Конспект интегрированной НОД в старшей группе по теме "Одежда народов Севера"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект по теме "Одежда народов Севера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beldy_o.n._nod_odezhda_narodov_severa.docx | 390.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №8 «ОГОНЕК» Г.ПОРОНАЙСКА»
ОДЕЖДА НАРОДОВ СЕВЕРА
Конспект интегрированной
непосредственно образовательной деятельности
в старшей логопедической группе
для детей с общим недоразвитием речи
Выполнила:
БЕЛЬДЫ ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА,
учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад №8» Огонек»
г. Поронайска
e-mail: bella.65@bk.ru
г.Поронайск
2016
Искусство народа – это его культура, культура духовная, и в то же время материально-бытовая.
В настоящее время очень остро стоит вопрос нравственного, этно-культурного воспитания. В современном мире, сложном и противоречивом представления о терпимости, уважении к представителям других этнических групп, народов зачастую искажаются.
В связи с этим мы считаем, что этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста необходимо осуществлять посредством межнационального общения, расширения представлений о культуре и самобытности народов, населяющих нашу страну.
Формируя у детей способность воспринимать и оценивать прекрасное, мы опираемся и на культуру народностей Севера, их быт, основные виды жизнедеятельности – рыболовство, собирательство, охоту. У каждого народа есть свои особенности не только в быту, но и в видении окружающего мира, его многообразии и единении.
«В связи с этим этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в этот период можно рассматривать через призму интернационального воспитания, которое стало занимать ведущее место в теории и практике дошкольного образования»[ 3]
Вид НООД | Интегрированная НООД Старшая логопедическая группа |
Тема | ОДЕЖДА НАРОДОВ СЕВЕРА |
Программные задачи | Коррекционно-образовательные: Систематизировать представления о Сахалинской области. Активизировать и актуализировать словарь по теме « Коренные народы Сахалина»; Совершенствовать грамматический строй речи, синтаксическую сторону речи ( сложноподчиненные предложения со союзом «потому что».) Коррекционно-развивающие : Развивать зрительную память, внимание, мыслительные операции; Развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением, длительный речевой выдох Воспитательные: Воспитывать любовь к своей родине, этнотолерантность Развивать навыки сотрудничества в игре. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. |
Предварительная работа | Экскурсия в Поронайский краеведческий музей в зал этнографии Рассматривание одежды, орнаментов коренных народов Сахалинской области. Рассматривание книг, иллюстраций коренных народов Сахалинской области. |
Интеграция образовательных областей | Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. |
Материал | Демонстрационный материал: Презентация Иллюстрация Г. Павлишина к книге «Амурские сказки» Шаблон нанайского орнамента |
Ожидаемый результат | Дети имеют представления об основных видах одежды народов Севера, ее назначении, национальных различиях в орнаментах. |
Этапы деятельности | Ход деятельности |
Вводный этап | 1.Ритуал начала занятия: ( дети стоят в кругу взявшись за руки) - Здравствуйте, друзья! В этом круге все - друзья: Мы, и вы, и ты, и я. Улыбнись тому, кто справа, улыбнись тому, кто слева – мы одна семья. - Дети, давайте улыбнемся друг другу - соседу справа и соседу слева. |
Основной этап | 2. Проблемная ситуация: - Дети! Какое сейчас время года? ( весна) - Какая погода бывает весной? Отвечайте одним словом. – ( холодная, ветреная, снежная, дождливая, пасмурная, солнечная) - А какая погода сегодня?- ( дождливая, серая, пасмурная) - Давайте разгоним эти серые тучи. 3. Дыхательная гимнастика: Небо хмурится с утра, Надо солнышку помочь Ветерочком стану я, Уходите тучи прочь! ( длительный плавный выдох через рот- сильная холодная воздушная струя) 4. Э 4. Этюд с элементами психогимнастики - В такую погоду легко замерзнуть. Покажите, как мы замерзли. ( дети напрягаются, съеживаются) - А теперь выглянуло солнышко и согрело нас своими теплыми лучами. ( расслабились) 5. Отгадайте загадку: 1) Пушистая, а не зверь. Греет, а не печка. Что это? ( шуба) - А что такое шуба? ( меховая верхняя одежда) 2) Что за друг, без которого зимой не выйдешь?( шапка) - А что такое шапка другими словами? ( головной убор) - О чем мы сегодня будем говорить? ( об одежде и головных уборах) Все правильно. У разных народов одежда отличается друг от друга . В нашей стране живет много людей разных национальностей с разным цветом кожи, глаз. Но все мы – граждане большой страны. Каждый народ имеет свою культуру и свою одежду. Посмотрите на фотографию. ( Рис 1., слайд 2) Это – долгане. Люди, которые живут на далеком севере нашей страны. В сильный мороз и ветер их согревает меховая одежда, украшенная яркими узорами. У нас на Сахалине тоже живут коренные народы - нивхи, орочи, эвенки и нанайцы. Их одежда тоже отличается друг от друга. Нивхи – это в большей степени оленеводы и охотники. Нанайцы занимались рыболовством и охотой. Мастерицы шили одежду не только из меха, но и из рыбьей кожи. И нивхи, и нанайцы носили запашные халаты. Они были легкие и удобные. Каждый народ украшает свою одежду особыми узорами, которые служат оберегом от злых сил. В повторяющихся ритмичных узорах нивхов (рис. 2 , Слайд 3) мы легко можем узнать и медведя, и оленя, траву и морские волны. А в нанайских спиралях и завитках, которыми украшали мужскую и женскую одежду (рис.3, слайды 4,5) можно узнать даже тигра. Каждый узор – это сюжет из жизни охотников, рыбаков и оленеводов.
- Какая одежда у этих народов ? ( теплая, красивая, меховая, узорчатая). - Почему нужна именно такая одежда северянам? ( Ответы детей начинаются со слов «потому что» ) - Яркими узорами были расшиты не только теплая одежда, но и обувь, рукавицы. К своей одежде народы Севера относились очень бережно. Потому что ее изготовление занимает очень много времени и сил. Вот и мы с вами будем учиться ухаживать за своей одеждой. 6. Логоритмика (речь с движением) ( дети повторяют движения по тексту) Ох, испачкалась одежда, Мы ее не берегли, Обращались с ней небрежно, Мяли, пачкали в пыли. Надо нам ее спасти И в порядок привести. В тазик воду наливаем, Порошочку насыпаем. Всю одежду мы замочим, Пятна тщательно потрем, Постираем, прополощем, Отожмем ее, встряхнем. А потом легко и ловко Все развесим на веревках. А пока одежда сушится, Мы попрыгаем, покружимся. - А теперь нам надо украсить свою одежду. Как будем ее украшать? (вышивать узоры) - Чтобы узоры были красивыми и ровными, разомнем свои пальчики. 7. Пальчиковая гимнастика ( загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца) В понедельник я кроила. А во вторник халат шила. В среду шапку вышивала. В четверг иголку я сломала. В пятницу белье стирала. А потом я отдыхала! 7 . Раскрашивание нанайского орнамента ( по шаблону) Предложить детям раскрасить нанайский орнамент . - Дети! А что мы можем украсить таким узором? ( ответы детей : шапку, шубу , рукавицы, обувь и т.д.) |
Заключительный этап | - Дети! Вам понравилось украшать одежду? О какой одежды вы сегодня узнали? |
Список литературы:
книга с 1 автором
- Краски земли Дерсу. Фоторассказ об искусстве малых народов Приамурья. Хабаровск, Кн.изд. , 1982г. – 276 с.
- Нагишкин Д . Амурские сказки. : Изд.Речь, 2014г.-296с.
материалы из интернета
3. Захарова Л.М. . Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в отечественной педагогике. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/18926/1/iurp-2010-85(2)-05.pdf
4. Сайт «Дети Севера» http://www.school3poronaisk.ru/index.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной и продуктивной деятельности по образовательным областям «Познание», «Художественное творчество», рисование в старшей группе Тема: «Незнайка на севере».
Образовательная область «Познание», «Художественное творчество».Интеграция в образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».Вид деятельности: непосредственно образовательная деятельность.Тем...
Конспект по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Животные севера»
Конспект по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Животные севера»....
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...
Проект: «Приобщение детей старшего дошкольного к культуре народов Севера»
МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах» ПРОЕКТ«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре народов Севера» воспитательПетрова С.В....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»
1. Продолжать знакомить детей с животными Севера2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи3. Воспитывать люб...
Затяние для старших дошкольников "Занятие коренных народов севера"
Знакомство с профессиями народов Севера...
Проект для детей подготовительной группы "Одежда коренных народов Севера"
Дети познакомятся с северными народами Ханты и Манси. Узнают о национальных костюмах этих народов. Научатся различать и узнавать основные национальные орнаменты народов Севера. У детей появится и разо...