Повторять, да учить - ум точить.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Курбатова Юлия Владимировна

Конспект открытого занятия по лексической теме "Зима" (обобщение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtoryat_da_uchit_-_um_tochit.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Зима».

Конспект открытого занятия «Повторять, да учить – ум точить» в подготовительной к школе логопедической группе.

Подготовили и провели: учитель-логопед Курбатова Ю.В., воспитатель Глушенкова Е.С.

МБДОУ д/с «Светлячок» г. Котельники.

Цель: Повторение изученного материала

Задачи:

  • Закрепление навыков подбора прилагательных к существительным,
  • Закрепление приобретенных знаний о временных представлениях (временах года, днях недели, месяцах, понятиях вчера, сегодня, завтра).
  • Закрепление знаний о плоских геометрических фигурах,
  • Закрепление навыков анализа формы и цвета геометрических фигур,
  • Закрепление навыков конструирования (танграм),
  • Закрепление навыков составления числа из двух меньших,
  • Закрепление навыков восстановления деформированного предложения с опорой на картинки,
  • Развитие мелкой и общей моторики, правильного речевого выдоха,
  • Развитие фонематического слуха,
  • Развитие зрительного восприятия, мышления, внимания, памяти,
  • Воспитание желания и умения работать в коллективе.

Оборудование: магнитная доска, указка, мел, конверт с заданиями, набор геометрических фигур, набор цифр для определения состава числа, предметные картинки по теме «Зима», костюм Незнайки.

Раздаточный материал: набор «Танграм», по 5 счетных палочек (для составления схемы предложения), счетный материал, альбомные листы, кисточки, краски, восковые свечи на каждого ребенка.

Предварительная работа: 

Чтение художественной литературы и стихотворений русских писателей и поэтов о зиме, составление описательных рассказов и рассказов по серии сюжетных картин, рисование зимнего пейзажа, отгадывание загадок, работа над пониманием смысла пословиц, работа с геометрическими фигурами, складывание фигур из «Танграм».

  1. Орг. Момент:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Гости пришли посмотреть, что вы знаете, чему научились, как умеете вести себя на занятиях.

  1. Создание проблемной ситуации:

(Входит Незнайка с большим конвертом в руке).

Незнайка: Здравствуйте! Похоже я нашёл нужный адрес.

В: Ребята кто это?

Дети: Незнайка.

В: Что же привело тебя к нам, Незнаечка?

Н: Я очень хочу пойти в школу! Знайка сказал, что меня возьмут туда, если я выполню все задания, которые находятся в этом волшебном конверте, но я ничего не могу выполнить, помогите мне, пожалуйста…

В: Поможем Незнайке?

Д: Да поможем

В: тогда занимайте свои места за столами. Незнайка, давай с ребятами выполнять задания. Ребята давайте вспомним правила поведения на занятии, да и Незнайке полезно будет их узнать:

  • Сидим тихо, не шумим
  • Слушаем внимательно и думаем перед ответом на вопрос
  • На вопросы мы отвечаем только, подняв руку.

Незнайка открывает конверт, показывает задания, на которых изображены картинки.

В: Ребята здесь все зашифровано. Как мы их будем выполнять. Догадались?

Чтобы понять с какого задания нам начать, нужно отгадать загадку.

Загадка 1.

Каждый день мой дружочек
Роняет один тоненький листочек. 
А как целый год пройдёт - 
У него последний лист упадёт.

Календарь

Незнайка достает задание с изображением календаря.

  • Какое сейчас время года?
  • Сколько времен года ты знаешь? Назови их.
  • Сколько месяцев в году?
  • В каждом времени года сколько месяцев?
  • Назови зимние месяцы.
  • Сколько всего дней в неделе?
  • Назовите все дни недели?
  • Скажите, пожалуйста, какой сегодня день недели!
  • Какой день недели был вчера?
  • Какой день недели будет завтра?
  • Назови выходные дни недели?
  • Назови будничные дни?

В: Молодцы справились с заданием.

Загадка 2

Мы встречаем их везде –

На земле и на воде.

В небесах и под землей.

Нам они нужны с тобой.

Будем их мы называть,

В окружении искать.

Треугольник, круг, квадрат,

Тем фигурам каждый рад.

Различить их с вами сможем.

Мы без них никак не можем  

(Геометрические фигуры)

(На доске треугольник, круг, квадрат, прямоугольник).

В: Как эти фигуры называются?

Д: Геометрические фигуры.

В: Это плоские или объемные фигуры.

Д: плоские

В: Давайте их сравним. По каким признакам мы сравниваем?

Д: (цвет и форма) Дети сравнивают три пары фигур.

В: У вас в конвертах лежат геометрические фигуры нужно из них сложить фигуру по образцу. (Заяц)

В: Хорошо. Выполнили задание

Н: Здорово, ребята! Вы так много всего знаете!!! Я достаю следующее задание?

Загадка 3

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла... (Зима)

Н: А, что такое эта зима?

Д: Это время года, которое наступает после осени.

Н: А, как же узнать, что она наступила? Подскажите, пожалуйста, у нас в Цветочном городе нет зимы и коротышки ничего о ней не знают.

В: Ну что, ребята, расскажем, что мы знаем о зиме, о ее приметах? Вспомним наше золотое правило: «Слушай, думай, не ленись - красиво говорить учись!». А это значит, наши уши слушают и все слышат; наши глаза смотрят и все видят. А голова думает и дает правильные ответы" (навыки учебной деятельности) Вот вам в помощь картинка.

Д: дни короткие, а ночи длинные

Солнце светит, но не греет, оно не яркое

День морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный, ясный.

Выпал снег белый, пушистый, грязный, холодный, рассыпчатый, мягкий, хрустящий, липкий, блестящий.

Птицы (улетели в теплые края, остались зимовать зимующие птицы: снегирь, щегол, клест, синица, сорока, ворона, воробей, голубь, дятел, поползень).

Животные: медведь, еж – спят в укромных, теплых норках и берлоге. Заяц меняет серую шкурку на белую, для того, чтобы его не было видно на белом снегу. Белочка меняет рыжую шубку на коричневую более теплую. сидит на ветке и грызет орешки и сухие ягоды.

Люди надевают теплую одежду (теплые шапки, сапоги, варежки, шарфы, шубки),

Дети катаются на лыжах, санках, коньках.

Игра «Закончи предложения»

  • Если зимой будет тепло, то зима будет ….
  • Если зимой будет холодно, то зима будет….
  • Если зимой будет морозно, то зима будет….
  • Если зимой будет вьюга, то зима будет….
  • Если зимой будет много снега, то зима будет….

Дыхательное упражнение «Согрей ладошки»

Н: Я так замерз, что никак не могу согреться. Давайте погреем наши ладошки (носом вдохнули – ртом выдохнули теплый воздух).

В: «Как можно волшебными, красивыми словами сказать о зиме?» (если есть затруднения дать подсказку, вспомнить стихи русских поэтов о зиме)

Д: Чародейка, матушка, красавица, кудесница, колдунья, невидимка, волшебница.

В: Хорошо. Выполнили задание.

Загадка 4

То в припрыжку, то в присядку дети делают... (зарядку)

В: И мы с вами немного разомнемся.

Физкультминутка «Незнайка»

Наш Незнайка потянулся.

Руки в боки, и нагнулся.

Встал, присел и снова встал.

На носочки встал легонько.

И за парту сел тихонько.

В: Отдохнули чуть-чуть? Будем дальше задания с Незнайкой выполнять.

Загадка 5

Сколько

Ног у майского жука

И сторон у сундука.

Коль не можем сами счесть,

Нам подскажет цифра… (шесть)

В: Ребята нам нужно с вами цифру 6 разложить на два меньших числа.

На доске цифра 6 дети выставляют варианты разложения числа.

6. Составь предложения

Н: Ребята, Знайка дал мне задание посчитать количество слов в предложении и составить схему предложения, но только я открыл конверт, как налетел ветер и все разбросал.  Я пытался составить предложения и вот что у меня вышло (зачитывает) «Укрыл, снег, землю, пушистый».

В: Ребята давайте поможем Незнайке правильно составить предложения. (3 варианта)

Птиц, зимой, дети, кормят.

Дети, коньках, катаются, на.

На, узоры, красивые, окнах.

7. Рисование морозных узоров восковой свечой и акварельными красками

В: Мороз на стеклах нарисовал узоры, и мы нарисуем узоры. Перед тем, как выполнить следующее задание, давайте помассируем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик…»

Этот пальчик самый сильный самый толстый и большой,

Этот пальчик для того чтоб показывать его,

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине,

Этот пальчик безымянный избалованный он самый,

Ну а этот хоть и мал, зато весел да удал.

8. Итог занятия.

В: Конверт пустой и наше занятие заканчивается. Понравилось вам сегодня наше занятие? Мы справились со всеми заданиями, помогли Незнайке? Ребята как вы понимаете пословицу «Повторять да учить - ум точить».

Д: Знаниями наполняться, повторять что изучили.

В: Правильно. Повторять, что изучили. И мы сегодня этим занимались

– Какие задания легко вы выполняли?

– Какие задания были трудными для вас?

Н: Спасибо, ребята, вам большое. Я возвращаюсь в Цветочный город и, надеюсь Знайка разрешит мне пойти в школу, задания-то вы мне помогли выполнить. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП "Повторять, да учить, ум точить"

Преемственность детского сада и школы....

Областной фотоконкурс «Точь – в – точь»

Областной фотоконкурс «Точь – в – точь», в номинации «фото одного героя» – «Марфушенька» из сказки Морозко 1 место!...

НОД ФЭМП " Повторять да учить, ум точить"

НОД ориентировано на старший дошкольный возраст...

Конспект итогового комбинированного занятия "Повторять да учить - ум точить" в подготовительной группе

Цель: закрепление и повторение пройденного материала, полученного на занятиях в течение года....

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе "Повторять да учить - ум точить!"

Конспект итогового занятия по ФЭМП,закрепление и повторение пройденного материала, полученного на занятиях в течении года....

Конспект по математике в подготовительной группе «Повторять да учить – ум точить!»

Цель: закрепление и повторение пройденного материала, полученного на занятиях в течение года.Задачи :Образовательная: формировать у детей умения использовать для познания объектов и явлений окружающег...