Конспект логопедического занятия "Звук и буква Р. Приключения с роботом Рубиком"
план-конспект занятия по логопедии на тему
Конспект логопедического занятия в микрогруппе для детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._priklyucheniya_s_robotom_rubikom.docx | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук и буква [Р]. Приключения с роботом Рубиком.
Тип занятия: микрогрупповое.
Вид занятия: фонетическое.
Занятие рассчитано на детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Третий период обучения.
Общая продолжительность: 30 минут.
Цель: развитие навыка узнавания и правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- развивать мимическую мускулатуру;
- развивать память, мышление;
- развивать плавный длительный выдох, речевое дыхание;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать речеслуховое внимание;
- развивать фонематический слух, фонематический анализ;
- упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, в словах, в предложениях;
- развивать связную речь.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение слушать друг друга, внимание к обращенной речи;
- развивать чувство уверенности в себе, эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать умение самостоятельно определять задачи и делать выводы.
Предполагаемый результат: дети научатся правильно произносить звук [Р] в слогах, словах, предложениях.
Ресурсы: доска, фигурка робота; картинки с изображением эмоций робота; ватные шарики, карандаши; индивидуальные карточки: звуковые дорожки на звук [Р], картинки зонтика, предметные картинки, таблица-дом; чистоговорки в картинках.
№ | Задачи | Содержание | Организация | Результат |
I.Вводный этап | ||||
1. | Привлечь внимание, заинтересовать детей. | Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный гость. Рубик: Здравствуйте меня зовут Рубик! Я маленький робот который попал на Землю, чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек. | Логопед приветствует детей, показывает, что он рад каждому ребенку. Появляется Рубик, здоровается. | Дети здороваются с логопедом и Рубиком, заинтересованы появлением необычного персонажа. |
II.Основной этап | ||||
1. | Совершенствовать умение выражать эмоции мимикой. | Р.: Я уже научился выражать свои эмоции: улыбаться, грустить, удивляться и даже сердиться. А вы, ребята, умеете, это делать? Л.: Давайте, мы покажем, что умеем. | (На доску вывешиваются картинки эмоций с роботом). Логопед следит за выполнением задания. | Дети изображают эмоциональное состояние с помощью мимики и взгляда. |
2. | Активизировать умение детей самостоятельно определять задачи занятия | Л.: Ребята, у нас в гостях робот по Рубик. Давайте, повторим его имя. С какого звука начинается имя Рубик? - Значит, с каким звуком мы будем продолжать знакомство? | Логопед задает вопросы. | Дети повторяют за логопедом слово Рубик. - Имя Рубик начинается со звука [Р]. - Будем знакомиться со звуком [Р]. |
3. | Развивать умение осуществлять анализ акустико-артикуляционного образа звука | Игра «Опиши звук» Л.: Ребята, давайте вспомним, как располагаются органы речевого аппарата, когда мы произносим звук [Р] (задает наводящие вопросы, если необходимо). Л.: Молодцы, ребята! А теперь попробуем вспомнить характеристику звука [Р]. - Какой это звук – гласный или согласный? - Как проверить, звонкий он или глухой? - Какой это звук? - Молодцы! | Логопед вместе с детьми произносят звук [Р]. Логопед предлагает уточнить правильную артикуляцию звука и охарактеризовать его. | Дети: -Губы растянуты в улыбке, зубы немного разомкнуты, кончик языка поднят за верхние зубы и вибрирует, боковые края языка прижаты к коренным зубам; посередине языка идет сильная воздушная струя, которую мы ощущаем на ладошке. - Звук [Р] согласный. Дети прикладывают руки к горлу: - Звук [Р] звонкий и твердый. |
4. | Развивать плавный длительный выдох | Дыхательное упражнение «Футбол» Р.: Ребята, а вы умеете играть в футбол? Научите и меня. Л.: Ребята, давайте покажем Рубику, как мы умеем играть в футбол с язычком. | Логопед предлагает детям «сыграть в футбол» с Рубиком. | Дети задувают ватный шарик в ворота из карандашей. |
5. | Развивать подвижность речевого аппарата, подражательность | Артикуляционная гимнастика по представлению Р.: Ребята, я уже многому у вас научился. А сейчас я хочу научиться правильно говорить. В вашем языке много разных звуков, и мне очень хочется произносить их чётко и правильно. Л.: Давайте тогда сначала покажем Рубику, как делать гимнастику для язычка, чтобы правильно произносить звук [Р]: «Окошко», «Парус», «Маляр», «Качели», «Вкусное варенье», «Дятел», «Заведи мотор». | Логопед дает словесную инструкцию, как выполнять артикуляционные упражнения. | Дети выполняют упражнения в предложенном порядке. |
6. | Закреплять изолированное произнесение звука [Р], развивать речевое дыхание | Игра «Звуковые дорожки» (прил.1) Р.: На моей планете, мы, роботы, очень любим рисовать звуковые дорожки. | Логопед предлагает детям провести линии по дорожкам, не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук [Р]. | Дети проводят линии по дорожкам со звуком [Р]. |
7. | Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, развивать речеслуховое внимание | Игра «Почини зонтик» (прил.2) Л.: Ребята, Рубик хочет отправиться в поход. Но сначала нам надо починить зонтик на случай дождя. | Логопед предлагает соединить на рисунке буквы Р только с гласными буквами и прочитать получившиеся слоги, четко произнося звук [Р]. | Дети соединяют букву Р с гласными буквами и читают получившиеся слоги. |
8. | Развивать фонематический слух. | Игра «Поймай звук» Л.: Ребята, Рубик предлагает вам поиграть. Я буду называть картинки, когда вы услышите слово со звуком [Р], хлопните в ладоши. | Логопед выкладывает на столе 8-10 картинок. | Дети внимательно слушают логопеда, при необходимости проговаривают слова самостоятельно, хлопают, услышав слово со звуком [Р]. |
9. | Развивать фонематический слух, фонематический анализ | Игра «Определи место звука» (прил.3) Л.: Ребята, смотрите к какому необычному дому мы пришли вместе с Рубиком. Давайте, назовем предметы, которые изображены на карточках, а затем «расселим» их в нужные квартиры. - Где будет жить рак? - А куда мы поселим топор? | Логопед показывает детям таблицу-дом, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» - по 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). Затем логопед просить назвать все картинки и «расселить» по квартирам. Карточки (роза, робот, рак, торт, термос, карандаш, помидор, сыр, топор). | Дети раскладывают все картинки по своим «квартирам». - Р-р-рак. Звук [Р] в начале слова, значит он будет жить в первое подъезде. - Топор-р-р. Звук [Р] слышится в конце слова, значит поселим в третий подъезд. |
10. | Снять усталость и умственное напряжение через активизацию общей моторики | Л.: Ребята, давайте представим, что мы полетели в космос вместе с Рубиком. Динамическая пауза «А сейчас мы с вами, дети…» А сейчас мы с вами, дети, | Использование здоровьесберегающей технологии. Логопед читает стихотворение и выполняет вместе с детьми соответствующие движения. | Дети имитируют движения под стихотворение «А сейчас мы с вами, дети…» Стойка на носках, руки тянутся вверх, ладони образуют «купол ракеты». Опуститься на полную стопу, руки опустить вниз. |
11. | Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в словах, развитие мелкой моторики, графомоторных навыков. | Игра «Собери рюкзак» (прил.4) Л.: Ребята, но пока нашему Рубику улетать рано. Он очень хочет отправиться в поход. А чтобы это получилось нужно собрать рюкзак. Не забывайте правильно произносить звук [Р] в словах и раскрашивать эти предметы. | Логопед раздает карточки с рисунками и дает задание найти и раскрасить только предметы со звуком [Р]. | Дети выполняют задание, громко и четко проговаривая каждое слово и выделяя звук [Р]. |
12. | Упражнять в составлении предложений | Игра «Увиденное в дороге» (прил.5) Л.: Ребята, давайте отправимся в путешествие вместе с Рубиком. Что же интересного мы увидели? | Логопед предлагает детям, составить предложения с выставленными на доске картинками. | Дети придумывают предложения, четко произнося звук [Р]. - Корова жует траву. - Вертолет летает вокруг горы. - Трамвай стоит на рельсах у светофора. |
13. | Развивать мелкую моторику | Пальчиковая гимнастика «Робот» Л.: Рубик немного устал, давайте разомнемся. - К нам пришёл сегодня робот. - Две руки, две ноги, голова на месте. - В мире звуков, в мире слов он играет с нами вместе. | Использование здоровьесберегающей технологии. Логопед читает стихотворение и выполняет вместе с детьми соответствующие движения. | Дети выполняют движения под стихотворение. - Ритмично сжимать и разжимать кулачки - Стучать по столу кулачками, ногами по полу, повороты головой, руки на ушках. - Ритмично сжимать и разжимать кулачки, затем сложить руки в замок, переплетая пальцы. |
14. | Развивать слуховое внимание и память | Игра-загадка «Подскажи словечко» (прил.6) Л.: Рубик предлагает нам научиться сочинять стихи: - Он высокий словно шкаф, - Вот так чудо- огород, - В сильный холод в январе - На крылечке у ворот | Логопед просит детей договорить слово, а затем повторить предложение целиком. На доске вывешивается картинка (подсказка). | Дети внимательно слушают, заканчивают стишки за логопедом - Жираф. - Верблюда. - Рот. - Норе. - Кот. |
III.Обобщающий этап | ||||
1. | Развивать слуховую память на основе упражнений на припоминание слов со звуком [Р] | Игра «Вспомни и назови» - Какие слова со звуком [Р] вы запомнили? | Дети вспоминают и произносят слова: - Рубик - Роза, помидор - Рак, робот, сыр, рыба - Арбуз, корова, поросенок | |
2. | Закреплять правильное произношение звука [Р] в скороговорках | Игра «Запомни и повтори» Л.: Рубику пора возвращаться домой, он благодарит вас за помощь и на прощание хочет подарить вам веселые скороговорки: Тропка на травке, травка на тропке. Трое трубачей трубят в трубы. Храбры бобры идут в боры. | Логопед демонстрирует картинки к скороговоркам. Предлагает выучить одну из скороговорок. | Дети произносят скороговорки, четко произнося звук [Р]. |
IV.Заключительный этап | ||||
1. | Подвести итог. Оценить деятельность детей. | Л.: - Ребята, какой звук мы учились слышать и произносить сегодня? - Как вы думаете, Рубику понравилось у нас? - Что вам больше всего понравилось на занятии? - Рубик с вами прощается и оставляет вам замечательные призы. - Молодцы, ребята! Вы хорошо постарались! | Логопед предлагает перечислить задания, которые выполнялись в процессе занятия, высказать свои впечатления от занятия и работы на нем. Логопед оценивает работу каждого ребенка на протяжении занятия. | - Учились правильно произносить звук [Р]. - Да, конечно, понравилось! Дети рассказывают о своих впечатлениях Дети благодарят Рубика и прощаются с ним. |
Литература
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Планы индивидуально-подгрупповых занятий по постановке и автоматизации звуков. М., 1998
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов – М., 2003
- Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Спор букв из шкатулки. Буква А. »
Конспект непосредственно – организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе«Спор букв из шкатулки. Буква А. » Учитель – логопед частного дошкольного...
Конспект логопедического занятия на тему:«Приключения Чижика. Звук и буква Ч».
Данный конспект занятия позволит детям закрепить правильное произношение звука [Ч], а также познакомить с печатным написанием буквы Ч....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"
ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы : «Звуки Л-ЛЬ. Буква Л. Приключения Лунтика».
Конспект логопедического занятия для дифференциации звуков:Л-ЛЬ...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Увлекательное приключение с роботом Кубетто»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию: «Увлекательное приключение с роботом Кубетто»...
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Приключения на ферме»
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Приключения на ферме»Цель: закреплять в речи детей лексико-грамматические категории по теме «Домашние животные».Коррекци...