называется рассказ, который я вам прочитала? ( «Воробьишко».)
- Кто герой этого рассказа? (Маленький воробей)
- Как звали воробьишку? (Пудик)
- Что случилось с Пудиком? (Он сидел на краю гнезда и упал на землю)
- Кто помог Пудику отбиться от кошки? (Мама воробьиха)
- Кто виноват в том, то мама осталась без хвоста? (Пудик)
- Чтобы вы посоветовали Пудику? (Слушаться маму)
- Молодцы ребята, вы все внимательно слушали рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....