"Зимуюущие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Побылова Ирина Юрьевна

Конспект интегрированного занятия по формировани лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста " В парке зимой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ  «Школа №2093 им.А.Н.Савельева» г.Москва

       

Конспект интегрированного занятия

по формированию лексико-грамматических категорий

для детей старшего дошкольного возраста

 «В парке зимой»

Лексическая тема: «Зимующие птицы»

Составила: 

Побылова Ирина Юрьевна, учитель-логопед, первая квалификационная категория.

Задачи логопедические:

  1. Расширять и активизировать словарь по теме.  
  2. Закреплять умения делить слово на слоги.
  3. Развивать навыки чтения путём составления слов из слогов.
  4. Развивать связную речь детей: умение составлять сравнительный рассказ по опорным схемам.

 Задачи образовательные:

  1. Закреплять в речи названия зимующих птиц.
  2.  Повторять названия частей тела птиц и их особенностей.
  3. Закреплять умение правильно вести себя в природе.

Задачи развивающие:

  1. Развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление.

 Задачи воспитательные:

  1. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
  2. Воспитывать бережное, гуманное, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам.

 Задачи двигательной активности:

       1.  Закреплять умение выполнять основные виды движений: прыжки в

            высоту    с доставанием предмета, ходьба вприсядку, подлезание под

            дуги, прыжки на батуте, лазание по гимнастической стенке.

  1. Развивать навыки соревнования.
  2. Развивать ловкость и выносливость.

Материалы и оборудование: слоги на разноцветных пёрышках, разрезные картинки дятла и синички, отдельные части птиц (клеста, снегиря, свиристели, голубя, воробья), схематичные рисунки (вопросительный знак, большой и маленький круги, клюв, голова, крыло, туловище, хвост, 2 лапки, тарелочка, лицо с улыбочкой, обручи, треугольная лесенка, две гимнастические скамейки, гимнастическая стенка, дуги разной высоты, мягкие модули, маты, набивные мячи, мячики с шипами, подносы.

Место проведения: физкультурный зал.

Предварительная работа: изготовление кормушки из коробки конфет.

Содержание занятия

Вводная часть

Учитель-логопед: «Ребята, я приглашаю вас на лыжную прогулку в зимний парк».

Дети двигаются по залу, изображая ходьбу на лыжах.

Учитель-логопед: «А какое сейчас время года?»

Дети: «Зима».

Учитель-логопед: «Как вы думаете, все ли птицы улетели в тёплые края?»

Дети: «Нет, не все улетели. Остались зимовать птицы, которые не боятся холода».

Основная часть

Игра «Кто знает больше зимующих птиц?»

Учитель-логопед: «Назовите известных вам зимующих птиц. Проведём соревнование. Вы не просто называете зимующих птиц, но ещё считаете количество слогов в этом слове и прыжками продвигаетесь вперёд. Прыгаете столько раз, сколько слогов в слове. Кто из вас знает больше зимующих птиц и продвинется дальше всех?»

Дети строятся в шеренгу, называют по одной зимующей птице и прыгают вперёд.

Ответы детей: «Ворона, сорока, голубь, клёст, свиристель, снегирь, синица, воробей, голубь, дятел».

Игра «Чем питаются зимующие птицы?»

На финишной линии стоят модули (5шт) на одинаковом расстоянии друг от друга. На модулях подносы с разноцветными пёрышками, на которых написаны слоги. Из слогов должны получиться следующие слова: се-меч-ки, крош-ки, о-реш-ки, са-ло, я-го-ды.

Учитель-логопед: «Ребята, если вы правильно составите слово из слогов, то узнаете, чем питаются зимующие птицы».

Дети парами встают напротив каждого модуля на линию старта, получают мячи и по команде начинают катить их парами. На модулях составляют слово из слогов и возвращаются вприсядку, встают и говорят слово, которое сложили из слогов.

Игра «Накорми птиц»

Воспитатель: «Ребята, зимой птицам холодно и голодно. Как люди заботятся о птицах?»

Дети: « Люди делают для них кормушки и насыпают корм».

Воспитатель: «Давайте покажем, как ведут себя люди и птицы».

Воспитатель делит детей на две команды: одна команда – люди, другая – птицы. Посреди спортивного зала лежат два мата (кормушка). В корзине лежат мячики с шипами. Все дети стоят по залу врассыпную.

По команде воспитателя: «Люди насыпают корм», дети, изображающие людей, идут по «снегу», поднимая ноги до колена. Подходят к корзине, берут мячики, складывают их на маты и продолжают ходить по залу с высоким подниманием ног. В это время дети, изображающие птиц, прыгают на месте с ноги на ногу, обхватив себя руками.

По команде воспитателя: «Птицы летят к кормушке», дети, изображающие птиц, бегут к матам, берут мячики и складывают их в корзину. Игра повторяется 2 раза.

Игра «Для чего?»

Учитель-логопед: «Для чего нужен птицам клюв?»

Дети: «Чтобы клевать корм».

Из исходного положения дети приседают на колени, руки отведены назад. Делают 6 наклонов, касаясь носом пола, возвращаются в исходное положение.

Учитель-логопед: «Для чего птицам нужен хвост?»

Дети: «Чтобы изменять направление полёта».

Бегут от модуля к модулю, оббегая их змейкой, руки отведены назад в сторону. Направление рук меняется при смене направления движения. Учитель-логопед: «Для чего птицам нужны лапки?»

Дети: « Чтобы держаться за веточки, бегать по земле».

Бегут по кругу, залезают на треугольную лесенку, спускаются с неё и бегут дальше.

Учитель-логопед: «Для чего птицам нужны перья?»

Дети: «Чтобы тело прикрывать от холода».

Прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд, обхватив себя руками крест-накрест.

Учитель-логопед: «Для чего птицам нужны крылья?»

Дети: «Чтобы летать».

Бегут, взмахивая руками.

Игра «Узнай, скажи и расскажи»

1 вариант

Учитель-логопед: «Дети, как только вы преодолеваете полосу препятствий, я показываю вам частичку зимующей птицы. Вы отгадываете, что это за птица».

На полу разложены обручи в ряд, два обруча рядом среднего диаметра, затем друг за другом три обруча маленького диаметра.

Дети прыгают в два обруча, одна нога в один обруч, другая в другой (как игра в «классы»), затем на одной ноге в три обруча и снова в два. Выпрыгивают из последних двух обручей и смотрят на часть зимующей птицы.

Учитель-логопед показывает характерные отличительные части зимующих птиц: верхнюю часть головы дятла, голову с клювом клеста, грудку синички, грудку снегиря, хохолок свиристели, хвост голубя, крыло воробья.

2 вариант

Учитель-логопед делит детей на две команды. Каждая команда складывает из 6 частей разрезную картинку птицы. Дети складывают дятла и синицу.

Учитель-логопед: «Ребята, каждый из вас, после того как пройдёт полосу препятствий, берёт из подноса, который стоит на модуле, 1 часть птицы и кладёт на коврик. Побеждает та команда, которая первой правильно сложит птицу».

Дети идут по гимнастической скамейке до середины, приседают и идут до конца в полуприседе. В конце встают, разворачиваются на 90 градусов и спрыгивают со скамейки. Дальше выполняют прыжки через 6 набивных мячей.

3 вариант

Учитель-логопед: «Ребята, а сейчас, пройдя ещё 1 полосу препятствий, вы, как следопыты добудете схему, по которой будете описывать и сравнивать дятла и синичку. Части этой схемы каждый из вас возьмёт в сумочке, которая висит на гимнастической стенке. Все части добытой схемы вы складываете на отдельный коврик, который лежит между сложенными птицами. Когда вся схема будет перед вами, вы по ней опишите и сравните двух птиц».

В схему входят следующие рисунки: вопросительный знак, два кружочка большой и маленький, схематичные части тела птицы (клюв, голова, туловище, крыло, хвост, 2 лапки), тарелочка и лицо с улыбочкой.

По схеме дети описывают двух птиц, сравнивая их между собой.

 - Как называется птица?

 - Большая или маленькая?

 - Сравнивают все части тела дятла и синички.

 -  Чем питаются?

 -  Какую пользу приносят?

Учитель-логопед делит детей на две команды. На двух гимнастических стенках висит по 1 сумочке, в которой лежат рисунки схемы. Каждая команда проходит свою полосу препятствий.

Дети подлезают под дуги разной высоты (2 дуги), бегут к гимнастической стенке, залезают на неё, берут по 1 рисунку и складывают одну схему на коврике. После этого дети описывают и сравнивают двух птиц.

«Это дятел, а это синичка. Дятел большой, а синичка маленькая. У дятла на голове красные пёрышки, как шапочка, а у синички – синие пёрышки. У дятла большой, сильный клюв, а у синички маленький. У дятла грудка белая, а у синички жёлтая. У дятла большие крылья, а у синички маленькие крылышки. У дятла большие лапки, а у синички – маленькие. Дятел питается личинками и жучками, а синичка  крошками, салом. Дятел  и синичка– санитары леса».

Итог занятия

Логопед: «Ребята, птицам зимой трудно добывать себе корм. Что должны делать люди?»

Дети: «Люди должны делать кормушки и кормить птиц».

Дети насыпают семена, пшено в кормушку и вывешивают ее на дерево во время прогулки.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....