Речевая карта
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Речевая карта составлена на основе методического пособия «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» ( приложение альбом «Наглядный материал для обследования детей) Е.А. Стребелевой, доктора педагогических наук, профессора. Обследование речевого развития детей 5-6, 6-7 лет.
Обследование речевого развития детей 5-6, 6-7 лет на основе современного подхода к диагностике. При оценке действий ребенка теоретической основой является концепция Л.С. Выготского об актуальном и потенциальном (связанным с зоной ближайшего развития) уровнях развития.. Последний определяется способностью ребенка в сотрудничестве со взрослым усваивать новые способы действий, поднимаясь, таким образом, на более высокую ступень развития.
При обследовании речевого развития уделяется внимание определению сформированности:
· понимания смысловой стороны слов;
· состояния фонематического слуха;
· владение словарем;
· состояние слоговой структуры слов;
· уровень развития активной речи;
· овладение грамматическим строем речи;
· овладение звуковой стороной речи;
· состояние артикуляционного аппарата.
Анализ результатов обследования позволяет произвести количественную оценку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta_5-66-7_let.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая карта
__________________________
(фамилия, имя ребенка)
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
(от 5 до 7 лет)
Анкетные данные
Фамилия, имя, отчество ребенка _________________________________________________
Дата рождения, возраст _________________________________________________________
Домашний адрес _______________________________________________________________
Из какого дс поступил __________________________________________________________
Дата поступления в речевую группу _______________________________________________
Решение психолого-медико-педагогической комиссии от_____________________________
Протокол №__________
Заключение медико-педагогической комиссии _______________________________________
Дата заполнения речевой карты ____________________________________________________
Логопед________________________________________________________________________
Выпускается с ___________________________________________________ речью
в ___________________________________________________(вид школы, д/сада)
Анамнез
Мать_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка, вредные привычки, профессия)
Отец_________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка, вредные привычки, профессия)
Наследственные заболевания__________________________________________________
Наличие у родителей нервно-психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребенка ____________________________________________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников_______________________
_____________________________________________________________________________От которой по счету беременности ребенок______________________________________
Протекание беременности (токсикоз – 1-я половина, 2-я половина беременности: падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции )
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)________________________
Когда закричал ребенок_________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя)__________________________________________
Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый)________________________
Вес и рост при рождении_______________________________________________________
Раннее развитие
Когда стал держать голову_________________________(в норме с 1,5 мес.)
Когда стал сидеть__________________________________(в норме с 6 мес.)
Когда стал ходить______________________________(в норме с 11-12 мес.)
Когда появились первые зубы______________________(в норме с 6-8 мес.)
Особенности питания (сосал активно, вяло, уставал ли в период кормления, был беспокойным, как жевал и глотал твердую и мягкую пищу)_________________________________________
Перенесенные заболевания
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)
До года______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________После года: до 3 лет____________________________________________________________
после 3 лет_________________________________________________________________
Данные о состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты)__________________________________________________________________
Раннее речевое развитие
Гуление___________________________________________________________________
Лепет__________________________________________(в норме – 4-8 мес.)
Первые слова___________________________________(в норме – около 1г.)
Первые фразы______________________________(в норме – от 1,5 до 2 лет)
Отмечались ли:
- грубые искажения звуко- слоговой структуры слова после 3 лет_____________________
- грубые аграмматизмы после 3 лет_____________________________________________
Какие звуки долго произносились неправильно____________________________________
Использование жестов_________________________________________________________
Занимались ли с логопедом, с какого возраста. Результаты логопедической работы____________________________________________________
ВЫВОДЫ: ПРЕНАТАЛЬНЫЙ, ПРИНАТАЛЬНЫЙ ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОДЫ ПРОТЕКАЛИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ, БЕЗ ОТКЛОНЕНИЙ.
Исследование неречевых психических функций
1.СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ:
а) дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника?»)_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ б) определение направления источника звука (звучащей игрушки)_________________________
2.ВОСПРИЯТИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РИТМА ( - длительный звук; . короткий звук)
от 5 до 7 лет (из 5 элементов): - - .. -, - .. - -, - - ..., ... - -
3.ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ:
а) подбор картинок к данному цветному фону:
_____________________________________________________________________________
от 5 до 7 лет: кроме основных цветов, розовый, голубой, сиреневый, сиреневый, оранжевый, коричневый___________________________________________________________________
б) показ и называние основных цветов___________________________________________
4.ЗРИТЕЛЬНО- ПРОСТРНСТВЕННЫЙ ГНОЗИС И ПРАКСИС:
а) 4-7 лет – показать правую и левую руку, правую и левую ногу _____________________________________________________________________________
5-7 лет – показать правый и левый глаз, левой рукой – правое ухо _____________________________________________________________________________
6-7 лет – правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо _____________________________________________________________________________
б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади
в) складывание разрезных картинок из 2-4 частей (от 4 до 5 лет), _____________________
из 5-8 частей (от 5 до 7 лет)
г) складывание фигур из палочек_______________________________________________
5. СОСТОЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (показ, словесная инструкция):
ЗАДАНИЯ. От 5 до 6 лет (выполнил +, не выполнил -):
а) распрямить ладонь, развести все пальцы, удерживать под счет 1-10. Правая рука и левая рука, на обеих руках одновременно.
б) поза «коза» Правая рука и левая рука, на обеих руках одновременно.
в) поза «зайчик». Правая рука и левая рука, на обеих руках одновременно.
г) пальцы сжать в кулак- разжать (5-8 раз). Правая рука и левая рука, на обеих руках одновременно.
д) «здороваются пальчики правой и левой руки», «здороваются пальчики только правой, только левой руки» (5-8 раз)
е) попеременно выполнять упражнение «кулак – ладонь» Правая рука и левая рука, на обеих руках одновременно,
мозаика,
шнуровка,
застегивание пуговиц,
раскрашивание,
вырезание.
6-7 лет дополнительно: - «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);
- кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой);
- чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее - наоборот.
ВЫВОДЫ:
- сила движений (напряженность, скованность движений)
- точность движений (плавные, точные, одновременное выполнение проб)
- темп движений (нарушение темпа выполнения движений)
- координация движений (нарушение переключения от одного движения к другому, синкенезии, гиперкинезы, невозможность удержания позы, невыполнение движений)
Состояние артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы (естественной толщины, толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
б) зубы ( ровные, здоровые, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);
в) челюсти (прогения, прогнатия, норма);
г) прикус ( открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус);
д) твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмикозная щель);
е) мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
ж) язык (толстый, вялый, «географический», маленький длинный, узкий, напряженный, с укороченной подъязычной связкой).
з) маленький язычок (отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно, отклонен в сторону);
и) подъязычная уздечка (короткая, эластичная, натянутая, приращенная, неэластичная, норма)
ВЫВОДЫ: анатомическое строение артикуляционного аппарата с отклонениями, без отклонений.
Речевая моторика
1. СОСТОЯНИЕ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ. Выполнение движений правильное +, движение не удается -
ЗАДАНИЯ (показ, словесная инструкция):
-поднять брови вверх («удивиться»), нахмурить брови («рассердиться»)
-легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, закрыть правый, затем левый глаз, подмигнуть.
-надуть щеки попеременно, затем одновременно («толстячок»), втянуть щеки («худышка»)
-выразить мимикой лица: удивление, радость, испуг, грусть, сердитое лицо.
-выполнить упражнения: свист, поцелуй, улыбка, оскал, плевок, цоканье.
ВЫВОДЫ: поражение черепно- мозговой иннервации отсутствует, отмечается поражение черепно-мозговых нервов.
2. СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ (по показу, по словесной инструкции).
Задания | Выполнение |
Губы «Улыбка» , «Трубочка», «Хоботок» под счет: до трех (до 5 лет); до пяти (с 5 лет) | Выполнение правильное, наличие содружественных движений, наличие тремора, саливации, гиперкинезов. тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный) темп движений (нормальный, быстрый, медленный) объем движений (полный, неполный), длительность (способность удерживать губы в заданном положении). Движение не удается. |
Язык Широкий – узкий (под счет: 3 раза – до 5 лет), (5 раз – с 5 лет) «Маятник» «Качели» (широкий язык на верхнюю губу – на нижнюю губу) «Цоканье» | Выполнение правильное, наличие содружественных движений, наличие тремора, саливации, гиперкинезов. тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный) темп движений (нормальный, быстрый, медленный) объем движений (полный, неполный), длительность (способность удерживать губы в заданном положении). Движение не удается. |
Выполнение правильное, объем движений ограничен, , наличие содружественных движений, наличие тремора, саливации, гиперкинезов. Движение не удается. |
ВЫВОДЫ: движения артикуляционного аппарата активные, вялые; объем движений полный, неполный, проявляется замена одного движения другим, отсутствует замена движений, поиск артикуляции, наблюдаются гиперкинезы, саливации, тремор, моторная напряженность, расторможенность.
Состояние дыхательной и голосовой функций
Задания (по показу, по словесной инструкции).
а) сыграть на дудочке;
б) сделать выдох на пушинку, листок бумаги.
ВЫВОДЫ: отмечается объем полный, неполный, выдох длительный, укороченный, плавный, неплавный, резкий, прерывистый.
Характеристики голоса:
а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий,крикливый,звонкий)
б) наличие или отсутствие носового оттенка
в) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности)
Особенности динамической стороны речи
1. Темп (нормальный, быстрый, медленный, спокойный, равномерный)
2. Правильность употребления пауз
3. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной)
ВЫВОДЫ: просодическая сторона речи сформирована с нарушениями (голоса, темпа, дыхания), отклонений не имеет.
Состояние звукопроизношения.
Звуки | Характер произношения звуков | ||
изолированно | в словах | во фразах | |
[с] | |||
[с’] | |||
[з] | |||
[з’] | |||
[ц] | |||
[ш] | |||
[ж] | |||
[щ] | |||
[ч] | |||
[л’] | |||
[л] | |||
[р’] | |||
[р] | |||
(й) | |||
(к) | |||
(г) | |||
(х) | |||
(м,п,б) | |||
(т,д,н) | |||
(в,ф) |
Отметить характер нарушения согласных звуков: отсутствие (-), замена на другие звуки, искажение, (м/з – межзубное, ув. – увулярное и т.д.), смешение звука
1 НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО. (№ 4, рис. 303-350)
С: сад, коляска, глобус. Сь: василек, такси.
3: замок, Незнайка. 3ь: земляника, обезьяна.
Ц: цапля, кольцо, индеец.
Ш: шашки, ошейник, карандаш. Ж: жираф, жук, лыжи.
Щ: щука, щенок, плащ. Ч: чайник, печенье, мяч.
Л: лампа, волк, стол. Ль: лимон, плита, соль.
Р: рак, марки, мухомор. Рь: река, пряники, фонарь.
Й: лейка, яблоко, еж, крылья.
К: куртка, скрипка, шкаф. Г: грядка, виноград.
Х: хлеб, ткачиха, петух.
2. ПОВТОРИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Оборудование: сюжетные картинки:
У Зины зонт. У сома усы. Кузнец кует цепь. Шапка да шубка - вот и весь Мишутка. У ежа ежата.
Дятел долбит ель. К нам во двор забрался крот. Майя и Юра поют.
ВЫВОДЫ: звукопроизношение соответствует возрасту, мономорфное нарушение, полиморфное: антропофонический дефект;фонологический дефект.
Состояние слоговой структуры слова
С 5 до 6лет.
1 НАЗОВИ. Выявление сформированности слоговой структуры слова (№4 256-271)
Жираф, космонавт, экскаватор, квартира, скворечник, телевизор, вертолет, художница, фотограф, земляника, сковородка, прямоугольник, стрекоза, снеговик, водопроводчик, милиционер.
2 ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Проверка сформированности умения ребенка произносить слова различной слоговой структуры в предложениях. (№ 4 272-279)
Милиционер стоит на перекрестке. Золотые рыбки плавают в аквариуме.
Фотограф фотографирует детей. Саша сушит мокрое белье на веревочке.
Часовщик чинит часики. Птичка вывела птенцов в гнезде.
Мотоциклист едет на мотоцикле. Повар печет блинчики на сковороде.
ВЫВОДЫ: искажение слоговой структуры слов (сокращение, упрощение, опускание слогов, уподобление слогов, добавление звуков, перестановка слогов и звуков). Слоговая структура слов сохранна.
С 6 до 7лет.
1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Задание направлено на проверку умений произносить слова различной слоговой структуры в предложениях.
Предложения: «В магазине продаются полотер, пылесос. Листья падают - наступает листопад.
Мотоциклист едет на мотоцикле. Фотограф фотографирует детей. Бабушка вяжет внучке воротник.
Рыбу ловит рыболов. Пчел разводит пчеловод. На стройку приехал самосвал».
ВЫВОДЫ: искажение слоговой структуры слов (сокращение, упрощение, опускание слогов, уподобление слогов, добавление звуков, перестановка слогов и звуков). Слоговая структура слов сохранна.
Состояние фонематического слуха.
5-6 лет
1 ИГРА. ЭХО. Повторение слогов с оппозиционными звуками:
па-ба па-па-па-ба
та-да та-да-та
ка-га па-ба-па
2 ПОВТОРИ Восприятие и умение воспроизводить слова в заданной последовательности.
(кот-год, том-дом-ком, удочка-уточка).
ВЫВОДЫ: функции фонематического слуха сформированы; функции фонематического слуха сформированы недостаточно.
6-7 лет
1. ИГРА. ЭХО. Задание направлено на проверку слухового восприятия и умения воспроизводить слоговые ряды в заданной последовательности.
па-па-ба, та-да-та, nа-ба-nа;
па-ба, па-ба, па-ба, ка-ха-ка,
са-за-са, за-са-за;
са-ша-са, ша-са-ша
2. ПОВТОРИ. Проверяется слуховое внимание, восприятие и умение правильно воспроизвести предлагаемые слова в заданной последовательности.
крыша - крыса дочка - точка - кочка
полено - колено мишка- миска -мышка
земля - змея бабушка - кадушка –подушка
ВЫВОДЫ: функции фонематического слуха сформированы; функции фонематического слуха сформированы недостаточно.
Состояние фонематического анализа и синтеза
С 5 лет.
1.СКАЖИ, КАКОЙ ПЕРВЫЙ ЗВУК В СЛОВЕ. Выделение ударного гласного в начале слова
(Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна, улица.)
2. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ. Хлопни в ладоши, если услышишь звук ш. Слова: домик, зайка, шапка, мишка, лиса. шишка, елка, машина. Звук к : обезьяна, зонтик, кошка, стул, халат, мак, кулак. зайка. майка, мыло, ромашка, лампа.
ВЫВОДЫ: навыки звукового анализа соответствуют возрасту; сформированы недостаточно.
С 6 лет.
1. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ.
Проверка уровня сформированности фонематического слуха.
«Я буду называть слова, если услышишь звук З, хлопни в ладоши». Слова: дерево, зайка, васuлек, речка, корзина, 3ина, кустик, звонок.. Затем ребенку предлагают определенные звуки, с которыми он должен придумать слова: ш, с, л. (При затруднении логопед сам называет несколько слов, (шапка, шуба), помогая ребенку включиться в выполнение задания.)
Фиксируются: слуховое внимание ребенка, его возможность правильно выделять указанные звуки хлопками и подбирать cловa с заданным звуком.
2.СКАЖИ, КАКОЙ ПЕРВЫЙ ЗВУК В СЛОВЕ. Определение первого согласного звука в словах: мак, воробей, булка, чашка, щука.
3.СКАЖИ, КАКОЙ ПОСЛЕДНИЙ ЗВУК В СЛОВЕ. Определение последнего звука в словах: дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба. , дам, трава, кошка
4. УГАДАИ, СКОЛЬКО ЗВУКОВ.
Задание направлено на проверку уровня сформированности фонематического слуха и умения выполнять звуковой анализ слова.
Логопед называет ребенку слово( дом) и предлагает ответить на вопрос: «Сколько звуков в этом слове? Назови первый звук, третий, второй».
Затем предлагаются другие слова: ваза, машина, ручка..
Фиксируется: умение ребенка производить звуковой анализ слов.
ВЫВОДЫ: навыки звукового анализа соответствуют возрасту; сформированы недостаточно.
Исследование понимания речи (импрессивной речи)
5-6 лет
1. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО СЛОВО. Понимание ребенком смысловой стороны слова.
«Что значит слово посуда? Что значит слово праздник?»
2. ПРИДУМАЙ ОКОНЧАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Умение применять слово в смысловом контексте.
В воздухе зимой закружились первые …(снежинки) .
Золотистая пчелка кружится над … (цветком).
Осенью небо хмурое и часто идет …(дождь) .
Знают дети, что на елке есть зеленые … (иголки).
Весной светит солнце, тает снег и бегут ,,,(ручьи).
3. СКАЖИ НАОБОРОТ. Умение подбирать слова с противоположным значением (антонимы).
Слон большой, а комар … .
Днем светло, а ночью … .
Дерево высокое, а куст … .
Лев смелый, а заяц … .
Зимой холодно, а летом … .
Дедушка старый, а внук … .
ВЫВОДЫ: импрессивная речь сформирована; импрессивная речь сформирована недостаточно.
6-7 лет
1. НАИДИ ОТЛИЧИЯ В СЛОВАХ. Задание направлено на выявление умения объяснять значение слов с уменьшительно- ласкательным суффиксом.
Прослушай слова и объясни, чем они отличаются:
мама - мамочка - мамуля,
брат - братик - братец,
зайка - заинька - зайчишка - зайчище,
дом - домик - домище.
Фиксируются: объяснение значений слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом (домик - маленький дом, домище - большой дом); объяснение значений слов с пренебрежительным или ироническим оттенком (зайчище).
2. ОБЪЯСНИ ДЕИСТВИЯ. Задание направлено на выявление понимания смысловых оттенков значений глаголов, образованных аффиксальным способом (при помощи приставок, придающих словам различные оттенки).
Выслушай слова и объяснить их значения:
бежать - подбежать - выбежать,
писать - подписать - переписать,
играть - выиграть - проиграть,
смеяться - засмеяться - высмеять,
шел - отошел - вошел.
Фиксируется: Понимание ребенком смысловых оттенков значений глаголов, зависящих от разных приставок (выиграть - это хорошо, а проиграть - плохо).
3. ПОДБЕРИ СЛОВО. Задание направлено на выявление понимания оттенков значений синонимов прилагательных.
умный - рассудительный
слабый
робкий - ...
старый - '"
Фиксируется: умение составлять синонимические пары.
4. ОБЪЯСНИ. Задание направлено на выявление понимания переносного значения прилагательных.
Объяснить следующие словосочетания:
злая зима, золотые руки, золотые волосы, колючий ветер, легкий ветерок.
Фиксируется: умение ребенка объяснить смысловую сторону словосочетаний.
ВЫВОДЫ: импрессивная речь сформирована; импрессивная речь сформирована недостаточно.
Состояние словарного запаса.
5-6 лет
1. НАЗОВИ, ЧТО ЭТО. Выявление уровня овладения обобщающими словами. (№4 234-237)
Животные. Фрукты.
Транспорт. Птицы.
УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ. Круглое, гладкое, сочное, сладкое, растет на дереве.
Оранжевая, длинная, сладкая, растет на грядке, овощ.
Зеленый, длинный, вкусный он соленый, вкусный он сырой.
Красный, круглый, сочный, мягкий вкусный, овощ.
2 .КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ. (№4 238-245) Выявление умения подбирать слова-действия.
Рыба что делает?
Птица-…. Лошадь-…..
Собака-…. Кошка-….
Лягушка-….. Бабочка-… Змея-…
3 НАЗОВИ ЖИВОТНОЕ И ЕГО ДЕТЕНЫША. (№4 246-255)
(Это кошка, у нее детеныш - котенок. Это собака, у нее детеныш- ?)
4 ПОДБЕРИ СЛОВО. Выявление умения подбирать слова. обозначающие качества действия.
Конь бежит как?
Ветер дует как?
Собака лает как?
Лодка плывет как?
Девочка шепчет как?
ВЫВОДЫ: активный словарный запас соответствует возрасту; ограничен.
6-7 лет
1. УГАДАЙ, ЧТО ЭТО. Задание направлено на выявление овладения обобщающими словами.
Отгадай загадки:
Его бьют, а он не плачет,
Только выше, выше скачет. (Мяч.)
Ростом разные подружки и похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.
(Матрешка. )
Вот иголки и булавки выползают из-под лавки,
На меня они глядят, молока они хотят. (Ежик.)
Растет она вниз головой, не летом растет, а зимой,
А солнце ее припечет, заплачет она и умрет. (Сосулька.)
Фиксируются: возможность ребенка использовать обобщающие слова в активной речи; умение узнавать предмет по описанию.
2. КТО ЧТО ДЕЛАЕТ. Задание направлено на выявление умения ребенка подбирать слова-действия к именам существительным. (№4, рис. 359-368)
Ответить на вопросы:
«Парикмахер что делает? (Стрижет.) Шофер что делает? (Водит машину.) Художник что делает? (Рисует.) Портниха что делает? (Шьет.) Продавец что делает? (Продает) Почтальон что делает? (Разносит письма и газеты.) Летчик что делает? (Летает.) Повар что делает? (Готовит.) Хоккеист что делает? (Играет в хоккей.) Библиотекарь что делает? (Выдает книги.)
Фиксируется: возможность ребенка подбирать слова- действия к именам существительным, опираясь на представления о профессиях людей.
З. ПОДБЕРИ СЛОВО. Задание направлено на выявление умения ребенка подбирать синонимы к заданным словам разных частей речи.
большой,… (огромный, громадный, )
смелый, ... (отважный, храбрый),
тайна, ... (секрет, загадка).
Фиксируются: принятие и понимание задания; уровень развития словарного запаса.
4 СКАЖИ НАОБОРОТ.
Наливает- Входит- Влетает- Закрывает-
Приплывает- Собирает- Приклеивает-
5. ПОДБЕРИ РЯД СЛОВ. Задание направлено на умение подбирать и называть слова-действия одушевленных и неодушевленных объектов, предметов и явлений природы
Девочка (что делает?) играет, рисует, танцует, шьет, вяжет, готовит.
Мальчик .. , (читает, пишет, играет, дерется, прячется, строгает, шалит).
Собака .. , (лает, кусает, охраняет, сторожит, бегает, ласкается, служит).
Кошка ... (мяукает, бегает, мурлыкает, царапается, облизывается, умывается).
Курица ... (клюет, кудахчет, пьет, несет яйца, сидит).
Самолет .. , (гудит, летит, взлетает, приземляется).
Ручей … (бежит, звенит, журчит, течет).
Лист… (появляется, растет, зеленеет, вянет, желтеет, опадает, шуршит).
Фиксируется: умение ребенка подбирать к имени существительному слова-действия.
ВЫВОДЫ: активный словарный запас соответствует возрасту; ограничен.
Состояние грамматического строя речи.
5-6 лет
1 ПРЯТКИ. Понимание и использование предлогов между, из-за, из-под.
Оборудование: игрушки- зайка, две машинки.
Задания: спрячь зайку между машинками, спрячь зайку за машинку. Куда спрятал зайку? Откуда выглядывает зайка?
2. УГАДАЙ ЧЕГО НЕТ. Выявление умения образовывать имена существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.(№4 283-294)
1часть «Назови» (глаз- глаза, ведро- ведра, рот- рты, лев- львы, перо- перья, окно- окна, ухо- уши, дерево – деревья, стол- столы, лист – листья, кресло- кресла, дом- дома)
2 часть«Угадай, чего нет?»
У тебя ведра, у меня нет чего?
3. НАЗОВИ ЛАСКОВО. Выявление умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. (№4 295-302)
Окно- окошечко, зеркало-…, дерево-…, ящик- …,
лопата- …, петля-…, колокол-…, платье-…
4. НАЗОВИ. Выявление сформированности правильного употребления падежных форм существительных. Ребенку предлагают ответить на вопросы.
Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?
К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка?
Кого ты видел в зоопарке? (цирке) Чем ты смотришь7 Чем ты слушаешь?
На чем катаются дети зимой?
ВЫВОДЫ: имеются нарушения согласования и управления.
6-7 лет
1. ПРЯТКИ. Задание направлено на выявление понимания и активного использования сложных предлогов (со, между, около, из-за, из-под).
Оборудование: игрушка - зайка.
Ребенку дают задания и задают вопросы : Спрячь зайку за спину. Откуда выглядывает зайка? Спрячь зайку под стол. Откуда выглядывает зайка? Посади зайку на стол. Зайка спрыгнул на пол. Откуда спрыгнул зайка?»
Фиксируются: понимание и употребление сложных предлогов.
2. ПОСЧИТАЙ. Задание направлено на проверку умения согласовывать существительные с числительными.
Ребенку предлагают посчитать до десяти яблоки (пуговицы), при этом каждый раз называя числительные и существительные.
3. НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО. Задание направлено на выявление умения согласовывать в речи местоимения и глаголы.
Ребенку предлагают изменить слова-глаголы шить, петь, танцевать, красить, лететь в соответствии с местоимениями. «Я иду, мы идем, они идут».
4. НАЗОВИ. Задание направлено на выявление умения использовать имена существительные в правильной грамматической форме. (№4, рис. 371-376.)
Оборудование: картинки с изображением леса зимой, летом, весной, осенью; зоопарка, цирка.
Рассмотри картинки и ответь на вопросы: «Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? (Р. п.) К кому ты любишь ходить в гости? :Кому нужна удочка? (Д. п.) Кого ты видел в зоопарке (цирке)? (В. п.) Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? (Т. п.)
На чем катаются дети зимой? (П. п.)
5. СКАЖИ НАОБОРОТ. Задание направлено на выявление умения образовывать слова-действия с помощью приставок.
Методика обследования: взрослый называет ребенку слово и предлагает подобрать к нему слово-действие с противоположным значением. Предлагаются следующие слова:
входит – (выходит), влетает – (вылетает),
закрывает - (открывает), приплывает – (отплывает),
собирает - (разбирает), приклеивает – (отклеивает).
Фиксируется: возможность ребенка подбирать слова-действия с противоположным значением.
ВЫВОДЫ: имеются нарушения согласования и управления.
Состояние связной речи.
5-6 лет
1. ПОДУМАЙ И СКАЖИ. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Мама взяла зонтик, потому что на улице… .
Тает снег, потому что… .
Цветы засохли, потому что… .
В лесу появилось много грибов, потому что… .
На деревьях появилось мног молодых листочков, потому что …
2.СОСТАВЬ РАССКАЗ ПО ИГРУШКЕ.
«Расскажи, какой» Умение правильно употреблять слова-признаки при описании предметов.
Елка. Зайчик. Мячик. Яблоко. Лимон
3. СОСТАВЬ РАССКАЗ. Составить рассказ по серии сюжетных картинок с предварительным расположением в последовательности пересказа.
Кошка ловит мышку.(№4 280-282)
-понимание последовательности,
-умение составить рассказ
ВЫВОДЫ: имеются нарушения связной речи.
6-7 лет
1. РАССКАЖИ СКАЗКУ. Предлагается пересказ ранее знакомого текста.
Задание направлено на выявление умения ребенка составлять связное высказывание по знакомому литературному произведению (сказке «Колобок» ).
2. ПЕРЕСКАЖИ. Предлагается пересказ незнакомого текста.
Задание направлено на выявление умения выделять структурные части высказывания, использовать разнообразные синтаксические конструкции при составлении пересказа.
«Жили-были два брата: заяц и зайчишка. Однажды, когда наступила весна и стало совсем тепло, пошли зайчата погулять на полянку и ... увидели лису. Один из зайчат испугался и помчался домой. Это был Трусливый зайчишка! А храбрый заяц крикнул: «Не бойся, я смогу защитить тебя!» Лисе он сказал: « Прочь отсюда, рыжая, а то охотника позову!» Лиса испугалась и попятилась назад в лес. А смелый заяц пошел домой. Дома мама похвалила храбреца, поцеловала его, а затем рассказала зайчаткам сказку и они уснули.
Фиксируются: умения ребенка выделить структурные части сказки (начало, середину, конец); использовать разнообразные синтаксические конструкции, передавая сюжетную линию; построить связный пересказ.
3. СОСТАВЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ. Задание направлено на умение составить связный последовательный рассказ по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка. (№ 4, рис. 369, 370)
Фиксируются: умения понять последовательность действий, изображенных на картинках; разложить их в соответствии с логикой сюжета; построить связный рассказ.
ВЫВОДЫ: имеются нарушения связной речи.
Логопедическое заключение
Дата______________________ Логопед______________________________
Консультации врачей-специалистов:
Состояние зрения.
Состояние слуха
Невропатолог
Психоневролог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.
Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической группы....
"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина
В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...
Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....
Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)
Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....
Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте
Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...
Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)
Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...