"Зимуюущие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Конспект интегрированного занятия по формировани лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста " В парке зимой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integr._zanyatiya_zimuyushchie_ptitsy_starshiy_pobylova.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Школа №2093 им.А.Н.Савельева» г.Москва
Конспект интегрированного занятия
по формированию лексико-грамматических категорий
для детей старшего дошкольного возраста
«В парке зимой»
Лексическая тема: «Зимующие птицы»
Составила:
Побылова Ирина Юрьевна, учитель-логопед, первая квалификационная категория.
Задачи логопедические:
- Расширять и активизировать словарь по теме.
- Закреплять умения делить слово на слоги.
- Развивать навыки чтения путём составления слов из слогов.
- Развивать связную речь детей: умение составлять сравнительный рассказ по опорным схемам.
Задачи образовательные:
- Закреплять в речи названия зимующих птиц.
- Повторять названия частей тела птиц и их особенностей.
- Закреплять умение правильно вести себя в природе.
Задачи развивающие:
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление.
Задачи воспитательные:
- Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
- Воспитывать бережное, гуманное, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам.
Задачи двигательной активности:
1. Закреплять умение выполнять основные виды движений: прыжки в
высоту с доставанием предмета, ходьба вприсядку, подлезание под
дуги, прыжки на батуте, лазание по гимнастической стенке.
- Развивать навыки соревнования.
- Развивать ловкость и выносливость.
Материалы и оборудование: слоги на разноцветных пёрышках, разрезные картинки дятла и синички, отдельные части птиц (клеста, снегиря, свиристели, голубя, воробья), схематичные рисунки (вопросительный знак, большой и маленький круги, клюв, голова, крыло, туловище, хвост, 2 лапки, тарелочка, лицо с улыбочкой, обручи, треугольная лесенка, две гимнастические скамейки, гимнастическая стенка, дуги разной высоты, мягкие модули, маты, набивные мячи, мячики с шипами, подносы.
Место проведения: физкультурный зал.
Предварительная работа: изготовление кормушки из коробки конфет.
Содержание занятия
Вводная часть
Учитель-логопед: «Ребята, я приглашаю вас на лыжную прогулку в зимний парк».
Дети двигаются по залу, изображая ходьбу на лыжах.
Учитель-логопед: «А какое сейчас время года?»
Дети: «Зима».
Учитель-логопед: «Как вы думаете, все ли птицы улетели в тёплые края?»
Дети: «Нет, не все улетели. Остались зимовать птицы, которые не боятся холода».
Основная часть
Игра «Кто знает больше зимующих птиц?»
Учитель-логопед: «Назовите известных вам зимующих птиц. Проведём соревнование. Вы не просто называете зимующих птиц, но ещё считаете количество слогов в этом слове и прыжками продвигаетесь вперёд. Прыгаете столько раз, сколько слогов в слове. Кто из вас знает больше зимующих птиц и продвинется дальше всех?»
Дети строятся в шеренгу, называют по одной зимующей птице и прыгают вперёд.
Ответы детей: «Ворона, сорока, голубь, клёст, свиристель, снегирь, синица, воробей, голубь, дятел».
Игра «Чем питаются зимующие птицы?»
На финишной линии стоят модули (5шт) на одинаковом расстоянии друг от друга. На модулях подносы с разноцветными пёрышками, на которых написаны слоги. Из слогов должны получиться следующие слова: се-меч-ки, крош-ки, о-реш-ки, са-ло, я-го-ды.
Учитель-логопед: «Ребята, если вы правильно составите слово из слогов, то узнаете, чем питаются зимующие птицы».
Дети парами встают напротив каждого модуля на линию старта, получают мячи и по команде начинают катить их парами. На модулях составляют слово из слогов и возвращаются вприсядку, встают и говорят слово, которое сложили из слогов.
Игра «Накорми птиц»
Воспитатель: «Ребята, зимой птицам холодно и голодно. Как люди заботятся о птицах?»
Дети: « Люди делают для них кормушки и насыпают корм».
Воспитатель: «Давайте покажем, как ведут себя люди и птицы».
Воспитатель делит детей на две команды: одна команда – люди, другая – птицы. Посреди спортивного зала лежат два мата (кормушка). В корзине лежат мячики с шипами. Все дети стоят по залу врассыпную.
По команде воспитателя: «Люди насыпают корм», дети, изображающие людей, идут по «снегу», поднимая ноги до колена. Подходят к корзине, берут мячики, складывают их на маты и продолжают ходить по залу с высоким подниманием ног. В это время дети, изображающие птиц, прыгают на месте с ноги на ногу, обхватив себя руками.
По команде воспитателя: «Птицы летят к кормушке», дети, изображающие птиц, бегут к матам, берут мячики и складывают их в корзину. Игра повторяется 2 раза.
Игра «Для чего?»
Учитель-логопед: «Для чего нужен птицам клюв?»
Дети: «Чтобы клевать корм».
Из исходного положения дети приседают на колени, руки отведены назад. Делают 6 наклонов, касаясь носом пола, возвращаются в исходное положение.
Учитель-логопед: «Для чего птицам нужен хвост?»
Дети: «Чтобы изменять направление полёта».
Бегут от модуля к модулю, оббегая их змейкой, руки отведены назад в сторону. Направление рук меняется при смене направления движения. Учитель-логопед: «Для чего птицам нужны лапки?»
Дети: « Чтобы держаться за веточки, бегать по земле».
Бегут по кругу, залезают на треугольную лесенку, спускаются с неё и бегут дальше.
Учитель-логопед: «Для чего птицам нужны перья?»
Дети: «Чтобы тело прикрывать от холода».
Прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд, обхватив себя руками крест-накрест.
Учитель-логопед: «Для чего птицам нужны крылья?»
Дети: «Чтобы летать».
Бегут, взмахивая руками.
Игра «Узнай, скажи и расскажи»
1 вариант
Учитель-логопед: «Дети, как только вы преодолеваете полосу препятствий, я показываю вам частичку зимующей птицы. Вы отгадываете, что это за птица».
На полу разложены обручи в ряд, два обруча рядом среднего диаметра, затем друг за другом три обруча маленького диаметра.
Дети прыгают в два обруча, одна нога в один обруч, другая в другой (как игра в «классы»), затем на одной ноге в три обруча и снова в два. Выпрыгивают из последних двух обручей и смотрят на часть зимующей птицы.
Учитель-логопед показывает характерные отличительные части зимующих птиц: верхнюю часть головы дятла, голову с клювом клеста, грудку синички, грудку снегиря, хохолок свиристели, хвост голубя, крыло воробья.
2 вариант
Учитель-логопед делит детей на две команды. Каждая команда складывает из 6 частей разрезную картинку птицы. Дети складывают дятла и синицу.
Учитель-логопед: «Ребята, каждый из вас, после того как пройдёт полосу препятствий, берёт из подноса, который стоит на модуле, 1 часть птицы и кладёт на коврик. Побеждает та команда, которая первой правильно сложит птицу».
Дети идут по гимнастической скамейке до середины, приседают и идут до конца в полуприседе. В конце встают, разворачиваются на 90 градусов и спрыгивают со скамейки. Дальше выполняют прыжки через 6 набивных мячей.
3 вариант
Учитель-логопед: «Ребята, а сейчас, пройдя ещё 1 полосу препятствий, вы, как следопыты добудете схему, по которой будете описывать и сравнивать дятла и синичку. Части этой схемы каждый из вас возьмёт в сумочке, которая висит на гимнастической стенке. Все части добытой схемы вы складываете на отдельный коврик, который лежит между сложенными птицами. Когда вся схема будет перед вами, вы по ней опишите и сравните двух птиц».
В схему входят следующие рисунки: вопросительный знак, два кружочка большой и маленький, схематичные части тела птицы (клюв, голова, туловище, крыло, хвост, 2 лапки), тарелочка и лицо с улыбочкой.
По схеме дети описывают двух птиц, сравнивая их между собой.
- Как называется птица?
- Большая или маленькая?
- Сравнивают все части тела дятла и синички.
- Чем питаются?
- Какую пользу приносят?
Учитель-логопед делит детей на две команды. На двух гимнастических стенках висит по 1 сумочке, в которой лежат рисунки схемы. Каждая команда проходит свою полосу препятствий.
Дети подлезают под дуги разной высоты (2 дуги), бегут к гимнастической стенке, залезают на неё, берут по 1 рисунку и складывают одну схему на коврике. После этого дети описывают и сравнивают двух птиц.
«Это дятел, а это синичка. Дятел большой, а синичка маленькая. У дятла на голове красные пёрышки, как шапочка, а у синички – синие пёрышки. У дятла большой, сильный клюв, а у синички маленький. У дятла грудка белая, а у синички жёлтая. У дятла большие крылья, а у синички маленькие крылышки. У дятла большие лапки, а у синички – маленькие. Дятел питается личинками и жучками, а синичка крошками, салом. Дятел и синичка– санитары леса».
Итог занятия
Логопед: «Ребята, птицам зимой трудно добывать себе корм. Что должны делать люди?»
Дети: «Люди должны делать кормушки и кормить птиц».
Дети насыпают семена, пшено в кормушку и вывешивают ее на дерево во время прогулки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....