Затяние для старших дошкольников "Занятие коренных народов севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального автономного образовательного учреждения Гагаринская средняя общеобразовательная школа - Мизоновская основная общеобразовательная школа
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы
"Занятия коренных народов Севера"
Петрищева Ю.В
Воспитатель группы
кратковременного пребывания
Мизоново
2017
Цель: Сформировать представление и расширить знания детей о занятиях коренных народов Севера.
Задачи:
1. Познакомить с разновидностями профессий народов Севера: оленевод, рыбак, охотник.
2. Развивать познавательный интерес.
3. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Методы и приемы: Практические (упражнение и моделирование), наглядные (демонстрация наглядных пособий), словесные (рассказ, беседа), игровые (воображаемая ситуация в развернутом виде).
Словарь: нарты- сани, сидение которых покрыто шкурой оленей; долбленка- лодка из цельного ствола лиственницы; кисы- высокие меховые сапоги; малица- шуба мехом внутрь с капюшоном.
Материалы и оборудование: Техническое оборудование, удочки, сеть, рыбки, мяч, гимнастические палочки, скотч, ткань.
Структура НОД:
1. Вводная часть ( минут).
2.Основная часть ( минут).
3. Заключительная часть ( минут).
Ход НОД:
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие. На чем можно путешествовать? Ответы детей.
В: Как думаете, для чего люди отправляются в путешествия? Куда бы вы хотели отправиться в путешествие? Ответы детей.
В: Страна у нас большая, красивая и сильная в ней живут разные национальности. Ведь не спроста, говорят, что Россия – многонациональная страна. А знаете почему? Ответы детей.
В: Потому что все народы населяющие Россию, дружные. Сегодня нам пришло письмо от одной девочки, а зовут ее Татый. Вот какое у нее необычное имя. Как вы думаете, где она живет? (Воспитатель показывает фотографию девочки). Ответы детей.
Что вы знаете о Севере, а кто еще живет на Севере? А вы были там?
В: Я вам предлагаю туда отправиться. Маршрут будет долгим.
Игра : Мы идем по болоту, наши ноги засасывает, мы их с трудом передвигаем, силой вытягиваем из тины. А теперь мы идем по жаркой пустыне, песок становится все горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. Теперь нам надо перейти ручей (дети выполняют движения по тексту).
В: Ну вот мы и добрались. Перед детьми на столе разложены предметы необходимые для рыбалки: удочка, сеть для ловли рыбы, рыбки.
В: Ребята, посмотрите что у меня лежит на столе. Ответы детей.
В:Для чего нужны эти предметы. Ответы детей.
В: Правильно. Люди живущие здесь занимаются ловлей рыбы, чтобы использовать ее в пищу. Чтобы рыба хранилась долгую морозную зиму они ее коптят, вялят, сушат.
В: Кто знает, как называется профессия людей, занимающихся ловлей рыбы? Ответы детей.
В: Правильно рыбаки. Зимой ловят рыбу в проруби, а летом плавают на лодках (картинка готовят лодку к рыбалке). Только лодка на языке ханты называется долбленка, так как ее долбят из целого ствола лиственницы.
В: Сейчас вы сами сможете побыть в роли рыбаков. (Дети ловят удочками рыбу.)
В: Хотите отправиться дальше? А сейчас я вам предлагаю отправиться в путешествие на лыжах. (Дети имитируют движения лыжников и приходят на заснеженную поляну, где на снегу следы разных зверей.)
В: Мы пришли на заснеженную поляну. Посмотрите как много здесь разных следов! Давайте по следам попробуем отгадать животных, которые здесь ходили. (Следы зайца, волка, белки, лисы.)
В: Да вы настоящие охотники! Потому что следы зверей знают только настоящие охотники.
В: Местное население занимается не только рыбалкой, но и охотой.
- Для чего люди охотятся на зверей? (Ответы детей)
В: Правильно. Люди охотятся для того, чтобы была пища. Из меха зверей шьют одежду: кисы - высокие меховые сапоги, кенчики - чулки, сшитые мехом внутрь, малицу - шуба мехом внутрь с капюшоном. А медвежий и барсучий жир ханты используют как лекарство. Настоящий охотник охотится для того, чтобы прокормить себя и свою семью, а не ради удовольствия.
В: Хотите проверить, кто из вас настоящий охотник? Тогда давайте поиграем в хантыйскую игру «Куропатки и охотник». (Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники в них стреляют (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.) Игра проводится два раза.
В: На Севере есть районы, где на много километров тянется тундра. Вспомните, какие деревья растут в лесу? (Ответы детей) Правильно, в лесу растут высокие ели, сосны, березы. А в тундре растут карликовые березы да изредка попадаются лиственницы и ивы. Почему карликовые березы так называются? (Они маленькие, низкорослые) Вся тундра покрыта лишайниками и мхами, в том числе ягелем, которым питаются северные олени. (Показывает иллюстрации с изображением лишайников, мхов, карликовых берез.) Какие ягоды растут на Севере? (Морошка, голубика, брусника, черника.) Каких животных Севера вы знаете? (Ответы детей.) Да, это и знаменитый белый медведь, и тюлень, и морж, и песец, и белая куропатка. (Показывает иллюстрации.) Но больше всего здесь северных оленей. Их разводят люди, которые с давних пор живут в тундре. Профессия этих людей называется оленевод. Они разводят оленей, каждое стадо окарауливает бригада или семья оленеводов, имеющих переносное жилье чум. Чум состоит из шестов и шкуры оленя. Чем больше шестов, там чум вместительнее. Шкуры двойные, мехом и внутрь, и наружу. Он может вместить до двадцати человек.
В: Хотите научиться строить чум, для этого нужно собрать шесты в пучок, сверху закрепить скотчем и накинуть ткань. (Раздаются восемь гимнастических палок, кусок ткани, чтобы чум укрыть сверху, и моток скотча. Детям нужно собрать палки в пучок и вверху закрепить скотчем, поставить на пол и развести палки-жерди в разные стороны. Сверху укрыть тканью - чум будет готов.)
В: Ребята, вы молодцы,справились с заданием!Крепкие чумы получились, не страшны ему ни сильные ветры, ни трескучие морозы.
В:.А нам пора возвращаться домой.
Игра : Переходим через ручей. . Идем по жаркой пустыне, песок становится все горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. А теперь мы идем по болоту, наши ноги засасывает, мы их с трудом передвигаем, силой вытягиваем из тины. (дети выполняют движения по тексту).
В: Вот мы и вернулись в детский сад. С какими профессиями народов Севера мы сегодня познакомились? Ачто больше всего вам понравилось в нашем путешествии? Спасибо за активную работу, мне было очень приятно с вами познакомиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Промыслы коренных народов севера
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром "Промыслы коренных народов севера"...
Тематическая площадка «Этнолегоконструирование» выставка творческих проектов в номинации «Животные - помощники коренных народов Севера» Команда «Юные изобретатели». Название модели: «Северные олени» «Животные - помощники коренных народов Севера»
Изготовление животных севера с помощью конструктра "Кукуруктора"...
ПРАКТИКА «КУЛЬТУРА И ЯЗЫК КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА НАРОДОВ»
Презентация проекта "В гостях у коренных народов Севера" в старшей группе № 3 "Маленькая страна". Сценарий разрабатанной интерактивной игры в Интерактивном редакторе «СО...
Конспект занятия в старшей группе "Международный день коренных народов Севера"
Формирование знаний детей с жизнью и бытом коренных жителей Севера...
Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.
Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...
Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)
Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...
Викторина «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» для старшей группы с целью закрепления знаний детей о родном крае, культуре, быте коренных народов Севера
Викторина «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» для старшей группы с целью закрепления знаний детей о родном крае, культуре, быте коренных народов Севера. Занятие провели в рамка...