Конспект логопедического занятия "Звук и буква Р. Приключения с роботом Рубиком"
план-конспект занятия по логопедии на тему

Калюжка Елена Александровна

Конспект логопедического занятия в микрогруппе для детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._priklyucheniya_s_robotom_rubikom.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

Звук и буква [Р]. Приключения с роботом Рубиком.

Тип занятия: микрогрупповое.

Вид занятия: фонетическое.

Занятие рассчитано на детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Третий период обучения.

Общая продолжительность: 30 минут.

Цель: развитие навыка узнавания и правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

- развивать мимическую мускулатуру;

- развивать память, мышление;

- развивать плавный длительный выдох, речевое дыхание;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать речеслуховое внимание;

- развивать фонематический слух, фонематический анализ;

- упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, в словах, в предложениях;

- развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение слушать друг друга, внимание к обращенной речи;

- развивать чувство уверенности в себе, эмоциональную отзывчивость;

- воспитывать умение самостоятельно определять задачи и делать выводы.

Предполагаемый результат: дети научатся правильно произносить звук [Р] в слогах, словах, предложениях.

Ресурсы: доска, фигурка робота; картинки с изображением эмоций робота; ватные шарики, карандаши; индивидуальные карточки: звуковые дорожки на звук [Р], картинки зонтика, предметные картинки, таблица-дом; чистоговорки в картинках.

Задачи

Содержание

Организация

Результат

I.Вводный этап

1.

Привлечь внимание, заинтересовать детей.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный гость.

Рубик: Здравствуйте меня зовут Рубик! Я маленький робот который попал на Землю, чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек.

Логопед приветствует детей, показывает, что он рад каждому ребенку. Появляется Рубик, здоровается.

Дети здороваются с логопедом и Рубиком, заинтересованы появлением необычного персонажа.

II.Основной этап

1.

Совершенствовать умение выражать эмоции мимикой.

Р.: Я уже научился выражать свои эмоции: улыбаться, грустить, удивляться и даже сердиться. А вы, ребята, умеете, это делать?

Л.: Давайте, мы покажем, что умеем.

(На доску вывешиваются картинки эмоций с роботом).

Логопед следит за выполнением задания.

Дети изображают эмоциональное состояние с помощью мимики и взгляда.

2.

Активизировать умение детей самостоятельно определять задачи занятия

Л.: Ребята, у нас в гостях робот по Рубик. Давайте, повторим его имя. С какого звука начинается имя Рубик?

- Значит, с каким звуком мы будем продолжать знакомство?

Логопед задает вопросы.

Дети повторяют за логопедом слово Рубик.

- Имя Рубик начинается со звука [Р].

- Будем знакомиться со звуком [Р].

3.

Развивать умение осуществлять анализ акустико-артикуляционного образа звука

Игра «Опиши звук»

Л.: Ребята, давайте вспомним, как располагаются органы речевого аппарата, когда мы произносим звук [Р] (задает наводящие вопросы, если необходимо).

Л.: Молодцы, ребята! А теперь попробуем вспомнить характеристику звука [Р].

- Какой это звук – гласный или согласный?

- Как проверить, звонкий он или глухой?

- Какой это звук?

- Молодцы!

Логопед вместе с детьми произносят звук [Р].

Логопед предлагает уточнить правильную артикуляцию звука и охарактеризовать его.

Дети:

-Губы растянуты в улыбке, зубы немного разомкнуты, кончик языка поднят за верхние зубы и вибрирует, боковые края языка прижаты к коренным зубам; посередине языка идет сильная воздушная струя, которую мы ощущаем на ладошке.

- Звук [Р] согласный.

Дети прикладывают руки к горлу:

- Звук [Р] звонкий и твердый.

4.

Развивать плавный длительный выдох

Дыхательное упражнение «Футбол»

Р.: Ребята, а вы умеете играть в футбол? Научите и меня.

Л.: Ребята, давайте покажем Рубику, как мы умеем играть в футбол с язычком.

Логопед предлагает детям «сыграть в футбол»  с Рубиком.

Дети задувают ватный шарик в ворота из карандашей.

5.

Развивать подвижность речевого аппарата, подражательность

Артикуляционная гимнастика по представлению

Р.: Ребята, я уже многому у вас научился. А сейчас я хочу научиться правильно говорить. В вашем языке много разных звуков, и мне очень хочется произносить их чётко и правильно.

Л.: Давайте тогда сначала покажем Рубику, как делать гимнастику для язычка, чтобы правильно произносить звук [Р]: «Окошко», «Парус», «Маляр», «Качели», «Вкусное варенье», «Дятел», «Заведи мотор».

Логопед дает словесную инструкцию, как выполнять артикуляционные упражнения.

Дети выполняют упражнения в предложенном порядке.

6.

Закреплять изолированное произнесение звука [Р], развивать речевое дыхание

Игра «Звуковые дорожки» (прил.1)

Р.: На моей планете, мы, роботы, очень любим рисовать звуковые дорожки.

Логопед предлагает детям провести линии по дорожкам, не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук [Р].

Дети проводят линии по дорожкам со звуком [Р].

7.

Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, развивать речеслуховое внимание

Игра «Почини зонтик» (прил.2)

Л.: Ребята, Рубик хочет отправиться в поход. Но сначала нам надо починить зонтик на случай дождя.

Логопед предлагает соединить на рисунке буквы Р только с гласными буквами и прочитать получившиеся слоги, четко произнося звук [Р].

Дети соединяют букву Р с гласными буквами и читают получившиеся слоги.

8.

Развивать фонематический слух.

Игра «Поймай звук»

Л.: Ребята, Рубик предлагает вам поиграть.  Я буду называть картинки, когда вы услышите слово со звуком [Р], хлопните в ладоши.

Логопед выкладывает на столе 8-10 картинок.

Дети внимательно слушают логопеда, при необходимости проговаривают слова самостоятельно, хлопают, услышав слово со звуком [Р].

9.

Развивать фонематический слух, фонематический анализ

Игра «Определи место звука» (прил.3)

Л.: Ребята, смотрите к какому необычному дому мы пришли вместе с Рубиком. Давайте, назовем предметы, которые изображены на карточках, а затем «расселим» их в нужные квартиры.

- Где будет жить рак?

- А куда мы поселим топор?

Логопед показывает детям таблицу-дом, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» - по 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова).

Затем логопед просить назвать все картинки и «расселить» по квартирам.

Карточки (роза, робот, рак, торт, термос, карандаш, помидор, сыр, топор).

Дети раскладывают все картинки по своим «квартирам».

- Р-р-рак. Звук [Р] в начале слова, значит он будет жить в первое подъезде.

- Топор-р-р. Звук [Р] слышится в конце слова, значит поселим в третий подъезд.

10.

Снять усталость и умственное напряжение через активизацию общей моторики

Л.: Ребята, давайте представим, что мы полетели в космос вместе с Рубиком.

Динамическая пауза «А сейчас мы с вами, дети…»

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь!

Использование здоровьесберегающей технологии.

Логопед читает стихотворение и выполняет вместе с детьми соответствующие движения.

Дети имитируют движения под стихотворение «А сейчас мы с вами, дети…»

Стойка на носках, руки тянутся вверх, ладони образуют «купол ракеты».

Опуститься на полную стопу, руки опустить вниз.

11.

Упражнять в правильном произнесении звука [Р]  в словах, развитие мелкой моторики, графомоторных навыков.

Игра «Собери рюкзак» (прил.4)

Л.: Ребята, но пока нашему Рубику улетать рано. Он очень хочет  отправиться в поход. А чтобы это получилось нужно собрать рюкзак. Не забывайте правильно произносить звук [Р] в словах и раскрашивать эти предметы.

Логопед раздает карточки с рисунками и  дает задание найти и раскрасить только предметы со звуком [Р].

Дети выполняют задание, громко и четко проговаривая каждое слово и выделяя звук [Р].

12.

Упражнять в составлении предложений

Игра «Увиденное в дороге» (прил.5)

Л.: Ребята, давайте отправимся в путешествие вместе с Рубиком.

Что же интересного мы увидели?

Логопед предлагает детям, составить предложения с выставленными на доске картинками.

Дети придумывают предложения, четко произнося звук [Р].

- Корова жует траву.

- Вертолет летает вокруг горы.

- Трамвай стоит на рельсах у светофора.

13.

Развивать мелкую моторику

Пальчиковая гимнастика «Робот»

Л.: Рубик немного устал, давайте разомнемся.

- К нам пришёл сегодня робот.

- Две руки, две ноги, голова на месте.

- В мире звуков, в мире слов он играет с нами вместе.

Использование здоровьесберегающей технологии.

Логопед читает стихотворение и выполняет вместе с детьми соответствующие движения.

Дети выполняют движения под стихотворение.

- Ритмично сжимать и разжимать кулачки

- Стучать по столу кулачками, ногами по полу, повороты головой, руки на ушках.

- Ритмично сжимать и разжимать кулачки, затем сложить руки в замок, переплетая пальцы.

14.

Развивать слуховое внимание и память

Игра-загадка «Подскажи словечко» (прил.6)

Л.: Рубик предлагает нам научиться сочинять стихи:

- Он высокий словно шкаф,
А зовут его ...
- Удивленно смотрит Люда 
На горбатого…

- Вот так чудо- огород,
мы стоим разинув …

- В сильный холод в январе 
Ёжик спит в своей …

- На крылечке у ворот 
Замяукал рыжий….

Логопед просит детей договорить слово, а затем повторить предложение целиком.

На доске вывешивается картинка (подсказка).

Дети внимательно слушают, заканчивают стишки за логопедом

- Жираф.

- Верблюда.

- Рот.

- Норе.

- Кот.

III.Обобщающий этап

1.

Развивать слуховую память на основе упражнений на припоминание слов со звуком [Р]

Игра «Вспомни и назови»

- Какие слова со звуком [Р] вы запомнили?

Дети вспоминают и произносят слова:

- Рубик

- Роза, помидор

- Рак, робот, сыр, рыба

- Арбуз, корова, поросенок

2.

Закреплять правильное произношение звука [Р] в скороговорках

Игра «Запомни и повтори»

Л.: Рубику пора возвращаться домой, он благодарит вас за помощь и на прощание хочет подарить вам веселые скороговорки:

Тропка на травке, травка на тропке.

Трое трубачей трубят в трубы.

Храбры бобры идут в боры.

Логопед демонстрирует картинки к скороговоркам.

Предлагает выучить одну из скороговорок.

Дети произносят скороговорки, четко произнося звук [Р].

IV.Заключительный этап

1.

Подвести итог.

Оценить деятельность детей.

Л.: - Ребята, какой звук мы учились слышать и произносить сегодня?

- Как вы думаете, Рубику понравилось у нас?

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

- Рубик с вами прощается и оставляет вам замечательные призы.

- Молодцы, ребята! Вы хорошо постарались!

Логопед предлагает перечислить задания, которые выполнялись в процессе занятия, высказать свои впечатления от занятия и работы на нем.

Логопед оценивает работу каждого ребенка  на протяжении занятия.

- Учились правильно произносить звук  [Р].

- Да, конечно, понравилось!

Дети рассказывают о своих впечатлениях

Дети благодарят Рубика и прощаются с ним.

Литература

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Планы индивидуально-подгрупповых занятий по постановке и автоматизации звуков. М., 1998
  2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов – М., 2003
  3. Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Спор букв из шкатулки. Буква А. »

Конспект непосредственно – организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе«Спор букв из шкатулки. Буква А. » Учитель – логопед частного дошкольного...

Конспект логопедического занятия на тему:«Приключения Чижика. Звук и буква Ч».

Данный конспект занятия позволит детям закрепить правильное произношение звука [Ч], а также познакомить с печатным написанием буквы Ч....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Увлекательное приключение с роботом Кубетто»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию: «Увлекательное приключение с роботом Кубетто»...

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Приключения на ферме»

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Приключения на ферме»Цель: закреплять в речи детей лексико-грамматические категории по теме «Домашние животные».Коррекци...