«Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах, связной речи».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_logopedii.docx | 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила воспитатель детей группы
раннего возраста МДОУ № 30 «Родничок» г. Серпухова
Короленко Любовь Валерьевна
«Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах, связной речи».
Цель: учить детей дифференцировать звуки [с] и [ш] в словах и связной речи. Развивать речевую моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, речевое дыхание, силу голоса, чистоту интонирования, внимание, фонематический слух. Воспитывать умение самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудование: зеркала, картина леса, рисунки из сказки «Колобок», компьютер, лото, магнитофон.
Ход занятия
1. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания и силы голоса.
Учитель-логопед.
-Сегодня на занятии мы будем с вами путешествовать. Я приглашаю вас в сказочный лес.
-Вспомните сказку «Колобок» и послушайте, что случилось с Колобком в нашем необычном лесу (рассказ логопеда сопровождается показом иллюстраций к сказке). См. приложение № 1
Учитель-логопед: Солнышко светит ярко, все мы ему очень рады и улыбаемся вот так. (Упражнение «Улыбка»). А солнышко в ответ целует нас своими лучиками. Вот так. (Упражнение «Поцелуй»). Дети улыбаются солнышку («Улыбка»), а солнышко снова их целует («Поцелуй»). Улыбаются солнышко папе и маме («Улыбка»), солнышко целует и их («Поцелуй»). Солнышко улыбается дедушке и бабушке («Улыбка»), и дарит им свои поцелуи («Поцелуй»).
В такой вот солнечный день вышел на прогулку в лес Колобок. Был Колобок толстый. Вот такой. (Надуть щеки).
Покатился Колобок в лес и встретил Зайчика. Зайчик говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем». Колобок отвечает: «Не ешь меня, давай я тебя научу играть в футбол». (Упражнение «Футбол»). Поиграли Колобок и Заяц в футбол, Зайчик и говорит: «Отпущу тебя, только сначала отгадай загадку. Какой я сейчас звук произношу?»(Учитель-логопед показывает артикуляцию звука [a] без голоса, а ребенок угадывает).
Побежал дальше Колобок, а навстречу ему волк и вот так зубы скалит. (Упражнение «Заборчик»). А Колобок ему и говорит: «Не злись, волк, давай я тебе на дудочке сыграю». Вот так (Упражнение «Дудочка»). Волк очень захотел Колобка запугать и снова зубы показывает («Заборчик»). А Колобок не боится, на дудке играет («Дудочка»). Удивился волк «Может дудочка волшебная?» Попросил он Колобка, чтобы тот научил его на дудке играть и Колобок согласился. Начали они вместе играть. Колобок играл так: «Ду-ду-ду!» (Произношение высоким голосом). Волк играл так: «Ду-ду-ду!» (Произношение низким голосом). Понравилось волку играть с Колобком и решил он его отпустить: «Только сначала скажи мне, какой звук мы произносим, когда губы похожи на дудочку?" (Учитель -логопед показывает артикуляцию звука [у] без голоса, а ребенок угадывает).
Покатился дальше Колобок и встретил медведя. Медведь ему: «Колобок, я тебя съем».
«Не ешь меня, Медвежонок, я тебя медом угощу», - отвечает ему Колобок. Наелся медведь меда, даже губы замазал. (Логопед намазывает губы ребенку медом - Упражнение «Оближи губы»). Весело стало Мишке и Колобку, и начали они танцевать, танец необычный, т.к. у них плясали руки.
Пальчиковая гимнастика
- Как живешь?
- Вот так! (Дети сжимают кулачки, большой палец поднят вверх)
- Как даешь?
- Вот так! (Дети сжимают и разжимают руки ладошками вверх)
- Как берешь?
- Вот так! (Дети сжимают и разжимают руки ладошками вниз)
- Как ты идешь?
- Вот так! (Указательными и средними пальцами имитируют ходьбу)
- Как бежишь?
- Вот так! (Выстукивают всеми пальцами по столу)
- Как ты спишь?
- Вот так! (Сложенные руки прикладывают к уху)
- Как велишь?)
- Вот так? (Машут указательным пальцем)
- Как шалишь, ты?
- Вот так! (Произвольные движения руками)
Говорит Медведь Колобку: "Хорошо, отпущу тебя, только скажи мне, какой это веселый звук мы произносим, когда улыбаемся?" (Учитель-логопед показывает артикуляцию звука [и] без голоса, а ребенок угадывает).
Побежал Колобок дальше, а навстречу ему лиса. Говорит лиса: «Колобок, я тебя съем», а Колобок отвечает: «Не ешь меня, лисичка, я тебе песенку спою. Вот такую - Ла-ла-ла ... «(Ребенок повторяет за логопедом тихо).
Лиса говорит: «Стара я стала, ничего не слышу, пой громче. (Ребенок поет громче). Лиса: «Еще громче!» (Ребенок поет очень громко). Хитрая лиса говорит: «А, ну-ка, садись мне на язычок и спой, тогда я услышу». Колобок был еще маленький и не знал, какая лиса коварная, да сел на язык. Вот так. (Упражнение «Иголочка»). Лиса взяла Колобка и занесла в рот (упражнение «Кошка пьет молоко»). А проглотить Колобка не может, потому что он очень на солнышке нагрелся и стал горячим. (Упражнение «Чашечка»). Дунула лиса на язык так: (артикуляция звука [Ш]). Изо рта пошел теплый воздух: «Ш-ш-ш». Не выдержала лиса, открыла рот, и закричала: «О-о!». Стал рот у лисички круглый, как Колобок, он выскочил и убежал.
2. Упражнения на развитие внимания, фонематического слуха, развитие общей моторики.
По лесу мы пойдем
Танец с зверями заведем.
-Как прыгает зайка?
- Как бегает волк?
-Как ходит лисичка?
- Как ходит медведь?
Музыка меняется, дети показывают движения.
3. Распевки, воспитание силы голоса, чистоты интонирования.
Учитель-логопед:
- В сказочном лесу не только звери живут, но и звуки разные. Мы пойдем в гости к звукам [с] и [ш].
- Дети, какое положение принимают язык и губы при произношении звука [с]?
(Кончик языка за нижними зубами, губы в улыбке, воздух выходит холодный).
- А при произнесении звука [ш]?
(Язык поднимаем за верхние зубы до альвеол (бугорков), губы «трубочкой», из ротика выходит теплый воздух).
А сейчас споем песенку:
Язык вниз-су-су-су
Мы увидели осу.
Язык вниз - са-са-са
Укусила в нос оса.
Язык вверх-я-я-я
наша Даша в лес ушла.
Язык вверх-ши-ши-ши
Дашу в лесу мы нашли.
4. Игра: «Назови слово»
Я даю вам определенный звук -
Вы с ним говорите слова.
Логопед называет звук [с], дети отгадывают слова.
Ну, например, [с] в конце -
Вспомните эти слова.
(Овес, квас, автобус, ананас, голос, матрос, ус, фокус, пес, рис, лис, лес, кактус).
А теперь начало слова
Начинаем игру снова.
(Сад, сани, сова, салат, сом, соловей, суп, сумка, сито, сыр).
Три столбца, внизу предел
Что за буква?
Буква Ша.
Со звуком [ш] слова задайте
И по очереди называйте.
(Шкаф, шуба, шоколад, шофер, школьник, кошка, мышь, груша, машина).
Дидактическая игра «Описание предметов».
Ход игры: показываются рисунки корзины и миски и рисунки в названии которых есть звуки [с] и [ш]. Детям предлагается разложить картинки в корзину, если в слове звука [ш], или в миску, если в слове звука [с]. Выигрывает тот, кто безошибочно выполнит задание. См. приложение № 2.
Дидактическая игра «Звуковое лото».
Учитель-логопед предлагает изложить звуковое лото.
Ход игры: дети читают слоги и отыскивают рисунки названия которых начинаются на эти звуки. Лото выкладывают на столе в ряд. Выигрывает тот, кто быстрее выложит лото. См. приложение № 3.
5. Скороговорки.
Учитель-логопед.
- А теперь вспомним скороговорки, которые мы с вами изучали.
Принеси сынок синьки
Подсинить маме косынку.
В яме не спится усатому сому
Сому усатому грустно самому.
На шкафу шапка, в шкафу шуба
Кипи, кипи, кашка, пока придет Ивашка.
6. Дифференциация звуков в связной речи.
Дети, мы путешествовали сегодня по сказочному лесу.
Ходите ли вы в лес по грибы? Вспомните, что слышно в лесу?
(В лесу тишина. В лесу слышен писк мыши. В лесу слышен шелест листвы. В лесу шумит водичка. В лесу слышен треск шишек. В лесу слышно пение птиц).
7. Релаксация.
Закроем глаза и послушаем музыку леса.
Прослушивание музыки: «Звуки леса».
8. Итоги занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков "с" и "ш" в словах, фразах"
Конспект занятия по дифференциации звуков проводится только после того как будут поставлены звуки с и ш....
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »
Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [р] и [л]
Конспект занятяи по дифференциации сонорных звуков...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [р], [р\'], [л], [л\'] в слогах, словах и предложениях»
Тема: Дифференциация звуков [р], [р'], [л], [л'] в слогах, словах и предложениях Цель: Закреплять поставленные звуки на речевом материале. Задачи: Образовательные:·...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »
Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению. Индивидуальные занятия предусмотрены учебным плано...
План-конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях"
План-конспект индивидуального логопедического занятия....
Технологическая карта логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [Р] -[Л] в слогах, словах, во фразе"
Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ...