ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья по коррекционной педагогике на тему
В данной статье подниматеся проблема прав детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuziya.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Понятие «инклюзивное образование» вошло в мировую педагогическую науку и практику сравнительно недавно. Проблемы, связанные с инклюзивным образованием детей с особыми образовательными потребностями, в последние десятилетия активно обсуждают педагоги, психологи, представители медицины, родители детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вопросами инклюзивного образования занимались, такие западные исследователи, как Л. Бартон, Дж. Депплер, Е. Дорис, Т. Лореман, Е.К. Сликер. Среди российских ученых, выделяются С.В. Алехина, Д.В. Зайцев, Е.Н. Кутепова, Н.Н. Малофеев, Е.Р. Ярская-Смирнова.
Анализ проблемы инклюзивного образования во многом будет определяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Поэтому, прежде всего, чем дать определение инклюзивного образования, нужно рассмотреть понятие «инклюзия».
Инклюзия – глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг (Е.А. Екжанова).
В специальном образовании под инклюзией понимается процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, в первую очередь имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни (А.А. Наумов).
На наш взгляд, данные особенности определения инклюзии связаны с тем, что это процесс, требующий удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий каждого ребёнка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям.
Развитие инклюзивного образования в настоящее время в России – это узел проблем и противоречий, решение которых требует специальных мер комплексного характера.
По мнению А.А. Фурсенко, «…инклюзивное образование предполагает обучение детей как в обычных образовательных учреждениях, так и сохранение сети коррекционных школ и интернатов». Такой же точки зрения придерживается и директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования академик Н.Н. Малофеев. Он считает, что подавляющее большинство детей с ограниченными возможностями здоровья, которые сегодня обучаются в специальных школах, могут и должны интегрироваться в общеобразовательные учреждения [2, с.4].
В.Р. Соколова, считает, что в основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Е.Н. Кутепова характеризует инклюзивное образование как процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Д.В. Зайцев определяет инклюзивное образование как передовую систему обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанную на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.
Ведущий специалист службы раннего образования детей с особыми потребностями Джеймс Леско отмечает, что инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении.
Инклюзивное образование – это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом. Такое определение данного понятия дает Т.Л. Чепель.
Похожих определений можно назвать очень много, но есть и такие ученые, кто считает, что инклюзивное образование – это шаг к культуре, в которой ценность человека определяется не его полезностью в узком прагматическом смысле – а его достоинством – возможностью жить, верить, любить, быть любимым.
Так Б.М. Жебровский предлагает следующее определение: «…Инклюзивное образование – это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию для детей с образовательными потребностями путем организации их обучения в общеобразовательных учреждениях на основе применения личностно ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей». При этом автор считает: «…определение оптимальных путей и средств внедрения инклюзивного образования базируется на основе соответствующего нормативно-правового, учебно-методического, кадрового, материально-технического и информационного обеспечения» [3, с.5].
Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира, цель которой – реализация права на образование без дискриминации.
Проблема инклюзивного образования нашла отражение в таких нормативно-правовых документах, как: «Декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (1994), «Конвенции о правах ребенка», «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ».
Основные идеи и принципы инклюзивного образования как международной практики по реализации права на образование лиц с особыми потребностями были впервые наиболее полно сформулированы в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями». Декларация признает «необходимость и безотлагательность обеспечение образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования и призывает принять «принцип инклюзивного образования, заключающийся в том, что все дети поступают в обычные школы, если только не имеется серьезных причин, заставляющих поступать иначе…»
Генеральная Ассамблея ООН 20 ноября 1989 г. приняла Конвенцию о правах ребёнка, которая сводится к четырем важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Статья 23 Конвенции о правах ребенка посвящена детям с ограниченными возможностями, а также подтверждению права «неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка на достойную жизнь в обществе». Пункт 3 статьи предусматривает приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности.
Статья 24 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования гласит: «В настоящей Конвенции выражение «дискриминация» охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождение, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования».
«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.» предполагает решение ряда задач, регулирующих вопросы организации инклюзивных процессов в образовании:
- создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
- создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Главным целевым ориентиром концепции является расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях [1].
Исследования показывают, что вполне реально к 2020 г. дать возможность практически всем детям-инвалидам, родители которых изъявят такое желание, посещать дошкольные и школьные образовательные учреждения общего типа.
Таким образом, инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе. В Российской Федерации инклюзивное образование, являясь одной из основных форм реализации права на образование для лиц с инвалидностью, должно стать законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, начиная от подготовки нормативно-правовой базы, определения норм и принципов адаптации образовательной среды в отношении детей, имеющих особые образовательные потребности.
ЛИТЕРАТУРА
- Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
- Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / авт.-сост. А.А. Наумов, В.Р. Соколова, А.Н. Седегова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 147 с.
- Концепция развития инклюзивного образования. – Украина, 2010.– 9 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках программы дополнительного образования на примере работы объединения «Говорушечка»
Из опыта работы со слабослышащими детьми...
Реализация потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках программы дополнительного образования на примере работы объединения «Говорушечка»
Из опыта работы со слабослышащими детьми...
Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и его реализация на практике. Доклад,презентация.
Право детей с ограниченными возможностями здоровьяна образование и его реализация на практике....
Памятка для родителей «Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование»
ДЕТИ с ограниченными возможностями здоровья ИМЕЮТ ПРАВОна получение качественного образования с учетом особенностей психического развития в соответствии с положениями Федерального закона «Об обр...
статья «Инклюзия как реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование».
Инклюзивное образование...
Инклюзивное образование- обратная сторона медали. Дети с ограниченными возможностями здоровья в современной системе образования.
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Категории детей с нарушениями в развитии: 1) дети с нарушениями с...