Проект для детей подготовительной группы "Одежда коренных народов Севера"
проект (подготовительная группа)

Голованова Елена Сергеевна

Дети познакомятся с северными народами Ханты и Манси. Узнают о национальных костюмах этих народов. Научатся различать и узнавать основные национальные орнаменты народов Севера.

У детей появится и разовьётся познавательный интерес к истории и культуре родного края, к национальному костюму коренных жителей Югры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_odezhda2020.docx41.8 КБ
Файл odezhda_mansi_wecompress.com_.pptx485.47 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему «Одежда коренных нардов Севера»

Паспорт проекта

Вид проекта

Познавательный

Продолжительность

Краткосрочный 3 недели

Участники проекта:

  • Дети подготовительной группы
  • Родители
  • Педагоги группы

Общая характеристика проекта

Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования:

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Художественно-эстетическое развитие

- Физическое развитие

- Социально-коммуникативное развитие

Актуальность проекта

Наш родной край – Югра, на его территории проживают люди разных национальностей. Местный народ имеет свои традиции, свой уклад жизни. Изучение особенностей национальной одежды в целом дополняет красоту природы новой красотой, познанной человеком, развивает чувство прекрасного, ощущение самодостаточности и гордости принадлежности к своему народу, как этносу. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Цель и задачи проекта

Цель: Познакомить детей с национальной одеждой северных народов, её видами и особенностями, со способами её изготовления и украшения. Создать альбом и  панно  национальной одежды народов  манси.

Задачи:

1. Учить детей видеть характерные черты национального своеобразия в одежде коренных народов Севера.

2. Формировать у детей знания об особенностях национальной одежды.

3. Способствовать развитию познавательного интереса детей к национальному костюму народов Югры.

4. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.

5. Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Ожидаемый результат

Дети познакомятся с северными народами Ханты и Манси. Узнают о национальных костюмах этих народов. Научатся различать и узнавать основные национальные орнаменты народов Севера.

У детей появится и разовьётся познавательный интерес к истории и культуре родного края, к национальному костюму коренных жителей Югры.

Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.

Увеличится словарный запас.

Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям.

Этапы реализации проекта

Этап

Мероприятия

Сроки

1 этап

Подготовительный

- Определение цели и задач проекта.

- Составление плана реализации проекта

- Подбор художественной литературы для чтения детям: стихи, загадки, сказки.

- Подбор иллюстративного материала на данную тематику, атрибутов для игровой деятельности

- Разработка конспектов НОД

1 неделя

2 этап

Основной

- НОД «В гостях у ханты и манси»;

- Чтение с детьми художественной литературы (сказок  народов Ханты и Манси)

- Просмотр мультфильма

- Сюжетно-ролевая игра

- Продуктивная деятельность совместно с детьми (творческие работы);

2-3 неделя

3 этап

Заключительный

- Создание панно «Одежда народов манси».

- Создание альбома «Национальная одежда народов манси»

- Презентация результатов продуктивной деятельности

3 неделя

Формы взаимодействия с детьми и родителями

Формы взаимодействия с детьми:

  • Непосредственная образовательная деятельность;
  • Совместная деятельность детей и педагогов;
  • Чтение художественной литературы;
  • Беседы, ситуативные разговоры;
  • Просмотр мультфильма «Северная сказка». Режиссер: Раса Страутмане, музыка Борис Александрович Чайковский;
  • Игры (дидактические, ролевые, подвижные и коммуникативные);
  • Презентация «Одежда коренных народов Севера».

Формы взаимодействия с родителями:

  • Консультации на тему проекта;
  • Сотворчество детей и родителей.

Формы реализации проекта

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

Познавательное развитие

НОД «В гостях у ханты и манси»;

Рассматривание иллюстраций одежды коренных народов Севера;

Рассматривание национальных орнаментов коренных народов Севера;

Беседа: «Народ ханты и манси»;

Дидактические игры «Кто в чуме живёт?»;

Речевое развитие

Чтение и рассказывание сказок народов Севера «Лиса и жучок» (хантыйская сказка), «Мышонок-путешественник» (мансийская сказка), «Трусливый заяц» (мансийская сказка).

Художественно-эстетическое

развитие

Рисование НОД  «Укрась малицу» (с помощью нетрадиционной техники рисования – ватных палочек).

Лепка НОД «Узоры на кисах».

Физическое развитие

Подвижная игра «Перетягивание каната», «Волк и олени».

Социально - коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра «В гости к мансийской семье».

Взаимодействие с родителями

Сотворчество детей и родителей. Изготовление альбома и панно «Одежда коренных народов Севера».

Итоги проекта

Дети познакомились с северными народами Ханты и Манси, с их национальными костюмами. Научились различать основные орнаменты народов Севера. Появился познавательный интерес к истории родного края.

Увеличился словарный запас. Совместная деятельность положительно способствует детско-родительским отношениям. Дети совместно с родителями создали альбом и панно на тему «Одежда коренных народов Севера».

Конспект НОД «В гостях у ханты и манси»

Цель:

-познакомить детей с народами ханты и манси.

-дать представление о разновидности жилищ этих народов. познакомить детей с новыми словами (чум, нарты, земляной дом, поселение, унты, береста).

Задачи:

- развивать познавательную активность и любознательность детей о жизни хантов и манси;

 - познакомить детей с  бытом народов ханты и манси: основными занятиями, одеждой, жилищем, предметами обихода;                                                                                                                                                            - учить детей объяснять значение некоторых слов;                                                                                                                                                                       - воспитывать уважение к  коренным народам Севера.  

Ход занятия.

Воспитатель: широка и необъятна наша Родина. Раскинулись ее просторы на многие - многие километры с севера на юг, с запада на восток. В нашей стране живут много разных народов. Мы –россияне, а есть еще белорусы, украинцы, (ребята а какие вы знаете народы?)

Ответы детей:

Воспитатель: А на самом севере, живут такие народы как ненцы, чукчи, эскимосы, ханты и манси. У них тоже есть своя территория (воспитатель показывает на карте).

Ребята, мы с вами можем отправиться на Север и посмотреть, как живут народы ханты и манси. Хотите?

Ответы детей: (да)

Воспитатель: Тогда давайте закроем глаза и представим, что мы перенеслись с вами на родину хантов и манси. (Дети закрывают глаза, включается проектор с презентацией). Теперь можете открыть глаза, мы с вами очутились на крайнем Севере.

Основные занятия хантов и манси – оленеводство, рыболовство и охота (воспитатель показывает на слайдах). Оленеводством они почти не занимаются, используют оленей только как транспорт. 

Воспитатель показывает слайд детям : Что это? (Чум)

Ответы детей:(   )

Воспитатель: Кто живет в таком доме? (ханты и манси).

Почему они живут именно в чуме?

Ответы детей:

Воспитатель: они часто кочуют вместе с оленями, а чум легко разобрать, перевезти в другое место, а потом установить. Существует определенный порядок установки чума. Прежде всего ханты и манси выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега. Потом намечают середину чума, куда кладут железный лист. Летом на нем разводят костер, а зимой устанавливают железную печку - тюмю. Вокруг листа (воспитатель показывает на слайдах) укладывают по две – три доски – это пол. Затем на землю кладут циновки, которые ханты и манси плетут из веток ивы.

А что вы знаете о нартах, ребята?

Ответ детей:

Воспитатель: Нарты – это большие сани, на которых ездят ханты и манси. (Воспитатель показывает нужный слайд.) Без хороших нарт в тундре не обойтись. Нарты строят мужчины. Эти сани изготавливают из лиственницы, поэтому они получаются прочными и легкими. Древесина этого дерева обеспечивает хорошее скольжение как по снегу, так и по растительному покрову, не нарушая его. На нартах оленеводы ездят на свои пастбища.

Ребята, а вы знаете, во что одеваются коренные народы Севера – ханты и манси?

Ответы детей:

Воспитатель: поскольку большую часть года на Севере холодно, то местные жители носят теплую одежду, такую как парка (куртка), малица, на ноги одевают - унты, женщины любят носить яркие расписные платки.

Всю свою утепленную одежду ханты и манси делают из оленьих шкур. (На проекторе показывают соответствующие слайды).

А в заключении я предлагаю посмотреть мультфильм «Северная сказка». Режиссер: Раса Страутмане, музыка Борис Александрович Чайковский.

После просмотра мультфильма воспитатель проводит рефлексию. Понравилось ли занятие? Что бы еще хотели узнать?

Конспект по рисованию в подготовительной группе с использованием нетрадиционной техники рисования (с помощью ватных палочек)

Тема: «Укрась малицу»

Программное содержание:

1.Учить видеть и передавать красоту национального костюма народов Севера, его характерные особенности.

2. Учить различать одежду народов Ханты и Манси.

3. Учить узнавать орнаменты народов Ханты и Манси.

4.Формировать умение создавать элементы хантыйского орнамента.

5. Развивать творчество, умение украшать силуэты разнообразными орнаментами.

Предварительная работа: Рассматривание национальных костюмов народов Севера, рассматривание куклы в национальном костюме, рассматривание национальных узоров.

Материал: Кукла-мальчик  в национальном костюме, кукла-девочка в национальном костюме, картинки народов Ханты и Манси в костюмах, заранее заготовленное изображение  малицы на листе формата А5, краски, ватные палочки, салфетки, баночки с водой, конверт, национальные узоры в конверте.

Методические приемы: беседа о национальной одежде, физ. минутка, рассматривание орнаментов, одежды.

Методика проведения занятия:

 Беседа с детьми о народах Севера. Сказать детям, что в нашем округе живут северные народы  манси. Они носят национальные костюмы. Показать картинки и куклы в национальном костюме и рассмотреть их.

Уточнить части одежды, их цвет. Предложить детям украсить хантыйскую малицу с помощью ватных палочек и красок. В процессе занятия перечислить правила нанесения тычка ватной палочкой, смоченной в краске, на лист бумаги. Напомнить о том, что ватной палочкой нужно рисовать только на бумаге. По окончании работы выставить все работы на доску и рассмотреть.

Ход занятия:

(На столе стоят две куклы в национальных костюмах. На магнитной доске прикреплены картинки манси в национальной одежде).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости: маленькая куколка  и мальчик-хант. Смотрите, у них в руках конверт. (Воспитатель берет конверт).

Воспитатель: Этот конверт для вас, здесь написано: «Подготовительной  группе «Улыбка» детского сада «Умка». Это вам письмо, правда? (ответы детей – ДА!) Почтальон не ошибся?

(Воспитатель открывает конверт, а там шаблоны национальных узоров.)

Воспитатель: Посмотрите, ведь это мансийские узоры, давайте вспомним, как называются эти узоры.

(Дети с воспитателем рассматривают каждый узор, вспоминают, как они называются.)

        

Воспитатель: Посмотрите, а на одежде у девочки и мальчика есть узоры?

Дети: Да.

Воспитатель: Где мы видим, на какой части платья узоры (орнаменты) у девочки?

Дети: на малице.

Воспитатель: А где у мальчика мы видим национальный орнамент?

Дети: На рукавах малицы и на груди.

(Дети сравнивают, на какой, женской или мужской одежде больше узоров (орнаментов) Обговаривают, вспоминают, как называются эти узоры).

Воспитатель: посмотрите узоры на картинках и на одежде кукол и, которые были в конверте, похожи? (сравнивают, приходят к выводу, что узоры одинаковые).

Дети: Да!

Воспитатель: А в конверте еще, что-то было. (Воспитатель достает силуэты малицы на формате А5. Раздает каждому ребенку)

- Давайте мы с вами вместе украсим одежду (малицу), но украсим такими же узорами, что и у мальчика и маленькой девочки. Но делать узоры мы будем необычным способом – с помощью волшебной ватной палочки и красок!

(Дети рисуют национальные узоры на малице. Воспитатель оказывает детям всю необходимую помощь).

Итог занятия:

Воспитатель: Давайте сделаем выставку национальной одежды.

(Дети каждый свой силуэт вывешивает на доску.)

Необходимо рассмотреть с детьми все силуэты одежды, выбрать самый красивый, уточнить, почему они понравились детям (цвет, орнамент). Порадоваться всем вместе интересному занятию. И, в самом конце, обязательно попрощаться с героями-гостями девочкой и мальчиком.

Конспект по лепке в подготовительной группе

Тема: «Узоры на кисах»

Программное содержание:

1.Учить видеть и передавать красоту национального костюма народов Севера, его характерные особенности.

2. Учить различать одежду народов Ханты и Манси.

3. Познакомить детей с национальной обувью народов Севера – кисами и унтами.

4. Учить узнавать орнаменты народов Ханты и Манси.

5. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета

6. Развивать творчество.

7. Воспитывать интерес и уважение к национальным традициям. Воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа: Рассматривание национальной обуви и костюмов народов Севера, рассматривание мальчика-рыбака, мальчика-манси, маленькой куколки-манси в костюме, чума, рассматривание национальных узоров.

Материал: Мальчик-рыбак  (с рыбкой), кукла-мальчик в национальном костюме, маленькая куколка-манси в костюме,  чум, картинки народов  Манси в костюмах, изображение мансийской обуви – кисов, заранее заготовленные  кисы, вырезанные из цветного картона, пластилин, дощечки для лепки, салфетки, готовый образец кисов с узорами.

Методические приемы: беседа о национальной одежде, обуви, физ. минутка, рассматривание орнаментов, одежды, кукол.

Методика проведения занятия:

Вспомнить с детьми национальную одежду и обувь народов Севера. Подробнее остановиться на обуви. Предложить детям украсить кисы с помощью узоров из пластилина. В процессе занятия учить детей правильно раскатывать пластилин между ладонями, делая колбаску. По окончании работы выставить все работы на доску и рассмотреть.

Ход занятия:

(На столе стоят две куклы в национальных костюмах. На магнитной доске прикреплены картинки народов Севера в национальной одежде, картинки обуви - кисов).

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Ой, ребята, слышите? Кто-то стучит к нам в дверь… Младший воспитатель выносит куклу мальчика-рыбака.

Мальчик-рыбак: «Здравствуйте, ребята!»

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Молодец, что пришёл к нам  в гости. Проходи, мы очень рады тебя видеть.

 Воспитатель усаживает куклу напротив детей.

Воспитатель: Ну, расскажи, как твои дела?

Мальчик-рыбак: У меня всё хорошо! Я живу на стойбище вместе со своими родителями, а также братьями и сёстрами. Я помогаю родителям по хозяйству, а также помогаю отцу управляться с оленями. Ребята, а Вы знаете, что наш народ разводит оленей?

Дети: Да!

Воспитатель показывает картинку оленя и рассказывает от лица мальчика-рыбака: «Вот они наши любимые северные олени. Из меха наших оленей мы шьём одежду и обувь!»

Воспитатель: Да, мы с ребятами знаем об этом! Правда, ребята!

Дети: Да!

Мальчик-рыбак: Какие Вы молодцы! Вы меня удивили! А хотите я Вам расскажу очень интересное стихотворение, про мой народ?

Дети: Да.

 Рассказывает стихотворение:

Собачьи упряжки,

Оленьи упряжки,

Сверкают на малицах медные бляшки.

Охотник кричит рыбаку: «Эге-гей! Моя-то упряжка твоей побыстрей!»

Над чумами вьются дымки-непоседы

Пекут здесь хозяйки лепёшки к обеду

Шаманского бубна удары слышны

Сегодня здесь праздник – начало Весны! («Вороний день»).

Воспитатель: Замечательное, стихотворение!

Мальчик-рыбак  вздыхает…..

Воспитатель: Что-то случилось?

Мальчик-рыбак: Сегодня я пришёл к Вам издалека. Я проделал длинный и долгий путь. И, когда шёл по лесу, оторвал, пришитые на моих кисах узоры…..

Воспитатель: Пожалуйста, не плачь! Мы с ребятами тебе поможем! Правда, ребята?

Дети: Да!

Мальчик-рыбак: Спасибо Вам, Ребята! А как же Вы мне поможете?

Воспитатель: Очень просто. Мы слепим узоры на кисы из пластилина! Воспитатель показывает детям, как нужно лепить колбаски, а из колбасок складывать узоры «Заячьи уши». И укладывать пластилин на заготовленные из картона кисы, слегка прижимая пластилин пальчиком.

 Мальчик-рыбак: Ух ты! А я и не знал, что так можно делать!

Воспитатель: Конечно, можно! Ну, что, ребята, будем лепить узоры на кисы?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, проходите за свои рабочие места.

Дети усаживаются за столы и приступают к работе. Воспитатель оказывает детям всю необходимую помощь.

Заключение

Воспитатель: посмотрите, какие красивые узоры на кисы получились у нас!

Мальчик-рыбак: Очень красивые! Я так рад, что у меня теперь снова есть узоры на кисах. И я появлюсь дома в красивых кисах! Спасибо Вам, ребята за помощь!

Воспитатель: Пожалуйста! Мы рады, что смогли тебе помочь. Воспитатель показывает все работы детей.

Мальчик-рыбак: Спасибо Вам, ребята. Но мне уже пора домой. Мои родители меня, наверное, заждались. Я очень рад, что  побывал у Вас в гостях. Можно, я к Вам ещё как-нибудь зайду в гости? И Вы мне ещё что-нибудь нарисуете или слепите А, может быть, и ещё что-нибудь придумаете?

Мальчик-рыбак прощается с детьми.

Мансийские загадки

Тема: «Природные явления»

Моя загадка – эй!

На крыше дома полкаравая хлеба лежит.

- Что это, отгадайте?

- Это половина луны.

Моя загадка – эй!

Под порог белый конь смотрит

- Что это, отгадайте?

- Это про луну загадка.

Моя загадка – эй!

Где хороший конь бежит,

по обеим сторонам дороги куски льда откалываются.

- А ну-ка, отгадайте что это?

- Вода в реке течёт, а плывущих льдин

С двух сторон осколки откалываются.

Моя загадка – эй!

Стрела с пером орлана-белохвоста в середину

кормилицы-Оби, полноводной Оби упала

- Что это?

- Это солнечный луч в реке.

Моя загадка – эй!

У белого платка одна половина распускается,

Другая половина свёртывается

- А ну-ка, отгадайте что это?

- Это то день, то ночь наступает.

Моя загадка – эй!

Шёлк местами разорванный.

- Что это, отгадайте?

- Это в небе чистый просвет между облаками.

Моя загадка – эй!

Стрела с пером орлана-белохвоста

На семь саженей в землю пробивается

- Что это?

- Это шаровая молния.

Моя загадка – эй!

На крыше дома целый каравай хлеба лежит.

- Это что, отгадайте?

- Это полная луна.

Описание подвижных игр

Игра «Волк и олени»

Описание игры. Из числа играющих выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Игра «Перетягивание каната»

Описание игры. На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три – начни!», каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей. Ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов.

Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побеждённой.

Сюжетно – ролевая игра

Воспитатель: Ребята помните я вам рассказывала про малочисленные народы севера это ханты и манси. Давайте вспомним где они живут и чем занимаются.

Ответы детей: они живут на севере в чуме, занимаются рыболовством и охотой, собирают ягоды и грибы.

Воспитатель: а какие грибы и ягоды они собирают?

Ответы детей: клюква, брусника, и т.д

Воспитатель: Ребята я вам предлагаю по играть в игру, давайте представим себя в роли хантыйской семьи? Семья состоит из папы, мамы, дочки и сына.

Теперь нам с вами надо распределить роли. Но перед этим давайте вспомним правила поведения: нельзя ругаться, драться и ссориться, нужно слушать товарища.

 Я предлагаю картинки кто какую вытянет тот тем и будет.

Ребята давайте посмотрим у кого какие картинки, хантыйская семья уходит занимает свои места, остальные остались со мной смотрим у кого какие роли. Ну что ребята давайте играть. Распределение ролей: папа, мама, сын, дочь, водитель, фотограф, корреспондент, врач, медсестра, туристы.

Воспитатель: Хантыйская деревня находится очень далеко нам с вами как то нужно до туда добраться, на чем мы сможем с вами поехать?

Ответы детей: на лыжах, на санях, на автобусе и т.д.

Воспитатель: А пока водитель и кондуктор готовят автобус чем нам с вами можно заняться?

Ответы детей: сходить в магазин купить подарки.

Воспитатель: ну вот мы с вами сходили в магазин купили подарки, автобус наш готов теперь мы можем отправляться в путь.

Встречает нас кондуктор и предлагает купить билеты за название ягод.

Пока мы едем папа с сыном ловят рыбу, мама с дочкой готовят и накрывают на стол.

Воспитатель во время поездки обсуждаем разные ситуации. Вдруг сломалась машина. Автобус остановился водитель вышел чинить. Починил поехали дальше.

Приехали мы в деревню. Встречает семья приглашает к себе в гости, садимся за стол.

Дети задают вопросы: А чем вы занимаетесь? Что растет у вас в лесу? Какие ягоды собираете? Поговорили поели .

Воспитатель а теперь ребята нам с вами пора возвращаться домой.

Ребята вам понравилось наше путешествие? А вы бы хотели их пригласить к нам в гости?

Мне очень понравилось наше путешествие и на память у нас остались фотографии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В гостях у народов ханты и манси

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Игры и игрушки коренных народов Севера"

Ненецкая игрушка помогает понять характер этого народа, его историческое прошлое. Все традиционные игры и национальные игрушки – это большая радость для детей. Сегодня мы с интересом вглядываемс...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...

Спортивное развлечение для детей подготовительных групп "Коренные народы севера"

Занятие направлено на задачу - познакомить детей через игры с культурой и бытом коренных народов Таймыра....