Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и его реализация на практике. Доклад,презентация.
опыты и эксперименты по логопедии (подготовительная группа)
Право детей с ограниченными возможностями здоровья
на образование и его реализация на практике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 2 «Искорка»
Право детей с ограниченными возможностями здоровья
на образование и его реализация на практике.
Учитель-логопед:
Маркина Ольга Владимировна
г. Протвино 2022 г.
Право детей с ограниченными возможностями здоровья
на образование и его реализация на практике.
Приоритетные направления модернизации:
- Совершенствование нормативно-правовой базы, в целях гарантии ребенку с ОВЗ возможности посещать специальные или обычные образовательные учреждения.
- Система раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребёнка - базовое направление модернизации образования детей с ОВЗ.
- Формирование в обществе, в т.ч. у педагогов и родителей толерантного отношения к детям с ОВЗ, популяризация идей интеграции и инклюзии детей с ОВЗ.
- Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, образование детей с ОВЗ в условиях инклюзии
- Создание условий для получения детьми с ОВЗ психолого-педагогической помощи в образовательных учреждениях, находящихся в «шаговой доступности» от места их проживания.
- Удовлетворение особых образовательных потребностей.
Особые образовательные потребности:
- Современные научные представления позволяют выделить общие для разных категорий детей с нарушениями психофизического развития (ограниченными возможностями здоровья) особые образовательные потребности.
- В аспекте времени начала специального образования - потребность в совпадении начала целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка.
- Например, занятия по развитию слухо-зрительного и зрительного восприятия речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, разделы по социально-бытовой ориентировке для слепых, слепоглухих и умственно-отсталых детей, разделы по формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.
- В аспекте методов и средств обучения - потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, более дифференцированном, «пошаговом» обучение, чем этого требует обучение нормально развивающегося ребенка.
- Например, использование дактилологии и жестовой речи при обучении глухих, рельефно-точечного шрифта Брайля при обучении слепых, значительно более раннее, чем в норме, обучение глухих детей чтению и письму и т.п.
- В аспекте организации обучения - потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации образовательной среды.
- Так, например, дети с аутизмом нуждаются в особом структурировании образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего, дающем им возможность предсказать ход событий и планировать свое поведение.
- В аспекте границ образовательного пространства - потребность в максимальном его расширение, его обеспечение и за пределами образовательного учреждения.
- В аспекте продолжительности образования — потребность в пролонгации процесса обучения, выход за рамки школьного возраста.
В аспекте определения круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействия - потребность в согласованном участии специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро- и психофизиологов и др.), во включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.
Результат исследований Института – модели совместного образования
здоровых детей и детей с ОВЗ:
- Образовательная интеграция – закономерный этап развития системы образования лиц с ОВЗ.
- Наиболее благоприятный период интеграции / инклюзии - дошкольное детство
- Разработаны и экспериментально проверены:
- концепция интегрированного воспитания и обучения (одобрена Минобрнауки РФ);
- вариативные формы организации образовательной и социальной интеграции детей дошкольного и школьного возраста (частичная, полная, временная);
- новая модель – образовательное учреждение комбинированного типа (УКТ)
Результат исследований Института - проект СФГОС для детей с ОВЗ:
- концепция СФГОС начального школьного образования детей с ОВЗ;
- проекты СФГОС для детей с нарушениями слуха, речи, ЗПР, аутистического спектра.
Смысл разработки СФГОС:
Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, в не зависимости от:
- степени тяжести нарушения психического развития,
- способности к освоению цензового уровня образования,
- вида учебного заведения,
- региона проживания.
Специфика:
Уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с ОВЗ зависит не только и не столько от медицинского диагноза, но в значительной мере от качества предшествующего обучения и воспитания.
Предмет стандартизации – требования к:
- результатам
- структуре
- условиям
- конечному уровню образования (цензовый, нецензовый, индивидуальный).
4 варианта СФГОС:
Четыре варианта стандарта - системные характеристики требований к уровню конечного результата начального школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.
Результат исследований Института- стратегия перехода к совместному обучению:
- сохранить за интегрированными детьми всю полноту коррекционной помощи, гарантируемой законодательством;
- сохранить и модернизировать специальные ОУ, наделив их дополнительными функциями;
- внедрять модели интеграции/инклюзии, обеспечивающие доступную и полезную «долю» интеграции для каждого ребенка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИКП РАО Приоритетные направления модернизации Совершенствование нормативно-правовой базы, в целях гарантии ребенку с ОВЗ возможности посещать специальные или обычные образовательные учреждения.
ИКП РАО Приоритетные направления модернизации Система раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребёнка - базовое направление модернизации образования детей с ОВЗ.
ИКП РАО Приоритетные направления модернизации Формирование в обществе, в т.ч. у педагогов и родителей толерантного отношения к детям с ОВЗ, популяризация идей интеграции и инклюзии детей с ОВЗ.
ИКП РАО Приоритетные направления модернизации Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, образование детей с ОВЗ в условиях инклюзии: Создание условий для получения детьми с ОВЗ психолого-педагогической помощи в образовательных учреждениях, находящихся в «шаговой доступности» от места их проживания. Удовлетворение особых образовательных потребностей.
Особые образовательные потребности Современные научные представления позволяют выделить общие для разных категорий детей с нарушениями психофизического развития (ограниченными возможностями здоровья) особые образовательные потребности.
Особые образовательные потребности Особые образовательные потребности могут испытывать как дети с ОВЗ, так и дети, не имеющие ОВЗ. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социокультурными факторами. Е.Л. Гончарова, О.И.Кукушкина/Педагогический энциклопедический словарь. БРЭ, 2009
Особые образовательные потребности В аспекте времени начала специального образования - потребность в совпадении начала целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка. Е.Л. Гончарова, О..И.Кукушкина / Педагогический энциклопедический словарь. БРЭ, 2009
Особые образовательные потребности В аспекте содержания образования - потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка. Например, занятия по развитию слухо-зрительного и зрительного восприятия речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, разделы по социально-бытовой ориентировке для слепых, слепоглухих и умственно-отсталых детей, разделы по формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др. Е.Л. Гончарова, О.И.Кукушкина/Педагогический энциклопедический словарь. БРЭ, 2009
Особые образовательные потребности В аспекте методов и средств обучения - потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, более дифференцированном, «пошаговом» обучение, чем этого требует обучение нормально развивающегося ребенка. Например, использование дактилологии и жестовой речи при обучении глухих, рельефно-точечного шрифта Брайля при обучении слепых, значительно более раннее, чем в норме, обучение глухих детей чтению и письму и т.п. Е.Л. Гончарова, О.И.Кукушкина/Педагогический энциклопедический словарь. БРЭ, 2009
Особые образовательные потребности В аспекте организации обучения - потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации образовательной среды. Так, например, дети с аутизмом нуждаются в особом структурировании образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего, дающем им возможность предсказать ход событий и планировать свое поведение. Е.Л. Гончарова, О.И.Кукушкина/Педагогический энциклопедический словарь. БРЭ, 2009
Особые образовательные потребности В аспекте границ образовательного пространства - потребность в максимальном его расширение, его обеспечение и за пределами образовательного учреждения. Е.Л. Гончарова, О.И.Кукушкина/Педагогический энциклопедический словарь. БРЭ, 2009
Особые образовательные потребности В аспекте продолжительности образования — потребность в пролонгации процесса обучения, выход за рамки школьного возраста. Е.Л. Гончарова, О.И.Кукушкина/Педагогический энциклопедический словарь. БРЭ, 2009
Особые образовательные потребности В аспекте определения круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействия - потребность в согласованном участии специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро- и психофизиологов и др.), во включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов. Е.Л. Гончарова, О.И.Кукушкина/Педагогический энциклопедический словарь. БРЭ, 2009
Результат исследований Института – модели совместного образования здоровых детей и детей с ОВЗ ИКП РАО Образовательная интеграция – закономерный этап развития системы образования лиц с ОВЗ. Наиболее благоприятный период интеграции / инклюзии - дошкольное детство.
Результат исследований Института – модели совместного образования здоровых детей и детей с ОВЗ ИКП РАО Разработаны и экспериментально проверены: концепция интегрированного воспитания и обучения (одобрена Минобрнауки РФ); вариативные формы организации образовательной и социальной интеграции детей дошкольного и школьного возраста (частичная, полная, временная); новая модель – образовательное учреждение комбинированного типа (УКТ).
Результат исследований Института - проект СФГОС для детей с ОВЗ ИКП РАО концепция СФГОС начального школьного образования детей с ОВЗ; проекты СФГОС для детей с нарушениями слуха, речи, ЗПР, аутистического спектра.
Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, в не зависимости от: степени тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования, вида учебного заведения, региона проживания. Смысл разработки СФГОС
Специфика Уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с ОВЗ зависит не только и не столько от медицинского диагноза, но в значительной мере от качества предшествующего обучения и воспитания .
результатам структуре условиям конечному уровню образования (цензовый, нецензовый, индивидуальный). Предмет стандартизации – требования к:
Ч етыре варианта стандарта - системные характеристики требований к уровню конечного результата начального школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ. 4 варианта СФГОС
Результат исследований Института- стратегия перехода к совместному обучению ИКП РАО сохранить за интегрированными детьми всю полноту коррекционной помощи, гарантируемой законодательством; сохранить и модернизировать специальные ОУ, наделив их дополнительными функциями; внедрять модели интеграции/инклюзии, обеспечивающие доступную и полезную «долю» интеграции для каждого ребенка .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В данной статье подниматеся проблема прав детей с ограниченными возможностями здоровья....
Памятка для родителей «Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование»
ДЕТИ с ограниченными возможностями здоровья ИМЕЮТ ПРАВОна получение качественного образования с учетом особенностей психического развития в соответствии с положениями Федерального закона «Об обр...
статья «Инклюзия как реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование».
Инклюзивное образование...
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (с ЗПР) в ДОО, реализующей инклюзивную практику»
laquo;Портфолио обучающегося, составленное на основании профессионального осмысления и синтеза материалов текущего и промежуточного контроля.Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченны...
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации в ДОУ инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2021-2022гг
Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений в современной системе инклюзивного образования. Первый опыт социализации дети получают в детском са...