Логопедическое занятие в старшей группе "ЗИМА"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Пчелинцева Анастасия Евгеньевна

зима, зимние развлечения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме  «Зима»

Цель: Создать условия социального развития детей в процессе игровой деятельности «Зима».

Коррекционно-образовательные задачи: Создать условия для активизации словаря по теме «Зима».

Обеспечить условия для совершенствования грамматического строя речи, умения учить образовывать качественные прилагательные, существительные с  уменьшительно-ласктельными  суффиксами, совершенствования навыков употребления родственных слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

Сздать условия для развития зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Способствовать развитию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитания любви к природе.

 .


Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/условия социальной ситуации развития

Вводная част(организационный и мотивационный момент)

Незаметно для детей в группе появляется снеговик.( высота 1 м. изготовлен из пластиковых стаканчиков)

Взрослый не обращает внимания на снеговика.

Дети самостоятельно обнаруживают «гостя», собираются вокруг него, обсуждают.

Условия для развития самостоятельности и инициативы

Дети отвлечены снеговиком. В это время в группу заходит девушка-лето (логопед)

Лето:Здравствуйте ребята, вы знаете кто я?

- Меня зовут – Лето, я никогда не видела Зиму и хочу о ней узнать у вас.

 

Дети приветствуют Лето. Проявлют желание рассказать Лету о зиме.  . (какие зимние месяцы, какая зимой погода, какие зимой развлечения, как зимой одеваются люди, какие зимние праздники, какие зимующие птицы, что делают зимой животные..)

Условия дл выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки(развития, стимулирования) речевой активности.

Основная часть

Лето (логопед) обращает внимание на снеговика:

 что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковка-нос, в руке- метла

Боится солнца и тепла. (снеговик)

Проводит артикуляционную гимнастику.

Покажите как снеговик радуется снегу и морозу- дети надуют щеки, веселое выражение глаз.

А теперь покажите, как грустят снеговики весной - опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Покажите сосульку -высунуть острый языка как можно дальше изо рта и удерживать.

Горка для спуска- открыть рот, опустить язык за нижние зубки, выгнуть спинку языка.

На чем мы катимся с горки? На саночках- язык «чашечкой».

Вьюга разыгралась и хлопает форточкой- рот открыт, язык высунут изо рта- поднимать и опускать кончик языка.

Дети отгадывают загадку.

Проделывают за логопедом артикуляционную гимнастику.

Условия дл выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки(развития, стимулирования) речевой активности.

Вокруг снеговика разложении небольшие снежинки, приделанные к ниточке.

Логопед обращает внимание детей на снежинки:

Странная звездочка

с неба упала,

мне на ладошку.

Легла и пропала. Что же это??? (снежинка)

 

Л: Что можно с ними делать?

Давайте поиграем.

Дыхательная гимнастика «Снежинки».

Логопед следит за точностью и правильностью выполнения дыхательной гимнастики.

Дети отвечают, рассматривают.

Предлагают свои варранты игр со снежинками.

Делают дыхательную гимнастику вместе с логопедом- вдыхают воздух через нос -дуют на снежинку через рот, при этом- щеки не надуваются. Спина ровная, плечи опущены.

Условия дл выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки(развития, стимулирования) речевой активности.

На ковре заранее приготовлены карточки (А4) с изображением зимы, снега, сосулек, зимней ночи.

Л: Я так устала с дороги, Может можно у вас где-нибудь отдохнуть?

 

Упр. «Какой, какая, какое?»

Л: (интересуясь у детей)

А зима какая?– (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий,     искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед  какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

Дети приглашают лето на ковер. Находят карточки. Взяли по одной.

Рассматривают картинки, рассказывают ,что изображено на них.

Подбирают прилагательные .

Условия дл выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки(развития, стимулирования) речевой активности.

На ковре лежит снежный ком.

Логопед обращает внимание на снежый ком.

Л: это что такое? Что с ним можно делать?

Л:Ребта, послушайте, как много слов о Зиме я запомнила: снег, сосулька, холод, цветок.

Как по –другому можно еще назвать эти слова? Вот цветок ,в мое время года, можно назвать- цветочек. Как можно назвать снег?

Игра «Назови ласково» со снежным комом

Снег-снежок                 Сосулька — сосулечка

Мороз- морозец           

Дерево- деревце

Ветер- ветерок           

 Горка — горочка

Лёд- ледок                   

Холод- холодок

Зима- зимушка           

  Санки- саночки

Дети следят за правильностью называния слов, относящихся к «Зиме», исправляют Лето.

Играют в игру «Назови ласково»

Условия дл выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки(развития, стимулирования) речевой активности.

.

Л: Ребята, пока мы играли со снежным комом, я придумала стихотворение, но немного не закончила. Вы поможете мне его закончить?

Игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне падает на землю ... (снег)  

С неба все скользят пушинки - серебристые... (снежинки)  

На поселки, на лужок все снижается... (снежок)  

Вот веселье для ребят - все сильнее... (снегопад)  

Все бегут вперегонки, все хотят играть в ... (снежки)  

Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик)  

Рядом снежная фигурка - это девочка - ... (снегурка)  

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой... (снегири)  

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег)

- Какие слова мы добавляли?

 - Какие похожие друг на друга  слова у нас получились. Что в них есть общее? (Какое слово объединяет все эти слова?) (Снег)

Дети проявляют желание помочь Лету.

Дети дружно добавляют слова к неоконченным предложениям. Отвечают на вопросы логопеда.

Перечисляют названные слова.

Условия для развития самостоятельности и инициативы.

Условия дл выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки(развития, стимулирования) речевой активности.

Д/ига «Подбери слова»

А Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет…

Отвечают на вопросы логопеда.

Условия дл выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки(развития, стимулирования) речевой активности.

Заключительная часть

На столах приготовлена нарисованная ранее детьми зимняя картина( Не хватает снега); клей с кисточками; вата, блестки, готовые снежинки.

Л:Спасибо дети, вы мне много рассказали о зиме. Боюсь забыть. Что бы мне такое взять с собой, чтобы смотреть и вспоминать о Зиме и о нашей встрече?

Во время продуктивной деятельности,логопед беседует (подводит итоги) о Зиме.

Дети предлагают сделать картину.  Самостоятельно выбирают материал для работы. Дарят картину и прощаются с летом.

Условия для развития самостоятельности и инициативы.

Условия для взаимодействия детей друг с другом.

Условия дл выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки(развития, стимулирования) речевой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».

Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...

Интегрированное игровое логопедическое занятие в старшей логопедической группе «В гостях у бабушки Маши»

Конспект интегрированного игрового логопедического занятия, которое мы проводили в рамках недели "Игра и игрушки"....

Логопедическое занятие в старшей логопедической группе "Зима. Зимние забавы"

Тема: «Зима. Зимние забавы.»Цели:1.     Развитие пространственно- временных представлений2.     Развитие неречевого дыхания (длительность, сила выдоха)3....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....