Использование авторских дидактических игр в работе по сенсомоторному развитию у дошкольников с нарушением зрения.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
В процессе коррекционно-педагогической работы наиболее сильный компенсаторный эффект в сенсомоторном развитии дошкольников с патологией зрения достигается при использовании многофункциональных дидактических игр. В магазинах сейчас можно найти огромное количество различных игр и пособий, направленных на сенсомоторное развитие детей, но не все они могут соответствовать требованиям работы со слабовидящими детьми. Вашему вниманию хочу представить авторские дидактические игры, используемые в работе с дошкольниками с нарушением зрения.
Все игры, которые я разработала для работы с детьми с нарушением зрения, можно применять в работе педагогов с нормально видящими дошкольниками, как на занятиях, так и индивидуально.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование авторских дидактических игр в работе по сенсомоторному развитию у дошкольников с нарушением зрения.
2 слайд
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Мелкая (тонкая) моторика – движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Сенсомоторное развитие – это развитие у дошкольника восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и развитие моторной сферы.
3 слайд
В процессе коррекционно-педагогической работы наиболее сильный компенсаторный эффект в сенсомоторном развитии дошкольников с патологией зрения достигается при использовании многофункциональных дидактических игр. В магазинах сейчас можно найти огромное количество различных игр и пособий, направленных на сенсомоторное развитие детей, но не все они могут соответствовать требованиям работы со слабовидящими детьми. Вашему вниманию хочу представить авторские дидактические игры, используемые в работе с дошкольниками с нарушением зрения.
4 слайд
«Волшебный куб»
Многофункциональное дидактическое пособие по развитию сенсомоторики, используется на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми от 3-х лет. На каждой стороне куба имеется определенное задание, которое должен выполнить ребенок.
5-7 слайды
Варианты игр и упражнений на кубе.
8 слайд
«Мотайка»
Игра направлена на развитие сенсомоторики, зрительного внимания и ориентировки у детей от 5-ти лет и старше. Пособие представляет собой карточку с заданием и шнурком (4 варианта).
Варианты игр: «Кто где живет», «Соедини цветную геометрическую фигуру с такой же фигурой белого цвета», «Подбери к игрушке набор карандашей», «Найди силуэт (тень)».
С обратной стороны карточки для проверки правильного выполнения задания нарисована схема мотайки.
9слайд
Выполнение заданий игры «Мотайка» детьми.
10 слайд
«Тактильные дощечки»
Игра направлена на развитие тактильных ощущений и сенсомоторики у детей с патологией зрения.
Задания выполняются детьми, как с открытыми, так и с закрытыми глазами.
Варианты игр и упражнений: «Найди и обведи пальчиком цифру», «Определи на ощупь поверхность дощечки», «Найди такую же фигуру, как на рамке», «Посчитай, сколько пуговиц (бабочек, палочек)», «Пройди пальчиком по дорожке» и т.п.
11 слайд
«Силуэты и контуры»
Игра направлена на развитие зрительного восприятия и умение детей узнавать знакомые объекты и предметы и соотносить их с силуэтным и контурным изображением. На занятиях с детьми я использую три варианта этой игры: вертикальная (с использованием липучки) для детей со сходящимся косоглазием, астигматизмом и близорукостью; две горизонтальные игры – на карточках и вырубные (для детей с дальнозоркостью и с расходящимся косоглазием).
12 слайд
Выполнение заданий детьми.
13 слайд
«Волшебные палочки»
Целью этой игры является развитие зрительно-моторной координации и взаимодействия «глаз - рука»; закрепление знаний детей о цвете, форме и величине.
Дети с помощью «волшебной» палочки переносят и накладывают цветное изображение на контурное в соответствии с заданием. Эту игру можно предложить детям от 3-х лет.
14 слайд
«Чудо-пирамида»
Игра направлена на развитие цветовосприятия, мелкой моторики рук и на закрепление расположения цветов спектра. Детям можно предложить такие варианты игр: «Отгадай загадку и найди отгадку (определенный цвет)», «Пропусти ленточку через окошки», «Разноцветные прищепки (ленточки)» и т.п.
15 слайд
«Рыбалка»
В процессе этой игры у слабовидящих детей развивается координация, произвольное внимание, закрепляются навыки движения «глаз – рука». Дети закрепляют название цветов, величины, определяют и называют месторасположение и направление движения рыбок.
16 слайд
«Шумовые коробочки и коробочки с запахами»
В процессе работы со слабовидящими детьми большое значение имеет развитие
обоняния и слухового восприятия, так как дети с низкой остротой зрения компенсируют недостаток своего зрения именно с помощью них. Поэтому на своих занятиях я использую «Шумовые коробочки» и «Коробочки с запахами».
17 слайд
Все игры, которые я разработала для работы с детьми с нарушением зрения, можно применять в работе педагогов с нормально видящими дошкольниками, как на занятиях, так и индивидуально.
Материал подготовила
учитель-дефектолог Георгиевская Л.Б.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида № 45
Доклад на ММО старших воспитателей
«Использование авторских дидактических игр в работе по сенсомоторному развитию у дошкольников с нарушением зрения»
Подготовила
учитель-дефектолог I кв. кат.
Георгиевская Л.Б.
Химки 2015 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как эффективный способ развития ребенка-дошкольника с нарушением зрения.
Влияние дидактических и развивающих игр на интеллектуальное развитие ребенка....
Презентация "Сенсомоторное развитие детей с тяжелыми нарушениями зрения"
Сенсомоторика – умение слышать, видеть, осязать, т.е. воспринимать окружающий мир. Сенсомоторное развитие ребенка обеспечивает формирование представлений о себе и об окружающем мире, благоприятно...
Обобщение опыта работы "Развитие у дошкольников с нарушением зрения навыков изобразительной деятельности"
На непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду, ребенок делает первые шаги в мир прекрасного, пытается сам его создавать. Задачей предмета изобразительн...
Презентация "Использование авторских дидактических игр и пособий для сенсомоторного и речевого развития детей раннего возраста"
laquo;Раннее детство уникально и несет в себе огромные потенциальные возможности роста и развития. Оно обладает высочайшей самоценностью, которая должна быть не только признана, востребована, но и ре...
Игрушка "Бильбоке" как средство сенсомоторного развития у детей с нарушением зрения
У детей с нарушением зрения система сенсорных эталонов и перцептивных действий затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. В результате, слабо развита мелкая мо...
Методическая разработка «Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»
laquo;Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»...
Использование авторских дидактических сказок в образовательном процессе для развития духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»
В начальной школе времён К.Д. Ушинского широко применялись назидательные истории, притчи, басни, другие средства сообщения воспитанникам необходимых знаний....