статья «Инклюзия как реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование».
статья по коррекционной педагогике по теме

Плесковская Евгения Валерьевна

Инклюзивное образование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзия как реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья  – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Они имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Выходят в мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Эти дети абсолютно несоциализированны. Вот поэтому возникла необходимость инклюзии таких детей в массовые образовательные учреждения. Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс детского сада изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности. До сих пор мы в педагогической практике привыкли нивелировать(сглаживать различия между кем-либо) эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности особых детей нивелировать приходится изменяя педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности. При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса. Такое образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация. Сейчас мало кто в нашей стране готов к такому повороту событий. Условия, которые есть на сегодняшний день – недостаточны для инклюзии(нет квалифицированных кадров, отсутствует нормативная база, достаточно затратный процесс). Поэтому надо рассматривать современный этап как переходный и двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства для реализации инклюзивной практики.

Так что же такое инклюзия в образовании?

Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Цель инклюзивного образования  – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым, обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества.
«Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.

Построение инклюзивного процесса в группе детского сада 
Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом:
1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы.
2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление «Индивидуального образовательного маршрута» и «Индивидуального образовательного плана».
3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.
4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.
5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно сохранить в семье и детском саду единство и согласованность всех требований к ребенку. Задача специалистов - помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений. Непрерывную связь с родителями необходимо осуществлять через консультации, практикумы, родительские собрания, индивидуальные тетради для рекомендаций и другие формы работы.

Таким образом, при четко продуманном содержании организации работы детского сада с детьми с ограниченными возможностями здоровья обладает эффективностью коррекционного воздействия и играет важную роль в полноценной подготовке к школьному обучению. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс обучения нормально развивающихся сверстников является актуальной и многоаспектной, решение которой требует дальнейшего проведения исследований и разработок, создания специальных условий в обычных детских садах.

Список использованной литературы:

  1. Шипицына Л. М., «Необучаемый» ребенок в семье и обществе/ Шипицына Л. М // Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: С.20-22.
  2.   Шматко, Н. Д., Для кого может быть эффективным интегрированное обучение / Н. Д. Шматко // Дефектология. 1999. № 1. С. 41-46.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзия как реализация права детей с особыми образовательными потребностями на образование

Раскрытие понятия детей с особыми образовательными потребностями и их прав.В работе, также раскывается понятие инклюзии и перечисляются основные современные взгляды на это явление.Показывается реализа...

Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и его реализация на практике. Доклад,презентация.

Право детей с ограниченными возможностями здоровьяна образование и его реализация на практике....

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В данной статье подниматеся проблема прав детей с ограниченными возможностями здоровья....

Памятка для родителей «Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование»

ДЕТИ с ограниченными возможностями  здоровья ИМЕЮТ ПРАВОна получение качественного образования с учетом особенностей психического развития в соответствии с положениями Федерального закона «Об обр...

Статья: «Формирование финансовой грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья, старшего дошкольного возраста».

Статья о формировании финансовой грамотности у детей с ОВЗ, старшего дошкольного возраста, на основе собственного опыта.        Прежде чем начать заниматься с детьми по ...